ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интересен также тот факт, что в конце XIV века на Русь стали прибывать многочисленные представители южнославянских народов: сербы, болгары. В это время над их царствами нависла угроза турецкого завоевания, что и вылилось в этот миграционный поток. Оказываясь на Руси, они привносили что-то из своей культуры в местный быт. Достоверно известно, что южнославянские живописцы расписывали Ковалевскую церковь в окрестностях Новгорода, а их зодчие трудились непосредственно в Москве. То есть можно отчетливо видеть тенденцию некоторого смешения культур. Москва, к тому времени ставшая одним из самых значительных центров культуры восточнославянских народов, впитывала в себя элементы монгольского, западного, южного быта, что сказалось на самобытности московского зодчества.
Со временем процесс образования единого и централизованного русского государства набирал обороты, это происходило под воздействием ряда причин: во-первых, внутренние междоусобицы обескровили многие города и поселения, люди оставались без крова и хозяйства, что заставляло их тянуться к тем правителями, которые могли бы обеспечить хоть сколько-нибудь продолжительную стабильность; во-вторых, мелкие и крупные князья не могли будучи разрозненными защититься от вторжений со стороны иностранных захватчиков, это также тяжелым бременем ложилось на плечи простого народа; наконец, русское национальное самосознание стало наиболее активным в этот период времени, что происходило на фоне все большего обособления русской культуры от украинской, литовской и белорусской. Очевидно, именно Москве принадлежала определяющая роль в данном процессе. По сути, город стал преемником культуры и Киева, и Новгорода, и Владимира, что сказывалось и на традиции продолжения развития особенностей традиционного древнерусского зодчества.
Дерево и белый камень-известняк оставались основными материалами при строительстве в Москве вплоть до конца XV века. Параллельно в гражданском и церковном строительстве применяется кирпич, однако не так часто.
Образование централизованного государства также обновило и статус самой Москвы: крупнейшего города удельного княжества она превратилась в столицу могущественной и огромной державы, однако ее внешний облик совсем не мог сказать об этом. В связи с этим в течение всего трех десятилетий (1475-1509) московские крепостные стены перестраиваются заново, то же самое происходит с башнями и важнейшими сооружениями Кремля. Важно, что для этого привлекаются лучшие зодчие из Ростова, Новгорода, Пскова (еще один важный сигнал того, что теперь Москва и упомянутые города объединены единым знаменем). Кроме того, приглашения в крупнейшем строительном проекте страны того времени получают также опытные специалисты из Италии, а именно Милана, Венеции и Болоньи, которые на тот момент продолжали оставаться раздробленными государствами.
Последняя четверть XVI века ознаменовалась улучшением техники строительных работ и их качества. Конструктивно-технические новшества являлись основой данного явления: повышение качества обжига кирпича, которому способствовало строительство крупных государственных мануфактур, введение стандартов для многих строительных материалов, кладка стен и сводов отныне производится с применением более прочных вяжущих растворов, увеличение глубины закладки фундаментов для крупных построек и т.д. Также можно считать техническим новшеством применение линеек и циркулей, фасады и планы зданий стали соответствовать геометрической правильности.
К первой половине XVI века в Русском государстве насчитывалось порядка 160 городов, к которым также относились и крепости. В связи с появлением Северного морского торгового пути, освоением южных и восточных территорий началось возведением новых поселений. Кремль был ярким отличием русских градостроительных тенденций от западноевропейских. Во многих странах на Западе особое внимание уделялось административным, военным и церковным сооружениям, которые возводились как самостоятельные архитектурные комплексы, соответственно и их расположение предполагало размещение в разных частях города.
В России, напротив, все перечисленное стремились возвести максимально тесно, окружая это дополнительными внутригородскими укреплениями, именуемыми кремлями. Такой подход сложился во многом еще в период татаро-монгольского ига и был обусловлен наличием постоянной угрозы. Нередко в русских городах единственными каменными сооружениями были соборы, поэтому именно они становились своеобразной сердцевиной кремля в условиях городской застройки. На Западе центром городских укреплений всегда служили башни, исполняющие роль донжона-крепости.
В Москве первые посадские каменные укрепления возводить начали только в 30-ые годы XVI века. Многие иностранцы, посещавшие столицу Русского государства, были удивлены, что столь обширный город оставался по большей части деревянным (например, об этом писал Герберштейн, дважды посещавший Москву). По сути, города не отделялись от внешних окрестностей ни рвом, ни значительной стеной, это символизировало тесную связь русских людей с сельским хозяйством. В самой Москве к середине XVI века до сих пор существовали внутригородские деревянные усадьбы со скотом.
Таким образом, была рассмотрена тенденция развития российского зодчества до XVII века.
Глава II. Архитектура России XVII века, ее особенности и черты
2.1 Развитие русской архитектуры начала XVII века
К началу XVII века русская архитектура уже приобрела статус вполне сложившегося национального искусства. Длительный период обособленного от европейских подходов к строительству развития подошел к концу, эта связь начинает восстанавливаться, соответствующим образом сказываясь на постройках в русских городах, в которых стали ясно выделяться элементы западноевропейской ордерной архитектуры. Важно отметить, данный факт не ограничился одним лишь заимствованием: русские мастера произвели специфическую творческую переработку, органически вписав новшества, пришедшие из-за границы, в уже традиционный вид городов. Также произошел существенный скачок в развитии строительной техники, давший одновременный толчок и к появлению новейших конструктивных решений, касающихся в том числе массового строительства различных деревянных соборов и иных сооружений. По сути, архитектура России к тому моменту пришла к почти идеальной гармонии между рациональным и эстетическим.
Характерно для того же периода более широкое распространение особенностей московской архитектуры за пределы, собственно, самой Москвы, ставшей общенациональным культурным и политическим центром. К началу XVII века на ее основе сложилась именно та русская архитектура, которая, можно сказать, «переварила» стили и принципы, выделявшиеся в архитектуре Владимиро-Суздальской земли, Новгорода и Пскова, Ростова и т.д. Локальных особенностей в отдаленных частях страны становилось все меньше, и это было достаточно закономерно. Хотя некоторые из них еще долгое время сохраняли свою особенность, но в конечном счете все равно превратились лишь в местные варианты московской архитектуры, которая на основе полученного богатого и разнообразного наследия плавно преобразовалась уже в общероссийскую архитектуру, получившую свое дальнейшее развитие уже во второй половине XVII века.
Примером архитектурных строений данного периода могут служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве, Троицкая церковь в Останкине. Одним из наиболее выдающихся памятников следует также считать Церковь Иоанна Предтечи.
Важно также отметить, что ранее вся деятельность, строившаяся вокруг зодчества, была достаточно безымянна и строилась вокруг исключительно заказчика. К началу рассматриваемого периода страницы письменных источников, в которых были обнаружены упоминания наиболее важных для истории государства событий, появились также и тексты о различных строительных проектах, в том числе содержащие и имена их зодчих. К слову, у них даже появилась специализация: зодчие становятся церковными, палатными, городовыми мастерами. Впервые письменные тексты также упоминают и о смерти известных мастеров-зодчих, чьи постройки можно было отметить за счет их художественной индивидуальности.
Известность московским зодчим (Антип Константинов, Важен Огурцов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков) принесло строительство в Московском Кремле Теремного дворца. По существу, это было первое каменное жилое здание на Руси. Ярославские зодчие развивают и обогащают сложившуюся в XVI веке (собор Авраамиева монастыря в Ростове) композицию, в которой основу составляет четырехстолпная пятиглавая церковь.
Архитектурному делу придается все большее значение, как государственное (на некоторые проекты даже проводились своеобразные конкурсы среди зодчих), так и общественное. Ранняя архитектура России не была знакома с монументами в честь лиц или событий, однако вместо этого позднее стали возводиться архитектурные сооружения церковно-культового характера. Данный факт говорит о зарождении в сознании людей того периода понимания о необходимости сохранения культурного наследия (что и можно считать, как первостепенную мотивацию при возведении различных монументальных сооружений).
В целом, именно в эти годы, несмотря на некоторый упадок в строительстве, появляются такие оригинальные ростовские памятники, как Ростовский кремль, церкви Ростовского Борисоглебского монастыря. Отдельного внимания заслуживает Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля.
Национальное самосознание – это вообще один из главных элементов в развитии архитектуры России конца XVI и начала XVII веков. Именно этот фактор способствовал и появлению нового архитектурного типа – храма-памятника, который и был упомянут выше.
Отдельно все же стоит отметить политический контекст начала XVII века. Как раз на данный период приходится известное «Смутное время», по итогам которого значительная часть Русского государства продолжительное время находилась под оккупацией иностранных интервентов, в том числе и Москва, занятая поляками. Такие условия привели к значительному упадку в том числе и архитектурного искусства, которое все же достигло определенных успехов в своем развитии ранее. Несмотря на то, что произошло закономерное развитие каменной архитектуры, благодаря чему и бояре, и представители купечества также получили возможность заказывать проекты из камня, все же упадок вследствие разразившегося периода войн и его последствий это не могло предотвратить.
Архитектура этого периода отличалась отсутствием монументальности. Строились небольшие здания в характерном для того стиле русского узорочья, которое было сопоставимо с европейским поздним ренессансом и маньеризмом. Именно в этом стиле были построены Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде, Теремной дворец, Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле (Москва), Спасский собор (Нижний Новгород), Церковь Константина и Елены (Вологда) и др.
К данному периоду относится также развитие бесстолпного типа храма, которым можно считать появившийся еще в 1593 году Малый собор Донского монастыря. Одним из ранних примеров можно считать Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове: он достаточно небольшой, содержит единое внутреннее пространство, возведен без опорных столбов, стены снаружи увенчаны световой главкой и ярусами кокошников.
В начале XVII века можно отметить сохранение тенденции строительства шатровых композиций. В Угличе появляется известное истории России строение – Успенская Дивная церковь. Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области. Также появляется единственный в мире пятишатровый храм — Троицкая церковь в селе Ненокса. Известность получила Церковь Покрова в Медведкове (имение князя Пожарского).
Кроме шатровых, в XVII веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы. В структуре использования материалов в строительстве выделяют дерево камень, который начинает становится популярным среди таких сословий, как бояре и купечество.
Деревянные же постройки не потеряли актуальность. Яркий пример в подтверждение данному тезису - царский дворец в Коломенском, фотография которого представлена на рисунке 1 в Приложении.
Особый интерес представляют также деревянные многоглавые храмы, такие как Храм Покрова Божией Матери под Архангельском, Преображенская церковь на острове Кижи, Церковь Рождения Богородицы.
2.2 Зодчество второй половины XVII века
На вторую половину XVII пришелся период укрепления Русскогогосударства, прошедшего через Смуту и иностранные вторжения ранее. Началось расширение приказов, которое можно считать необходимой мерой для усиления централизованной власти, в боярской думе появились думные дворяне, то есть местная администрация в отдельных частях страны постепенно теряла свои возможности, касающиеся автономии. Безусловно, устремления на создание стабильного административного аппарата сказались и на архитектуре: повсеместно возводились постройки административного назначения, прослеживаются зачатки дворцового строительства.