Файл: Реферат по социологии учебное пособие Волгоград 2017 2.pdf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20 В диссертационном исследовании А. Л. Кузевановой Динамика ценностных принципов российской бизнес-деятельности: социологический анализ были сформулированы следующие гипотезы
1. Механизм формирования ценностных принципов бизнес-деятель- ности основывается на взаимосвязи ее ценностей и ценностных ориентаций и находится под воздействием социально-экономи- ческих, политических и культурных факторов, характерных для исторического периода развития общества.
2. Реализация ценностных принципов бизнес-деятельности осуществляется на микро-, мезо- и макроуровнях. На первом из них, связанном с диспозиционной системой личности, принципы действуют как правила профессионального поведения, представляют собой основания мировоззрения и внутренние убеждения бизнесмена. На мезо- уровне они выполняют функции правил, определяющих нормы деятельности бизнес-организаций. На макроуровне ценностные принципы выступают в роли признака институционализации бизнеса, основы для реализации его социально значимых функций.
3. Действие одного итого же ценностного принципа на разных уровнях приобретает свою специфику, которая может выражаться в различной форме реализации, особенностях выполняемой роли и значимости, в одинаковых масштабах последствий в случае несоблюдения принципа [15, с. 9–10]. Основная гипотеза в исследовании Д. П. Хижнякова Технология минимизации информационно-коммуникационных барьеров в органах исполнительной власти субъекта РФ включает в себя следующие предположения дисфункция информационно-аналитического обеспечения региональных органов исполнительной власти связана с действием комплекса информационно-коммуникационных барьеров, включающих организационный, статусный, технический, инструментальный, психологический, семантический барьеры
• на деятельность региональных органов исполнительной власти в наибольшей степени влияют организационный и инструментальный барьеры
• количественные характеристики информационно-коммуникационных барьеров различаются в зависимости от уровня принятия решений стратегический, тактический, оперативный) и соответствующего вида коммуникации между субъектами (внутренняя коммуникация, межведомственная коммуникация
21
• ряд информационно-коммуникационных барьеров возникает на преимущественно субъективной основе (сознание акторов управленческого процесса, тогда как другие барьеры возникают на преимущественно объективной основе (функционирование системы правления)
[26, с. 5–6]. Примеры формулировки гипотез, предложенных студентами в своих ранее выполненных рефератах
1. Гипотеза о роли социальных технологий в управлении организацией эффективность управления современной социально- экономической динамикой, начиная с уровня организации, может быть значительно повышена (при прочих равных условиях) введением социальных технологий в комплексы методов, инструментарий управления.
2. Гипотеза о влиянии средств массовой информации в объяснении существования супружеского насилия над женщиной в современной семье супружеское насилие в отношении женщины – это следствие усвоения негативного опыта насилия в родительской семье, патриархальных ценностей, в освоении которых решающую роль играют средства массовой информации.
3. Гипотеза о необходимости информационного обеспечения как условии повышения эффективности деятельности органов государственного управления в настоящее время одной из причин низкой эффективности работы органов государственного управления является непонимание новой роли информационного обеспечения как качественно нового вида управления и недостаточная его интеграция в управленческий процесс. Во второй главе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных впервой главе, рекомендуется проанализировать состояние дел на определенном темой работы участке деятельности. Обращение к реальной практике предполагает, что объект исследования оценивается на основании эмпирической базы, то есть массивов эмпирической (статистической) информации, характеризующих фактическое состояние того или иного явления или процесса, а также динамику его развития в ретроспективе или перспективе. Для этого используются материалы научно- практических конференций результаты исследований, выполненных преподавателями вуза, социологическими центрами, исследовательскими фондами статистические данные, отражающие протекающие социальные процессы в масштабах страны в целом, региона, города, конкретных предприятий. Обязательно необходимо указывать источники, из
22 которых получена информация – научные статьи в журналах, монографии, публикации на официальных сайтах. Центральная задача этой главы состоит в том, чтобы на основе обобщения теоретического и аналитического материалов не только сформулировать, но и развернуто аргументировать свои предложения по исправлению проблемной ситуации, которая анализируется в реферате. Эта задача решается с учетом выявленных входе анализа недостатков. На основе сравнения существующей практики с опытом более прогрессивного решения аналогичных вопросов в других организациях, регионах, а также с зарубежным опытом (эта работа должна быть проделана впервой главе) студент должен сформулировать и доказательно изложить свои предложения о возможных путях устранения выявленных недостатков решения проблемной ситуации. Аргументированные предложения управленческие решения, разработанные студентом в соответствии с выбранной темой, придают реферату особую ценность и практическую значимость. При анализе социальных процессов необходимо учитывать следующее
– приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными
– при подборе фактических данных из разных источников необходимо помнить о том, что их можно сравнивать лишь тогда, когда они сопоставимы цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемого социального процесса, а не исключения из них. Эмпирические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов. Особое внимание следует уделить математически грамотной обработке полученных данных. При этом необходимо продемонстрировать применение различных методов и приемов анализа, известных студенту. Не следует забывать, что использование математических методов – средство, ноне цель написания работы. Для того, чтобы реферат не был перегружен цифровыми данными, используются иллюстрации, к которым, помимо таблиц, алгоритмов, программ, относятся различного рода графические построения. Следует иметь ввиду, что все данные, на которые идут ссылки в этой главе, должны свидетельствовать о развитии той или иной ситуации, отражать характеристики и свойства явлений в масштабах Волгоградской области. Данные в целом по России или по другим регионам страны могут быть приведены только для сравнения и / или сопоставления сданными регионального уровня. Вторая глава реферата должна содержать таблицы и рисунки (графики, диаграммы, систематизирующие цифровой (статистический, эмпирический) материал, отображающий наиболее важные зависимости.
23 В процессе написания реферата студент может (должен) использовать все известные ему методы анализа сравнительный анализ факторный анализ частотные распределения метод расчленения регрессионный анализ кластерный анализ и т. д. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту работы, таки в приложениях. Независимо от местоположения в работе, иллюстрации оформляются по правилам, определяемым соответствующими государственными стандартами. По окончании главы должны быть кратко сделаны выводы поре- зультатам анализа. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными в введении. Далее излагаются предложения автора по результатам проделанной работы сих обязательной аргументацией. Выводы и предложения должны быть очень конкретными, относящимися к теме исследования и его объекту. Иначе говоря, заключение должно содержать краткие выводы и собственное аргументированное мнение по исследованной проблеме. Чтобы успешно написать реферат, требуется не столько блестящий ум, сколько решимость и настойчивость. Перед началом написания работы многие студенты испытывают так называемый стресс чистого листа студенту непонятно, как может в его голове появиться логически связный текст достаточно большого объема. Лекарство от такого стресса простое начинайте свою работу с того, что знаете, и продолжайте тщательно делать то, что логически вытекает из известного. В приложениях даются исходные данные к расчетам, результаты которых в обобщенном виде вошли в основной текст работы. Здесь также можно привести различные методические материалы и иллюстрации, имеющие отношение к теме работы, на которые студент ссылается в процессе изложения материала. Кроме того, в приложения можно включить массивы исходной информации, крупногабаритные таблицы, акты или справки о внедрении отдельных результатов работы, заполненные анкеты социологических опросов и другие материалы.
5. Подбор и оформление списка литературы реферата Ранее уже говорилось о том, что работа над рефератом должна носить сугубо самостоятельный и творческий характер. В работе не допускается простое, безучастное переписывание литературных источников – такая работа просто лишена смысла.
24 Конечно же, источники для того и даны, чтобы их использовать. Ноне для простого переписывания, а для самостоятельного переосмысления. Поэтому допускается использование чужого текста только как изложение важных для темы мест или в виде отдельных цитат. Ив первом, и во втором случае ссылки на источник обязательны. Подбор литературы для рефератацелесообразно начинать с изучения тех книги периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым темам. Следует проанализировать, к каким уже изученным или планируемым к изучению темам наиболее близка выбранная тема работы. Следует помнить, что подбор литературы самым серьезным образом впоследствии сказывается на содержании самой работы. Так, например, по теме Социальная роль денег, понятно, что уже была выполнена не одна работа, но даже простое сравнение источников, использованных при написании только двух работ (см. примеры 15 ив п. 10 Примеры выполнения рефератов, не оставляет сомнений в том, сколь разными получились эти работы. Научная добросовестность автора состоит в точности цитирования и приводимых ссылок на источники. Все цитаты заключаются в кавычки, пропущенные слова или предложения обозначаются троеточием (…). Важно иметь ввиду, что сделанные сокращения не должны менять смысла цитаты. Список литературы должен содержать ВСЕ источники, использованные при выполнении работы, в том числе и те, на которые сделаны ссылки в тексте работы. Оформление научного аппарата, то есть самих цитат и сносок или ссылок на соответствующие источники имеет весьма важное значение для любой творческой работы, поэтому порядок оформления цитат надо знать каждому образованному человеку. Библиографические ссылки, включенные в текст реферата, и библиографический список в конце работы должны быть составлены в соответствии с государственными требованиями к библиографическому описанию документа. Иначе говоря, оформление научного аппарата должно строиться на основе системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Так, например, ГОСТ 7. 1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание, ГОСТ Р 7. 0. 5.-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления и др. Оформление электронных источников осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.82–2001. Используемые в работе источники располагаются в списке литературы в алфавитном порядке (см. примеры написания списка
25 использованной литературы в п. 10 Примеры выполнения рефератов) или по мере появления (упоминания, цитирования) в тексте самой работы. Те источники, которые студентом не изучались, в список литературы включать НЕ следует В соответствии с ГОСТ Р 7.0.5–2008 в рефератах по выбору могут использоваться подстрочные ссылки, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску, или порядковые ссылки. Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз полосы. Подстрочные ссылки сноски) печатают внизу страницы, шрифтом 10 кегля, с использованием одинарного межстрочного интервала, и отделяют от основного текста сплошной чертой. Цитаты можно нумеровать постранично или оформлять под общей нумерацией от первой страницы текста до последней. Нумерация цитат должна соответствовать нумерации сносок на источник. Целесообразнее выносить сноски под последнюю строку на той странице, где помещена цитата. Знак отсылки следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Примеры оформления ссылок
1. Если оформляется цитата из отдельной монографии, то сноска должна выглядеть так
1
Здравомыслов, А. Г Человек и его работа в СССР и после А. Г. Здравомыслов. – М Аспект Пресс, 2003. – С. 219.
2. Если необходима ссылка на какую-либо идею, взятую у другого автора, то сноска должна быть с добавлением слова смотри (см
2 См Радаев, В. В Социальная стратификация В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. – М Аспект Пресс, 1996. – С. 248.
3. Если подряд идут две или более цитаты из одной работы, то во второй (и далее) раз все выходные данные не переписываются, а сноска оформляется так
3
См Там же. – С. 249.
4. Если цитируется статья из научного журнала, то сноска оформляется следующим образом
4
Глотов, М. Б Социальный институт определение, строение, классификация М. Б. Гло- тов // Социологические исследования. – 2003. – № 10. – С. 14. Существуют и другие способы связи основного текста работы сопи- санием источника. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, в основном тексте
26 этот номер берется в квадратные скобки. Например, [4, с. 16], что означает четвертый источник в списке литературы, шестнадцатая страница. Студенты должны понимать принципиальное отношение преподавателей к такому важному этапу подготовки работы, как технически правильно оформленный научный аппарат работы, и не приписывать требование скрупулезной точности в составлении библиографии специфическим чертам характера преподавателя. При высокой скорости устаревания материала социального содержания необходимо формировать список преимущественно из публикаций последних трех-пяти лет издания. Статистический материал, связанный с проблематикой реферата, можно получить при анализе данных, публикуемых в ежегодных статистических сборниках Правительства РФ, справочном материале Госком- стата РФ (например, Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru, Государственный комитет по статистике Волгоградской области) и других официальных справочных источниках. Для отражения специфики региона необходимо использовать только официальную статистику или данные репрезентативных социологических исследований. Информацию о результатах социологических исследований по различной проблематике можно найти
– в периодической литературе (журналы «СОЦИС», ПОЛИС, Со- циально-гуманитарные знания, Общественные науки и современность, Экономическая социология, Свободная мысль, Экономист, Экономическая политика и др, все эти издания хорошо представлены в читальных залах и на абонементе научно-техни- ческой библиотеки ВолгГТУ;
– в периодических изданиях регионального уровня, публикующих данные выполненных в регионе социологических исследований (например, таких, как Монитор, бюллетень социологических сообщений Вестник Волгограда и др
– на официальных сайтах научных журналов и изданий (например, www.ecsocman.edu.ru);
– на сайтах ведущих исследовательских центров страны – Института социологии РАН, ВЦИОМ, ФОМ, «Ромир-Мониторинг», Центр Юрия Левады и других (например, www.isras.ru, www.wciom.ru, www.fom.ru, www.rmh.ru, www.levada.ru, http://789.ru);
– на сайтах волгоградских исследовательских компаний (например, http://socio-research.ru). При ссылке на эмпирические данные необходимо приводить исходные данные исследования объем выборочной совокупности, тип выборки, квотируемые признаки, величину максимальной статистической погрешности выборки при доверительном уровне 0,95 и т. д. При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий. Описание изданий производится в строгом соответствии с порядком, установленным ГОСТом для библиографического описания произведений печати. Следует помнить, что научное содержание работы всегда несет на себе печать творческой индивидуальности автора, в то время как организация их подготовки подчиняется общему порядку, а оформление – действующим государственным стандартам. Это касается, прежде всего, оформления цитат, ссылок, примечаний, сносок и списка литературы, а также других элементов научного аппарата. И еще нельзя ограничиваться реферированием литературных источников или простым описанием опыта деятельности в области той или иной проблемы. Студент создает творческую работу на основе глубокого изучения теории и истории вопроса, а также, по возможности, исходя из результатов социологических исследований. Реферат не должен быть сведен к пересказу, тем более к переписыванию, уже известного и опубликованного материала, компиляции статей, монографий, данных, полученных посредством электронной сети. При написании работы от студента в первую очередь требуется творческий подход, умение использовать полученные знания для решения поставленных задач, связывать теорию и практику с реальными задачами, стоящими перед страной в настоящее время. Закончив написание реферата, внимательно прочтите текст, выправьте возможные ошибки и описки (опечатки, посмотрите оформление и сдайте преподавателю на проверку.
6. Оформление реферата Большинство студентов считает, что оформление — заключительный этап подготовки работы. Это не совсем так. В целях экономии трудозатрат целесообразно до начала написания самого первого фрагмента изучить порядок оформления работы. Работа выполняется водном экземпляре и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги стандартного формата Ах мм. Каждая страница основного текста и приложений должна иметь поля левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Не допускается подчеркивание и выделение текста полужирным шрифтом или
28 курсивом. Исключение составляют заголовки го иго уровней (разделов и параграфов они выделяются полужирным шрифтом. Текст выполняется шрифтом Times New Roman, кегль 14, через полуторный интервал. Все страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Работа может быть выполнена ив рукописном варианте, но текст должен быть написан аккуратно, разборчиво, четким почерком, без сокращений слови предложений. Нумерация страниц – сверху внизу по центру.Она производится последовательно, начиная с листа содержания, затем введение, главы, заключение, список литературы. Исключение составляет титульный лист, порядковый номер которого (первый) не проставляется. Текст работы разбивается на главы, которые должны иметь порядковые (арабскими цифрами) номера. Введение и заключение не нумеруется. Заголовок набирается полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится Название глав, содержание, введение, заключение, список литературы, пишутся прописными заглавными) буквами того же размера, что и основной текст, без подчеркивания. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал. Заголовок не должен иметь переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным. Работа печатается в строго последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые и иллюстративные вставки, помещаемые на отдельных страницах, переносы текста, таблиц и рисунков с образованием белых полей (пропусков, превышающих установленный полуторный межстрочный интервал. Оформление формул в тексте реферата у студентов почему-то всегда вызывает немало затруднений. Следует помнить, что формулы всегда располагают на отдельных строках. При этом формула включается в предложение как его равноправный элемент, соответственно, знаки препинания в конце формул ив тексте передними ставят согласно правилам пунктуации. Формулы, следующие одна за другой, отделяют запятой, которую помещают непосредственно за формулой и до ее номера. В случае необходимости после формулы размещают пояснения к ней, расшифровывая введенные обозначения и указывая единицы измерения. Первую строку пояснения начинают со слова где без двоеточия. Значение каждого символа дают с новой строки в порядке следования в формуле. Строки пояснения отделяют точкой с запятой, в конце последней ставят точку.
29 Примеры оформления формул Средний интегральный показатель уровня значимости каждого вида риска по группе экспертов рассчитывается следующим образом
N
D
D
N
1
j ij av i
∑
−
=
, (4) где av i
D
−
средний интегральный показатель уровня значимости го вида риска, баллы ij
D
−
интегральный показатель уровня значимости го вида риска) для го независимого эксперта (
N
,
1
j =
), баллы
N − число независимых экспертов, участвовавших в опросе.
Для вычисления объема выборки существует достаточно много способов. При известном значении генеральной совокупности беспо-
вторная случайная выборка может быть найдена следующим образом
pq
Z
N
Npq
Z
n
2 2
2
+
∆
=
, где n – объем выборки
N – генеральная совокупность
Z
– коэффициент доверия, определяется по таблице критических точек стандартного нормального распределения (так, величина
Z = 1,96 соответствует уровню значимости 2,5 %, это означает, что выявленный в результате исследования эффект может оказаться несправедливым в 2,5 % случаев p и q – выборочные долив случае, когда наступление двух событий равновероятно, они принимаются по 0,5);
∆ – предельная ошибка репрезентативности (достоверности, выбирается исследователем в зависимости от цели и задач исследования, обычно Формулы должны иметь сквозную нумерацию, представленную арабскими числами в круглых скобках. Порядковые номера формул располагают у правого края страницы. Если формула не умещается водной строке,