Файл: Реферат по социологии учебное пособие Волгоград 2017 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30 то ее переносят наследующую строку, при этом порядковый номер формулы располагают на уровне строки окончания формулы, также выровняв по правому краю страницы. Место номера формулы, содержащей дробь, находится на уровне основной горизонтальной черты формулы. Таблицы. Таблица – форма представления данных на основе группирования. Таблица представляет собой комбинацию граф, горизонтальных строки вертикальных столбцов, в которых располагаются числовые значения показателей, характеризующих исследуемый признак. Статистические таблицы являются группировкой объектов по каждому из признаков на основе составления рядов распределения признаков по горизонтали и вертикали, в которых содержатся варианты данного признака и их частоты. Каждая таблица состоит из полей данных и полей пояснительных текстов. Поля данных образуют комбинацию горизонтальных строки вертикальных столбцов. Пояснительные тексты образуют заголовки общий, верхний и боковые. Общий заголовок отражает характер обработки и наименование данных, верхние поясняют содержание столбцов, а боковые – содержание строк. Итак, независимо от характера содержания (цифровой либо текстовый материал) любая таблица должна включать следующие обязательные элементы обозначение, название, шапку, основную часть. При создании таблиц особое внимание необходимо уделить заголовкам следует устранять повторы названия в заголовках граф по возможности устранять указание на единицу измерения, перенося его в название выносить в объединяющие заголовки повторяющиеся слова. Обозначение таблицы производится словом Таблица, выравниваемым по правому полю страницы без точки в конце. Строкой ниже располагается название таблицы, которое центрируется относительно страницы, пишется строчными буквами (первая − прописная) без точки в конце. Все таблицы в работах подлежат последовательной нумерации, рекомендуется использовать иерархический принцип, указывая сначала номер главы, в которой находится таблица, а затем через точку порядковый номер таблицы в пределах данной главы, после которого точка уже не ставится. Если в работе имеется только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово Таблица не пишется.

31 Примеры оформления таблиц Таблица 6. 1 Структура расходов волгоградских семей СТАТЬИ РАСХОДОВ Средний размер статей расходов в бюджете одной семьи (по всему населению, рублей на семью Доля Средний размер статей расходов в бюджете семей, имеющих соответствующие статьи, рублей на семью Доля Коммунальные расходы, арендная плата за жилье
1103 20.9%
1211 12.0% Одежда и обувь
639 12.1%
1135 11.2% Образование, обучение
161 3.0%
601 5.9% Лечение, медикаменты
334 6.3%
593 5.9% Отдых, развлечения, туризм Ремонт квартиры или дома Строительство дома, дачи, обустройство дачного участка Приобретение или содержание автомобиля или мотоцикла Сбережения, вклады, страховые выплаты
17 0.3%
188 1.9% Мебель, предметы обстановки Бытовая техника и оборудование, аудио- и видеотехника Продукты питания
2193 41.5%
2417 23.9% Расходы на общественный транспорт
196 3.7%
405 4.0% Косметика, парфюмерия, туалетные принадлежности Другое
28 0.5%
296 2.9% Общий итог

100%

100% Источник Дулина, Н. В. Город в трансформирующемся обществе методология и практика исследования Н. В. Дулина; под общ. ред. З. Т. Голенковой; ВолгГТУ. – Волгоград Волгоградское научное издательство С. 282.


32 Таблица 6. 2 Основные демографические показатели Волгоградской области Показатели Годы
20 0
0 20 0
1 20 0
2 20 0
3 20 0
4 20 0
5 20 0
6 20 0
7 20 Численность и состав населения Численность населения (на начало года, тыс. чел.
27 38
,5 27 25
,4 27 0
9
,6 26 9
4,
2 26 73
,1 26 55
,2 26 35
,7 26 20 26 Из общей численности Мужчины (трудоспособного возраста)
8 14 8
14,
3 8
13
,7 8
18
,9 8
25
,6 8
32 8
34,
7 8
32
,9 Женщины (трудоспособного возраста)
78 2,
7 79 6
8 0
1,
9 8
0 6
,8 8
0 7
8 0
3 78 9
,5 79 3,
5 78 5,
5 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет Мужчины
60,1 59,9 60,1 60,1 60,8 60,8 61,6 62,9
… Женщины
73,4 72,9 73,2 72,9 73,6 73,8 74,4 75
… Естественное движение населения Число родившихся, человек
22 346 23 0
0 7
246 6
0 25 0
23 25 50 4
249 49 25 8
6 9
28 0
38
… На 1000 населения Естественный прирост (убыль) населения, человек Источник Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области Электронный ресурс. – Режим доступа www.volgastat.ru. В целях удобства размещения и восприятия информации в табличной форме допустимо уменьшать размер шрифта до 10–13 кегля, а также межстрочный интервал до одинарного. В этих случаях обозначение и название таблицы пишется также мелким шрифтом, ноне менее 12 кегля. Необходимо отметить, что тип и начертание шрифта должны быть сохранены без выделения жирным, курсивом или подчеркиванием. Крайне редко, когда объем таблицы очень большой, и сама таблица очень информативна, допускается использование шрифта Arial. При переносе таблицы наследующую страницу необходимо повторить шапку таблицы либо существующую нумерацию столбцов. Над продублированной шапкой таблицы размещают слова Окончание табл. …», выровненные по правому полю страницы. В случае включения в реферат табличных данных, ранее опубликованных в других источниках, под таблицей указывается ссылка на источник цитирования (с указанием конкретной страницы) с использованием правил библиографического описания документа. Необходимо отметить, что ссылки на единицы измерения, в которых выражены табличные данные (тыс. руб, %, баллы и пр, могут располагаться) в строке названия таблицы 2) в специализированном столбце, озаглавленном Ед. изм.»; 3) в отдельных ячейках шапки таблицы. На каждую таблицу, включенную в работу, должна присутствовать ссылка в тексте. Первое упоминание таблицы производится в тексте работы, непосредственно предшествующем этой таблице и расположенном на той же странице работы, либо на предыдущей странице. Следует помнить, что построение таблиц осуществляется в соответствии с принятой логикой написания реферата, поэтому табулирование не является чисто техническим мероприятием. В нем находят отражение теоретические положения (первая глава работы, высказанные предположения (гипотезы, от обоснованности которых зависит успех при построении и анализе таблиц. Рисунки Для того, чтобы работа не была перегружена большим количеством цифровых данных, следует строить различные диаграммы, те. изображать цифровые характеристики в виде различных геометрических фигур и знаков. Наиболее часто встречающимися в рефератах видами рисунков являются графики, диаграммы, блок-схемы. Важно подчеркнуть, что независимо от вида все они обозначаются как рисунки. Если в тексте размещено больше одной иллюстрации, они должны быть пронумерованы. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации в разделе, разделенных точкой, например Рис. 1.1., Рис. 4.2. Ссылки на иллюстрации дают по их номерам по типу рис. 1.1.» или рис. 4.2.». Повторные ссылки на ранее упомянутые иллюстрации (предшествующие данной ссылке в тексте) дают с сокращенным словом смотри, например, см. рис. 3. 1.». Подпись к рисунку размещают подними центрируют ее относительно боковых полей страницы.


34 Примеры оформления рисунков Мясные продукты
28%
Хлебобулочные изделия
13%
Молочные продукты
10%
Рыба и морепродукты
7%
Овощи, грибы
6%
Кондитерские изделия
6%
Макаронные изделия и крупы
6%
Растительное масло
4%
Алкогольные напитки и пиво
6%
Масло, маргарин
5%
Фрукты, ягоды
5%
Безалкогольные напитки
4%
1   2   3   4   5

Рис. 1. Структура затрат волгоградских семей на продукты питания Источник Дулина, Н. В Город в трансформирующемся обществе методология и практика исследования Н. В. Дулина; под общ. ред. З. Т. Голенко- вой ВолгГТУ. – Волгоград Волгоградское научное издательство, 2006. – С. Иллюстрации делают факты, приводимые в работе, более наглядными и легко сопоставимыми. Графики являются наиболее выразительной формой изложения статистических данных, помогают видеть явления в развитии. Рисунки, представленные диаграммами и графиками, должны содержать ряд дополнительных элементов, позволяющих однозначно интерпретировать отражаемую информацию. К таким рекомендуемым элементам относятся оси координат с указанием масштаба и единицы измерения словесные пояснения введенных условных обозначений и отдельных элементов графического образа числовые данные, уточняющие величину нанесенных на графике показателей. При создании графика / диаграммы необходимо руководствоваться принципом целесообразности график / диаграмма не должны быть перегружены пояснениями, однако должны давать полное представление об изображаемых зависимостях и величинах.

35 40 60 80 100 120 140 160 Волна Волна Волна Волна Волна Волна Волна Волна 8
Апрель-декабрь 2007 года
Январь-декабрь 2008 года
Январь-декабрь 2009 года
Январь-декабрь 2010 года
Начало измерений апрель 2007 г.)
(январь-февраль)
(апрель- май)
(июнь)
(июль)
(сентябрь)
(октябрь)
(ноябрь-декабрь)
(февраль-март)
Очередной замер декабрь 2010 г.)
Рис. 2. Изменение показателя индекса потребительских настроений жителей Волгограда за период с апреля 2007 по декабрь 2010 года Источник Токарев, В. В Мониторинг общественно-политической ситуации в Волгоградской области опыт проведения прикладного исследования монография / В. В. Токарев, Н. В. Дулина, ЗАО ЦСМИ Аналитик. – Волгоград Волгоградское научное издательство, 2011. – С. Нумерация рисунков и, при необходимости, ссылка на источник цитирования производится аналогично оформлению соответствующих элементов таблиц. При создании рисунков также допускается уменьшение шрифта и межстрочного интервала, при сохранении иллюстративности представления данных. Не подлежит изменению тип и начертание шрифта. Используется шрифт Times New Roman без выделения жирным, курсивом или подчеркиванием. Размер шрифта в подписи к рисунку не может быть меньше 12 кегля. На каждый рисунок, включенный в реферат, должна присутствовать ссылка в тексте. Первое упоминание рисунка производится в тексте работы, непосредственно предшествующем этому рисунку и расположенном на той же странице работы либо на предыдущей странице. В приложения к основному тексту работы выносится материал, имеющий дополнительное (обычно справочное) значение, однако необходимый для более полного освещения темы. Каждое приложение, как правило, имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста работы. Кроме того, рекомендуется выносить в приложение громоздкие таблицы, объемом более одной печатной страницы. По форме приложения могут быть представлены текстом, таблицами, рисунками. Приложения не ограничиваются по объему, вместе стем они не являются обязательным элементом реферата, соответственно, не учитываются в общем объеме работ. Приложения оформляются как продолжение работы на ее последних страницах после списка использованной литературы. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста реферата. В оглавлении работы приложения отражают в виде самостоятельной рубрики Приложения без указания названия отдельных его элементов. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова Приложение. Если в реферате есть приложения, тона них дают ссылку в основном тексте.
7. Оценка и защита реферата Реферат считается выполненным, когда студент устранил все отмеченные входе подготовки работы недостатки и получил на нее положительную рецензию и оценку преподавателя. Сроки сдачи реферата назначаются преподавателем в каждом конкретном случае (как правило, в зависимости от продолжительности – количества недель – семестра. Строго говоря, реферат должен проходить процедуру публичной защиты. Однако, как правило, только некоторые работы из общего их числа выносятся на публичное обсуждение. Для студента технического вуза публичная защита реферата обычно сопряжена с рядом трудностей, разрешить которые в течение семестра не представляется возможным. Так, например, должно проходить обсуждение и оценка реферата студентами учебной группы. Входе этого обсуждения студенты задают выступающему вопросы, оспаривают положения и выводы, указывают на возможные противоречия и несоответствия в логике изложения, дополняют доклад и т. д. К сожалению, в учебном плане подготовки бакалавров времени на это не отводится. Но по рекомендации преподавателя реферат может

37 быть использована на семинарском занятии при обсуждении соответствующей темы. Вполне вероятна и такая ситуация, когда реферат, в зависимости от выбранной тематики и степени проработки проблемы, может быть рекомендована к участию в качестве доклада на студенческой научной конференции может представляться на конкурс в качестве авторской работы, например, на ежегодный межвузовский смотр-конкурс студенческих научных работ Социокультурные исследования или студенческие краеведческие чтения Край родной, навек любимый. При окончательной оценке реферата преподаватель учитывает следующее теоретический уровень работы, умение студента достаточно глубоко и полно раскрыть проблему
– умение студента найти связь социологических проблем с реальной жизнью общества (в том числе умение показать специфику региональной проблематики
– умение найти связь социологических проблем с проблемами технического вуза
– соблюдение логической связи между отдельными частями реферата при изложении проблемы
– общий культурный уровень, соблюдение действующих стандартов, правописания и т. д
– творческий характер работы (новизна, если результаты работы не являются новыми, то оригинальность может быть в методах их получения практическая, теоретическая или социальная значимость апробация и т. д
– качество оформления реферата
– уровень доклада и компетентность докладчика при обсуждении работы в группе, владение материалом, ответы на вопросы и замечания. Особую значимость имеют рефераты, выполненные с использованием статистических и / или эмпирических данных и отражающие специфику процессов, развивающихся в настоящее время в регионе (как в Волгоградской области, таки в любом другом месте проживания студента. Такие работы позволяют судить о приобретенных студентом знаниях и умении применять их в практической работе, выработке навыков самостоятельной исследовательской работы.

38 При проверке и оценке рефератов преподаватели особое значение придают самостоятельности
студентов в выполнении работы, наличии авторского вклада, поэтому проверяют студенческие труды на плагиат и заимствования. РАБОТЫ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ЦЕЛЬНОТЯНУТЫМИ ИЗ ИНТЕРНЕТА, НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ И НЕ ЗАСЧИТЫВАЮТСЯ.
8. Темы рефератов Номер темы реферата конкретного студента определяется по таблице (см. п. 1 Методические рекомендации по выполнению реферата, п. 3 Выбор темы реферата, табл. 1). Номер темы реферата в таблице соответствует следующему перечню тем реферата
1. Социология как наука об обществе ее объект и предмет, функции. Прогностические и преобразовательные возможности социологии.
2. Соотношение теоретического и эмпирического знания в социологии на примере социологии труда) или (на примере отрасли социологии по выбору.
3. Социальная роль интеллигенции в современном российском обществе.
4. Взаимосвязь социологии с другими науками, изучающими общество. Междисциплинарные исследования и теории в социологии.
5. Общество как объект изучения социологии (на примере российского общества.
6. Социальные общности как предмет социологического анализа на примере этнической общности.
7. Информационное общество Д. Белла критерии и возможность воплощения в России.
8. Сетевое общество М. Кастельса и его реализация в России.
9. Ценности гражданского общества в информационной среде.
10. Интернет как новая коммуникативная среда.
11. Виртуальные сообщества интеграция или разобщение
12. Виртуальная реальность как порождение культуры постмодерна.
13. Идентичность человека в обществе.
14. Идеальные государства Платона, Аристотеля, Цицерона в восприятии современных студентов.

39 15. Актуальность представлений о человеке и обществе Средневековья и Нового времени в оценках поколения Z.
16. Социокультурный портрет Волгоградской области.
17. Роль языка в социокультурных процессах.
18. Культурные и социальные символы как способы общественного взаимодействия.
19. Т. Гоббс о власти и формах государства воплощение идей.
20. Учение И. Канта и Г. Гегеля о правовом государстве и гражданском обществе и его воплощение в современном обществе
21. Социальная динамика и социальная статика О. Конта как основа социологического анализа (на конкретном примере.
22. Проблема самореализации личности студента в современных условиях.
23. Социальное неравенство в обществе и его социокультурные предпосылки.
24. Западная и российская модели социальной стратификации сравнительный анализ.
25. Органическая теория общества Г. Спенсера в научном дискурсе за и против.
26. Экономические кризисы и социальная мобильность.
27. Аналитические возможности социологизма Э. Дюркгейма.
28. Особенности семьи как социального института.
29. Власть как социальный институт.
30. Теория идеальных типов М. Вебера как основа анализа политических лидеров.
31. Макс Вебер о социальных слоях – носителях религиозного сознания.
32. Место социологической концепции К. Маркса в истории России.
33. Теория личности в русской социологической мысли (Н. Михайлов- ский, Н. Кареев) и ее применение.
34. Средний класс в России критерии и их применение.
35. Образ жизни среднего класса в условиях модернизации российского общества.
36. Фанаты и болельщики в футболе особенности социальных общностей.
37. Ожидания студентов от их будущей карьеры.
38. Представления студентов о будущей семье.

40 39. Отношение молодежи к проблемам бедности и неравенства.
40. Российское общество как социальная система (Б. Кистяковский, П. Сорокин).
41. М. Ковалевский о социальном порядке и прогрессе анализ российского общества.
42. Социология П. Сорокина. Поиски, ошибки, открытия.
43. Русская интеллигенция как социальная группа.
44. Статусы и роли родителей в семье.
45. Статусы и роли детей в семье.
46. Обычаи и традиции в семейных праздниках.
47. Функционалистская социология в ХХ веке.
48. Современные молодежные движения их цели, задачи и результаты.
49. Конфликтологические теории и современность.
50. Проблемы порядка и хаоса в работах И. Пригожина (на примере России.
51. Системный подход к изучению социальных систем особенности методологии. Понимание общества в истории развития общественной мысли.
53. Методология структурного функционализма в социологии Т. Пар- сонса и ее применение в социологических работах.
54. П. Сорокин о социальной мобильности.
55. Подходы к религии у К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Анализ религиозных практик.
56. Социальная диагностика, управленческое консультирование и социальная инженерия – общее и специфическое в видах деятельности.
57. Социальные изменения – движущая сила общественного развития.
58. Профессия престижи проблема трудоустройства.
59. Измерение организационной культуры с использованием методики
OCAI (на примере предприятия.
60. Домашнее хозяйство и домашний труд как форма деятельности.
61. Проблемы социализации в труде.
62. Ценности в сфере труда особенности и факторы.
63. Корпоративная культура понятие, подходы, методы изучения.
64. Особенности трудовой мотивации в современной России.

41 65. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности.
66. Университет как предпринимательская организация.
67. Бюрократия как специфический тип социальной организации.
68. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи.
69. Проблема отцов и детей в российских семьях.
70. Современная студенческая семья тенденции развития.
71. Социальная роль денег.
72. Техника и ее социальные функции в современном российском обществе.
73. Эволюция техники и ее социокультурные последствия.
74. Техника как средство социокультурной коммуникации.
75. Социально-гуманитарная экспертиза технических проектов (на примере Волгоградской области.
76. Социально-гуманитарная экспертиза последствий НТР (на примере региона.
77. Проблема гуманитаризации технического образования (на примере
ВолгГТУ).
78. Социально-коммуникативная природа техники (на примере Волгограда.
79. Социальный капитал российской молодежи (на примере региона.
80. Миграция населения социальная сущность и оценка состояния на примере Волгоградской области.
81. Роль технической интеллигенции в модернизации российского общества.
82. Спорт как социальный институт.
83. Наука как социальный институт в России.
84. Секта как социальная общность причины появления и негативные последствия для социума.
85. Брэнд как символ социокультурного пространства.
86. Девиантное поведение молодежи зоны риска.
87. Наркомания и ее социальный вред.
88. Социальная инноватика в системе управления городом (регионом.
89. Коррупция как проявление дисфункциональности социального института.
90. Значение этических ценностей в институциональной практике.
91. Социальный диалог в процессах развития города (региона.

42 92. Гражданская культура студенческой молодежи как фактор становления гражданского общества.
93. Гендерные проблемы современного общества.
94. Современный костюм как социокультурный код времени.
95. Гендерные стереотипы в политической сфере современного российского общества (на примере Волгоградской области.
96. Гендерные стереотипы и традиционные ценности в современных семьях.
97. Городи деревня в России современные взаимосвязи и тенденции развития.
98. Общественное мнение как социальный институт.
99. Свободное время и досуг молодежи модели поведения.
100. Нации и межнациональные отношения в современном обществе.
101. Декларация этических норм и их применение как решить проблему.
102. Этический кодекс декларация и реальность.
103. Этические ценности как основа для разрешения моральных дилемм и этических конфликтов.
104. Этическая компетентность в разрешении противоречий между властью и населением.
105. Этическая компетентность в разрешении противоречий между властью и предпринимателями.
106. Отношение к взяточничеству в России история вопроса.
107. Семья и брак. Социально-демографические процессы в современном российском обществе.
108. Социально-этнические образования, нации и межнациональные отношения в современном обществе.
109. Трудовой коллектив социальная сущность, функционирование и развитие в условиях модернизации современного российского общества.
110. Проблема духовного возрождения и дальнейшего развития культуры России.
111. Новые формы социокультурной жизни социологический анализ.
112. Качество жизни населения современной России.
113. Социальное самочувствие жителей города (на примере конкретного города Волгоградской области.
114. Российский город в условиях социально-экономической трансформации.

43 115. Этические ценности как отражение социальной структуры российского общества.
116. Волгоградский регион в условиях глобализации.
117. Социальные технологии в управлении современной организацией.
118. Социальное положение пенсионеров.
119. Техника и повседневная практика людей.
120. Транспортная доступность большого города.
121. Финансовое поведение населения как социальная проблема.
122. Влияние развития мобильной связи на отношения в социуме.
123. Молодежь и семейные отношения.
124. Молодежь и ее социально-демографические характеристики.
125. Студенчество как субъект социальных отношений.
126. Студенчество России как социальная группа.
127. Студенты технического вуза как человеческий капитал современной цивилизации.
128. Высшее образование и карьера современного молодого специалиста.
129. Профессиональная и трудовая занятость молодежи.
130. Динамика ценностных ориентаций молодежи России.
131. Политический экстремизм в молодежной среде.
132. Политическая пассивность российской молодежи причины, проблемы, пути активизации.
133. Семейно-брачные и сексуальные отношения молодежи.
134. Семья и репродуктивное поведение молодежи.
135. Молодежная миграция в России понятие, виды, типология мигрантов.
136. Особые риски социальной адаптации – социальное сиротство.
137. Особые риски социальной адаптации – бездомность и беспризорни- чество детей и подростков.
138. Особые риски социальной адаптации – молодежная преступность.
139. Ценностные ориентации в молодежной среде.
140. Особенности социальной адаптации молодежи в современном социуме. Нельзя не заметить, что большое количество предложенных тем для написания рефератов связано с молодежной проблематикой. Понятно, что сделано это неслучайно. Многолетний опыт работы в университете

44 показывает, что наибольший интерес для студентов (в том числе и при написании творческих работ, эссе, рефератов) представляют проблемы, связанные непосредственно со студенчеством, молодежью как с социальной общностью. Этот интерес и отражен широким спектром тем рефератов, начиная от проблем образования, досуга, образа жизни до смысло- жизненных и ценностных ориентаций молодежи и студентов.
9. Использование интернет-ресурсов при выполнении реферата Приметой нашего времени стало использование студентами интер- нет-ресурсов как при выполнении письменных работ, таки при подготовке к семинарским занятиям. Но, к сожалению, качество знаний и уровень подготовки при этом часто оставляют желать лучшего. Следует признать, что в перечне причин, порождающих подобного рода ситуацию, далеко не последнее место занимает отсутствие у студентов грамотной методики использования Интернет-ресурсов, прежде всего с учетом специфики того или иного предмета. Зачастую вся работа по поиску материала сводится только к набору в поисковой системе ключевых фраз и распечатке текста с первых двух-трех ссылок (одной из которых является ссылка на свободную энциклопедию Wikipedia). Естественно, при этом отсутствует всякий анализ текстов на предмет их сложности, содержания, не говоря уже о каком-либо библиографическом описании используемых ресурсов. При этом развитие интернета сделало доступной массу источников и специальной литературы самой разной степени сложности, в том числе редких книг, зачастую отсутствующих даже в крупнейших библиотеках города. При этом важно отметить, что доступ к такого рода литературе не нарушает юридических норм действующего законодательства. Примером является проект «Google Books Search» (http://books.google.com/), благодаря которому оцифровке и сканированию подверглись тысячи книг, в том числе сотни отечественных дореволюционных изданий и журналов. Издания быстро оказались растиражированными и выложенными в сеть. Следует обратить внимание на некоторые сайты, которые действительно могут быть полезны при выполнении реферата. Условно ресурсы интернета могут быть классифицированы по нескольким группам
1. Сайты, предоставляющие открытый доступ к книгами статьям. Как правило, эти сайты не требуют регистрации, однако при работе сними нужно четко задавать параметры поиска литературы

45 а) Сайт http://imwerden.de предоставляет доступ к факсимильным электронным воспроизведениям книг (или статей. Например, труд Николая Михайловича Карамзина О древней и новой России, изданный в 1861 году в Берлине доступен по прямой ссылке http://imwerden.de/ pdf/karamzin_o_drevnej_i_novoj_rossii_1861.pdf. Тут же расположен архив журнала Вестник Европы за 1700–1727 г. и ряд других редких изданий. б) Аналогом подобного ресурса является сайт федерального портала Экономика, социология, менеджмент http://www.ecsocman. edu. ru/, на котором расположены полнотекстовые версии статей и книги по гуманитарным дисциплинам. Там можно найти как книгу АС. Ахиезера Россия критика исторического опыта (Социокультурная динамика России. Т. I: От прошлого к будущему. е изд. Новосибирск Сибирский хронограф, 1998.» (Ссылка http://www.ecsoc- man.edu.ru/db/msg/176833.html), таки статьи из различных журналов, например, Мир России http://www.ecsocman.edu.ru/mirros/. в) Проект с (http://www.socialwork-archive.org/). Цель проекта – перевод с английского языка на русский тех материалов, которые обладают ценностью для теории и практики социальной работы. Современная российская социальная работа остро нуждается в использовании моделей и подходов, которые уже подтвердили свою эффективность за рубежом. Поскольку «Youtube» обладает огромными постоянно растущими объемами видеоинформации, именно этот ресурс был выбран как ключевой для поиска важных для социальной работы фильмов. Все переведенные ролики с субтитрами выкладываются на www.rutube.ru и www.youtube.com и предоставляются тем самым всем желающим изучать социальную работу. г) В сайте «Социолайн» (http://www.socioline.ru) размещаются книги, которые нужны для изучения обязательной программы в соответствии с Государственным стандартом по курсу социологии.
2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (http://www. elibrary.ru) – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн. научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более российских научно-технических журналов, в том числе более журналов в открытом доступе.

46 3. Библиотеки текстовых ресурсов по социологии http://soc.lib.ru/su/; http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php; http://shade.mmaa.ru/socio.htm.
4. Сайты периодических изданий, предоставляющие открытый доступ к публикуемым материалам. Они, в свою очередь, условно делятся натри подгруппы а) Сайты отдельных журналов. Примерами могут являться сайт журнала Логос (http://www.ruthenia.ru/logos/), Неприкосновенный запаси т. д. б) Сайты, представляющие собой проекты, объединяющие несколько ресурсов периодических изданий. Многие архивы журналов объединяют сайты крупных интеллектуальных проектов, таких как
«ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия (http://www.intelros.ru) или уже приводимый выше сайт http://www.ecsocman.edu.ru/. в) Сайты высших учебных заведений, имеющие свои периодические издания. Практически каждый университет страны имеет свой сайт, на котором доступны публикации в изданиях этого вуза. Так, например, Известия Алтайского государственного университета имеют свой сайт http://izvestia.asu.ru/, на котором доступны материалы и публикации этого издания. На сайте нашего университета доступны Известия Волгоградского государственного технического университета. Со статьями серии Проблемы социально-гуманитарного знания, которая с
2016 года получила самостоятельное название «
Primo aspectu
» (см http://www.vstu.ru/nauka/primo-aspectu-periodicheskoe-nau.html ), можно ознакомиться на сайте http://www.elibrary.ru.
5. Сайты средств массовой информации, на которых размещаются публикации ведущих специалистов в различных областях гуманитарных знаний. Например, сайт издательского дома Коммерсант http://www.kommersant.ru или сайт радиостанции Эхо Москвы http://www.echo.msk.ru/. Отдельно следует сказать о качестве и формате выкладываемых в сеть материалов. Наиболее важным следует признать форматы *.pdf ив которых, как правило, сохраняется не текст в чистом виде, а от- сканированные изображения страниц, что позволяет сохранить пагина- цию и облегчает работу по оформлению справочного аппарата, в случае использования этих книг в написании научной работы.

47 При использовании интернет-ресурсов при выполнении реферата необходимо давать полную ссылку на использованный источник (см. п. 5 Подбор и оформление списка литературы реферата.
10. Примеры выполнения рефератов В данном разделе представлены отдельные фрагменты рефератов, выполненных студентами ВолгГТУ. Порядок представления примеров фрагментов рефератов) в основном соответствует типовой структуре реферата, указанной в п. 4 Общие требования к выполнению структуре реферата данного учебного пособия. Следует обратить внимание, что в выбранных примерах сохранен оригинальный язык представленных работ. Кроме того, все представленные фрагменты были выбраны из работ, которые, несмотря на отмеченные недостатки, были зачтены преподавателем. Выявленные замечания и недостатки устранялись входе собеседования на консультациях, при защите или же, как это нередко бывает, были компенсированы в других частях реферата, поэтому нелишним будет напомнить о том, что необходимо соблюдать структуру и порядок изложения материала в работе. Все комментарии в примерах даются курсивом, в самих же примерах сохраняется обычный шрифт. Примеры написания содержания рефератов Следует напомнить, что в содержании отражается весь перечень глав и параграфов с указанием страниц, с которых начинается каждый из разделов. Пример Пример по реферату Русская интеллигенция как социальная группа можно назвать сокращенным вариантом и хотя формально требования к оформлению содержания работы соблюдены, создается впечатление излишне общего характера работы. СОДЕРЖАНИЕ Введение. 3 1 . Развитие интеллигенции как социальной группы и проблематика ее определения
4 2 . Общественное мнение о понятии интеллигенция. 1 2 Заключение. 1 6 Список использованной литературы. 1 7

48 Пример Пример по реферату Социальная роль денег. Такое содержание можно назвать теоретическим, т. к. очевиден упорна анализ сущности, содержания, организации исследуемого объекта и его составных элементов. Кроме того, неверно выставлена нумерация страниц в реферате. СОДЕРЖАНИЕ Введение. 1 1 . Роль денег в общественных отношениях ………………………………….. 2 1 . 1 . Деньги и их социальные функции 2 1 . 2 . Социокультурные особенности отношения к деньгам 3 1 . 3 . Отношение к деньгам у разных социальных групп и поколений. Деньги как мерило отношений между людьми и странами 7 1 . 5 . Проблема богатства и бедности 2 . Социальная роль денег (на примере Волгограда 1 0 Заключение. 1 5 Список использованной литературы. 1 7 Вариант составления содержания реферата на тему Проблемы социологии образования можно назвать развернутым. Анализ содержания работы (см. Приложение 2) позволяет сделать вывод о детальной проработке проблемы как в теоретической, таки практической частях. Примеры написания введения кр е ф ера ту Пример В реферате на тему Социальная роль денег, выполненной студенткой факультета экономики и управления, было предложено следующее введение. Следует обратить внимание, что у работы грамотно подобранный эпиграф. В данном примере присутствует
1) актуальность,
2) цель и задачи исследования,
3) объект и предмет исследования,
4) структура и объем работы. В примере отсутствуют
1) представление теоретической и эмпирической базы исследования,
2) практическая значимость выполненной работы.

49 ВВЕДЕНИЕ Не может быть более хитрого, более верного средства для того, чтобы опрокинуть основу общества, чем расстройство денежного обращения. Дж. Кейнс Что общего между ракушками, пачкой табака, шкурами зверей, драгоценными камнями, фиксированным куском редкого металла Все эти разнообразные предметы в разные времена служили деньгами. Что такое деньги Деньги – это общепризнанное и законное средство, которое может быть использовано для сделок, обладающее абсолютной ликвидностью, те. способностью быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые виды активов
1
Люди продают деньги за блага, которые они хотят купить, и продают блага за деньги, когда они хотят что-нибудь продать. Постепенная эволюция денежного обмена – последствия экономизирующего (рационального) поведения людей – получение максимально возможного из ограниченных ресурсов. Деньги являются согласованной счетной единицей для установления ценна товары и услуги. Для того чтобы получить максимум полезного из нашего семейного бюджета, нужно осуществлять подсчеты. Это не подсчеты того, что мы, в конце концов, купим, а определение альтернативных затрат. Денежное обращение является неотъемлемой частью рыночной экономики и повседневной жизни человека. Это обращение позволяет реализовать функции денег. Актуальность темы заключается в том, что каждый человек интересуется возникновением и развитием всего, что нас окружает. Деньги, как уже было выше сказано, являются частью жизни, элементом окружения. Поэтому для каждого будет очень интересно взглянуть со стороны на влияние денег в прoцессе формирования личности, а также рассмотреть работу денег с разных сторона не только в качестве примитивного эквивалента. Человек пытается разобраться в механизмах и работе денег, старается учитывать ошибки прошлого и прогнозировать будущее. С момента своего возникновения деньги представляли социальную ценность, хотя в научной литературе они имеют больше экономический смысл. В наше время деньги приобрели и начинают
11
Мэнкью, Н. Г Принципы макроэкономики Н. Г. Мэнкью. – СПб.: Питер, 2006. – С. 289.

50 приобретать новые функции, которые формируются под действием общества и одновременно формируют его. Цель работы заключается в рассмотрении сущности денег в современном обществе, а также выявлении их роли в жизни каждого человека. В данном реферате были поставлены следующие задачи
– определить сущность денег, и их роль в обществе
– выявить социальные функции денег
– рассмотреть на примере социологического исследования формирующиеся особенности отношения к деньгам у разных возрастных групп
– определить и выявить развитие социальных функций денег на основе индикаторов уровня жизни населения Волгоградской области, влияние развития данного общества от денег. Объектом изучения выступают деньги, служащие всеобщим пеленгатором в нашей жизни. Предметом работы является описание и анализ социальных функций денег. Данный реферат состоит из введения, двух глав (четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 23 страницы. Пример В введении реферата на тему Проблемы социологии образования сформулированы следующие основные моменты
1) актуальность темы работы,
2) цель и задачи,
3) теоретическая база исследования,
4) эмпирическая база исследования. Не сформулированы
1) объект и предмет исследования
2) практическая значимость работы. ВВЕДЕНИЕ Образование является одним из фундаментальных институтов общества. Именно этот институт создан и функционирует с целью приобщения человека к социальным базисным ценностям, его социализации в существующую реальность. Поэтому для каждой исторической эпохи характерно отличное от других понимание образования, его процесса, задачи конечного результата. В общем, образование заключается в

51 процесее получения и усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Без передачи социального и индивидуального опыта общество не смогло бы существовать, тем более развиваться. Роль и место образования в жизни общества, его социальные функции и задачи как особого института, проблемы и противоречия, пути их разрешения и способы выхода из кризисной ситуации - все это изучается социологией образования. С одной стороны, социология образования способна изучать проблемы педагогики, психологии, культурологии, антропологии и другое с помощью специфических методов. С другой стороны, она изучает объекты образования сточки зрения предмета социологии, сточки зрения общественных отношений, характерных данному обществу. Второй подход учитывает те аспекты, которые характерны перекрестным дисциплинам, но только потому, что это позволяет рассмотреть отношения между объектами изучения. Социология образования как теория среднего уровня дает целостное видение любых явлений образования, позволяет их разрешать н только по вертикали, но и по горизонтали в рамках действующих социальных объектов. Эта отрасль социологического знания достаточно разработана различными социологами. Современная социология образования не отрицает, а интегрирует в себе традиционные подходы. Это, прежде всего, познавательные потенции категорий социальная статика и социальная динамика, получившие разработку в классических трудах Э. Дюрк- гейма, О. Конта, Л. Моргана, Г. Спенсера, П. Сорокина, Ф. Тенниса, Л. Уорда, Л. Уайта. Важный вклад в развитис современной западной социологии образования внесли Т. Парсонс, П. Бурдье, А. Турен, Дж. Флауд, Б. Саймон, К. Маркс и др. Существуют и современные российские исследователи Г. Е. Зборовский, Д. Л. Константиновский, Г. Б. Кораблева и др. В рамках данного реферата мы ставим перед собой цель изучить проблемы социологии образования. И для достижения поставленной целина наш взгляд, необходимо решить следующие задачи
– проанализировать историю зарубежного и российского высшего образования
– обозначить основные проблемы социологии образования
– рассмотреть проблему реформирования высшего образования в РФ
1
Зборовский, Г. Е Общая социология учебник Г. Е. Зборовский. – е изд, испр. и доп. – М
Гардарики. – 2004. – С. 391.
2
Миндибекова, Л. А Об исследовании системы образования в социологии Л. А. Миндибеко- ва// Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 5. – С. 219–220.

52
– по результатам экспертного интервью (экспертами выступили проректор ВолгГТУ, деканы и их заместители, руководители учебно- методического объединения вуза, заведующие кафедрами) сформулировать основные положительные и отрицательные стороны и перспективы развития Болонского процесса в РФ. Реферат состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В приложениях представлены стенограммы (транскрипты) самостоятельно выполненных экспертных интервью. Пример В реферате на тему Русская интеллигенция как социальная группа в введении сформулированы
1) актуальность темы работы,
2) цель,
3) указаны используемые в работе методы социологического исследования,
4) подробно представлена структура работы. Не сформулированы
1) задачи,
2) объект и предмет,
3) теоретическая и эмпирическая база,
4) практическая значимость работы. ВВЕДЕНИЕ Под интеллигенцией часто понимаются образованные, умственно равитые классы общества, живущие интересами политики, литературы и искусств. Интеллигенция являлась важной движущей силой на различных этапах российской истории, поэтому ее изучение становится особенно важным. С изменением социальной, политической и экономической жизни общества, изменялся и состав интеллигенции, ее задачи, стремления. Эта социальная группа всегда привлекала внимание исследователей, так как ее состав был неоднороден, критерии отнесения людей к этому слою также были достаточно расплывчаты, многие исследователи расходились во мнениях зародилась ли интеллигенция благодаря западным веяниям, которые активно внедрял в российское общество Петр I, либо процесс формирования интеллигенции был закономерен

53 стоит ли относить к интеллигентам всех образованных людей, либо только тех, чья цель – повышение морально-этических качеств и культуры народа. Данные вопрос актуальны и посей день, они становятся темой работ многих социологов, достаточно посмотреть публикации в журналах за последние десять лет. Целью моей работы являлось выделение основных качеств и признаков интеллигенции как coциальной группы. Для этого впервой главе реферата я рассматриваю определения интеллигенции, которые давали исследователи с разнообразными взглядами на общество, а также рассматриваю судьбу этого слоя со времени его зарождения до современности. Во второй части – приводятся результаты и анализ социального опроса за 2008 год, в котором респондентам задавались вопросы о том, как они понимают слово интеллигенция и как могут оценить ее влияние на российское общество. Реферат состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы. Пример корректного написания введения (реферат на тему Социальные технологии в управлении социальной организацией, где освещены все моменты, которые должны быть представлены в данной части работы, дается в Приложении 3. Примеры написания теоретической части реферата Пример Пример написания теоретической главы в реферате Социальная роль денег. В данном примере присутствует
1) рассмотрение теретических аспектов исследуемой проблемы,
2) составные элементы исследуемого процесса,
3) попытка сформулировать на этой основе свою точку зрения и аргументировать ее. Недостаток отсутствует формулировка гипотезы, проверка которой осуществляется во второй главе. Роль денег в нашем техническом мире (иногда говорят о технотронной цивилизации) близка к роли генетического кода в области жизни. И если генетический код придумала природа, то деньги придумал человек, ив этом одно из высших nроявлений его гениальности. Без денег человечество до сих пор находилось бы на первобытно-общинном уровне. Поэтому деньги ведут человечество к прогрессу. В сегодняшнем

54 обществе все товары, услуги, природные ресурсы, а также способность людей к труду приобретает денежную форму. Со временем деньги меняют свою вещественную форму, а также и роль денег в обществе возрастает. А значит кроме привычных функций денег (средство платежа, средство накопления и др, им присущи и социальные функции. Эти функции чрезвычайно многообразны и со временем их роль увеличивается. Рассмотрим их п порядку.
1. Деньги как регулятор производства. Представим на минуту, что денег не существует. И вот производитель, к примеру, вырастил свинью. Но ему самому свинья ненужна. Он хочет иметь свитер. Имеется производитель, который произведет свитер, но ему нужны лыжи. Таким образом, обмена между первыми вторым производителем состояться не может. Нужно искать третьего производителя, который произвел лыжи, а желает иметь свинью, либо цепь таких производителей, чтобы обмен свиньи на свитер мог состояться. Видно, как сложен обмен продукции без денег на основе натурального обмена. В случае существования денег процесс производства существенно усложняется. Производитель выращивает свинью и вешает на нее бирку стоимости, этим самым свинью-продукт превращая в свинью-товар. Кто и зачем ее покупает, производителя не интересует. Если быстро распродал, значит, может продолжать начатое дело, если нетто надо думать, в чем причина может, свининой рынок уже завален и надо заняться чем-то другим, может, слишком велики затраты производства и его надо рационализировать и т. д.
<…>
14. Коммуникативная функция. Она отражается в том, что функционирование денег не сводится к совокупности обменных операций. Она предполагает установление устойчивого взаимодействия между людьми, наличие социальных сетей, отношений. Важно отметить, что деньги непросто воплощают в себе социальные отношения, они сформированы ими ив тоже время дифференцируют и сами отношения 15. Функция дифференциации (статусных раличий). Деньги служат одним из элементов, с помощью которого можно установит
1
Аникеева, Е. А Основные подходы к исследованию денег в социологии Е. А. Аникеева// Экономическая социология. – 2008. – Т. 9. – № 1. – С. 121.

55 неравенство между людьми. Примером может служить социальное обеспечение бедных, деньги для детей, женские деньги на мелкие расходы из дохода семьи. А также мы часто оставляем чаевые официантами другому обслуживающему персоналу, но никогда не сделаем этого, после визита юриста. Все эти денежные средства дают дают привилегию одними отнимают ее у других. Таким образом, функции денег на нынешнем этапе цивилиза- ционнoro развитии необычайно многообразны. Они гораздо более многоплановы, чем во времена классиков политэкономии. В будущем функции денег будут только расширяться при одновременном отмирании некоторых ныне существующих. Пример Пример написания первой главы реферата на тему Социальное самочувствие жителей города (на примере Волгограда. В главе присутствуют
1) рассмотрение теоретических аспектов исследуемой проблемы, что служит основой для дальнейшего исследования материала,
2) рассмотрение методологических аспектов исследования. Недостатки
1) перегруженность ссылками на авторов, тексты которых не рассматриваются и не фигурируют в списке литературы,
2) не сформулирована гипотеза, проверка которой предпринята во второй главе.
1   2   3   4   5

1.1. Научно-теоретическая база исследования проблемы Современный этап социальных преобразований в России чаще всего обозначается понятием трансформация. Трансформационные процессы охватывают все уровни общественной вертикали общенациональный, региональный, локальный, групповой и индивидуальный. Поэтому рассмотрение социального самочувствия населения в период трансформации российского общества было осуществлено на макроуровне (внутри общества в целом, мезоуровне (внутри социальных образований) и микроуровне (в рамках семей и отдельных индивидов. В связи стем, что проблема разрабатывается с разных позиций и направлений, соответственно с выделенными уровнями анализа, были использованы для объяснения и интерпретации предмета и результатов исследования следующие теории
1
Зелизер, В Социальное значение денег деньги за булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы В. Зелизер. – М Дом интеллектуальной книги Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – С. 62.

56 1.
Социолого-ориентированные для поиска адекватной методологической конструкции и углубления анализа эмпирических данных. Проблема трансформации кризисного российского социума изучалась с использованием классических теорий, к которым принято относить формационный (К. Маркс, цивилизационный (А. Тоффлер, У. Ростоу), социокультурный (П. Сорокин), структурно-функциональ- ный (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Луман).
2. Психолого-ориентированные, расширяющие толкование базы, на которой формируется социальное самочувствие. Социологическое рассмотрение социального самочувствия невозможно без основ его общепсихологического понимания, учета базовых закономерностей его генезиса, функционирования и развития. В этом плане особую ценность для исследования имели ролевая теория (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон), гуманистическая теория (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт), бихевиористская концепция (Д. Уотсон, ИВ. Павлов, В. М. Бехтерев, Э. Толмен, Б. Скиннер), теория диспозиций (У. Томас, Ф. Знанецкий, В. А. Ядов, концепция социальной предметной деятельности (Л. С. Выготский, АН. Леонтьев, АР. Лурия), функционализм (Д. Дьюи, А. Энджелл, Г. Кэрр), психоаналитическое направление (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, когнитивизм (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, У. Найсер, Р. Аткинсон).
3. Комплексное психолого-социологическое теоретическое построение, позволившее рассматривать проблему неводной плоскости, а в многомерном пространстве. В рамках социолого-ориентированных концепций необходимо выделить три методологических подхода, позволивших рассмотреть изучаемый предмет с разных позиций. К основной, ноне исчерпывающей все концептуальное пространство была отнесена позитивистская методология. В этом плане опирались на структурно-функциональный анализ, позволивший построить универсальную теоретическуо схему социального самочувствия. Большую роль в анализе предмета исследования сыграла теория действия или социального обмена Дж. Хоманса. Существенную роль в изучении социального самочувствия играют различные версии понимающей методологии. Здесь за базовые были приняты феноменология (А. Шюц, Н. Лукманн, П. Бергер, Э. Гуссерль), символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, И. Гоффман), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел), экзистенционализм К. Ясперс, Н. Бердяев, Э. Тирикьян). Также были приняты автором во внимание концепция социального действия и метод идеальных типов М. Вебера. Серьезный интерес для анализа социального самочувствия

57 представила критическая методология (Р. Дарендорф, Ю. Хабермас, Т. Адорно, К. Миллс, Л. Козер). В работе инструментально использовались теоретические положения и выводы, содержащиеся в трудах российских иселедователей, о которых шла речь выше. Главным методологическим средством изучения социального самочувствия, являющегося предметом сложной природы, был системный подход, подразумевающий принципы целостности, структурности, функциональности и историчности изучения социального самочувствия. В работе широко использовался деятельностный подход, в соответствии с которым личность, социальные группы, общество в целом рассматривались как субъекты деятельности. Оценка анализируемых концептуальных положений не могла быть проведена без учета требований историко-сравнительного метода, позволяющего акцентировать внимание на сравнительном анализе. Пример В этом примере (тема реферата Социальная роль денег) глава была посвящена рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы. Рассматривается сущность исследуемого объекта и его функции (см. п. 1. 1), генетическая связь исследуемой проблемы с другими теоретическими проблемами социологической науки (см. пи, также присутствуют элементы методологического раздела социологического исследования (см. пи глава 2). Глава 1. Роль денег в общественных отношениях
1. 1. Деньги и их социальные функции Деньги – специфический товар (вещь, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров. Деньги – одно из величайших человеческих изобретений, известное с глубокой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. В связи с общественным разделением труда (выделение скотоводства, земледелия и ремесел) возникла необходимость товарного обмена. <…> Исторический опыт свидетельствует о том, что когда социальные функции денег нарушаются или даже просто не принимаются во Деньги. – Электронный ресурс. – [2009]. – Режим доступа http:// www.wikipedia.ru.

58 внимание, общество неизбежно оказывается в обстановке социально- экономического кризиса. Существует ряд социальных функций денег с некоторым спорным подтекстом, где обнаруживаются негативные стороны проявления сущности денег в обществе
– деньги являются средством борьбы как за процветание, таки за уничтожение. С помощью денег можно завоевать и поработить страны и народы. Чем богаче страна, тем новее ее технологические разработки и тем выше ее авторитет. При агрессивном настрое страны с устойчивой финансовой системой может создаться ситуация полного уничтожения неприемлемой для нее самобытной культуры
– деньги являются чрезвычайно эффективным средством управления как отдельными людьми, таки социальными группами.
1. 2. Социокультурные особенности отношения к деньгам Наиболее интересными являются вопросы отношения к деньгам как к ценности, к деньгами работе, к соревновательности, сбережениям. Однако определить влияние социокультурных традиций в чистом виде сегодня сложно. Существуют определенные качества, считающиеся первоочередными для приобретения богатства. Россияне в большей степени, чем другие народы, склонны связывать финансовую успешность со способностями, усилиями, знаниями индивида. В странах Запада удачливость в делах чаще связывают с инициативностью, решительностью, целеустремленностью, способностью преодолевать препятствия. Успешными введении дел, как правило, оказываются трудоголики, обладающие обеими группами указанных свойств и способные посвящать делу все свое время, зачастую не имея выходных и отпусков. Эти люди обеспечивают высокое качество жизни, но живут скромно, все деньги вкладывая в производство.
<…>
1. 3. Отношение к деньгам у разных социальных групп и поколений Деньги становятся мощным фактором разобщения людей в самых различных сферах – духовных ценностей, материальной обеспеченности, идеологических взглядов, социального расслоения. Первая группа – люди преимущественно наемного труда, работающие по найму с денежным доходом, зависящим лишь от зарплаты. Это учителя, врачи, военные, рабочие. Вторая группа – представители свободных профессий, получающие за свой труд гонорар или договорные суммы. Это

59 адвокаты, художники. Третья группа – частные предприниматели любого масштаба, занимающиеся организацией производства. Их заработок зависит только от них самих. Естественно, что член любой группы хотел бы получать больше денег, но соответственно путем повышения зарплат, гонораров, доходов от производства.
<…>
1. 4. Деньги как мерило отношений между людьми и странами Деньги не являются всеобъемлющим фетишем, определяют далеко не все отношения между людьми. Выявлено, что по фактору презрения к деньгам нет особых различий. Интересны наблюдения за вступающими в непосредственный контакт американцы, которые, по представлениям русских, придают слишком большое значение деньгам, часто помогают соседу или даже незнакомому человеку совершенно безвозмездно, например, довозят до дома, открывают дверь, если сосед потерял ключ. Напротив, именно русский человек, пришедший помочь завернуть подтекающий кран, чаще всего требует плату.
<…> Во многих странах деньги выступают как средство взятки в виде подарков функционеру, от которого зависит продвижение по службе, получение каких-либо благ, ускорение прохождения дел. Вместо денег, которые во всем мире осуждаются как подкуп, преподносятся дорогие подарки. На Западе чаще встречается завуалированный тип взятки, на Востоке – более открытый тип подарка, который объясняется как традиция. В деловом мире следует демонстрировать личный успех. Не принято давать взаймы, тем более брать в долг – это демонстрирует ненадежность.
<…>
1. 5. Проблема богатства и бедности Отношение к деньгам определяется по характеру их использования. Деньги могут быть средством разворачивания производства. Для самоутверждения некоторым людям важна сама возможность заработать большое количество денег, при этом неизвестно зачем.
<…> Ощущение себя богатым или бедным оказывает влияние на формирование направленности и профессионального выбора личности. Отсутствие денег у молодых представителей бедных семей побуждает их выбирать профессию с большими заработками, организовывать коммерческую или производственную деятельность.

60 Примеры написания аналитической части реферата Пример Пример написания второй главы реферата по теме Проблемы социологии образования. В данном разделе
1) показано обращение к реальной практике для раскрытия темы,
2) указаны источники, из которых получена информация,
3) статистические данные проанализированы для обоснования выводов,
4) по окончании главы кратко сделаны выводы по результатам анализа.
2. 1. Экспертная оценка Болонского процесса По поводу данной проблемы существует масса публикаций. Кроме того, предлагается огромное количество социологических исследований данного процесса. Например, исследование МН. Макаровой в УдГУ, в рамках которого были выделены 3 группы сторонники («инноваторы»), критики («традиционалисты-консерваторы»), колеблющиеся
1
Для более точной оценки данного процесса мы воспользовались методом экспертного интервью. В качестве экспертов выступили проректор ВолгГТУ по учебной работе, деканы и заместители деканов, представители УМО, заведующие кафедрами. Всего 7 человек. Количество экспертов неслучайно, в данном случае 7 человек является самым оптимальным количеством для экспертного интервью если минимум составляет 5 человека максимум – 15). Первоначально необходимо определить, является ли эксперт на самом деле специалистом в данной области. Для этого существует первый контрольный вопрос. Как таковое экспертное интервью не имеет детализированного плана, оно носит лишь концептуальный характер. В нашем случае, основными являются 3 вопроса а) В чем заключается Болонский процесс и какова его цель контрольный вопрос. б) Как реализуется данный процесс в ВолгГТУ? в) Каков Ваш прогноз на будущее реализации Болонского процесса Остальные же вопросы носили уточняющий характер.
<…>
1
Макарова, МН Болонский процесс мнения и ожидания МН. Макарова, В. С. Соломен- ников// Социологические исследования. – 2007. – № 6. – С. 107.

61 Таким образом, Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его целями является построение европейской зоны высшего образования для развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства. Кроме того, обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования, в первую очередь с американской, в борьбе за студентов. А поскольку мы тесно сотрудничаем с ЕС, естественно, мы в стороне стоять не можем и должны тем или иным образом в эти процессы входить. Наш вуз был одним из немногих, кто перешел на двухуровневую систему образования в России. Это было принято ученым советом университета по рекомендации аттестационной комиссии Министерства образования в 1992 году. С 1 сентября 1993 года ВолгГТУ перешел на двухуровневую систему образования. На год лишь опоздал от МГУ. Правда, у нас оставались еще и специалисты. Экономфак МГУ, кстати, сразу перешел на форму «баклавр+магистр», отказавшись от специа- литета. Выделяют следующие положительные стороны Болонского процесса
– мобильность преподавателей и студентов
– единый образовательный стандарт
– удешевление высшего образования (за счет сокращения сроков обучения
– формирование концепции непрерывного образования. Кроме того, Болонский процесс в России сопровождается отрицательными моментами
– отсутствие кооперации между вузами и будущими работодателями, нерегулярность концепции социальной ответетвенности бизнеса, невозможность донастройки бакалавров на предприятиях
– сокращение фундаментальной подготовки выпускника, которая приводит к сужению его научных и практических взглядов
– недостаток мотивации к образованию, отсутствие престижа инженерных профессий
– отсутствие выработанных компетенций.
Компетентностный подход – это совокупность общих положений, определяющих цели, содержание и логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомленности, умений, смысловых ориентаций, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного

62 продукта. В процессе образования необходимо создать условия для выполнения полноценного развития обучающихся в двух проекциях личностной и социальной. Первая из них обьемлет индивидуальные способности и субъективные возможности (сущностные силы, а вторая связана с усвоением социального опыта, с умениями встраиваться в социальную ткань общества, те. устанавливать продуктивные взаимоотношения с внешним миром. Если говорить о прогнозах на будущее Болонского процесса, то тут просматриваются как оптимистические тенденции, таки пессимизм. В частности, Болонский процесс решает какие-то оперативные проблемы, Но все это делается в ущерб будущему, потому что без фундаментальной подготовки Россия таки останется сырьевой страной. К сожалению, сложно рассмотреть все аспекты, охваченные в экспертных интервью, поэтому транскрипции представлены в приложении. Пример Пример по реферату на тему Русская интеллигенция как социальная группа. В данном разделе работы
1) показано обращение к реальной практике для раскрытия темы,
2) указаны источники, из которых получена информация,
3) проанализированы статистические данные для обоснования выводов,
4) по окончании главы кратко сделаны выводы по результатам анализа,
5) содержатся таблицы и рисунки (графики, диаграммы, систематизирующие цифровой (статистический, эмпирический) материал.
2. 2. Общественное мнение о понятии интеллигенция Анализируя мнения социологов и исследователей об определении понятия интеллигенция, видно, что оно трактуется неоднозначно. Но стоит также обратить внимание на то, как понимает этот термин рядовой россиянин. Фонд общественного мнения провел опрос касательно представления современных россиян об интеллигенции в январе 2008 года, было
1
Авдеев, В. М Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей В. М. Авдеев// Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 6. – С. 239.

63 опрошено 1500 респондентов по месту жительства, статистическая погрешность не превысила 3,6 По результатам опроса слово интеллигенция хорошо знакомо двум третям (66 %) опрошенных россиян, и еще 30 % слышали его и лишь 1 % сказали, что впервые услышали это слово от интервьюера рис. 1).
66 30 1
3 0
10 20 30 40 50 60 знаю слышал(-а)
слышу впервые затрудняюсь ответить
Рис. 1. Результаты ответа на вопрос Знаете ли Вы, слышали или слышите сейчас впервые слово интеллигенция, % Источник Об интеллигенции опрос населения Электронный ресурс // База данных фонда общественного мнения. – Режим доступа http: // bd.fom.ru/report/map/d080421). Также респондентам был задан открытый вопрос Как Вы понимаете слово интеллигенция, что оно означает, в ответах на который респонденты не столько характеризовали ее как общественный слой с определенными социальными функциями, сколько описывали черты, атрибуты людей, которых они считают интеллигентными (табл. 1). Таблица 1 Ответы респондентов на вопрос о том, как они понимают слово интеллигенция, % Ответы респондентов Проценты Образованные, грамотные, эрудированные люди, люди с высшим образованием
43 Вежливые, воспитанные, скромные люди, уважающие окружающих
25 Культурные люди
23 Умные люди
10 Честные, порядочные, справедливые люди
7 Перечень конкретных профессий, сфер деятельности
6 Люди, занятые умственным трудом, творчеством
5 Об интеллигенции опрос населения Электронный ресурс База данных фонда общественного мнения. – Режим доступа http: // bd.fom.ru/report/map/d080421.

64 Окончание таблицы 1 Ответы респондентов Проценты Определенный, особый слой людей
3 Добрые, отзывчивые люди, внимательные к другим
3 Верхушка общества, высший слой, элита, руководители
2 Богатые люди, люди с высоким материальным достатком
2 Духовные, нравственные люди
2 Люди с красивой, правильной речью, не употребляющие ненормативной лексики
2 Общественно активные люди, приносящие пользу обществу
2 Деловые, ответственные, трудолюбивые, целеустремленные
1 Самостоятельные люди, имеющие свою точку зрения
1 Аккуратные, опрятные люди
1 Уважаемые люди, пример для других
1 Это наследственное
1 Внешность
1 Интеллигенции сейчас нет
1 Отрицательные суждения об интеллигенции
1 Другое
1 3атрудняюсь ответить, нет ответа
13 Источник Об интеллигенции опрос населения Электронный ресурс База данных фонда общественного мнения.
– Режим доступа http:
//bd.fom.ru/report/map/d080421. Чаще всего при этом речь шла об уме и образованности интеллигентов, а также о воспитанности и хороших манерах. Так, самые распространенные высказывания (40 %) касались образования. 10 % участников опроса заявляют, что интеллигентным людям присущ ум, еще
5 % респондентов описывают интеллигенцию как людей эрудированных, начитанных. Почти четверть респондентов (24 %) говорили о вежливости, присущей, по их мнению, интеллигенции. Вместе стем значительная часть респондентов (14 %) подчеркивали значение моральных качеств, прежде всего таких, как порядочность и справедливость (7 %).
3 % участников опроса говорят, что интеллигенция – это добрые, отзывчивые люди, были высказаны и мнения (2 %) о духовности, нравственности интеллигенции. Столько же россиян утверждают, что интеллигенция – это общественно активные люди, патриоты. В таких ответах можно усмотреть отготгоски представлений об особом этическом кодексе интеллигенции, о ее социальной миссии. У 23 % участников опроса это понятие связано прежде всего с категорией культурности. По всей видимости, такие характеристики являются комплексными, касающимися и моральных качеств, и интеллектуальных достоинств, и манеры поведения. Те участники опроса, кто пытался говорить об

65 интеллигенции как социальной группе, чаще всего отождествляли ее с определенным родом занятий или профессией. Так, 5 % респондентов указали на связь интеллигенции с умственным, творческим трудом. 6 % участников опроса называли конкретные профессии, в которых заняты, по их мнению, интеллигентные люди. Немногие (4 %), описывая интеллигенцию, определяли ее как социальный слой. Из этих данных можно сделать вывод, что малый процент опрошенных определяет интеллигенцию как отдельную социальную группу. Сданным понятием опрошенные отождествляют всех образованных, культурных людей, которые умеют себя вести и не употребляют нецензурных слов. Интеллигенция – сугубо российский феномен, но 66 % респондентов думают, что интеллигенция существует ив других стран, и только 13 % склонны считать ее исключительно российским явлением. Такой результат можно объяснить тем, что опрошенные изначально имели искаженное мнение об интеллигенции. Действительно, образование и воспитание можно получить в любой стране. Характерно также, что меньше половины россиян (44 %) утвердительно ответили на прямой вопрос о том, присуще ли интеллигенции особое чувство ответственности за судьбу страны, является ли это ее отличительной чертой. 34 % ответили на этот вопрос отрицательно. Правда, среди людей с высшим образованием соотношение несколько иное. Большая часть опрошенных (56 %) считают, что чувство ответственности за судьбу страны действительно является отличительной особенностью интеллигенции, атак не считают. Это можно объяснить тем, что интеллигенции было действительно присуще чувство ответственности за судьбы народа в прошлом, в настоящем же у интеллигенции такой черты не наблюдается. По мнению 42 % респондентов, по сравнению с советскими временами, влияние интеллигенции в обществе уменьшилось. 18 % опрошенных полагают, что оно неизменно, а 16 % – что это влияние увеличилось. Почти четверть участников опроса (24 %) затруднились ответить на этот вопрос. Оценивая же качество, направленность влияния интеллигенции, 46 % респондентов сказали, что это влияние положительное, а 6 % – что оно отрицательное (28 % респондентов считают, что интеллигенция вообще не влияет на положение дел в стране, а 20 % не смогли охарактеризовать ее влияние.

66 Опрос подтверждает, что интеллигенция – это очень объемное понятие с расплывчатыми критериями, которое по-разному трактуют различные исследователи и социологи. Для того, чтобы составить собственное представление о данном понятии, необходимо изучить не одну работу профессионально занимавшихся этим людей. Можно отметить, что понятие интеллигенция в современном своем значении приближается к понятию интеллектуал, которое применятся на Западе к похожей группе людей. Это происходит из-за процессов глобализации и уменьшении различий в жизни граждан в России и на Западе. Пример Пример по реферату на тему Социальное самочувствие жителей городов.
1   2   3   4   5