ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экономически Россия также переживала небывалое развитие: местные хозяйства процветали и приносили куда больший доход, чем прежде, не в последнюю очередь благодаря прикреплению к ним крестьян, которые отныне не могли свободно перебегать с одной территории на другую, спасаясь от возможных проблем. Это стимулировало и внутреннюю торговлю, которая, в свою очередь, требовала своих архитектурных решений для возведения торговых постов, гостиных дворов. Городское купечество, обзаведясь дополнительными средствами, вкладывало их в свое недвижимое имущество, приобретая земли и размещая там свои дома. Образование всероссийского рынка все более активно сказывалось и на границе в архитектурных стилях разных городов и территорий, которые постепенно приобретали новые схожие черты и избавлялись от имеющихся различий.

В Москве широкую известность получили труды Ганса Блюма, Скамоцци и иных европейских зодчих, что существенно расширило кругозор местных зодчих. Вообще именно в архитектуре того периода оказалось крайне мало иностранных специалистов, поэтому их влияние было в большей мере на теоретический аспект вопроса. Зато иные сферы, косвенно и напрямую связанные с архитектурой, были буквально наполнены приезжими из-за границы профессионалами: при их участии началось создание заводов металлургии недалеко от Тулы, в районе Заонежья, происходили активные поиски полезных ископаемых на Урале и затем уже на востоке, в Сибири, появились первые поташные, стекольные и селитренные мануфактуры. Помимо перечисленного, свое развитие также получали и те предприятия, которые и ранее участвовали в процессах, связанных с русской архитектурой: кирпичных заводов появлялось все больше, то же самое происходило и ткацкими цехами, среди них создавались особенно крупные государственные предприятия.

Впоследствии произошло закономерное развитие научных знаний, ведь стремительный рост промышленности и связанных с ней сфер требовал огромного количества специалистов, которых привозить из других стран было в долгой перспективе куда дороже и менее эффективно. В России были нужны люди, разбирающиеся в химии, физики, геологии, математике. Расширение границ на востоке также увеличивало познания и представления русских людей о географии данного региона. Все перечисленное привело к тому, что на XVII век приходится появление первых научных трудов на русском языке, как оригинальных, так и переведенных. Мировоззрение представителей высших кругов становилось все более светским, они более не основывали свои взгляды на традициях далекого прошлого, а следовали реальному опыту изучения окружающего мира.


В то же время церковь, которая прежде являлась одним из ключевых участников, влияющих на объединение русских земель вокруг Московского княжества, несколько утратила свои позиции. Это вылилось в значительное сокращение церковных земельных владений и затем в конфликт церковной и светской власти при патриархате Никона. Данные события вполне естественно привели к изменениям и в искусстве, в котором стало прослеживаться более частое изображение элементов реального мира, к которым можно отнести пейзажи, архитектурные фоны, бытовые предметы и т.д. Зодчество не стало исключением, в нем также усиливалось присутствие светского начала.

С XVII века сохранился ряд эскизов и чертежей зданий, по которым можно судить о размерах самих построек. Эти документы были достаточно несовершенны, не указывали на некоторые детали, что нивелировалось «росписями», содержащими более подробные описания будущих зданий в различных договорах. Там же могли содержаться и упоминания иных зданий, которые должны были служить для зодчих образцом того, что ожидает заказчик.

Проектирование крепостей, являющихся важнейшим элементом на протяжении всей истории русской архитектуры, основывалось на возведении фрагмента в натуральную величину, что позволяло лучше судить о них. Вообще зодчие на тот момент времени нередко руководили всеми сторонами возведения зданий, это можно считать развитием подрядного метода постройки, который стал возможен благодаря широкому развитию денежных отношений. Крупные государственные проекты все же требовали присутствия не только зодчих, которые за них отвечали, но и представителя непосредственно самой государственной власти, занимающегося надзором за ходом работ и сопутствующими процессами.

Еще до XVII века сложились крупнейшие города России, в том числе и Москва, поэтому в их планировку трудно было привнести что-то новое: она по-прежнему включала сеть улиц, площади, кольца укреплений, связанных с постепенным ростом населения и расширением городов, особыми разрывами между улицами, крупнейшими зданиями и целыми и районами, необходимые для противопожарной безопасности. Кремль, монастыри, в целом архитектурные ансамбли, состоящие из них, продолжали оставаться композиционными центральными частями городов или их отдельных частей. Города росли теперь не только посредством их прямого расширения (в архитектурном плане), но и за счет поглощения окружавших их сел и деревень. При данном процессе появление периферийных районов города стало нормой, их планировка отчасти продолжала тенденции, заложенные градостроителями в более ранние периоды развития русской архитектуры: происходило удлинение радиальных улиц, переулки делили территории на кварталы и т.д. Регулярность лежала в основе этого, что подтверждает прямизна улиц новых районов, очертания дворовых участков, их однородные размеры.



Несмотря на повсеместное использование камня, в гражданской архитектуре дерево продолжало оставаться главным материалом конкретно для жилищной застройки. Жилые дома как крестьян, так и простых посадских людей возводились исключительно из деревянных компонентов: они были представлены прямоугольными срубами, связанными между собой. в них присутствовало помещение с печью, кладовая, сени и крытый хозяйственный двор. Амбар, баня строились отдельно (в том числе ввиду необходимости соблюсти противопожарные меры) из-за их назначения.

Куда больше интереса могут вызывать жилые дома более зажиточных людей. Их хоромы можно было отличить от обычных жилых построек силуэтом сложнее, большей высотой, размещением посреди земельного участка, который естественным образом отделялся от прилегающей территории оградой и воротами. Хоромы нередко были соединены с садом, порой даже с беседками. Нижний этаж возводился из камня или кирпича. На основе данного факта также существует предположение о том, что каменные дома в Пскове и Новгороде XII века также являлись некогда первым этажом для более крупных построек, которые попросту не сохранили свой первоначальный вид.

В конце XVII века каменные дома стали возводиться куда чаще как в Москве, так и в иных крупных городах. Это было связано не только с общим ростом благосостояния горожан, появлением новых методов строительства и появлением более доступных материалом, но и с частыми пожарами. К тому времени каждой категории горожан уже был доступен свой тип дома: то есть посадским людям средней зажиточности, богатым купцам, представителям боярства и дворянства.

Отдельно в становлении зодчества XVII века стоит отметить появление нового стиля - нарышкинское (московское) барокко, которое названо по фамилии основного заказчика. Вместе со стилем в архитектуру XVII века пришли элементы этажности и декоративности. Яркий пример идеального сочетания цветов и использования элементов стиля московского барокко - церковь Покрова в Филях (рисунок 2 Приложения).

Зодчество второй половины XVII века в целом характеризуется развитием церковных строений. Так, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Причем работавшие на строительстве мастера-белорусы привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. То есть, зодчество продолжает развиваться и стиль сооружений постоянно меняется.


Становление зодчества второй половины XVII века отличается тем, что повсюду начала распространяться нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом, который можно увидеть на рисунке 3 в Приложении А.

Типичным памятником данному периоду зодчества в Ярославле считается церковь Ильи Пророка. Кроме того, в период XVII века велось повсеместное строительство новых каменных храмов, монастырей и в Муроме. Сохранилось множество храмовых построек того времени и в других провинциальных городах – в Угличе, Саратове, Великом Устюге, Рязани, Суздале и других.

Итак, зодчество в XVII веке прошло через два этапа своего развития первый связан со Смутой и общим упадком Русского государства, а второй – с не менее масштабным его расцветом, который пришелся именно на вторую половину столетия.

К XVII веку русское искусство уже прошло через собственное подобие Возрождения, однако внешние условия обратили это вспять, вновь на некоторый период времени сделав невозможным и широкое применение камня, и использование новых приемов при строительстве. В дальнейшем это стало дополнительным толчком для еще более знаменательного и серьезного развития русского зодчества: множество бед, свалившихся на людей того времени, способствовали еще большему росту национального самосознания внутри России, это, в свою очередь, отразилось и на архитектуре: стали появляться различные здания-памятники, призванные увековечить те или иные события.
Заключение
Таким образом, была рассмотрена история русской архитектуры XVII века и некоторых периодов до нее, которые также оказали влияние на становление сначала московского, а затем и всероссийского зодчества. Важно отметить, что развитие архитектуры всегда было связано с различным политическим и экономическим контекстом конкретной рассматриваемой эпохи, то есть по тому, как видоизменялась и затем выглядела архитектура того и иного периода, можно судить и о событиях, сопряженных с данными изменениями. Это отчетливо видно как на более ранних этапах становления русской архитектуры (раздробленность, междоусобные войны), так и позднее, уже после окончания процессов централизации государства (Смута, продолжительный расцвет Русского государства во второй половине XVII века). То есть на основе архитектуры нельзя сказать о причинах тех или иных явлений, но она в значительной мере является их отражением, показывает быт людей того времени, реальные условия их жизни, последствия окружавших их явлений и т.д.


. В целом, нельзя называть это полноценным становлением именно российской архитектуры, ведь на тот период времени отдельные части страны еще не идентифицировали себя как жителей одного государства, однако на основе архитектуры Новгорода, Пскова, Владимиро-суздальской земли позднее будет строиться и Московское зодчество, которое возьмет лучшие черты и решения своих предшественников. Кроме того, в рассмотрении архитектуры указанных периодов уже просматривается тенденция на отражение в ней исторического контекста, условий и событий, в которых были вынуждены жить люди того времени. Вторжение из Монгольской империи поставило крест на каменном зодчестве Владимиро-суздальской земли. Условия Новгорода и Пскова также имели место для угроз извне, однако не столь масштабных. Поэтому каменное строительство в данных княжествах все же продолжало свое развитие, стремясь удовлетворить все потребности вечевых республик в функциональной и самобытной архитектуре, которая черпала одновременно идеи из Древнерусского зодчества и западноевропейского, при этом привнося в них новые элементы, смешивая все и получая на выходе собственную архитектуру.

Выделены особенности и характерные стили архитектуры XVII века. За долгий период относительно спокойного времени русская архитектура пережила процесс своего небывалого развития, который некоторые исследователи считают русским Возрождением.

Список использованной литературы

  1. Арциховский, А. В., Сахаров, А. М. Очерки русской культуры XVII в. Ч. 1. / А. В. Арциховский, А.М. Сахаров. – М.: издательство МГУ, 1979. – С. 46.

  2. Ключевский, В. О. О нравственности и русской культуре: писатели и люди искусства о В. О. Ключевском / В. О. Ключевский. – Москва: Дрофа, 2006. ­– 301 с.

  3. Лифшиц, Л. И. История русского искусства - Русское искусство X-XVII веков. – Москва: Белый город, 2007. – 348 с.

  4. Пилявский, В. И. История русской архитектуры: учебник для вузов / В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков. – Москва: Архитектура-С, 2004. – 513 с.

  5. Сказкин, С. Л. Хрестоматия по истории средних веков [Электронный ресурс] URL: https://lawbook.online/page/xisv/ist/ist-21--idz-ax289--nf-46.html