Файл: Реферат по социологии учебное пособие Волгоград 2017 2.pdf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Н. В. Дулина, Е. Г. Ефимов НА. Овчар РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ Учебное пособие Волгоград
2017
2017
2
ББК С5я7 Рецензенты кафедра социологии Астраханского государственного университета, завкафедрой, канд. соц. наук доцент ЮГ. Миронова; др соц. наук профессор кафедры Философия, социология и лингвистика Астраханского архитектурно-строительного университета Е. В. Каргаполова; завкафедрой социологии ВолГУ, др филос. наук профессор А. Л. Стризое Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета
Дулина, Н. В. Реферат по социологии учебное пособие Н. В. Дулина, Е. Г. Ефимов, НА. Овчар ВолгГТУ. – Волгоград, 2017. – 84 с.
ISBN 978–5–9948–2551–8 В учебном пособии освещены общие требования к написанию, разработке структуры, оформлению реферата по социологии предложена тематика работ приведен порядок выбора темы и представления реферата к защите. Подготовлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра. Предназначено для студентов всех направлений бакалавриата технического вуза. Ил. 4. Табл. 6. Библиогр.: 27 назв.
ISBN 978–5–9948–2551–8
Волгоградский государственный технический университет, 2017
Н. В. Дулина, Е. Г. Ефимов, НА. Овчар, 2017
3 Введение Учебным планом в техническом вузе на изучение социологии по очной форме обучения отводится 144 часа, из них – 32 аудиторных занятий
(16 часов лекции и 16 часов семинарские занятия. На самостоятельную работу студентов (СРС) отводится 112 часов. Форма контроля СРС по дисциплине реферат. Достаточно большое количество часов отводится учебными планами на самостоятельную подготовку студентов, и, следовательно, на самостоятельное освоение учебного материала. Значимость СРС в вузе определяется изменениями, которым подвергается высшая школа, призванными сформировать у студентов потребность в непрерывном самообразовании, стремлении к мотивированному изучению предметов, расширению кругозора, умению осуществлять самоорганизацию и саморегуляцию при осуществлении учебной деятельности. Более того, будущее высшей школы видится на основе партнерских, сотруднических, равных отношений студента и преподавателя в противовес прежним, основанным на принципе субъект – объект, что требует иного подхода к образовательному процессу со стороны студента. Поиски иного подхода, выстраивание отношений студента и преподавателя на принципе субъект – субъект во многом объясняется тем, что обретение самостоятельности, становление социальной зрелости молодого человека проходит в настоящее время в условиях особого типа культуры, который вслед за Маргарет Мид принято обозначать как префигуративную культуру. М. Мид пишет Сегодня же вдруг во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ»[22]. Иначе говоря, особенность современной ситуации состоит в том, что учитель и ученик уже не являются представителями одного поколения, как это было в рамках кофигуративного типа культуры, который подразумевает обучение не только у старших, но и у сверстников. Сегодня дети и внуки начинают выполнять функции агентов социализации для своих родителей, бабушек и дедушек. Достаточно вспомнить простой пример перевернутой коммуникации – освоение компьютера и возможностей, предоставляемых сего грамотным использованием, водной семье. Или другой пример, когда внук обучает деда пользоваться смартфоном и т. д.
4 Анализируя изменения в процессах создания и трансляции культурных ценностей, М. Мид приходит к выводу о зарождении в современном обществе новой формы культуры – префигуративной, которая и определяет новый тип социализации. Префигуративная культура ориентируется, главным образом, на будущее. Студенчество, как социальная группа, также ориентирована на будущее. Социализация данной социальной группы должна включать многообразные формы индивидуальной и коллективной деятельности. Эту задачу способна решить организация самостоятельной работы студентов, которая включает в себя поиск источников познания, средства осуществления и результаты познавательной деятельности, проводимые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. При правильной организации самостоятельной работы, студенты имеют возможность приобрести умения и навыки, которые позволят им дополнить и обогатить знания, полученные на занятиях с преподавателем. Неслучайно обязательным разделом любой образовательной программы является научно-исследовательская работа студента, в результате освоения которой студент должен научиться
- изучать специальную литературу о достижениях отечественной и зарубежной науки
- участвовать в проведении научных исследований и проектов
- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по заданной теме
- составлять рефераты и библиографические списки
- участвовать в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций
- участвовать в организации конференций, семинаров, круглых столов, выступить с докладом на конференции
- проводить анализ полученной информации с использованием современной вычислительной техники
- участвовать в подготовке и оформлении научных проектов ив обобщении результатов проектов, и др. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. При этом провести границы, разделяющие эти компетенции, довольно сложно, поскольку все они взаимо- дополняемые не выстроив прочный фундамент общекультурных компе- тенций, невозможно стать профессионалом в любой деятельности.
5 На приобретение студентами общекультурных и общепрофессио- нальных компетенций и нацелена такая дисциплина, как социология. Среди компетенций, которыми должны овладеть студенты входе изучения социологии, можно назвать такие, как способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия способность к самоорганизации и самообразованию готовность критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии и др. Формой контроля СРС по дисциплине, как уже было отмечено выше, является выполнение студентами в течение семестра самостоятельной письменной работы – реферата, который является начальной ступенькой в освоении студентами научно-исследовательской практики. При написании реферата особое значение имеет организация самостоятельной работы студентов, основная задача которой заключается в создании условий, при которых происходит развитие интеллектуальной инициативы и мышления, способствующей развитию творческого потенциала студента. Цель данного пособия – обозначить основные требования, предъявляемые к контрольным работам по социологии в высшем учебном заведении. Пособие призвано помочь студентам не только понять основные правила подготовки письменной работы, но и разобраться в совокупности исследовательских процедур, овладеть технологическими операциями, необходимыми при подготовке реферата. Структура пособия содержит методические рекомендации по выполнению реферата, выбору, его темы, требования к последовательности изложения материала, требования к оформлению работы, тематику рефератов, а также примеры выполнения и оформления отдельных структурных элементов реферата. Отдельно излагается порядок составления таблиц, рисунков, формул, библиографического описания источников. Предлагается перечень тем рефератов и правило выбора последних. Однако авторы не ограничивают выбор тем рефератов представленным списком. Студенты могут самостоятельно проявить творческие способности и сформулировать собственное название темы. Однако самостоятельное изменение темы студентом следует согласовать с преподавателем. Авторы будут признательны за отзывы, замечания и рекомендации по улучшению качества учебного пособия, чтобы оно оказалось более действенными востребованным в учебном процессе.
6 1. Общие методические рекомендации по выполнению реферата Реферат – это одна из форм организуемой самостоятельной работы студентов (ОргСРС). Сам термин реферат имеет латинское происхождение и заимствован от слова «refere» означающего сообщать, докладывать, излагать. В современном языке понятие реферат имеет два основных значения. В первом случае рефератом называют доклад на какую-либо узкую тему с указанием источников, из которых была получена информация. Во втором случае – это краткое изложение содержания каких-либо научных трудов, книг или учений, то есть пересказ прочитанного текста в более сжатой форме. Реферат всегда отражает главную информацию первоисточника, не искажая ее.
Если коротко, то реферат – это письменный ответ на заданную тему. В зависимости от сложности и структуры представленной работы рефераты подразделяются на репродуктивные (два подвида реферат-конспект и реферат-резюме) и продуктивные (два подвида реферат-доклад и рефе- рат-обзор). В первом случае (репродуктивный реферат) студент попросту излагает изученный материал. Как правило, такие рефераты используются при подготовке к семинарским занятиям, выступлениям на диспутах и пр. Во втором случае (продуктивный реферат) в задании дополнительно содержатся мысли самого студента, его творческие идеи или критическое осмысление прочитанного такие рефераты имеют более развернутый характер. Именно такой тип реферата и ждет преподаватель от студента входе выполнения ОргСРС. Следует напомнить, что понятие самостоятельная работа определяется как планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. В настоящее время в вузах существуют две общепринятых формы самостоятельной работы традиционная, те. работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, и аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого входе выполнения задания можно получить консультацию. Основная задача организации самостоятельной работы студентов
(СРС) заключается в создании условий, при которых происходит развитие интеллектуальной инициативы и мышления. На младших курсах следует расширение и закрепление знаний, приобретаемых студентом на традиционных формах занятий, таких как лекции и семинары. На старших курсах СРС должна способствовать развитию творческого потенциала студента. Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы а) подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, оборудования б) основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы в) заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда. Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов репродуктивный (тренировочный, реконструктивный и творческий (поисковый. Эффективность самостоятельной работы определяется следующими принципами она должна быть конкретной по своей предметной направленности и должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов. Входе написания письменной работы (реферата) следует применять разнообразные методические приемы организации самостоятельной работы, в целом способствующие повышению уровня освоения курса Социология
– предоставление работ в письменном виде
– введение должно включать постановку проблемы актуальность темы, выделение цели и задач исследования, историографическую справку
– критический анализ источников, цитирование авторов разрабатывающих данную проблему
– отказ от использования учебной литературы и литературы, ориентированной на школьную программу
– обязательное оформление ссылок на используемые источники
– наличие собственных выводов в заключение работы
– выполнение заданий поисково-исследовательского характера.
2. Цели и задачи выполнения реферата Главной целью написания реферата является проверка уровня и качества общей подготовки студентов. Кроме того, выполнение реферата по курсу социологии способствует формированию целостного представления у студентов об обществе, его структурных элементах, социальных связях внутри общества и т. д. Реферат преследует ряд задач, решение которых предполагается его написанием, а именно помочь студенту научиться
- концептуально мыслить в социально-научных категориях
- обосновывать собственную позицию при анализе социальных фактов- определять соотношение эмпирического и теоретического уровней познания и чувственного и рационального срезов познавательного процесса
- приобрести навыки самостоятельной работы как с социологической, таки с экономической, исторической и прочей научной литературой
- критически подходить к анализу научной литературы
- применять социологические методы и интерпретировать результаты в исследовательских целях
- понимать базовые ценности культуры и следовать им
- находить способы эффективного межкультурного взаимодействия, в том числе в профессиональной среде. Реферат должен
– научно обосновывать собственную позицию при анализе психологических фактов
– приобрести опыт исследования индивидуально-психологических и личностных характеристик
– приобрести навыки самостоятельной работы с научной психологической литературой
– критически подходить к анализу психологической литературы
– применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательских целях. Контрольная работа должна
– отражать теоретический и научно-исследовательский характер решаемых задач
– связь теоретических положений с реальными психологическими проблемами
– реализовывать творческий подход к написанию работы (использование оригинальных текстов, материалов экспериментов, самостоятельность выводов, наличие практических рекомендаций
9
– иметь качественное оформление работы (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок на тексты и списки литературы, аккуратность исполнения с учетом требований, предъявляемых к литературному оформлению научного труда
– высокую научную достоверность и объективность содержания исследовательского материала.
3. Выбор темы реферата Работу следует начать с выбора темы, перечень которых приводится в данном учебном пособии (см. п. 8 Темы рефератов. Номер темы реферата конкретного студента находится на пересечении столбца, где указаны цифры от 0 дои строки, где указаны буквы алфавита (табл. 1). Буква должна соответствовать первой букве фамилии студента, цифра – это последняя цифра в номере зачетной книжки этого студента. Первая строка таблицы фамилии начинаются с букв А, П вторая фамилии начинаются с букв Б, Рит. д. Первый столбец таблицы – последняя цифра в номере зачетки «0», второй столбец – «1» и т. д. Например, для студента В. В. Христова, номер зачетной книжки которого –
599772, номер темы реферата будет – 8; для студентки МИ. Булановой, у которой номер зачетки – 20160438, семестровая работа будет за номером. Таблица 1 Определение номера темы реферата Начальная буква фамилии студента Последняя цифра номера зачетной книжки
0 1
2 3
4 5
6 7
8 9 А, П
50 132 114 70 14 28 40 125 106 83 Б, Р
75 51 69 13 124 39 27 130 84 119 В, С
108 68 12 123 115 38 126 26 90 133 Г, Т
67 11 76 52 131 37 89 118 25 41 Д, У
10 66 107 77 53 36 98 55 42 24 Е (Ё), Ф
95 9
65 113 78 35 54 43 23 134 Ж, Х
122 116 8
64 100 34 44 22 139 94 З, Ц
135 88 112 7
45 33 21 117 105 149 И, ЧК, Ш
110 96 47 59 19 5
63 80 121 138 Л, Щ
127 48 58 18 74 32 4
62 81 120 МЭН, Ю
56 16 72 102 86 30 136 92 2
60 О, Я
15 71 101 85 129 29 109 137 91 1
10 Но следует помнить, что, хотя выбор темы реферата и производится из тематики, рассмотренной и одобренной на заседании кафедры, нов рекомендуемой тематике название тем сформулировано примерно и не является догмой, поэтому студент вправе изменить формулировку темы или предложить свою, название которой в перечне не указано. В последнем случае обязательно предварительное согласование такой темы с преподавателем. Тема реферата выбирается студентом на основе личных, быть может, уже сформировавшихся научных предпочтений и интересов к той или иной проблеме, согласовывается с преподавателем. Однако эта тема должна соответствовать проблематике курса Социология. Каждая тема реферата должна логически вытекать или быть органически связанной с содержанием теоретического курса. Такой реферат является дополнением к основному содержанию какой-либо темы курса или социологической проблемы, ее обобщением или заключением. Важно помнить, что правильный выбор темы во многом предопределяет успех последующей работы над ней. Тематика рефератов, предлагаемая в данном пособии, составлена в соответствии с программой курса по общей социологии. Поскольку успешное выполнение реферата во многом определяется правильным выбором темы, нужно учитывать следующее отвечает ли тема вашим интересам располагаете ли Вы достаточным количеством необходимой литературы Умеете ли Вы грамотно пользоваться источниками, которые предлагает Вам Интернет Работу над темой следует начинать с ознакомления с произведениями классиков данной науки, затем можно использовать монографические источники, а потом освещение данной проблемы в научных статьях, брошюрах, в периодической печати, сети Интернет. Кроме того, первоначальный вариант темы реферата должен быть обсужден и согласован с преподавателем. Это позволит убедиться в актуальности сделанного выбора или, наоборот, отказаться от первоначального намерения как не оправдавшего ожидания. Важный этап работы – осмысление и анализ психологических явлений, которые предстоит описать. Каждое психологическое явление имеет свое содержание, форму проявления и причины возникновения и развития. Эти основные компоненты анализа должны быть отражены в реферате. Когда содержательный материал подготовлен, задача состоит в том, чтобы изложить его четко, логично, обоснованно. Четкость изложения во
11 многом зависит от правильного использования терминологии, логичность от такой последовательности рассмотрения вопросов, при которой одно положение вытекает из другого, причинно обусловливает его или является следствием, а в целом они составляют систему обоснованность достигается подтверждением основных положений убедительными аргументами. В качестве аргументов можно использовать принятые в современной науке теоретические положения, факты из личного опыта, данные собственного исследования. Внимания заслуживает порядок оформления реферата. После названия работы следует дать ее развернутый план. Содержание работы должно ему соответствовать. В процессе написания следует делать ссылки на литературные источники. При выполнении реферата необходимо помнить о междисциплинарных связях социологии, а также о том, что саму науку социологию относят к социально-гуманитарному блоку научного знания. Например, если в реферате затрагиваются вопросы развития науки техники, образования, проблемы социализации человека, взаимодействия человека и природы, вы всегда найдете связь социальных (социологических) проблем с профилем технического вуза. Ноне стоит эту связь искусственно создавать. Даже если вы не найдете в литературе готовых разработок поданному вопросу, стоит попробовать предпринять самостоятельные шаги в этом направлении. Такие подвижки собственной инициативы студента всегда приветствуются и положительно оцениваются преподавателем. Перечень тем рефератов предлагается заблаговременно. Это дает студентам возможность для сознательного выбора темы и предварительного сбора материалов. При написании рефератаот студента требуется проявление личной инициативы. В этом главное отличие данной формы работы студента от обучения на лекционных, семинарских, практических групповых и других занятиях. Единые требования к работе не исключают, а предполагают широкую инициативу и творческий подход к разработке каждой темы. Преподаватели готовы обсудить предлагаемые студентами изменения в названии темы, ее структуры и т. д. Тема реферата должна раскрываться в вопросах работы. Количество вопросов строго не регламентируется, однако следует учитывать, что в работе должны быть рассмотрены теоретические проблемы работы и практические аспекты исследуемой темы.
12 Следует обратить внимание на формулировки вопросов работы, они должны быть достаточно краткими, те. не содержать излишней информации. Как правило, формулировка вопроса включает одно предложение. Нецелесообразно составным частям работы давать названия, совпадающие с названиями вопросов, содержащихся в учебниках и учебных пособиях. В обязанности преподавателя, под руководством которого выполняется контрольная работа, входит
– разработка совместно со студентом (в случае необходимости) плана реферата
– оказание помощи студенту в разработке календарного плана- графика работы навесь период выполнения реферата
– рекомендация необходимой основной литературы, справочных и аналитических материалов, типовых разработок по теме исследования и других источников
– проведение систематических, предусмотренных расписанием, консультаций проверка выполнения контрольной работы по частями или в целом. При работе со студентом над рефератом преподаватель обязан быть внимательным, требовательным, соблюдать педагогический такт, избегать необъективных оценок.
4. Общие требования к выполнению реферата Темы рефератов представлены в п. 8 Темы рефератов. Выбор темы см. табл. 1) и обоснование его значимости осуществляется студентом. В отдельных случаях тема реферата может быть изменена по согласованию с преподавателем. Общий план написания реферата составляется студентом совместно с преподавателем. Выделяют следующие этапы выполнения реферата
– выбор темы
– составление и согласование плана реферата
– составление библиографии, изучение источников и литературы по проблеме, сбор необходимых материалов
– сбор практических (эмпирических, статистических) данных или проведение собственного исследования по выбранному объекту исследования обработка полученных материалов, их анализ и систематизация, обоснование выводов
13
– написание, оформление и предоставление реферата преподавателю. Общий объем реферата должен составлять (примерно) 25 страниц машинописного текста (без учета приложений. Работа должна быть отредактирована, вычитана и аккуратно сброшюрована. Оформление реферата осуществляется в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к письменным текстам (см. п. 5 Подбор и оформление списка литературы реферата и п. 6 Оформление реферата. Структурно реферат состоит из установленной последовательности разделов, приведенных в табл. 2 с указанием примерного объема каждого раздела. Все перечисленные в таблице структурные элементы реферата начинаются с новой страницы. Все разделы, за исключением приложений, являются обязательными. Таблица 2 Типовая структура и объем отдельных элементов реферата Наименование структурного элемента реферата Примерный объем, стр. Титульный лист
1 Содержание
1 Введение
1 – 2 1. Теоретическая глава
8 – 10 2. Аналитическая (практическая, прикладная) глава
8 – 10 Заключение
1 Список использованной литературы (не менее 5–7 наименований источников)
1 Приложения (при необходимости)
– Итого (без учета приложений)
21 – 26 Превышение объема, указанного в табл. 2, нецелесообразно часто пишут много для того, чтобы скрыть, как мало было сделано. Нумерация вопросов идет по порядку внутри всей работы (1, 2, ...), номер указывается перед названием. Если есть необходимость, каждый вопрос может быть разбит на подвопросы (параграфы, при этом нумерация подвопросов идет по порядку внутри вопроса (1.1, 1.2, …, 2.1, 2.2…). Сверху и снизу под- вопрос отделяется пустыми строками. Каждый новый вопроса также заключение, список литературы и приложения начинаются с новой страницы. Итак, реферат должен иметь
– титульный лист, который является первой страницей работы (образец оформления см. Приложение 1);
14
– содержание (см. Приложение 2);
– введение (см. Приложение 3);
– основную часть
– заключение (см. Приложение 4);
– список использованной литературы. Все вышеперечисленные элементы вшиваются в работу в указанной последовательности. При написании текста работы не допускается применять
– обороты разговорной речи, произвольные словообразования
– для одного итого же понятия – различные научные термины, близкие по смыслу
– сокращения обозначений единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в шапке таблиц ив расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы
– математические знаки без цифр, например ≤ (меньше или равно,
≥ (больше или равно, ≠ неравно (номер, % (процент. Для придания наглядности материалу в реферате обычно используются иллюстрации (рисунки, графики. Если таблицы, рисунки, диаграммы очень громоздкие, их можно вынести на отдельные листы в приложение. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы и др) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются вÐ
1 2 3 4 5
иллюстрацией.
Цифровой материал работы должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или наследующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в работе. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами, порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова Таблица. Материал должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой работы, логически стройно и последовательно, выводы должны быть аргументированы. Необходимо четко осознавать, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем. Разработка каждой составной части реферата имеет свои особенности В содержании отражается весь перечень вопросов (и параграфов) с указанием страниц, с которых начинается каждый из разделов. Вопросы нумеруются арабскими цифрами. Параграфы (подвопросы) имеют двойную нумерацию номер вопроса и номер параграфа (подвопроса), например первый вопрос, первый параграф (подвопрос); 1.2. — первый вопрос, второй параграф (подвопрос) и т. д. В введении обращается внимание на постановку проблемы и варианты решений. Здесь студент обязан
– обосновать выбор темы и показать ее актуальность, то есть поставить научную проблему
– охарактеризовать степень разработанности проблемы
– обозначить цель и конкретные задачи, которые он собирается решить входе своего небольшого исследования определить предмет и объект исследования
– обосновать выбранный метод (или методы) исследования
– предложить методологическую основу. Формулировки должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Аналогичным требованиям должны соответствовать и содержащиеся в заключении выводы. На выполнение данных требований студенту необходимо обратить особое внимание, поскольку довольно часто введение и заключение становятся визитными карточками работы именно на основе этих частей складывается мнение о работе в целом. При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с важностью данной части работы, а также стем, что процесс написания носит творческий характер, и студенту на первоначальном этапе все же еще не до конца представляется будущая работа. Итак, в введении освещаются следующие моменты 1) актуальность избранной темы, 2) цель и задачи исследования, 3) объект и предмет исследования) теоретическая и эмпирическая база исследования,
5) практическая значимость работы 6) структура и объем выполненной работы. Введение представляет собой краткое представление общей логики и результатов исследования, поэтому оно должно быть лаконичными насыщенным. Заголовки подразделов введения даются в подбор к тексту и выделяются шрифтом. Актуальность может быть изложена двояко — как глобальная, таки локальная, исходя из состояния исследуемого вопроса. Обычно актуальность рассматривается в комплексе и аргументируется достаточно вескими статистическими или практическими данными. После изложения актуальности исследуемой в реферате проблемы студент должен сформулировать цель и задачи работы. Цель носит общий характер, является емкой по содержанию и определяет в целом круг исследуемых вопросов. Задачи локализуют цель работы, уточняя тот круг вопросов, которые студент ставит перед собой в данном исследовании, исходя из их состояния на данном объекте. По сути, формулировки конкретных задач определяются названиями параграфов работы. Объект исследования представляет собой область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Таким образом, название объекта исследования должно содержать формулировку каких-либо конкретных явлений, процессов, подсистем, изучаемых на примере конкретного социального явления или процесса. Это может быть субъект деятельности, а также система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, процессов, в рамках которой зарождается проблема. Предмет исследования более узок и конкретен. Благодаря его формулированию из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется непосредственно та часть системы или процесс, протекающий в системе, на который направляется исследование. Другими словами, объект изучения – это явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Посредством формулирования объекта очерчивается круг исследуемых явлений создается своеобразная репрезентативная выборка, ас помощью формулирования предмета исследования указывается, какой именно аспект названного явления берется к изучению в данном реферате. Следовательно, специфика и уникальность конкретного научного исследования, в том числе и реферата
, определяется ее предметом. Далее называется теоретическая основа исследования и примененные методы, излагается степень изученности проблемы с характеристикой основных литературных источников по теме реферата, указывается эмпирическая база. При характеристике практической значимости результатов исследования требуется изложить, как могут быть использованы выводы, к которым пришел студент входе выполнения своего реферата.
17 В завершающей части введения излагается структура работы и дается краткая характеристика содержания каждой главы. Общий объем введения может составить 1—2 страницы машинописного текста (шрифт
Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Методологические рекомендации в анализе проблемы могут быть сведены к следующему
1. Выделить аспект рассмотрения и суть решения автора точки зрения.
2. Выделить возможные варианты прочтения (интерпретации.
3. Выявить предпосылки точки зрения автора.
4. Каковы основания (теоретические, практические, коммуникативные, политические и любые иные) для рассматриваемой точки зрения
5. PRO ET CONTRA: доводы в поддержку и против.
6. Возможные следствия (выводы) рассматриваемой позиции интерпретации. Что общего можно найти в альтернативных позициях (если таковые есть Дать обобщенную формулировку.
8. В чем принципиальная разница в сравниваемых точках зрения
9. Возможны ли другие решения На каких основаниях
10. Можно ли объединить различные точки зрения поданному вопросу, на каких основаниях
11. Формулировка окончательного вывода. Методологические советы по формулировкам проблем. В введении, основном тексте, выводах целях лучшего понимания и усвоения материала необходимо приводить суммирующие формулировки, в сжатой форме отражающие объемное содержание. Желательно соблюдать следующие требования для формулировок а) краткость и ясность б) обоснованность в) оригинальность / плодотворность (идей г) выразительность. Сжатая формулировка мысли в дальнейшем может быть использована при цитировании. При размытых словесных построениях велика вероятность произвольных толкований (или того хуже – искажений) текстов других авторов. После введения в реферате находится основная часть работы, состоящая структурно из двух элементов первая глава – теоретическая часть и вторая глава, которая в зависимости от выводов, полученных впервой главе, и сформулированной гипотезы (предположение) приобретает характер аналитической, описательной или практической (прикладной) части работы. Принципиальное отличие первой и второй глав заключается в следующем. Впервой главе рассматриваются теории, которые могут быть полезны (применимы) для разрешения конкретной проблемной ситуации, которая, как правило, спрятана в теме реферата обосновывается возможность использования положений выбранной теории (теорий) и формулируется гипотеза. Вторая глава выступает доказательной базой правильности выбранных положений теории, подтверждения или опровержения сформулированной гипотезы (предположения, разработки рекомендаций по разрешению проблемной ситуации. Кроме того, вторая глава дает возможность продемонстрировать студенту свои теоретические знания в области методологии прикладного социологического исследования, владение методами сбора (анкетирование, интервьюирование, экспертный опросит. д) и обработки первичной социальной информации. Строго говоря, основная часть может состоять и из большего количества глав и параграфов, но следует помнить, что на основную часть отводится всего 16–20 страниц машинописного текста, и делать главы и параграфы слишком маленькими просто не стоит. Итак, написание каждой главы реферата имеет свои особенности. Первая глава, как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе обычно рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы. Излагая вопросы теории, следует помнить, что эта часть работы не самоцель, а средство к созданию теоретической базы для рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы. Студент должен проявить хорошее знание теории вопроса по литературным источникам, выявить сходство и особенности взглядов, различные точки зрения исследователей по одними тем же вопросам темы, найти своих единомышленников и противников. Будет хорошо, если студент попытается сформулировать на этой основе свою собственную точку зрения и аргументировать ее правильность. Здесь же целесообразно дать и общую статистическую характеристику явлений (процессов, имеющих непосредственное отношение к теме. Для этой цели привлекается не только литературный, но и статистический материал. Разумеется, работа с источниками статистической информации не должна сводиться к простому переписыванию приводимых там сведений. Студент должен их по-своему обработать и систематизировать. Требования к этому разделу реферата предполагают, что данная глава не может носить форму простого изложения и обобщения литературных источников, а
19 должна содержать анализ важнейших проблем, критический разбор и систематизацию отдельных мнений и положений по теме исследования. При написании теоретической главы обязательны библиографические ссылки на источник, из которого автором реферата заимствованы материалы общие положения, отдельные результаты, рисунки, цифровой материал. Абсолютное большинство библиографических ссылок приходится именно на теоретическую главу, в случае необходимости они используются ив следующей главе реферата. Правила оформления библиографических ссылок представлены в п. 5 Подбор и оформление списка литературы реферата настоящего учебного пособия. Глава должна завершаться
краткими выводами по теоретической части (не более 0,5 стр) и, что очень важно, формулировкой гипотезы (предположения, проверка которой будет осуществлена студентом во второй главе. Необходимо помнить, что гипотеза – это обоснованное предположение о свойствах или структуре социальной системы – объекта исследования, о характере связей между значениями параметров, определяющих ее поведение. В прикладной социологии, как правило, выделяются три вида возможной ориентации исследования в зависимости от уровня разработанности гипотезы во-первых, когда гипотезы нет (разведывательное исследование во-вторых, когда имеется описательная гипотеза в-третьих, когда имеется объяснительная гипотеза. Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах объекта исследования (классификационная гипотеза, о наличии или характере связи между отдельными параметрами элементов социальной системы (структурная гипотеза. Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-след- ственных зависимостях в поведении объекта исследования, степени взаимодействия между его элементами или степени тесноты связи между параметрами изучаемой социальной системы. Формулировка гипотезы, которую предложил В. А. Ядов в исследовании отношения рабочих к труду Функциональное содержание труда будет ведущим фактором, определяющим отношение к труду, фиксируемое в объективных и субъективных показателях приданных общих социальных условиях трудовой деятельности [27, с. 53]. Очевидно, при такой формулировке гипотезы понятия функциональное содержание труда, объективные и субъективные показатели отношения к труду, социальные условия трудовой деятельности должны быть подвергнуты эмпирической интерпретации.