ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Историческое развитие архитектуры России до XVII века…………..5
-
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества, Новгорода и Пскова XII - XVI веков………………………………………………………………………5 -
Московская архитектура XIV- XVI веков…………………………………...8
Глава II. Архитектура России XVII века, ее особенности и черты…………..13
2.1 Развитие русской архитектуры начала XVII века………………………....13
2.2 Зодчество второй половины XVII века………………………………….....16
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………..24
Приложение……………………………………………………………………...25
Введение
В настоящее время семнадцатый век известен тем, что принес в Россию множество шедевров архитектуры, что в целом послужило развитию культуры того времени. В связи с развитием международных отношений и перемен в религиозных убеждениях людей зарождались новые стили, появляются элементы декоративности, развивается церковное зодчество.
Крупным событием является появление особого популярного в дальнейшем стиля – московское барокко. Также зодчество XVII века отличает то, что вместе с деревом в качестве материалов для построек стали использовать камень, что также послужило развитию строительства в целом.
Тема моего проекта: «Архитектура XVII века в России».
Я выбрал эту тему, потому что мне интересна история возникновения и развития архитектуры XVII века в России, которую я буду освещать в этом проекте.
Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена тем, современные мотивы архитектуры России берут начало именно в XVII веке, а также памятники зодчества являются одновременно памятниками искусства и строительной техники. В XVII веке в архитектуре и градостроительстве повсюду начала распространяться нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, в некотором роде возрождалась. Детальное изучение становления зодчества в XVII веке позволяет отразить культуру целой эпохи и определить роль архитектуры того времени в общей истории России.
Цель работы - изучение архитектуры России XVII века, выделение её особенностей и основных характеристик.
Объектом исследованияявляется архитектура XVII века.
Предмет исследования – процесс становления, особенности и стили русской архитектуры XVII века.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
-
рассмотреть процесс становления зодчества до XVII века -
проследить развитие архитектуры и влияние каждого исторического периода на культуру России); -
выделить особенности и характерные стили архитектуры
XVII века.
Практическая значимость: данная работа может быть интересна школьникам, которые увлекаются историей, живописью, архитектурой, а так же ее можно применять на уроках истории и внеклассных мероприятиях при изучении культуры XVII века.
Глава I. Историческое развитие архитектуры России до XVII века
1.1 Архитектура Владимиро-Суздальского княжества, Новгорода и Пскова XII - XVI веков
В XII веке раздробленность Древнерусского государства достигла своего пика. Княжества, некогда составляющие часть единого государства, все больше обосабливались, что сказывалось не только на их политическом и экономическом укладе, но и архитектуре. То есть именно этот момент можно считать чертой, которая отделяет друг от друга школы зодчества Древнерусского государства, Украины, Беларуси и России. После того, как единая страна, строившаяся вокруг Киевского княжества, утратила черты централизованного государства, отдельные ее части перешли либо под контроль соседних держав (как в случае с Украиной и Беларусью, которые со временем вошли в состав Польско-Литовского государства), либо стали независимыми политико-экономическими центрами (в Новгороде, Пскове, Владимире, позднее и Москве возникли совершенно автономные государственные образования).
В первой половине XVII века Владимиро-Суздальская земля приобрела статус крупнейшего культурного центра. Местная архитектура сохраняла в себе южнорусские и византийские принципы зодчества, однако в то же время начала приобретать признаки, свойственные западноевропейским странам. До сих пор продолжаются споры об участии европейских мастеров в процессе белокаменного строительства в северо-восточных частях Руси, которые относились как раз к Владимиро-Суздальскому княжеству. Согласно первой точке зрения, европейские средневековые специалисты участвовали непосредственным образом в строительстве, оппоненты же оспаривают этот факт. Так или иначе, вопрос остается открытым до сих пор.
Юрий Долгорукий считается основоположником традиции использования европейской каменной техники на Руси. Именно на годы его правления приходится возведение белокаменных строений в Переславле, Владимире и Суздале, из которых до наших дней сумели сохраниться только Церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасский собор в Переславле-Залесском.
В период правления Андрея Боголюбского тенденция белокаменного строительства продолжилась и значительно расширилась в пределах столицы всего княжества – городе Владимире, застроенном монументальными сооружениями, из которых до сих пор сохраняются Успенский Собор и Золотые ворота. Однако расцвет Владимиро-Суздальского зодчества приходится на брата Боголюбского – Всеволода Большое Гнездо, под надзором которого был расширен Успенский собор, построен Дмитриевский собор, считающийся выдающимся шедевром белокаменной резьбы и эталонным примером архитектуры того периода. Примеров гражданской архитектуры, относящейся к Владимиро-Суздальскому княжеству, к сожалению, не так много. Такие постройки сохранились лишь фрагментарно, что, возможно, является следствием татаро-монгольского нашествия. Как известно, правители
С началом так называемого монголо-татарского ига в XIII веке традиция каменного зодчества во многих русских княжествах была утрачена, однако, в то же время Псков и Новгород не пострадали от нашествия, сохранив самую значительную автономию среди прочих земель. Каменная архитектура в Новгороде и Пскове стремительно развивалась, что отчасти связано с наличием достаточно агрессивных соседей: на западе простирались территории Швеции, Литвы и католических Тевтонского и Ливонского орденов, для которых жители восточных вечевых республик были еретиками и, соответственно, отличной целью для завоевания. Постоянные конфликты требовали возведения укреплений на западных границах, однако ресурсов на них не хватало, вследствие чего их строили деревянными. По этой же причине крепостное зодчество Новгорода исследовано крайне незначительно, многие постройки не уцелели из-за постоянных войн.. Те немногие строения, что сохранились, были перестроены в конце XV века, после чего они утратили связь со своим первоначальным видом.
Жилая архитектура Новгорода XIII - XIV веков достаточно сложный в плане исследований вопрос. Однозначно в городе того периода было очень мало каменных строений. В середине XX века были произведены раскопки, по итогам которых обнаружены порядка двухсот деревянных жилых домов и лишь один – каменный, возведенный предположительно в конце XIV века и обновленный позднее, в XV веке. Собственно, данное сооружение было возведено полностью из кирпича, что характерно для рассматриваемого периода времени.
Только с конца XIII века в Новгороде появляются новые каменные церкви (хотя именно здесь еще в XII веке был придуман тип достаточно недорогой каменной церкви). Позднее, уже ко второй половине XIV века, в городе начинается расцвет каменного зодчества. Вновь это обусловлено политическими причинами: республика расширяла торговлю с другими княжествами, параллельно увеличивая свои территории на севере и востоке. Затрагивая особенности архитектуры Пскова и ее отличия от новгородской, важно отметить, что между двумя вечевыми республиками существовали как значительные различия, связанные с большей зависимостью Новгорода от сословия бояр-землевладельцев, так и схожие черты. Зодчие обоих городов преследовали одни и те же задачи, но условия у них кардинально отличались: Псков куда значительнее пострадал от войн с западными соседями, вследствие чего его каменная архитектура отставала в своем развитии от соседнего княжества. XII - XIII века ничем не примечательны для псковского зодчества, принципы которого почти были совершенно идентичны новгородским. Исключением являются подземные коммуникации и ходы под стенами Новгородского кремля. Эти ходы были прорыты во время отражения штурмов войска Стефана Батория. Можно лишь упомянуть, что вопрос удешевления стоимости возведения церквей в Пскове решался куда более последовательно, что неудивительно, учитывая нехватку ресурсов.
Жилая архитектура Пскова до XVI века (княжество присоединилось к Московскому государству в 1510 году, после которого говорить о самостоятельности псковского зодчества уже нельзя) практически не изучена, неизвестно даже, имела ли она какие-то существенные отличия по сравнению с новгородской. Нет предположений, когда в Пскове началось строительство каменных жилых домов. Точно известно, что они активно возводились в XVII веке, но это уже относится к зодчеству России, а не Пскова как независимого княжества. Об обособленности новгородской и псковской архитектуры говорит собор Снетогорского монастыря (приблизительно 1310 год), в котором ясно прослеживаются отличия в технике строительства от соседей. То же самое можно сказать и о Троицком соборе.
То есть совершенно ясно, что псковские зодчие имели полное представление о принципах, по которым происходило строительство в Новгороде, но у них прослеживается предпочтения не следовать чьему-либо примеру, а пытаться сохранить что-то свое, более обособленное.
1.2 Московская архитектура X
IV- XVI веков
До XIV века Москва не выделялась среди огромного множества городов и крепостей юго-западной части Владимиро-Суздальского княжества. Вторжение из восточных степей, упомянутое ранее, серьезно изменило баланс сил на этих территориях, что впоследствии привело к постепенному и уверенному возвышению Москвы как независимого и сильного княжества.
Первые каменные сооружения в Москве появились предположительно в XIV веке, что пришлось на время правления Ивана Калиты. Изначально московское зодчество было в большей степени ориентировано на строительство из дерева, использовать камень могли только в случае с возведением княжеских храмов. (этому способствовало и то, что Москва очень быстро обрела статус религиозного центра, став домом для митрополитов Петра и затем Феогноста, чьи преемники уже окончательно обосновались здесь). Московские храмы многое заимствовали у владимиро-суздальской архитектуры, что было вполне естественным, учитывая происхождение правящей в Москве княжеской династии.
Отдельно можно выделить традицию строительства укреплений в Московском княжестве. Еще в начале XIV века Иван Калита начал активно расширять территории своих владений, что было, очевидно, сопряжено с постоянными военными конфликтами: с соседними княжествами, Литвой, Золотой Ордой и т.д. Кремли, строившиеся во всех уголках княжества, являлись не только резиденциями для бояр, князя и митрополита, но и убежищем для ближайшего населения на периоды набегов. В связи с этим уже к середине XIV века в Москве возводятся и каменные монастырские храмы. Отвечающие этим же потребностям.
Изначально Москва являлась относительно небольшим укреплением, однако последующее возвышение княжества принесло его центральному поселению небывалый рост. Первоначальные конструкции, составляющие «крепостную» Москву, позднее стали кремлем, а город продолжал расширяться на восток, вдоль Москвы-реки, сохраняя при этом форму неправильного треугольника.
К началу XV века в Москве появились соборы Чудова и Вознесенского монастырей, относящиеся к восточной части кремля, центр которого занимали каменные Благовещенский собор, церковь Рождества Богоридицы и первые дворцовые палаты. Основные сведения о московской архитектуре исходят именно от изучения этих и многих других церковных памятников, светская застройка менее изучена. Полностью, но с более поздними изменениями, сохранились храмы, построенные в период правления Юрия Дмитриевича, сына Дмитрий Донского: Успенский Собор, а также Соборы Саввина Сторожевского монастыря и Троице-Сергиева монастыря. Характерны для Москвы первой половины XV века невеликие каменные и деревянные постройки, при возведении которых не требовалось серьезной строительной техники. В экономическом плане на тот момент Москва еще даже не достигла уровня Владимира домонгольского периода, поэтому архитектура города не сталкивалась с новыми утилитарными задачами, касающимися новых проектов. Дальнейшее возрождение каменной архитектуры, начатое параллельно росту национального самосознания, происходило с оглядкой на старые русские традиции зодчества. То есть Владимир служил своеобразным олицетворением былого величия русской земли, потерянного с нашествием Монгольской империи, но теперь постепенно восстанавливаемого. Заимствования из владимирской архитектуры затрагивали каменные храмы, строительную технику и многие другие детали.