Файл: Методические рекомендации по организации практической (самостоятельной) работы слушателей по теме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Организация воспитательной работы, направленной
на профилактику и противодействие деструктивному поведению подростков и молодёжи


(обучение - повышение квалификации)

Модуль 3. Мониторинг деятельности по профилактике субъектов воспитательной работы в образовательном пространстве регионов РФ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ВЫЯВЛЕНИЕ ЛУЧШИХ МОДЕЛЕЙ И ПРАКТИК, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕГИОНА В СФЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ»

Обратите внимание! Практические (самостоятельные) работы слушателей по Модулю 3 и Модулю 4 выполняются муниципальными командами.

Шаг 1. Ознакомьтесь с предлагаемыми подходами к сбору информации Аналитическим центром о лучших практиках воспитательной и профилактической работы с обучающимися и предложенной моделью выявления лучших практик, реализуемых в муниципальных образованиях и образовательных организациях региона.

Шаг 2. Кратко опишите, существующие в муниципалитете способы выявления и распространения лучших практик, в том числе в сфере воспитания и профилактики отклоняющегося поведения обучающихся.

Шаг 3. Проанализируйте применимость предложенной модели к вашему муниципальному образованию:

возможные проблемы;

предполагаемый результат;

перспективы развития.
Под лучшей практикой/моделью воспитательной и профилактической работы понимается оформленный опыт управленческой и/или педагогической деятельности, обеспечивающий эффективное развитие, положительную динамику и стабильность результатов в сфере профилактики деструктивного поведения обучающихся.

Успешная педагогическая практика – сочетание высокой результативности, возможности тиражирования, элементов творческого поиска, оригинальности и новизны воспитательной деятельности за счёт усовершенствования и оптимизации применяемых педагогических средств, то есть педагог обеспечивает достижение высоких результатов за счёт усовершенствования имеющихся средств и условий оптимальной организации воспитательного процесса.


Успешная практика может быть представлена в различных формах: целостная система воспитательной работы, модель комплексной профилактической работы или по какой-то отдельной проблеме, апробированная программа, реализованный проект, отдельная технология, методика и т.д.

Источниками информации о лучших практиках и моделях воспитательной и профилактической работы могут быть:

  • федеральные/региональные/муниципальные конкурсы программ и технологий воспитательной и профилактической работы с обучающимися;

  • муниципальные и региональные банки передового педагогического опыта;

  • отчёты о работе и другие материалы федеральных и региональных инновационных площадок, площадок передового педагогического опыта;

  • конкурсы профессионального мастерства, фестивали педагогических инноваций, конференции, семинары, другие формы педагогического общения;

  • результаты анализа и мониторинга профилактической работы как отдельных специалистов по воспитательной работе, так и в целом ОО, МО;

  • информация руководителей образовательных учреждений о специалистах, руководителей органов управления в сфере образования об образовательных организациях, работающих в инновационном режиме;

  • заявление самого автора, предъявляющего свой опыт, педагогические достижения, новации, отдельные приемы педагогической деятельности, дающие более эффективные в сравнении с традиционными результатами профилактической работы, подкрепленные мнением коллег и специалистов системы профилактики.

Выявлению лучших практик на уровне региона (муниципалитета) содействуют региональный (муниципальный) тьютор. Алгоритм определения лучших моделей и практик на уровне региона можно представить в виде 3-х основных этапов (Рис.1).

На первом этапе (отборочный тур) образовательная организация оценивает на соответствие предъявляемым требованиям представленные автором (коллективом авторов) документы, отражающие реализуемую практику, и направляет муниципальному координатору.

На втором этапе (тур внутренней оценки) муниципальный координатор предаёт полученные материалы муниципальному тьютору для оценки. Муниципальный тьютор анализирует представленные образовательной организацией документы на соответствие предъявляемым требованиям по 3 основным аспектам.



Рис.1. Алгоритм определения лучших моделей и практик


На третьем этапе (тур внешней оценки) документы направляются на рецензирование в организации, осуществляющие научно-методическое сопровождение системы образования (институты развития образования, вузы, профильные методические и аналитические центры регионального уровня и т.п.). Желательно, чтобы внешняя оценка включала в себя не только рецензирование, но и публичную защиту предлагаемой практики или модели.

Т
Лучшие практики и модели воспитательной и профилактической работы могут отражать опыт не только образовательной организации, но и систему работы в данном направлении муниципального образования/региона, тогда первый и второй этап определения лучших моделей и практик объединяются. При этом тур внешней оценки лучшей модели или практики регионального уровня должен реализовываться на федеральном / межрегиональном уровне.
акая защита может быть организована в рамках региональных конкурсов, представления опыта работы инновационных площадок, при проведении фестивалей инновационных идей, научно-практических конференций, семинаров, методических лабораторий регионального уровня.

Высокая эф­фективность и устойчивость результатов может быть гарантирована только при соответствии представляемой модели и практики ряду взаимосвязанных требований или критериев (Рис.2). Основными критериями для оценки предлагаются:

- методологическая обоснованность (обоснованность практики с точки зрения научных теорий и концепций, результатов научных исследований в данной области, научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение¸ описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники);

- степень проработанности (описание проблемной ситуации, целей и задач, на решение которых направлена практика; описание целевой аудитории, её социально-психологических особенностей; обозначение сроков, этапов и алгоритма реализации практики; описание мероприятий, планов, занятий и т.д.; ресурсов, которые
необходимы для эффективной реализации практики; требований к материально-технической оснащенности организации для реализации практики; требований к информационной обеспеченности организации для реализации практики);

- возможность распространения (полученные результаты значимы для иных образовательных организаций, органов системы профилактики; возможна адаптация практики для применения в иных регионах; ресурсная доступность практики; описаны факторы, влияющие на достижение результатов программы, модели, технологии);

- практико-ориентированность (реалистичность целей, задач и сроков их достижения; технологичность и комплексность решения задач с помощью заявленных мероприятий; конкретность в формулировке планируемых результатов; наличие системы контроля за реализацией практики и эффективностью использования; полнота и конкретность сведений о практической апробации практики; обоснованность определения и точность представленности значимости результатов, подтверждающих эффективность реализации практики).

При отборе лучших практик и моделей, с точки зрения доказательства их эффективности рекомендуется опираться на «Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства» (разработан в рамках Проекта «Развитие СО НКО: доказательность социальных практик» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов). Стандарт доказательности практик в сфере детства – документ, предлагающий структуру описания практики (реализуемой в сфере детства) в соответствии с доказательным подходом, а также позволяющий оценить полноту и уровень доказательности сведений о степени достижения заявленных социальных результатов за счет реализации той или иной практик.

Гуманистические ценности в сфере детства, заявленные в данном Стандарте, раскрываются в особых требованиях к ситуации взаимодействия с ребенком и находят отражение в определенных этических принципах оценки практик с участием детей:

- не нанесение вреда/ анализ меры «неизбежного вреда»;

- конфиденциальность и ответственное обращение с информацией о ребенке;

- добровольность участия;

- ориентация на субъект – субъектное взаимодействие;


- безоценочная позиция взрослого в ситуации взаимодействия с ребенком.


Подробнее можно ознакомиться: Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства https://rospsy.ru/sites/default/files/eventfiles/FPO2019_Стандарт.pdf


Рис. 2 Критерии определения лучших моделей и практик


Региональный координатор субъекта РФ обеспечивает ежегодное направление в адрес ФГБУ «ФИОКО» не менее 1 (одной) лучшей практики. Принимаются апробированные программы, модели и технологии с научно-обоснованной эффективностью, содержание которых соответствует нормативным правовым документам, регламентирующим воспитательную и профилактическую деятельность, подготовленные как отдельным автором, так и авторскими коллективами. Предлагаемые критерии, алгоритм и оценка лучших практик в сфере воспитания и профилактической работы с обучающимися предлагается в первую очередь применять по отношению к тем практикам, которые ещё не получили оценку и рекомендации к внедрению на федеральном и региональном уровнях. Например, практики, которые внесены в региональный банк передового педагогического опыта и (или) являются победителями (лауреатами, призёрами) федеральных и региональных конкурсов, т.е. полностью прошли этапы внутренней и внешней оценки имеют все основания быть представленными как лучшие модели и практики воспитательной и профилактической работы регионом.

Аналитический центр ФГБУ «ФИОКО» ежегодно до 15 июня осуществляет сбор данных от региональных координаторов форму сбора данных «Лучшие модели и практики» (Таблица 1), оценочный лист (Таблица 2) и ежегодно до 15 сентября направляет региональным координаторам и тьюторам сборник методических материалов по внедрению лучших моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике деструктивного поведения детей и обучающейся молодежи (Рис. 3).

Рис. 3. «Организация работы в субъекте РФ по сбору и анализу информации о моделях и практиках воспитательной работы и работы по профилактике деструктивного поведения детей и обучающейся молодежи» (с 2022 года)




Таблица 1. Форма сбора данных «Лучшие модели и практики субъекта РФ»