Файл: Реферат по социологии учебное пособие Волгоград 2017 2.pdf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Показатели социального самочувствия жителей города Волгограда, Волжского и Камышина В табл и на рис. 2 представлены показатели социального самочувствия жителей Волгограда, Волжского и Камышина по состоянию на апрель 2008 г. Таблица 2 Результаты расчета индексов социального самочувствия населения в разрезе городов исследования, волна 804 (апрель 2008 г) Индексный показатель Волгоград Волжский Камышин Общий и тог Индекс межрегиональных сравнений
53 70 113 62 Индекс положения семьи
124 137 159 130 Индекс ожиданий
148 139 156 146 Индекс покупательской активности
155 147 145 152 Индекс потребительских настроений
140 139 153 141 Источник Показатели социального самочувствия жителей Волгограда, Волжского и Камышина Электронный ресурс. – Режим доступа www.socio- research.ru. На основе представленных данных могут быть сформулированы следующие выводы
• Наибольшее значение индекса межрегиональных сравнений наблюдается в Камышине (113 пунктов, что свидетельствует о том, что в целом камышане оценивают условия жизни в нашем регионе скорее как благоприятные, в отличие от жителей двух других
67 городов, придерживающихся противоположной точки зрения оценивающие условия жизни скорее негативно.
53 70 113 124 137 159 148 139 156 155 147 145 140 139 153 50 70 90 110 130 150 170
Волгоград
Волжский
Камышин
Индекс межрегиональных сравнений
Индекс положения семьи
Индекс ожиданий
Индекс покупательской активности
Индекс потребительских настроений
Рис. 2. Показатели социального самочувствия населения крупнейших городов Волгоградской области по состоянию на апрель 2008 г. Источник Показатели социального самочувствия жителей Волгограда, Волжского и Камышина Электронный ресурс. – Режим доступа www.socio- research.ru.
• Значения индекса межрегиональных сравнений, рассчитанные по городам Волгоград и Волжский, составляют, соответственно,
53 пункта и 70 пунктов, что говорит о том, что в этих городах преобладают отрицательные оценки условий жизни в Волгоградской области.
• Для камышан также характерны наиболее положительные оценки изменений в материальном положении своих семей за последний год (индекс положения семьи равен 159 пунктов) и позитивные ожидания относительно положения своей семьи и граждан страны в целом (индекс ожиданий составляет 156 пунктов.
• Наибольшее значение индекса покупательской активности характерно для жителей Волгограца (155), более низкие значения зафиксированы в Волжском (147) и Камышине (145).
• В целом наибольшее значение индекса потребительских настроений характерно для жителей Камышина (153), его значения для жителей Волгограда и Волжского составляют, соответственно, 140 и 139 пунктов.
68 Примеры написания заключения реферата Пример Заключение по реферату Социальная роль денег содержится изложение полученных выводов, их соотношение с целью и задачами, присутствует обощение результатов эмпирических данных. Общее впечатление – заключение производит целостное представление, логически взаимосвязанно совсем рефератом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найдется. Вся структура современной экономики предопределена существованием денег. У истоков денег стоит торговля, т. кона является одним из самых древних занятий человечества, тов старину уходят корни и денежной системы, хотя устройство ее (как и вид самих денег) многократно и сильно меняется на протяжении истекших тысячелетий. В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много людей тратят все свое время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьей, родными, личной жизнью. Деньги заколдовывают людей. Деньги – это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка. Отказаться от них невозможно, но постепенно мы становится их рабами. Можно суверенностью сказать, что человеческие сообщества не могут длительное время существовать на паритетных началах вследствие психологических различий их членов. Почти сразу в них образуется иерархия, соподчинение. Немалую роль в этом процессе играют вещи, и деньги в частности. Помимо сугубо экономических функций (мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления) деньги участвуют ив формировании психики людей, образуя и удовлетворяя потребности выискивания, существования, самоудовлетворения, занятия определенной ступени в сообществе. Можно сказать, что деньги определяют ход нашей жизни. Также необходимо отметить, что деньги влияют на формирование социализации личности. Исходя из итогов исследования 1996 года, можно сказать, что отношение к деньгам меняется в зависимости от возраста, пола, приобретаемого опыта в участии распределения доходов, от социально-экономической ситуации в стране и др. Необходимо отметить, что деньги формируют психологический настрой индивида, возможность согласовывать свои потребности с потребностями других.
69 На примере основных показателей уровня жизни населения Волгоградской области можно сделать ряд выводов. В сегодняшнем обществе все товары, услуги, природные ресурсы, а также способность людей к труду приобретают денежную форму. Качественно новая роль денег заключается в том, что они превращаются в денежный капитал, или самовозрастающую стоимость. Результаты применения и воздействие денег на различные стороны деятельности и развития общества характеризуют их роль. Разностороннее использование денег и их влияние на развитие страны основывается во многом на том, что продукция производится предприятиями не для собственных нужда для других потребителей, которым она продается за ценьги (деньги регулятор производства. Деньги выступают реrулятором нашей жизни. В таких показателях, как прожиточный минимум, заработная плата, средний душевой доход, коэффициент фондов, отражается развитие данного общества, а значит, жизнь людей напрямуо зависит от их дохода, те. от денег. Денежные отношения выступают как системообразующие связи, способствующие не только развитию, но и возможности существования данного общества в целом. Исходя из вышесказанного, можно подвести окончательный итог. Деньги имеют социальную и культурную значимость, они сами по себе являются самостоятельными социальными отношениями. Деньги по природе своей имеют множественное значение, их используют в качестве формы богатства, их бытие в качестве основы власти, их наличие как меру свободы и др. Но только не стоит забывать, что деньги способны менять свою значимость и ценность в обществе, они являются самыми загадочными и непредсказуемыми. Пример Заключение, представленное в реферате Социальное самочувствие жителей городов, в котором подчеркивается актуальность проведенного исследования, присутствуют собственные выводы автора, сделанные на анализе теоретической и практической работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Социальное самочувствие – осознание конкретным индивидом себя, как частицы целого общественного пространства, системы. То есть,
70 непосредственно, то как человек рассматривает себя в сложной системе общественной взаимозависимости, то как он понимает проблемы (и свои личные, и общественные, принимает решения в сложившейся ситуации и каким-либо образом взаимодействует с окружающей действительностью. На сегодняшний день проблема социального самочувствия остро стоит перед социологами, психологами, т. кв современный период общество стоит на пути тотального изменения всех устоявшихся систем, норм поведения, норм общения, социальных институтов и, безусловно, все это отражается на каждом из нас. Каждый человек по-своему реагирует на проблему, что приводит к заболеваниям, как физическим, таки моральным. Всем известно, что одной из преобладающих болезней современности, является депрессия. Именно к этому заболеванию ведут большинство нереализованных целей, переживаний пожизненным вопросами борьба с самим собой с целью нахождения чего-то лучшего. Все это сказывается на работоспособности, на состоянии общества.
По-моему мнению, правительству нужно задуматься над тем, как исходя из сложившейся ситуации, помочь людям найти веру в то, что им может помочь кто-то сторонний. Если у жителей городов появится хотя бы стимул для реализации себя в обществе, то ситуация пойдет на поправку. В условиях значительных по объему и глубоких по содержанию трансформаций, происходящих в российском обществе, знание социального самочувствия различных территориальных и социальных групп, понимание факторов, которые связаны с социальным самочувствием или просто воздействуют на него, могут стать решающими в прогнозировании уровня поддержки определенных реформаторских действий или сопротивления им. Как показали социологические исследования по Волгограду и области, к сожалению, среди граждан заметно возрос уровень неопределенности и понизился уровень позитивных оценок своего самочувствия. Пример Заключение по реферату Проблемы социологии образования, оно содержит выводы по проделанной работе, логически стройно изложено. Однако нет четкого разделения выводов, которые были получены входе опроса экспертов, и выводов, к которым пришел сам автор по итогам проделанной работы.
71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Образование – одна из главных областей человеческой деятельности. Невозможно переоценить его значение. Сегодня существует целый ряд наук, занимающихся изучением образования педагогика, психология, философия, экономика. Особенность социологического подхода к образованию состоит прежде всего в анализе его как социального института, включенного в систему существующих общественных отношений. В условиях трансформационных процессов на постсоветском пространстве в центре изучения оказались вопросы современной ситуации в образовании, специфики социологического подхода к его изучению с учетом новых явлений и противоречий. Рассматриваемые социологией образования проблемы затрагивают общественные отношения по поводу образования. К проблемам высшего образования можно отнести недостаток финансирования государственных вузов, енижение планки приема для абитуриентов, претендующих на места с полным возмещением затрат за обучение, коррупцию и др. Кроме того, активно обсуждается прочес реформирования высшей школы в связи с подписанием Болонской декларации. Необходимо концептуальное переосмысление образования как социального института. Но это переосмысление, которое и является одним из путей преодоления кризиса образования, должно быть тесно сопряжено с другими путями, главными среди которых можно считать
1) изменение идеологии образования, его парадигмы, те. понимание его новой социальной роли приоритетно развивающегося института
2) материально-финансовое обеспечение процесса трансформации образования в условиях перехода крыночным отношениям на базе его демократизации и гуманизации. Пример корректного написания заключения (реферат на тему Социальные технологии в управлении социальной организацией, где освещены все моменты, которые должны быть представлены в данной части работы, дается в Приложении 4.
72 Примеры составления списка использованной литературы реферата В данной части учебного пособия приведены лишь два примера комплектования списка использованной литературы. Подбор литературы и источников осуществлялся в обоих случаях для выполнения реферата на тему Социальная роль денег, но, и на это следует обратить внимание, знакомство студентов с разными источниками послужило основой того, что и работы по своему содержанию получились разными. Различный контент рефератов, выполненных по одной и той же теме, лишний раз свидетельствует о сложности и многообразии форм проявления социальных явлений и процессов. Из двух примеров (см. примеры 15 и 16) первый подобран более корректно в нем представлены и монографии, и статьи из периодических изданий и электронные ресурсы. Кроме того, если в примере 16 список сформирован в алфавитном порядке, тов примере 15 – по мере появления ссылок на представленные источники в тексте реферата. Оба принципа формирования списка использованной литературы могут быть признаны правильными, поскольку ГОСТ разрешает и то, и другое. Пример СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мэнкью, Н. Г Принципы макроэкономики Н. Г. Мэнкью. – СПб.: Питер, 2006. –
576 с.
2. Юровицкий, В. М Денежное обращение в эпоху перемен В. М. Юровицкий. – М ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007. – 567 с.
3. Васильчук, Ю. А Социальное развитие человека. Фактор денег Ю. А. Василь- чук// Общественные науки и современность. – 2001. – № 4. – С. 5–30.
4. Зелизер, В Социальное значение денег деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы В. Зелизер; перс англ. А. В. Смирнова и МС. Добряковой; под науч. ред. В. В. Радаева; предисловие В. В. Радаева]. – М Дом интеллектуальной книги Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 284 с.
5. Аникеева, Е. А Основные подходы к исследованию денег в социологии Е. А. Аникеева// Экономическая социология. – 2008. – Т. 9. – № 1. – С. 114–122.
6. Лиетар, Б. А Будущее денег новый путь к богатству, полноценному труду и более мудрому миру Б. А. Лиетар. – М КРПА Олимп Астрель, 2007. – 493 с.
7. Абрамова, С. Б. Деньги как социальная ценность поколенческий срез проблемы С. Б. Абрамова// Социологические исследования. – 2000. – № 7. – С. 37–41.
73 8. Основные индикаторы уровня жизни населения Волгоградской области Электронный ресурс // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. – Режим доступа http://www.volgastat.ru/
9. Экономика Волгограда. Система программных направлений (мероприятий) по повышению качества жизни населения Электронный ресурс Волгоградский информационный сервер.
– Режим доступа http:
//www.infovolgograd.ru/economy/economy/44.htm. Пример СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджет Волгограда урезали дважды Электронный ресурс. – [2009]. – Режим доступа http://vlg.aif.ru.
2. Волгоградцы умеют обращаться с деньгами Электронный ресурс. – [2009]. – Режим доступа http://www.dp-volgograd.ru.
3. Волгоградцы расписались в финансовой неграмотности Электронный ресурс. –
[2009]. – Режим доступа http://www.difor.ru.
4. Деньги воспитывают целеустремленных эгоистов Электронный ресурс. –
[2009]. – Режим доступа http://elemety.ru.
5. Деньги. – Электронный ресурс. – [2009]. – Режим доступа http://www. wiki- pedia.ru.
6. Зарубина, Н. НО мифологии денег в российской культуре Н. Н. Зарубина Социологические исследования. – 2007. – № 3. – С. 43–51.
7. Зарубина, Н. Н Трансформации рациональности в глабилизирующемся мире влияние денег Н. Н. Зарубина Социологические исследования. – 2009. – № 4. – С. 38–48.
8. На волгоградцев тратят бюджетных денег меньше, чем на соседей Электронный ресурс. – [2009]. – Режим доступа http://www.kp.ru.
9. На продукты волгоградцы тратят половину доходов Электронный ресурс. –
[2009] – Режим доступа http://www.volgograd-trv.ru.
10. Региональная программа делового сообщества Волгоградской области по противодействию коррупции Электронный ресурс. – [2009]. – Режим доступа http:// www.volgogradcci.ru.
74 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – М Стандартинформ, 2008. – 44 с.
2. Акчурина, И. Р Выпускная квалификационная работа Методические и процессуальные аспекты подготовки и защиты учебно-методическое пособие И. Р. Акчури- на, ВО. Мосейко. – Волгоград Волгоградское научное издательство, 2006. – 83 с.
3. Василенко, ИВ Все о курсовых и дипломных работах (Правила подготовки, написания и оформления результатов учеб.-метод. пособие ИВ. Василенко, В. А. Парамонова. – Волгоград Изд-во ВолГУ, 2005. – 68 с.
4. Васильева, В. Д Модель педагогического процесса формирования проектной культуры будущих инженеров В. Д. Васильева// Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст.
№ 7(80)/ ВолгГТУ. – 2011. – С. 17–124. (Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания вып. 9).
5. Васильева, В. Д Проектная деятельность и проектная культура будущего инженера В. Д. Васильева, Р. М. Петрунева// Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. № 7
(67)/ ВолгГТУ. – 2010. – С. 106–112. (Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания вып. 7).
6. Дулина, Н. В Контрольная работа по социологии учебное пособие Н. В. Ду- лина, И. А. Небыков, НА. Овчар, В. В. Токарев; ВолгГТУ. – Волгоград, 2011. – 180 с.
7. Дулина, Н. В Общая социология учебное пособие Н. В. Дулина, И. А. Небы- ков, В. В. Токарев; ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 240 с.
8. Дулина, Н. В Семестровая работа по социологии учебное пособие Н. В. Дули- на, Е. Г. Ефимов, НА. Овчар, В. В. Токарев; ВолгГТУ. – Волгоград, 2012. – 84 с.
9. Дулина, Н. В Социология учебное пособие для студентов всех направлений бакалавтриата/ Н. В. Дулина, Е. Г. Ефимов, НА. Овчар ВолгГТУ. – Волгоград, 2016. –
115 с.
10. Дулина, Н. В Социология виды и формы самостоятельной работы учебное пособие Н. В. Дулина, Т. И. Игнатенко, И. А. Небыков, НА. Овчар ВолгГТУ. – Волгоград с.
11. Дулина, Н. В Социология задания для самостоятельной работы студентов учебное пособие Н. В. Дулина, Е. Г. Ефимов, НА. Овчар ВолгГТУ. – Волгоград,
2012. – 48 с.
12. Дулина, Н. В Социология словарь понятий и терминов учебный терминологический словарь Н. В. Дулина, НА. Овчар ВолгГТУ. – Волгоград, 2010. – 88 с.
13. Как составить список литературы к дипломной и курсовой работам методические указания и правила оформления сост. Л. М. Собко. – Волгоград Изд-во ВФ
МУПК, 2002. – 25 с.
14. Клушина, Н. П Функционально-содержательная характеристика социальных компетенций будущих инженеров Н. П. Клушина// Известия Волгоградского государственного технического университета межвуз. сб. науч. ст. № 7 (67)/ ВолгГТУ. – о. – С. 98–102. (Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания вып. 7).
75 15. Кузеванова, А. Л Динамика ценностных принципов российской бизнес- деятельности социологический анализ автореф. дис. … д-ра социол. наук А. Л. Кузеванова. – Волгоград, 2011. – С. 9–10.
16. Кузин, ФА Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты практическое пособие для студентов-магистрантов/ ФА. Кузин. – М Ось, 1997. – 304 с.
17. Кузнецов, И. Н Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления учебно-методическое пособие И. Н. Кузнецов. – е изд, перераб. и доп. – М
ИТК Дашков и Кос. Кузнецов, И. Н Научное исследование методика проведения и оформление И. Н. Кузнецов. – е изд, перераб. и доп. – М ИТК Дашков и Кос. Менеджмент итоговая аттестация студентов, преддипломная практика иди- пломное проектирование учебное пособие под общ. ред. Э. М. Короткова и С. Д. Резника М ИНФРА-М, 2002. – 286 .
20. Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных работ по специальностям Менеджмент, Маркетинг, Финансы и кредит для слушателей программ профессиональной подготовки управленческих кадров сост. О. А. Ломовцева, Л. В. Перекрестова.— Волгоград Изд-во ВолГУ, 2005. — 56 с.
21. Мид, М Культура и мир детства избранные произведения М. Мид. – М Наука, 1988. – С. 361.
22. Петрунева, Р. М Проблемы учебно-инженерного проектирования в современной практике технического вуза Р. М. Петрунева, В. Д. Васильева, Н. В. Дулина// Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 9. – С. 70–76.
23. Петрунева, Р. М ФГОС третьего поколения и воспитательная деятельность образовательного учреждения Р. М. Петрунева, Н. В. Дулина, В. Д. Васильева// Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 289–295.
24. Петрунева, Р. М Психология профессиональной деятельности учебно- методическое пособие Р. М. Петрунева, Н. В. Дулина, В. Д. Васильева. – Волгоград
ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. – 260 с.
25. Семестровая работа по экономической социологии методические рекомендации сост. Н. В. Дулина, НА. Овчар ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. – 16 с.
26. Хижняков, Д. П Технология минимизации информационно-коммуникацион- ных барьеров в органах исполнительной власти субъекта РФ автореф. дисс. … канд. социол. наук Д. П. Хижняков. – Белгород, 2011. – С. 5–6.
27. Ядов, В. А Социологическое исследование методология, программа, методы В. А. Ядов. – М Наука, 1987. – С. 53.
76 ПРИЛОЖЕНИЯ
77 Приложение 1 Образец оформления титульного листа реферата Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный технический университет Кафедра История, культура и социология РЕФЕРАТ ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИИ ТЕМА № 110 ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ Выполнила студентка) группы ______ Иванов С. П.
(№ зачетки 20070005) Проверил Преподаватель кафедры ИКС Иванов С. П. Волгоград, 2017
78 Приложение 2 Пример оформления содержания реферата СОДЕРЖАНИЕ Введение.
3 1 . История развития системы высшего образования
5 1 . 1 . Международные традиции университетского образования.
7 1 . 2 . История развития высшего образования в России.
1 0 2 . Основные проблемы социологии образования.
1 5 3 . Реформирование высшего образования в РФ.
1 7 Заключение.
2 5 Список литературы. 2 6 Приложение. 2 7
79 Приложение 3 Пример оформления введения кр е ф ера ту ВВЕДЕНИЕ Современная социальная реальность такова, что проблемы управления на всех уровнях общества, усложнившихся и обострившихся в последние десятилетия, соотносятся с проблемами развертывания человеческого потенциала как основы социально-экономического и культурного развития и как основы общей жизнеспособности общества. Актуальность проблемы социальных технологий подчеркивается осознанием происходящих перемен в социально-экономическом пространстве. Это возрастание роли человеческого ресурса в хозяйственной сфере, в управлении организацией, в ее успехах и жизнеспособности, возрастание роли и ответственности каждого члена организации изменение параметров, а также характера социально-экономической динамики современного общества, ускорение рыночных процессов, возникновение новых социально-экономических последствий глобализации и т. д. Теоретические основы разработки проблем социального управления в отечественной практике заложили еще в двадцатые годы прошлого столетия труды А. А. Богданова, С. Н. Булгакова, НА. Витке, А. К. Гастева, О. А. Ерманского, П. М. Керженцева и др. После возрождения социологии разработкой социологии управления вообще и социальных технологий в частности занимались НА. Аитов, КГ. Барбаков, А. П. Бутенко, В. И. Герчиков, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, В. Г. Подмарков, АИ. Пригожин, В. В. Щербина, В. А. Ядов и др. В западной и зарубежной социологии признанными авторитетами в данной области считаются А. Смит, Ф. Тейлор, К. Маркс, А. Файоль, М. Вебер, П. Дракер, Э. Мэйо, Г. Форд и др. Эмпирическую основу для реферата составили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстат), территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградстат) за 2001–2008 гг., атак- же данные социологических исследований, выполненные волгоградскими исследовательскими компаниями и размещенные на их официальных сайтах. Объектом реферата стала структура и деятельность современной организации, предметом – социальная технология в системе управления современной организации.
80 Цель состоит в определении роли и места социальных технологий в управлении современной организацией, задачи
1) выявить признаки социальных технологий, значимых для их типологизации в контексте потребностей современной организации
2) получить обобщенное знание (теоретическое и практическое) о феномене социальной технологии, ее роли и месте в современной социологии управления
3) показать целесообразность интеграции социальных технологий в управляющую систему организации. Структура реферата выглядит следующим образом введение, две главы, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключение, список использованной литературы. Общий объем работы составил
25 страниц.
81 Приложение 4 Пример оформления заключения кр е ф ера ту ЗАКЛЮЧЕНИЕ В представленной работе были рассмотрены понятие молодежной субкультуры, история самого термина и понятия, а также истоки возникновения молодежных субкультур, имеющих значение для современного функционирования общества. Рассуждая о молодежных субкультурах как о социальном феномене, мы привели примерную классификацию существующих на сегодняшний день в России молодежных субкультур. Можно в целом заключить, что сегодня в России в связи с трансформацией общества основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья неспособна в полном объеме качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят ив системе образования (в первую очередь в школе. В наибольшей степени проблема молодежи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причем прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодежь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодежная субкультура вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем. Социум и правительство имеют дело стой молодежью, которую они сами воспитывают — любое проявление невнимания к молодежным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать еще большие проблемы для настоящего и будущего общества
82 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.
3 1. Общие методические рекомендации по выполнению реферата
6 2. Цели и задачи выполнения реферата.
7 3. Выбор темы реферата.
9 4. Общие требования к выполнению реферата.
12 5. Подбор и оформление списка литературы реферата.
23 6. Оформление реферата.
27 7. Оценка и защита реферата
36 8. Темы рефератов 38 9. Использование интернет-ресурсов при выполнении реферата.
44 10. Примеры выполнения рефератов.
47 Библиографический список
74 Приложения.
76
83 Учебное издание Надежда Васильевна Дулина Евгений Геннадьевич Ефимов Надежда Андреевна Овчар РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ Учебное пособие Редактор Е. В. Кравцова
Темплан 2017 г. (учебники и учебные пособия. Поз. № 44. Подписано в печать 27.07.2017 г. Формат 60×84 1/16. Бумага газетная. Гарнитура Georgia. Печать офсетная. Усл. печ. л. 4,88. Уч.-изд. л. 5,26. Тираж 100 экз. Заказ . Волгоградский государственный технический университет
400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, корп. 1. Отпечатано в типографии ИУНЛ ВолгГТУ
400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, корп. 7.
53 70 113 62 Индекс положения семьи
124 137 159 130 Индекс ожиданий
148 139 156 146 Индекс покупательской активности
155 147 145 152 Индекс потребительских настроений
140 139 153 141 Источник Показатели социального самочувствия жителей Волгограда, Волжского и Камышина Электронный ресурс. – Режим доступа www.socio- research.ru. На основе представленных данных могут быть сформулированы следующие выводы
• Наибольшее значение индекса межрегиональных сравнений наблюдается в Камышине (113 пунктов, что свидетельствует о том, что в целом камышане оценивают условия жизни в нашем регионе скорее как благоприятные, в отличие от жителей двух других
67 городов, придерживающихся противоположной точки зрения оценивающие условия жизни скорее негативно.
53 70 113 124 137 159 148 139 156 155 147 145 140 139 153 50 70 90 110 130 150 170
Волгоград
Волжский
Камышин
Индекс межрегиональных сравнений
Индекс положения семьи
Индекс ожиданий
Индекс покупательской активности
Индекс потребительских настроений
Рис. 2. Показатели социального самочувствия населения крупнейших городов Волгоградской области по состоянию на апрель 2008 г. Источник Показатели социального самочувствия жителей Волгограда, Волжского и Камышина Электронный ресурс. – Режим доступа www.socio- research.ru.
• Значения индекса межрегиональных сравнений, рассчитанные по городам Волгоград и Волжский, составляют, соответственно,
53 пункта и 70 пунктов, что говорит о том, что в этих городах преобладают отрицательные оценки условий жизни в Волгоградской области.
• Для камышан также характерны наиболее положительные оценки изменений в материальном положении своих семей за последний год (индекс положения семьи равен 159 пунктов) и позитивные ожидания относительно положения своей семьи и граждан страны в целом (индекс ожиданий составляет 156 пунктов.
• Наибольшее значение индекса покупательской активности характерно для жителей Волгограца (155), более низкие значения зафиксированы в Волжском (147) и Камышине (145).
• В целом наибольшее значение индекса потребительских настроений характерно для жителей Камышина (153), его значения для жителей Волгограда и Волжского составляют, соответственно, 140 и 139 пунктов.
68 Примеры написания заключения реферата Пример Заключение по реферату Социальная роль денег содержится изложение полученных выводов, их соотношение с целью и задачами, присутствует обощение результатов эмпирических данных. Общее впечатление – заключение производит целостное представление, логически взаимосвязанно совсем рефератом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найдется. Вся структура современной экономики предопределена существованием денег. У истоков денег стоит торговля, т. кона является одним из самых древних занятий человечества, тов старину уходят корни и денежной системы, хотя устройство ее (как и вид самих денег) многократно и сильно меняется на протяжении истекших тысячелетий. В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много людей тратят все свое время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьей, родными, личной жизнью. Деньги заколдовывают людей. Деньги – это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка. Отказаться от них невозможно, но постепенно мы становится их рабами. Можно суверенностью сказать, что человеческие сообщества не могут длительное время существовать на паритетных началах вследствие психологических различий их членов. Почти сразу в них образуется иерархия, соподчинение. Немалую роль в этом процессе играют вещи, и деньги в частности. Помимо сугубо экономических функций (мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления) деньги участвуют ив формировании психики людей, образуя и удовлетворяя потребности выискивания, существования, самоудовлетворения, занятия определенной ступени в сообществе. Можно сказать, что деньги определяют ход нашей жизни. Также необходимо отметить, что деньги влияют на формирование социализации личности. Исходя из итогов исследования 1996 года, можно сказать, что отношение к деньгам меняется в зависимости от возраста, пола, приобретаемого опыта в участии распределения доходов, от социально-экономической ситуации в стране и др. Необходимо отметить, что деньги формируют психологический настрой индивида, возможность согласовывать свои потребности с потребностями других.
69 На примере основных показателей уровня жизни населения Волгоградской области можно сделать ряд выводов. В сегодняшнем обществе все товары, услуги, природные ресурсы, а также способность людей к труду приобретают денежную форму. Качественно новая роль денег заключается в том, что они превращаются в денежный капитал, или самовозрастающую стоимость. Результаты применения и воздействие денег на различные стороны деятельности и развития общества характеризуют их роль. Разностороннее использование денег и их влияние на развитие страны основывается во многом на том, что продукция производится предприятиями не для собственных нужда для других потребителей, которым она продается за ценьги (деньги регулятор производства. Деньги выступают реrулятором нашей жизни. В таких показателях, как прожиточный минимум, заработная плата, средний душевой доход, коэффициент фондов, отражается развитие данного общества, а значит, жизнь людей напрямуо зависит от их дохода, те. от денег. Денежные отношения выступают как системообразующие связи, способствующие не только развитию, но и возможности существования данного общества в целом. Исходя из вышесказанного, можно подвести окончательный итог. Деньги имеют социальную и культурную значимость, они сами по себе являются самостоятельными социальными отношениями. Деньги по природе своей имеют множественное значение, их используют в качестве формы богатства, их бытие в качестве основы власти, их наличие как меру свободы и др. Но только не стоит забывать, что деньги способны менять свою значимость и ценность в обществе, они являются самыми загадочными и непредсказуемыми. Пример Заключение, представленное в реферате Социальное самочувствие жителей городов, в котором подчеркивается актуальность проведенного исследования, присутствуют собственные выводы автора, сделанные на анализе теоретической и практической работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Социальное самочувствие – осознание конкретным индивидом себя, как частицы целого общественного пространства, системы. То есть,
70 непосредственно, то как человек рассматривает себя в сложной системе общественной взаимозависимости, то как он понимает проблемы (и свои личные, и общественные, принимает решения в сложившейся ситуации и каким-либо образом взаимодействует с окружающей действительностью. На сегодняшний день проблема социального самочувствия остро стоит перед социологами, психологами, т. кв современный период общество стоит на пути тотального изменения всех устоявшихся систем, норм поведения, норм общения, социальных институтов и, безусловно, все это отражается на каждом из нас. Каждый человек по-своему реагирует на проблему, что приводит к заболеваниям, как физическим, таки моральным. Всем известно, что одной из преобладающих болезней современности, является депрессия. Именно к этому заболеванию ведут большинство нереализованных целей, переживаний пожизненным вопросами борьба с самим собой с целью нахождения чего-то лучшего. Все это сказывается на работоспособности, на состоянии общества.
По-моему мнению, правительству нужно задуматься над тем, как исходя из сложившейся ситуации, помочь людям найти веру в то, что им может помочь кто-то сторонний. Если у жителей городов появится хотя бы стимул для реализации себя в обществе, то ситуация пойдет на поправку. В условиях значительных по объему и глубоких по содержанию трансформаций, происходящих в российском обществе, знание социального самочувствия различных территориальных и социальных групп, понимание факторов, которые связаны с социальным самочувствием или просто воздействуют на него, могут стать решающими в прогнозировании уровня поддержки определенных реформаторских действий или сопротивления им. Как показали социологические исследования по Волгограду и области, к сожалению, среди граждан заметно возрос уровень неопределенности и понизился уровень позитивных оценок своего самочувствия. Пример Заключение по реферату Проблемы социологии образования, оно содержит выводы по проделанной работе, логически стройно изложено. Однако нет четкого разделения выводов, которые были получены входе опроса экспертов, и выводов, к которым пришел сам автор по итогам проделанной работы.
71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Образование – одна из главных областей человеческой деятельности. Невозможно переоценить его значение. Сегодня существует целый ряд наук, занимающихся изучением образования педагогика, психология, философия, экономика. Особенность социологического подхода к образованию состоит прежде всего в анализе его как социального института, включенного в систему существующих общественных отношений. В условиях трансформационных процессов на постсоветском пространстве в центре изучения оказались вопросы современной ситуации в образовании, специфики социологического подхода к его изучению с учетом новых явлений и противоречий. Рассматриваемые социологией образования проблемы затрагивают общественные отношения по поводу образования. К проблемам высшего образования можно отнести недостаток финансирования государственных вузов, енижение планки приема для абитуриентов, претендующих на места с полным возмещением затрат за обучение, коррупцию и др. Кроме того, активно обсуждается прочес реформирования высшей школы в связи с подписанием Болонской декларации. Необходимо концептуальное переосмысление образования как социального института. Но это переосмысление, которое и является одним из путей преодоления кризиса образования, должно быть тесно сопряжено с другими путями, главными среди которых можно считать
1) изменение идеологии образования, его парадигмы, те. понимание его новой социальной роли приоритетно развивающегося института
2) материально-финансовое обеспечение процесса трансформации образования в условиях перехода крыночным отношениям на базе его демократизации и гуманизации. Пример корректного написания заключения (реферат на тему Социальные технологии в управлении социальной организацией, где освещены все моменты, которые должны быть представлены в данной части работы, дается в Приложении 4.
72 Примеры составления списка использованной литературы реферата В данной части учебного пособия приведены лишь два примера комплектования списка использованной литературы. Подбор литературы и источников осуществлялся в обоих случаях для выполнения реферата на тему Социальная роль денег, но, и на это следует обратить внимание, знакомство студентов с разными источниками послужило основой того, что и работы по своему содержанию получились разными. Различный контент рефератов, выполненных по одной и той же теме, лишний раз свидетельствует о сложности и многообразии форм проявления социальных явлений и процессов. Из двух примеров (см. примеры 15 и 16) первый подобран более корректно в нем представлены и монографии, и статьи из периодических изданий и электронные ресурсы. Кроме того, если в примере 16 список сформирован в алфавитном порядке, тов примере 15 – по мере появления ссылок на представленные источники в тексте реферата. Оба принципа формирования списка использованной литературы могут быть признаны правильными, поскольку ГОСТ разрешает и то, и другое. Пример СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мэнкью, Н. Г Принципы макроэкономики Н. Г. Мэнкью. – СПб.: Питер, 2006. –
576 с.
2. Юровицкий, В. М Денежное обращение в эпоху перемен В. М. Юровицкий. – М ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007. – 567 с.
3. Васильчук, Ю. А Социальное развитие человека. Фактор денег Ю. А. Василь- чук// Общественные науки и современность. – 2001. – № 4. – С. 5–30.
4. Зелизер, В Социальное значение денег деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы В. Зелизер; перс англ. А. В. Смирнова и МС. Добряковой; под науч. ред. В. В. Радаева; предисловие В. В. Радаева]. – М Дом интеллектуальной книги Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 284 с.
5. Аникеева, Е. А Основные подходы к исследованию денег в социологии Е. А. Аникеева// Экономическая социология. – 2008. – Т. 9. – № 1. – С. 114–122.
6. Лиетар, Б. А Будущее денег новый путь к богатству, полноценному труду и более мудрому миру Б. А. Лиетар. – М КРПА Олимп Астрель, 2007. – 493 с.
7. Абрамова, С. Б. Деньги как социальная ценность поколенческий срез проблемы С. Б. Абрамова// Социологические исследования. – 2000. – № 7. – С. 37–41.
73 8. Основные индикаторы уровня жизни населения Волгоградской области Электронный ресурс // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. – Режим доступа http://www.volgastat.ru/
9. Экономика Волгограда. Система программных направлений (мероприятий) по повышению качества жизни населения Электронный ресурс Волгоградский информационный сервер.
– Режим доступа http:
//www.infovolgograd.ru/economy/economy/44.htm. Пример СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджет Волгограда урезали дважды Электронный ресурс. – [2009]. – Режим доступа http://vlg.aif.ru.
2. Волгоградцы умеют обращаться с деньгами Электронный ресурс. – [2009]. – Режим доступа http://www.dp-volgograd.ru.
3. Волгоградцы расписались в финансовой неграмотности Электронный ресурс. –
[2009]. – Режим доступа http://www.difor.ru.
4. Деньги воспитывают целеустремленных эгоистов Электронный ресурс. –
[2009]. – Режим доступа http://elemety.ru.
5. Деньги. – Электронный ресурс. – [2009]. – Режим доступа http://www. wiki- pedia.ru.
6. Зарубина, Н. НО мифологии денег в российской культуре Н. Н. Зарубина Социологические исследования. – 2007. – № 3. – С. 43–51.
7. Зарубина, Н. Н Трансформации рациональности в глабилизирующемся мире влияние денег Н. Н. Зарубина Социологические исследования. – 2009. – № 4. – С. 38–48.
8. На волгоградцев тратят бюджетных денег меньше, чем на соседей Электронный ресурс. – [2009]. – Режим доступа http://www.kp.ru.
9. На продукты волгоградцы тратят половину доходов Электронный ресурс. –
[2009] – Режим доступа http://www.volgograd-trv.ru.
10. Региональная программа делового сообщества Волгоградской области по противодействию коррупции Электронный ресурс. – [2009]. – Режим доступа http:// www.volgogradcci.ru.
74 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – М Стандартинформ, 2008. – 44 с.
2. Акчурина, И. Р Выпускная квалификационная работа Методические и процессуальные аспекты подготовки и защиты учебно-методическое пособие И. Р. Акчури- на, ВО. Мосейко. – Волгоград Волгоградское научное издательство, 2006. – 83 с.
3. Василенко, ИВ Все о курсовых и дипломных работах (Правила подготовки, написания и оформления результатов учеб.-метод. пособие ИВ. Василенко, В. А. Парамонова. – Волгоград Изд-во ВолГУ, 2005. – 68 с.
4. Васильева, В. Д Модель педагогического процесса формирования проектной культуры будущих инженеров В. Д. Васильева// Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст.
№ 7(80)/ ВолгГТУ. – 2011. – С. 17–124. (Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания вып. 9).
5. Васильева, В. Д Проектная деятельность и проектная культура будущего инженера В. Д. Васильева, Р. М. Петрунева// Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. № 7
(67)/ ВолгГТУ. – 2010. – С. 106–112. (Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания вып. 7).
6. Дулина, Н. В Контрольная работа по социологии учебное пособие Н. В. Ду- лина, И. А. Небыков, НА. Овчар, В. В. Токарев; ВолгГТУ. – Волгоград, 2011. – 180 с.
7. Дулина, Н. В Общая социология учебное пособие Н. В. Дулина, И. А. Небы- ков, В. В. Токарев; ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 240 с.
8. Дулина, Н. В Семестровая работа по социологии учебное пособие Н. В. Дули- на, Е. Г. Ефимов, НА. Овчар, В. В. Токарев; ВолгГТУ. – Волгоград, 2012. – 84 с.
9. Дулина, Н. В Социология учебное пособие для студентов всех направлений бакалавтриата/ Н. В. Дулина, Е. Г. Ефимов, НА. Овчар ВолгГТУ. – Волгоград, 2016. –
115 с.
10. Дулина, Н. В Социология виды и формы самостоятельной работы учебное пособие Н. В. Дулина, Т. И. Игнатенко, И. А. Небыков, НА. Овчар ВолгГТУ. – Волгоград с.
11. Дулина, Н. В Социология задания для самостоятельной работы студентов учебное пособие Н. В. Дулина, Е. Г. Ефимов, НА. Овчар ВолгГТУ. – Волгоград,
2012. – 48 с.
12. Дулина, Н. В Социология словарь понятий и терминов учебный терминологический словарь Н. В. Дулина, НА. Овчар ВолгГТУ. – Волгоград, 2010. – 88 с.
13. Как составить список литературы к дипломной и курсовой работам методические указания и правила оформления сост. Л. М. Собко. – Волгоград Изд-во ВФ
МУПК, 2002. – 25 с.
14. Клушина, Н. П Функционально-содержательная характеристика социальных компетенций будущих инженеров Н. П. Клушина// Известия Волгоградского государственного технического университета межвуз. сб. науч. ст. № 7 (67)/ ВолгГТУ. – о. – С. 98–102. (Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания вып. 7).
75 15. Кузеванова, А. Л Динамика ценностных принципов российской бизнес- деятельности социологический анализ автореф. дис. … д-ра социол. наук А. Л. Кузеванова. – Волгоград, 2011. – С. 9–10.
16. Кузин, ФА Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты практическое пособие для студентов-магистрантов/ ФА. Кузин. – М Ось, 1997. – 304 с.
17. Кузнецов, И. Н Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления учебно-методическое пособие И. Н. Кузнецов. – е изд, перераб. и доп. – М
ИТК Дашков и Кос. Кузнецов, И. Н Научное исследование методика проведения и оформление И. Н. Кузнецов. – е изд, перераб. и доп. – М ИТК Дашков и Кос. Менеджмент итоговая аттестация студентов, преддипломная практика иди- пломное проектирование учебное пособие под общ. ред. Э. М. Короткова и С. Д. Резника М ИНФРА-М, 2002. – 286 .
20. Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных работ по специальностям Менеджмент, Маркетинг, Финансы и кредит для слушателей программ профессиональной подготовки управленческих кадров сост. О. А. Ломовцева, Л. В. Перекрестова.— Волгоград Изд-во ВолГУ, 2005. — 56 с.
21. Мид, М Культура и мир детства избранные произведения М. Мид. – М Наука, 1988. – С. 361.
22. Петрунева, Р. М Проблемы учебно-инженерного проектирования в современной практике технического вуза Р. М. Петрунева, В. Д. Васильева, Н. В. Дулина// Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 9. – С. 70–76.
23. Петрунева, Р. М ФГОС третьего поколения и воспитательная деятельность образовательного учреждения Р. М. Петрунева, Н. В. Дулина, В. Д. Васильева// Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 289–295.
24. Петрунева, Р. М Психология профессиональной деятельности учебно- методическое пособие Р. М. Петрунева, Н. В. Дулина, В. Д. Васильева. – Волгоград
ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. – 260 с.
25. Семестровая работа по экономической социологии методические рекомендации сост. Н. В. Дулина, НА. Овчар ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. – 16 с.
26. Хижняков, Д. П Технология минимизации информационно-коммуникацион- ных барьеров в органах исполнительной власти субъекта РФ автореф. дисс. … канд. социол. наук Д. П. Хижняков. – Белгород, 2011. – С. 5–6.
27. Ядов, В. А Социологическое исследование методология, программа, методы В. А. Ядов. – М Наука, 1987. – С. 53.
76 ПРИЛОЖЕНИЯ
77 Приложение 1 Образец оформления титульного листа реферата Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный технический университет Кафедра История, культура и социология РЕФЕРАТ ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИИ ТЕМА № 110 ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ Выполнила студентка) группы ______ Иванов С. П.
(№ зачетки 20070005) Проверил Преподаватель кафедры ИКС Иванов С. П. Волгоград, 2017
78 Приложение 2 Пример оформления содержания реферата СОДЕРЖАНИЕ Введение.
3 1 . История развития системы высшего образования
5 1 . 1 . Международные традиции университетского образования.
7 1 . 2 . История развития высшего образования в России.
1 0 2 . Основные проблемы социологии образования.
1 5 3 . Реформирование высшего образования в РФ.
1 7 Заключение.
2 5 Список литературы. 2 6 Приложение. 2 7
79 Приложение 3 Пример оформления введения кр е ф ера ту ВВЕДЕНИЕ Современная социальная реальность такова, что проблемы управления на всех уровнях общества, усложнившихся и обострившихся в последние десятилетия, соотносятся с проблемами развертывания человеческого потенциала как основы социально-экономического и культурного развития и как основы общей жизнеспособности общества. Актуальность проблемы социальных технологий подчеркивается осознанием происходящих перемен в социально-экономическом пространстве. Это возрастание роли человеческого ресурса в хозяйственной сфере, в управлении организацией, в ее успехах и жизнеспособности, возрастание роли и ответственности каждого члена организации изменение параметров, а также характера социально-экономической динамики современного общества, ускорение рыночных процессов, возникновение новых социально-экономических последствий глобализации и т. д. Теоретические основы разработки проблем социального управления в отечественной практике заложили еще в двадцатые годы прошлого столетия труды А. А. Богданова, С. Н. Булгакова, НА. Витке, А. К. Гастева, О. А. Ерманского, П. М. Керженцева и др. После возрождения социологии разработкой социологии управления вообще и социальных технологий в частности занимались НА. Аитов, КГ. Барбаков, А. П. Бутенко, В. И. Герчиков, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, В. Г. Подмарков, АИ. Пригожин, В. В. Щербина, В. А. Ядов и др. В западной и зарубежной социологии признанными авторитетами в данной области считаются А. Смит, Ф. Тейлор, К. Маркс, А. Файоль, М. Вебер, П. Дракер, Э. Мэйо, Г. Форд и др. Эмпирическую основу для реферата составили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстат), территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградстат) за 2001–2008 гг., атак- же данные социологических исследований, выполненные волгоградскими исследовательскими компаниями и размещенные на их официальных сайтах. Объектом реферата стала структура и деятельность современной организации, предметом – социальная технология в системе управления современной организации.
80 Цель состоит в определении роли и места социальных технологий в управлении современной организацией, задачи
1) выявить признаки социальных технологий, значимых для их типологизации в контексте потребностей современной организации
2) получить обобщенное знание (теоретическое и практическое) о феномене социальной технологии, ее роли и месте в современной социологии управления
3) показать целесообразность интеграции социальных технологий в управляющую систему организации. Структура реферата выглядит следующим образом введение, две главы, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключение, список использованной литературы. Общий объем работы составил
25 страниц.
81 Приложение 4 Пример оформления заключения кр е ф ера ту ЗАКЛЮЧЕНИЕ В представленной работе были рассмотрены понятие молодежной субкультуры, история самого термина и понятия, а также истоки возникновения молодежных субкультур, имеющих значение для современного функционирования общества. Рассуждая о молодежных субкультурах как о социальном феномене, мы привели примерную классификацию существующих на сегодняшний день в России молодежных субкультур. Можно в целом заключить, что сегодня в России в связи с трансформацией общества основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья неспособна в полном объеме качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят ив системе образования (в первую очередь в школе. В наибольшей степени проблема молодежи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причем прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодежь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодежная субкультура вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем. Социум и правительство имеют дело стой молодежью, которую они сами воспитывают — любое проявление невнимания к молодежным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать еще большие проблемы для настоящего и будущего общества
82 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.
3 1. Общие методические рекомендации по выполнению реферата
6 2. Цели и задачи выполнения реферата.
7 3. Выбор темы реферата.
9 4. Общие требования к выполнению реферата.
12 5. Подбор и оформление списка литературы реферата.
23 6. Оформление реферата.
27 7. Оценка и защита реферата
36 8. Темы рефератов 38 9. Использование интернет-ресурсов при выполнении реферата.
44 10. Примеры выполнения рефератов.
47 Библиографический список
74 Приложения.
76
83 Учебное издание Надежда Васильевна Дулина Евгений Геннадьевич Ефимов Надежда Андреевна Овчар РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ Учебное пособие Редактор Е. В. Кравцова
Темплан 2017 г. (учебники и учебные пособия. Поз. № 44. Подписано в печать 27.07.2017 г. Формат 60×84 1/16. Бумага газетная. Гарнитура Georgia. Печать офсетная. Усл. печ. л. 4,88. Уч.-изд. л. 5,26. Тираж 100 экз. Заказ . Волгоградский государственный технический университет
400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, корп. 1. Отпечатано в типографии ИУНЛ ВолгГТУ
400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, корп. 7.
1 2 3 4 5