Файл: 1. принципы еэкономики основные понятия информационной экономики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выполнения рутинных, или сложных операций, то современные роботы призваны полностью исключить пресловутый человеческий фактор из производственных процессов. Просто очередной виток спирали, ничего личного.
Разумеется, сетевые коммуникации образуют нечто большое, чем простые послания одного человека другому, пусть даже через материки и океаны. Мы имеем дело с колоссальной кооперацией, коллективным взаимодействием неизмеримого числа людей и объектов неживой природы.
Перманентные процессы переработки информации, производства новых знаний порождают тот синергетический эффект, о котором уже упоминалось раньше.
Примером осознания процессов глобализации и попытки ускорить развитие сетевой экономики вполне можно считать создание в 1992-1993 гг.
Европейского союза. Желание объединить рынки, устранить преграды для перемещения товаров и рабочей силы по сути привело к появлению социально-экономико-политической надстройки, призванной оперативно отреагировать на кардинальные изменения мировой экономики. Насколько эта попытка в итоге окажется удачной покажет время. Однако, отметим, что авторы этого проекта нарушили несколько важных объективных сетевых законов. В сетевом образовании все его участники должны быть равноправными, что явно отсутствует в «сети» Евросоюза. Желание сбалансировать интересы вошедших в него стран и добавить управляемости и стабильности внутренним процессам привело к появлению брюссельской бюрократии. А как известно, в зрелых сетях не должно быть центров управления. Нормальное состояние сети – креативный хаос. А стабильность для сетевых структур равносильна застою и умиранию. Честно говоря, готовность человечества создавать эффективные политические надстройки в условиях сетевой экономики вызывает большие сомнения.
Принцип полноты
Какие товары являются наиболее ценными в традиционной экономике?
Если коротко, то дефицитные, либо производимые в недостаточном количестве, либо труднодоступные или представленные в очень ограниченном числе экземпляров (например, алмазы). Хорошим примером товаров первого вида могут послужить ковры. Было время, когда на деньги, вырученные за персидский ковер, тканный вручную, можно было купить небольшую страну.
Но стоило в 19 веке механизировать их производство, тем самым существенно увеличив предложение, как стоимость ковров сразу упала. История сама по себе очень интересная, и, как ни странно, имеющая прямое отношение к развитию вычислительной техники. Один из самых эффективных ткацких станков того времени изобрел француз Жозеф Мари Жаккар. А так называемый жаккардов механизм (по сути устройство для считывания информации с перфоленты) чуть позже применялось в концептуальной аналитической машине Чарльза Бэббиджа, впервые предложившего микропрограммный принцип управления, а, заодно, и использование
Разумеется, сетевые коммуникации образуют нечто большое, чем простые послания одного человека другому, пусть даже через материки и океаны. Мы имеем дело с колоссальной кооперацией, коллективным взаимодействием неизмеримого числа людей и объектов неживой природы.
Перманентные процессы переработки информации, производства новых знаний порождают тот синергетический эффект, о котором уже упоминалось раньше.
Примером осознания процессов глобализации и попытки ускорить развитие сетевой экономики вполне можно считать создание в 1992-1993 гг.
Европейского союза. Желание объединить рынки, устранить преграды для перемещения товаров и рабочей силы по сути привело к появлению социально-экономико-политической надстройки, призванной оперативно отреагировать на кардинальные изменения мировой экономики. Насколько эта попытка в итоге окажется удачной покажет время. Однако, отметим, что авторы этого проекта нарушили несколько важных объективных сетевых законов. В сетевом образовании все его участники должны быть равноправными, что явно отсутствует в «сети» Евросоюза. Желание сбалансировать интересы вошедших в него стран и добавить управляемости и стабильности внутренним процессам привело к появлению брюссельской бюрократии. А как известно, в зрелых сетях не должно быть центров управления. Нормальное состояние сети – креативный хаос. А стабильность для сетевых структур равносильна застою и умиранию. Честно говоря, готовность человечества создавать эффективные политические надстройки в условиях сетевой экономики вызывает большие сомнения.
Принцип полноты
Какие товары являются наиболее ценными в традиционной экономике?
Если коротко, то дефицитные, либо производимые в недостаточном количестве, либо труднодоступные или представленные в очень ограниченном числе экземпляров (например, алмазы). Хорошим примером товаров первого вида могут послужить ковры. Было время, когда на деньги, вырученные за персидский ковер, тканный вручную, можно было купить небольшую страну.
Но стоило в 19 веке механизировать их производство, тем самым существенно увеличив предложение, как стоимость ковров сразу упала. История сама по себе очень интересная, и, как ни странно, имеющая прямое отношение к развитию вычислительной техники. Один из самых эффективных ткацких станков того времени изобрел француз Жозеф Мари Жаккар. А так называемый жаккардов механизм (по сути устройство для считывания информации с перфоленты) чуть позже применялось в концептуальной аналитической машине Чарльза Бэббиджа, впервые предложившего микропрограммный принцип управления, а, заодно, и использование
двоичной системы счисления для внутримашинного представления данных. И, наконец, отметим, что ткацкий станок Жаккара сыграл роль одного из драйверов первой промышленной революции.
Итак, дефицитный товар в индустриальной экономике стоит дорого. А какой продукт (услуга) имеет наибольшую ценность в экономике сетевой?
Тот, который произведен в избытке и максимально широко распространен в международном масштабе. Т.е., все наоборот. Ценность (способность удовлетворять потребности) сетевого продукта (услуги) будет расти синхронно с увеличением объемов его производства и расширением его представления в сети. Суть описанного выше снова объясняется магией коммуникаций Интернета. Число связей в любой сети определяется количеством ее узлов. Добавив всего несколько новых элементов в сетевую информационную систему, мы получим экспоненциальный рост числа связей и, как следствие, существенное увеличение синергетического эффекта.
Для большей ясности рассмотрим подробнее известный «эффект факса».
Первый факсимильный аппарат в привычном для нас виде (дистанционный ксерокс) появился достаточно давно – в 1964 году. Компания Xerox, потратившая на его производство огромные деньги, получила в итоге единственный аппарат с практически нулевой ценностью. Но с появлением второго факса ценность обоих устройств немедленно возросла – появился сервис, поддерживающий передачу факсимильных сообщений. И каждый вновь приобретенный факс увеличивает ценность этой глобальной коммуникационной системы (и каждого входящего в нее факса в отдельности).
А вот платите Вы за все это богатство сущие копейки. Купив всего один аппарат Вы получите в свое распоряжение всю сеть обмена факсимильными сообщениями. Это положительная экстерналия.
Таким образом логика и механизмы сети в корне меняют традиционные представления. В информационной экономике ценность продукта (услуги) происходит из избыточности предложения и прирастает масштабностью распространения. Тоже самое касается копирования чего угодно. Сами копии стоят недорого (гораздо дешевле кем-то созданного оригинала), поэтому распространять их не составляет проблемы. Так мы легко достигнем избыточности.
Экспоненциальный рост сети
Этот принцип отражает экспоненциальный рост числа провайдеров и пользователей Интернет-сетей.
После двух десятков лет относительно незаметного развития глобальной сети, начался ее лавинообразный рост. Такое поведение, вообще говоря, присуще биологическим системам. Интернет стал первым примером демонстрации классического биологического роста в чисто технической системе. Поэтому для описания сетевой экономики гармоничнее использовать биологические модели.
Экспоненциальный рост объясняется уже не раз упоминавшимся многократным ростом числа связей даже в случае незначительного
Итак, дефицитный товар в индустриальной экономике стоит дорого. А какой продукт (услуга) имеет наибольшую ценность в экономике сетевой?
Тот, который произведен в избытке и максимально широко распространен в международном масштабе. Т.е., все наоборот. Ценность (способность удовлетворять потребности) сетевого продукта (услуги) будет расти синхронно с увеличением объемов его производства и расширением его представления в сети. Суть описанного выше снова объясняется магией коммуникаций Интернета. Число связей в любой сети определяется количеством ее узлов. Добавив всего несколько новых элементов в сетевую информационную систему, мы получим экспоненциальный рост числа связей и, как следствие, существенное увеличение синергетического эффекта.
Для большей ясности рассмотрим подробнее известный «эффект факса».
Первый факсимильный аппарат в привычном для нас виде (дистанционный ксерокс) появился достаточно давно – в 1964 году. Компания Xerox, потратившая на его производство огромные деньги, получила в итоге единственный аппарат с практически нулевой ценностью. Но с появлением второго факса ценность обоих устройств немедленно возросла – появился сервис, поддерживающий передачу факсимильных сообщений. И каждый вновь приобретенный факс увеличивает ценность этой глобальной коммуникационной системы (и каждого входящего в нее факса в отдельности).
А вот платите Вы за все это богатство сущие копейки. Купив всего один аппарат Вы получите в свое распоряжение всю сеть обмена факсимильными сообщениями. Это положительная экстерналия.
Таким образом логика и механизмы сети в корне меняют традиционные представления. В информационной экономике ценность продукта (услуги) происходит из избыточности предложения и прирастает масштабностью распространения. Тоже самое касается копирования чего угодно. Сами копии стоят недорого (гораздо дешевле кем-то созданного оригинала), поэтому распространять их не составляет проблемы. Так мы легко достигнем избыточности.
Экспоненциальный рост сети
Этот принцип отражает экспоненциальный рост числа провайдеров и пользователей Интернет-сетей.
После двух десятков лет относительно незаметного развития глобальной сети, начался ее лавинообразный рост. Такое поведение, вообще говоря, присуще биологическим системам. Интернет стал первым примером демонстрации классического биологического роста в чисто технической системе. Поэтому для описания сетевой экономики гармоничнее использовать биологические модели.
Экспоненциальный рост объясняется уже не раз упоминавшимся многократным ростом числа связей даже в случае незначительного
увеличения числа участников сети. И этот рост продолжается непрерывно. За то время, в течение которого Вы читали эти строки, масштаб сети также увеличился за счет n-го числа новых соединений.
Постоянное наращивание мощностей в области коммуникационной инфраструктуры позволило
Джорджу
Гилдеру вывести важную эмпирическую закономерность: ширина полосы частот увеличивается как минимум в 3 раза быстрее, чем мощность вычислительных машин. Т.е., коммуникационные мощности удваиваются примерно каждые полгода. Этот постулат наводит на мысль, что телекоммуникационные сети в ближайшем будущем станут центром силы информационных технологий и техники.
Следуя по пути постоянного наращивания мощности в сфере телекоммуникаций, человечество неизбежно придет к практически нулевой стоимости передачи данных. Возможности сети в плане коммуникации станут просто неограниченными. Для хозяйствующих субъектов необходимость преодоления географической распределенности и сопутствующие этому процессу материальные и временные издержи перестанут быть фактором сдерживания в сфере коммуникаций.
Одновременно с этим согласно закона Меткалфа потребительная полезность сетей резко повысится вместе с увеличением числа пользователей.
Развитие сети подстегивается также ожиданиями потенциальных потребителей, которые они связывают с ее ростом. Чем масштабнее процессы роста, тем выше готовность новых пользователей подключиться к сети, повышая тем самым ее полезность.
Переломные точки
Для начала рассмотрим пример из биологии. Листья лилий удваивают занимаемую площадь в течении суток. Т.е., накануне дня, когда лилии покроют все озеро, они будут занимать лишь половину водной поверхности.
Соответственно за четыре дня до полного покрытия, занимаемое лилиями пространство составит одну шестнадцатую от общей площади. О чем нам говорит этот пример? Изменения в системе накапливаются постепенно, она может успешно пройти «точку невозврата» в своем развитии, но заметными изменения становятся только в конце жизненного цикла, намного позже преодоления некоторого переломного момента. Рост сетевой экономики подобен двухкратному увеличению занятой лилиями поверхности озера, только удвоение происходит не ежедневно, а примерно раз в полгода.
Другой, гораздо менее романтичный пример из области эпидемиологии.
Для вирусных болезней есть определенный показатель – число зараженных, после превышения которого начинается эпидемия или, еще хуже, пандемия.
Это и есть точка перелома. Процесс, после преодоления данной точки развивается за счет внутренних источников, никакие дополнительные, внешние воздействия уже не нужны.
Для того чтобы добиться роста полезности сети (как прямого сетевого эффекта) необходимо сформировать определенную критическую массу – минимально достаточного числа пользователей. После этого сеть обретает
Постоянное наращивание мощностей в области коммуникационной инфраструктуры позволило
Джорджу
Гилдеру вывести важную эмпирическую закономерность: ширина полосы частот увеличивается как минимум в 3 раза быстрее, чем мощность вычислительных машин. Т.е., коммуникационные мощности удваиваются примерно каждые полгода. Этот постулат наводит на мысль, что телекоммуникационные сети в ближайшем будущем станут центром силы информационных технологий и техники.
Следуя по пути постоянного наращивания мощности в сфере телекоммуникаций, человечество неизбежно придет к практически нулевой стоимости передачи данных. Возможности сети в плане коммуникации станут просто неограниченными. Для хозяйствующих субъектов необходимость преодоления географической распределенности и сопутствующие этому процессу материальные и временные издержи перестанут быть фактором сдерживания в сфере коммуникаций.
Одновременно с этим согласно закона Меткалфа потребительная полезность сетей резко повысится вместе с увеличением числа пользователей.
Развитие сети подстегивается также ожиданиями потенциальных потребителей, которые они связывают с ее ростом. Чем масштабнее процессы роста, тем выше готовность новых пользователей подключиться к сети, повышая тем самым ее полезность.
Переломные точки
Для начала рассмотрим пример из биологии. Листья лилий удваивают занимаемую площадь в течении суток. Т.е., накануне дня, когда лилии покроют все озеро, они будут занимать лишь половину водной поверхности.
Соответственно за четыре дня до полного покрытия, занимаемое лилиями пространство составит одну шестнадцатую от общей площади. О чем нам говорит этот пример? Изменения в системе накапливаются постепенно, она может успешно пройти «точку невозврата» в своем развитии, но заметными изменения становятся только в конце жизненного цикла, намного позже преодоления некоторого переломного момента. Рост сетевой экономики подобен двухкратному увеличению занятой лилиями поверхности озера, только удвоение происходит не ежедневно, а примерно раз в полгода.
Другой, гораздо менее романтичный пример из области эпидемиологии.
Для вирусных болезней есть определенный показатель – число зараженных, после превышения которого начинается эпидемия или, еще хуже, пандемия.
Это и есть точка перелома. Процесс, после преодоления данной точки развивается за счет внутренних источников, никакие дополнительные, внешние воздействия уже не нужны.
Для того чтобы добиться роста полезности сети (как прямого сетевого эффекта) необходимо сформировать определенную критическую массу – минимально достаточного числа пользователей. После этого сеть обретает
определенный уровень ценности и самодостаточности, становится готовой к долгосрочной, эффективной эксплуатации.
Такая же картина наблюдается практически в любом бизнесе. Миновав переломную точку бизнес начинает поддерживать сам себя. Для производств, требующих предварительного накопления критической массы (потенциала), имеет место так называемая стартовая проблема. Для ее решения хозяйствующие субъекты осуществляют ряд специфических мероприятий: привлечение начального привилегированного круга пользователей, предоставление особых условий обслуживания, работа с опытом клиента, активное влияние на процесс формирования ожиданий потребителей, дифференциация цен, льготная тарифная политика и др.
Увеличивающиеся отдачи
Рост объемов производства в индустриальной экономике описывается линейным законом. При этом конкуренция заставляет всех участников рынка постоянно искать путь снижения стоимости продукции. Компания, нашедшая такой путь, забирает всю прибыль себе. Иначе обстоят дела в сетевой экономике. Во-первых, производство растет экспоненциально. А во-вторых, увеличивающаяся отдача, развитие индустрии обеспечивается всеми участниками сети. Полученные доходы делятся пропорционально внутри этой глобальной кооперации.
Как же происходит увеличение отдачи? За счет создания положительной обратной связи. Увеличение объема сети влечет за собой рост числа пользователей. Привлечение новых участников заставляет сеть расти. Цепь обратной связи замкнулась. Как результат стремительно растет объем сделок купли-продажи, расширяется предложение пользующихся повышенным спросом услуг.
Есть ли в сети стопроцентные способы обречь проект на неудачу? Один точно есть. Созерцание и неподвижность. Обломовщине в сети так же нет места, как и изолированности.
Кстати, к увеличению отдачи приводит не только прямой сетевой эффект, но и косвенный, состоящий в росте комплементарных рынков.
Например, производство информационного продукта - сотовых телефонов - привело к огромному числу традиционных, рыночно обусловленных бизнес- действий, включая открытие магазинов, развертывание сетей обслуживания и ремонта, создание точек оплаты услуг мобильной связи и т.д.). Эти действия также образуют контур обратной связи, приводя в итоге к повышению спроса на смартфоны и айфоны.
Обратное ценообразование
Лучшие товары индустриальной экономики никогда не дешевели.
Любые усовершенствования традиционного товара тут же сказывались на его цене. Причем в неблагоприятную для потребителя сторону.
Первым товаром, который опроверг сложившуюся систему цен, был микропроцессор. Кратное, периодическое сокращение стоимости вычислений
Такая же картина наблюдается практически в любом бизнесе. Миновав переломную точку бизнес начинает поддерживать сам себя. Для производств, требующих предварительного накопления критической массы (потенциала), имеет место так называемая стартовая проблема. Для ее решения хозяйствующие субъекты осуществляют ряд специфических мероприятий: привлечение начального привилегированного круга пользователей, предоставление особых условий обслуживания, работа с опытом клиента, активное влияние на процесс формирования ожиданий потребителей, дифференциация цен, льготная тарифная политика и др.
Увеличивающиеся отдачи
Рост объемов производства в индустриальной экономике описывается линейным законом. При этом конкуренция заставляет всех участников рынка постоянно искать путь снижения стоимости продукции. Компания, нашедшая такой путь, забирает всю прибыль себе. Иначе обстоят дела в сетевой экономике. Во-первых, производство растет экспоненциально. А во-вторых, увеличивающаяся отдача, развитие индустрии обеспечивается всеми участниками сети. Полученные доходы делятся пропорционально внутри этой глобальной кооперации.
Как же происходит увеличение отдачи? За счет создания положительной обратной связи. Увеличение объема сети влечет за собой рост числа пользователей. Привлечение новых участников заставляет сеть расти. Цепь обратной связи замкнулась. Как результат стремительно растет объем сделок купли-продажи, расширяется предложение пользующихся повышенным спросом услуг.
Есть ли в сети стопроцентные способы обречь проект на неудачу? Один точно есть. Созерцание и неподвижность. Обломовщине в сети так же нет места, как и изолированности.
Кстати, к увеличению отдачи приводит не только прямой сетевой эффект, но и косвенный, состоящий в росте комплементарных рынков.
Например, производство информационного продукта - сотовых телефонов - привело к огромному числу традиционных, рыночно обусловленных бизнес- действий, включая открытие магазинов, развертывание сетей обслуживания и ремонта, создание точек оплаты услуг мобильной связи и т.д.). Эти действия также образуют контур обратной связи, приводя в итоге к повышению спроса на смартфоны и айфоны.
Обратное ценообразование
Лучшие товары индустриальной экономики никогда не дешевели.
Любые усовершенствования традиционного товара тут же сказывались на его цене. Причем в неблагоприятную для потребителя сторону.
Первым товаром, который опроверг сложившуюся систему цен, был микропроцессор. Кратное, периодическое сокращение стоимости вычислений
было зафиксировано в знаменитом законе Мура. Оказалось, что более качественный информационный товар можно приобрести дешевле. Только нужно какое-то время подождать.
Примеры из области микропроцессорной техники кажутся уже такими старыми и далекими, поэтому проиллюстрируем данный принцип ситуацией с айфоном. Предположим, что в 2013 году Вы приобрели новенький iPhone 5 за 50 000 рублей. В 2018 году Вы решили купить более функциональную модель айфона. Покупайте iPhone 7. Вы легко уложитесь в 40 000 рублей.
Почувствовали разницу? Заметно сократив бюджет Вы можете приобрести товар безусловно лучшего качества. Конечно, если Вы не будете гоняться за iPhone 10. Этот стоит пока дорого. Но подождите годик-другой.
Мы убедились в том, что лучшие сетевые товары имеют тенденцию непрерывного снижения цены во времени. Чем длительнее будет отсрочка покупки товара, тем меньшего бюджета она от Вас потребует. Принципиально иная ситуация по сравнению с традиционной экономикой.
Принцип уменьшающихся во времени цен – важнейший драйвер новой экономики.
Возвращаясь к идеям Гилдера, мы вместе с ним констатируем тот факт, что сеть становится свободной. Стоимость одного переданного байта неуклонно стремится к нулю (правда достигнуть его не может). Тоже самое можно сказать о стоимости одного вычисления, копирования информации.
При этом качество информационных услуг постоянно улучшается, расширяя одновременно число сфер, охваченных процессами автоматизации.
Наступает «золотой век» потребителя. На рынок постоянно будут выбрасываться прекрасные, качественные товары по сниженными ценам. Не верится, правда? Но такова логика развития сетевой экономики.
С другой стороны, производителям в таких условиях точно не стоит расслабляться. Об этом мы еще поговорим чуть позже. Пока лишь заметим, что только постоянные изменения, расширение номенклатуры товаров и услуг, мгновенные внедрения изобретений и новых технологий, многогранное сотрудничество и кооперация, непрестанная борьба за клиента новыми способами – неизбежные составляющие любого сетевого бизнеса.
Достаточно оценить реалии бизнеса современных сотовых операторов.
В условиях, когда стоимость каждой услуги постоянно снижается, только расширение списка сервисов, включая функции самого телефона (причем опережающими темпами, чтобы произведение числа услуг на их стоимость было экономически целесообразным) позволяет компании держаться на плаву.
Щедрость как конъюнктура
Исходя из того, что ценность информационного продукта возрастает при его распространении, а стоимость соответственно уменьшается, мы приходим к потрясающему, но волне логичному выводу: самые ценные товары в сетевой экономике вообще следует раздавать бесплатно.
Примеры из области микропроцессорной техники кажутся уже такими старыми и далекими, поэтому проиллюстрируем данный принцип ситуацией с айфоном. Предположим, что в 2013 году Вы приобрели новенький iPhone 5 за 50 000 рублей. В 2018 году Вы решили купить более функциональную модель айфона. Покупайте iPhone 7. Вы легко уложитесь в 40 000 рублей.
Почувствовали разницу? Заметно сократив бюджет Вы можете приобрести товар безусловно лучшего качества. Конечно, если Вы не будете гоняться за iPhone 10. Этот стоит пока дорого. Но подождите годик-другой.
Мы убедились в том, что лучшие сетевые товары имеют тенденцию непрерывного снижения цены во времени. Чем длительнее будет отсрочка покупки товара, тем меньшего бюджета она от Вас потребует. Принципиально иная ситуация по сравнению с традиционной экономикой.
Принцип уменьшающихся во времени цен – важнейший драйвер новой экономики.
Возвращаясь к идеям Гилдера, мы вместе с ним констатируем тот факт, что сеть становится свободной. Стоимость одного переданного байта неуклонно стремится к нулю (правда достигнуть его не может). Тоже самое можно сказать о стоимости одного вычисления, копирования информации.
При этом качество информационных услуг постоянно улучшается, расширяя одновременно число сфер, охваченных процессами автоматизации.
Наступает «золотой век» потребителя. На рынок постоянно будут выбрасываться прекрасные, качественные товары по сниженными ценам. Не верится, правда? Но такова логика развития сетевой экономики.
С другой стороны, производителям в таких условиях точно не стоит расслабляться. Об этом мы еще поговорим чуть позже. Пока лишь заметим, что только постоянные изменения, расширение номенклатуры товаров и услуг, мгновенные внедрения изобретений и новых технологий, многогранное сотрудничество и кооперация, непрестанная борьба за клиента новыми способами – неизбежные составляющие любого сетевого бизнеса.
Достаточно оценить реалии бизнеса современных сотовых операторов.
В условиях, когда стоимость каждой услуги постоянно снижается, только расширение списка сервисов, включая функции самого телефона (причем опережающими темпами, чтобы произведение числа услуг на их стоимость было экономически целесообразным) позволяет компании держаться на плаву.
Щедрость как конъюнктура
Исходя из того, что ценность информационного продукта возрастает при его распространении, а стоимость соответственно уменьшается, мы приходим к потрясающему, но волне логичному выводу: самые ценные товары в сетевой экономике вообще следует раздавать бесплатно.