Файл: Основы духовнонравственной культуры России новая предметная область начальной школы (4 классы).pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы духовно-нравственной культуры России – новая предметная область начальной школы (4 классы)

1. Социальные причины:

  • снижение культуры общества, разрушение моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятие от взрослых асоциальных норм поведения;
  • наблюдающиеся в обществе явления нарушения межнациональных отношений.


2. Педагогические причины:

  • целесообразность начинать воспитание с такого возрастного периода, когда дети ещё весьма подвержены подражанию и принимают без обсуждения идеи от взрослого;
  • в младшем школьном возрасте бурно идёт социализация, и оставить этот процесс вне влияния школы нельзя.


Духовно-нравственная культура – это система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нём без вреда для себя и других его членов.



Духовно-нравственная культура включает:

знания о цивилизационных и национальных ценностях, ставших универсальными (ценности семьи, ценности общения и взаимодействия, ценности познания и др.);

нравственно-ценные мотивы (осознание объективности общественных норм и правил; принятие необходимости жить по нравственным законам; рефлексия; само-совершенствование);

нравственно-ценное поведение (реальное соблюдение норм и правил, самодисциплина; диалогичность; толерантность и др.).

  • "Основы православной культуры",
  • "Основы исламской культуры",
  • "Основы буддийской культуры",
  • "Основы иудейской культуры",
  • "Основы мировых религиозных культур",
  • "Основы светской этики".

Распоряжение правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р об изменениях в Стандарте начального общего образования 2004 г.

Предмет Основы религиозных культур и светской этики.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Модуль "Основы православной культуры"

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Модуль "Основы исламской культуры"

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Модуль "Основы буддийской культуры"

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Модуль "Основы иудейской культуры"

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Модуль "Основы мировых религиозных культур"

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Модуль "Основы светской этики"

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Семья, любовь, дружба, товарищество. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
  • "Основы православной культуры",
  • "Основы исламской культуры",
  • "Основы буддийской культуры",
  • "Основы иудейской культуры",
  • "Основы мировых религиозных культур",
  • "Основы светской этики".