Файл: 1. принципы еэкономики основные понятия информационной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
больше н обязательно. Разумеется, такое счастье пока не охватило все категории рабочих и служащих. Но тенденции налицо.
Так уж устроен человек. Первая реакция всегда обращена на негативные аспекты. Поэтому зачастую креативный, созидательный потенциал разрушений, которые несет сетевая экономика, игнорируется. На самом деле на смену уничтоженному старому всегда приходит возможность для создания чего-то нового, инновационного. Важно понимать, что по-другому в сетевой экономике быть просто не может. Можно конечно, обижаться на тигра за то, что он поедает мелких зверушек. Но это закон природы. Так уж устроен тигр.
Чем дольше будет длиться застой (например, благодаря попыткам спасти ситуацию усилиями третьей стороны), тем масштабнее окажутся итоговые разрушения. Состояние равновесия и покоя пагубны для сети.
Постоянные изменения – ее нормальное состояние.
Никто не отрицает социальной ответственности бизнеса и государства, но внимательный анализ статистических данных показывает, что зачастую сеть способна сама о себе позаботиться. Исследования, проведенные в Техасе, выявили интересную закономерность. В городе Остин средний срок жизни для новых бизнес-проектов оказался самым коротким в штате. На первый взгляд, данный факт не сулит ничего хорошего для жителей городка. Но, одновременно с этим, именно в Остине зафиксирован самый высокий рост числа новых рабочий мест и заработной платы. А это уже совершенно другой результат. Наряду с ликвидацией части рабочих мест и закрытием компаний происходит рождение новых бизнесов с еще большей капитализацией и увеличение общей численности персонала.
Происходящее отчасти напоминает события революции 1917 года
(надеюсь, что результат будет иным). По крайнем мере, с кратким ее планом, продекларированном в «Интернационале», у сетевой экономики имеется очевидная корреляция. Сначала до основания должна быть разрушена старая индустриальная экономика, а затем на ее месте следует создать сеть тесно взаимодействующих, но относительно самостоятельных, гибких электронных рынков.
Об эффективности труда
Как же легко и просто было оценивать качество человеческого труда в эпоху индустриальной экономики. Существовали четки ясные показатели и характеристики. Один из них производительность труда. Чем больше продуктов рабочий успевал сделать в единицу времени, тем выше была его производительность. В сетевой экономике эта проблема вообще решается по другому. Основной объем физического труда на производстве будут выполнять работы. Понятно, что их производительность в традиционном понимании этого термина будет существенно выше чем у людей. Вот пусть они и работают на производстве. Производительность позволяет лишь сделать вывод о том, что кто-то очень ловко делает определенную вещь, причем совершенно необязательно нужную рынку, то есть полезную потребителям.
Умением копировать в эпоху развития технологии 3D-прототипирования

никого не удивишь. Участие людей в деятельность такого рода уходит в прошлое.
На долю человека приходится креативный и творческий труд, работа в условиях высокой неопределенности, либо требующая сугубо человеческих качеств. А как, пользуясь категориями производительности, измерить уровень открытий чудных или степень духа просвещенья? Про шкалу гениальности вкупе с ранжированием парадоксов лучше вообще не заикаться. К сожалению, высокие идеи. способные перевернуть мир, приходят в голову не так часто.
Очень часто труд великих изобретателей окружающие считали неэффективным, над ними даже смеялись до поры, до времени. А потом оказывалось, что бессмысленная на первый взгляд трата времени была прелюдией к гениальному открытию.
Мы не способны сразу оценить достоинства и перспективы многих тысяч новинок, вбрасываемых в сеть в настоящее время. Не все они кажутся эффективными, и, наверное, некоторые таковыми не являются. Какие-то выстрелят сразу, а некоторые найдут свое применение позже. Но все они формируют инфосферу – вселенский симбиоз, из которого рождается будущее сетевой экономики.
В новых условиях человека не должен больше беспокоить вопрос «как сделать продукт быстрее и лучше?». Ему следует озаботиться стратегической проблемой - «какая работа более важная и полезная?». Если человек решает исключительно проблемы, он инвестирует силы и средства в свои слабые стороны. Для того чтобы перейти к развитию, нужно искать новые возможности. В этом смысле сетевая экономика способствует развитию человека, позволяет применить его лучшие качества и использует его самые сильные стороны.
Неуправляемость – неотъемлемое свойство сетевых структур
Сеть – структура принципиально децентрализованная. Допускается присутствие нескольких, усиленных по сравнению с остальными, узлов, но их воздействие на сеть в любом случае должно быть ограничено (Рис.1.3).
Основная форма взаимодействия сетевых узлов – кооперация. Узлы в основном равноправны (не ранжированы).
Рис. 1.3. Схематическое изображение сетевой, иерархической и
(квази)рыночной структур; разнонаправленными стрелками ←→ отображены кооперативные, а встречными стрелками →← конкурентные взаимодействия элементов структур.

Конечно существуют и иные способы взаимодействия хозяйствующих или социальных субъектов:

Иерархические (вертикальные) структуры включают единый центр управления. Связи между узлами отражают отношения субординации
(главный-подчиненный). По такому принципу построены многие традиционные политические, социальные, культурные и даже научные институты.

Квазирыночные
структуры
характеризуются преобладанием отношений конкуренции над кооперацией между элементами.
Рыночные системы подразумевают автономию узлов, эквивалентный товарообмен и, разумеется, ярко выраженную конкуренцию. Примеры рыночных структур можно также встретить в биологии и животном мире. Например, стаи саранчи.
Резюмируя сказанное, приведем основные характеристики сетевых структур:

децентрализация;

широкая специализация участников, высокая готовность работать в составе единой команды;

максимальное поощрение неформальных, прямых контактов между участниками;

создание условий, в которых каждый может проявить себя как творческая личность, индивидуальность, полностью реализовать свой потенциал;

управление сетевой структурой строится таким образом, чтобы не только достигалась результирующая цель системы, но и максимально удовлетворялись потребности ее участников;

наличие общей для всех участников интеграционной, результирующей цели и прозрачность механизмов ее достижения;

единая цель побуждает к формированию системы общих ценностей, норм и правил делового общения.
1   2   3

1.3. Проблемы перехода к сетевой экономики
Человечество настойчиво пытается забраться на новую ступень своего развития. Зафиксированная в 2000 году Окинавской хартией смена статуса нашего социума на информационный, глобальный по своей сути, конечно, была только анонсом предстоящих фундаментальных изменений. Сегодня мы видим приметы формирования информационного общества совершенно отчетливо. Дальнейшее углубление четвертой промышленной революции, стимулирующей ускоренное становление шестого технологического уклада, создает предпосылки и базис для прорывных технологий, неизбежно ведущих к коренному изменению наших представлений об экономике, обществе, человеке. Революционные изменения происходят в самых разных сферах. В финансово-экономической сфере интенсивно развиваются новые бизнес- модели, кардинально меняется характер взаимодействия хозяйствующих
субъектов. От долгие годы главенствующей конкуренции мир переходит к максимальной кооперации. Пандемия преобразований охватила системы производства и сбыта. Меняется характер потребления. Самым заметным образом трансформируется общественное устройство, социальная сфера, мировоззрение и система ценностей индивида. Пришедшие в мир технологии открывают принципиально новые возможности для самовыражения людей, их коммуникаций и, наконец, осуществления трудовой деятельности. Кроме коренной ломки традиционных институтов перманентно формируются направления, в недавнем прошлом казавшиеся совершенно фантастическими.
Безусловно инновационные технологии, создающие базис для цифровой экономики, несут с собой массу новых благ и возможностей. Собственно, отличительная черта новых экономических отношений как раз заключается в индивидуализации, ориентации производства на человека, максимальное удовлетворение его потребностей.
Действительно формирующееся информационное общество – это фактически «потребительский рай».
Человечество вступает в эпоху постоянно дешевеющих товаров и услуг. А самые ценные товары в информационной экономике вообще будут предоставляться бесплатно. Потребитель не будет ограничен рамками ассортимента, номенклатуры или запасами производителя. Появится возможность заказывать товары с определенными потребительскими функциями, свойствами, качествами. Мир интернета вещей, умных городов, дополненной виртуальной реальности кардинально изменит систему и характер потребления. Отметим, что для производителей новые времена представляются куда более напряженными. В условиях, когда время жизни сетевого проекта (предприятия) уменьшается до двух-трех лет, единственным способом оставаться на плаву является постоянное развитие и изменение.
Сетевые компании вынуждены все время предлагать новые товары и услуги, сбрасывать цены, искать новые ниши, формировать инновационные платформы для реализации цифровых цепочек добавленной стоимости.
Предприниматель, даже имея хорошо отлаженный, приносящий сегодня неплохой доход бизнес, не может остановиться и почивать на лаврах.
Стабильность, еще недавно бывшая такой желанной ценностью и результатом прогресса, в условиях сетевой экономики становится смертельным приговором. Поэтому даже высокодоходный электронный бизнес постоянно перестраивается, зачастую путем своего полного разрушения. Но как показывает практика, на его месте создаются новые сетевые предприятия, как сейчас принято говорить - стартапы, с еще большей степенью капитализации.
Увы, цифровая экономика – это экономика на грани хаоса. Фундаментальные сетевые законы не переделать. Но подготовиться к работе в таких условиях безусловно можно.
Разумеется, проблемы, вызванные инновациями, возникнут не только в экономике. Новые технологии привнесут коренные изменения во все виды общественных отношений. Перечислим лишь некоторые социальные, государственные, личностные аспекты, последствия преобразования которых представляются наиболее критичными или заметными: занятость населения;

международная безопасность; аппарат и характер взаимодействия с населением государственных органов власти; усиление неравенства как между странами, так и внутри и др.
Инновации - это не какая-то данность, результаты которой заранее известны или определены. Новые технологии кроме положительного влияния ставят перед человечеством целый ряд принципиальных вопросов. Если общество не сможет достойно ответить на эти вызовы, то результаты новой промышленной революции могут стать весьма печальными.
Основная проблема переходного периода заключается в том, что большая часть населения земли фактически оказалась не готовой к жизни в информационном обществе. Новые технологии способны коренным образом изменить привычные уклады - и житейский, и экономический. Целые сектора экономики, ныне процветающие, уйдут в небытие. Тоже самое касается и отдельных специальностей.
Возьмем только одну технологию 3D-прототипирование. В феврале
2017 года в России появился первый дом, напечатанный на 3D принтере.
Рис.1.4. План напечатанного в подмосковном Ступино жилого дома
Случилось это знаковое событие в подмосковном Ступине. Стоимость квадратного метра жилья составила 16 тысяч рублей. Проект был реализован компанией Air Cor, занимающейся производством принтеров, и застройщиком
ГК ПИК. Всего на печать стен, перегородок и ограждающих конструкций здания ушло 24 часа. Площадь здания составила 38м².
При этом в Китае уже появились целые улицы напечатанных домов. При всех плюсах такого рода технологии отметим, что традиционная строительная отрасль, со всеми обеспечивающими ее производствами и бизнесами становится просто ненужной. Включая, разумеется, и специалистов, занятых в строительном бизнесе. А это огромная армия людей. И это всего лишь одно применение технологии 3D-прототипирования. При этом сами аддитивные технологии в своем развитии тоже не останавливаются. Просто колоссальные
перспективы открываются достижения в области производства «умных вещей, обладающих заданными свойствами» (4D-печать).
Печальная судьба ждет и многие еще недавно казавшиеся конъюнктурными специальности. Современному бизнесу практически не нужны собственные бухгалтера. Компаниям гораздо выгоднее или отдать бухгалтерию в аутсорсинг, или полностью автоматизировать весь бухгалтерский учет, применяя те же облачные технологии. На «вымирание» обречены и банковские служащие. Открытый сторонник цифровой экономики
Герман Греф на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2017 года предсказал сокращение численности сотрудников Сбербанка к 2025 вдвое. В настоящее время в его отделениях трудятся порядка 330 000 человек.
Не так давно наблюдательный совет Сбербанка фактически дал старт процессу
«трансформации
Сбербанка, как кредитной организации, в диверсифицированную финансовую экосистему». Деятельность этой структуру далеко не ограничится сферой банковских услуг. Преобразования затронут и рабочие операционные процессы: планируется перевод различных банковских услуг в онлайн, автоматизация работы, физическое закрытие отделений и, как следствие, существенное сокращение штата.
В настоящее время в работе с физическими лицами Сбербанк проводит через цифровые каналы лишь 50% операций. Греф предположил, что через 8 лет это будет 100%. В конце прошлого года он говорил, что в 2017 году
Сбербанк планирует сократить штат на 8% на фоне роста числа пользователей дистанционных каналов. На портале банка сообщается, что из 135 млн клиентов более 30 млн активно используют мобильный и онлайн-банк.
Сбербанк рассчитывает, что к 2018 году цифровой банк будет приносить ему
30–35% доходов. Еще раньше (декабрь 2016 года) в интервью телеканалу
«Россия 24» Греф рассказал о планах Сбербанка по оптимизации отделений.
Если в ближайшее время планируется закрыть только те отделения, которые не востребованы клиентами, то потом темпы сокращения сети отделений будут нарастать.
Разумеется, точно также вынуждены будут вести себя и другие банки, чтобы не потерять конкурентоспособность. По словам аналитика UBS
(крупнейший швейцарский финансовый холдинг, предоставляющий различные финансовые услуги по всему миру) Михаила Шлемова в будущем количество сотрудников группы ВТБ будет зависеть как от потребностей бизнеса, так и от внедрения цифровых технологий. ВТБ уже активно проводит политику по оптимизации персонала. В ближайшие два года группа сократит число сотрудников как за счет интеграции банка «ВТБ 24», так и за счет оптимизации других бизнес-структур.
Планы по сокращению персонала вполне укладываются в современный тренд развития. Непрерывно появляющиеся сервисы позволяют людям самостоятельно и дистанционно получать финансовые услуги. Так утверждает управляющий партнер компании «Экопси консалтинг» Марк Розин. 8–10 лет
– это достаточно большой срок и сократить численность сотрудников в 2 раза за это время абсолютно реально. Нужно только автоматизировать и

роботизировать многие процессы. Ключевые проблемы, с которыми сталкиваются крупные компании, имеющие соответствующий потенциал и технологии, при желании сократить персонал, – это рекомендации властей не делать этого. Поскольку корпорации несут социальную ответственность, а значительно сокращение резко увеличит безработицу.
Социальная ответственность бизнеса и государства в условиях грандиозных перемен вообще выходит на первое место. Важно предусмотреть и вовремя отреагировать на все возможные последствия объективно неизбежных процессов массовой автоматизации и роботизации. Собственно, новые технологии как раз и призваны заменить человека на рутинных, опасных и сложных процедурах. Но социальные последствия такой замены не всегда бывают желанными, а иногда и довольно неожиданными.
Приведем еще один пример, наглядно демонстрирующий универсальный характер большинства новых революционных технологических инструментов. Применение технологии блокчейн далеко не ограничивается созданием на ее основе криптовалют. Возможности использования прозрачной распределенной базы всех осуществленных в системе транзакций просто безграничны. Уже существуют сервисы, позволяющие эффективно решать задачу подтверждения авторских прав и прав владения, очень актуальную для людей, занимающихся творчеством. В условиях развития новых сервисов на основе распределенных реестров с применением умных контрактов принципиально пропадает потребность в услугах нотариата. И молодым нотариусам имеет смысл всерьез задуматься о своих трудовых перспективах. Технология блокчейн обеспечивает пользователям самый широкий контроль над доступом к персональным данным. С ее помощью индивид способен самостоятельно управлять степенью открытости своей конфиденциальной информации. Представьте, насколько удобной и эффективной будет построенная по такому принципу система, содержащая, например, медицинские карты, всю историю заболеваний пациента, включая результаты анализов, диагнозы, сведения о переносимости препаратов и т.д. И как дополнительный эффект – абсолютное ненужность регистратур медицинских учреждений в традиционном виде.
Конечно вызовы цифровой экономики не ограничиваются только проблемами рынка труда. Кратко остановимся на наиболее принципиальных.
Усиление неравенства как системный вызов:

главными выгодоприобретателями в цифровой экономике становятся поставщики интеллектуального или физического капитала;

эффект цифровой платформы приводит к концентрации преимуществ и ценностей в руках небольшой группы людей;

усиление гендерного неравенства (максимальное развитие в новых условиях получат в основном «мужские» профессии);

усиление неравенства между технически грамотными людьми и людьми, которые являются пассивными потребителями технологий.