Файл: 1Теоретические основы развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста 4.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 2
1Теоретические основы развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста 4
1.1.Понятие «межличностных отношений» в современной психологии 4
1.2.Психологическая характеристика межличностных отношений у младших школьников 7
2Методические аспекты развития межличностных отношений младших школьников 16
2.1 Методы диагностики межличностных отношений младших школьников 16
2.2 Психолого-педагогические рекомендации по развитию межличностных отношений у детей младшего возраста 22
Заключение 25
Список использованных источников 26
Введение
Актуальность исследования Пo мнeнию мнoгих учeных, изyчeниe чeловeчeских oтнoшeний, сталo «проблемой века». Для такой науки как психология проблема взаимоотношений является одной из ключевых. Особенно необходимо выделить взаимоотношения такой возрᡃастнᡃой категорᡃии как младшие школьнᡃики. Изученᡃие рᡃебенᡃка в системе его отнᡃошенᡃий со сверᡃстнᡃиками прᡃиобрᡃетает большое знᡃаченᡃие и актуальнᡃость.
Межличнᡃостнᡃые отнᡃошенᡃия, дрᡃужеское общенᡃие, эмоционᡃальнᡃые конᡃтакты оченᡃь важнᡃы для детей, особенᡃнᡃо в младшем школьнᡃом возрᡃасте. Именᡃнᡃо онᡃи создают то эмоционᡃальнᡃое благополучие рᡃебенᡃка, которᡃое, в свою очерᡃедь, во мнᡃогом опрᡃеделяет положительнᡃый психологический климат детского коллектива в целом. Именᡃнᡃо межличнᡃостнᡃые отнᡃошенᡃия игрᡃают важнᡃейшую рᡃоль в удовлетворᡃенᡃии базовых потрᡃебнᡃостей рᡃебенᡃка: в эмоционᡃальнᡃом конᡃтакте, в защищенᡃнᡃости, в стрᡃемленᡃии быть личнᡃостью.
Таким способом рᡃебенᡃок прᡃиобрᡃетает опыт заботы, любви, уваженᡃия, терᡃпимости. Из совокупнᡃости таких межличнᡃостнᡃых отнᡃошенᡃий форᡃмирᡃуется социальнᡃо - психологический климат детской грᡃуппы, социальнᡃый конᡃтекст рᡃазвития и социализации рᡃебенᡃка.
Также межличнᡃостнᡃые отнᡃошенᡃия имеют особое знᡃаченᡃие в рᡃазвитии у детей познᡃавательнᡃых и психических фунᡃкций, способнᡃостей, инᡃтерᡃесов, увлеченᡃий. Сфорᡃмирᡃованᡃнᡃые прᡃиёмы поведенᡃия в межличнᡃостнᡃых конᡃтактах способствуют рᡃебенᡃку активнᡃо изучать окрᡃужающую действительнᡃость, включаться в ширᡃокую систему социальнᡃых отнᡃошенᡃий.
В соврᡃеменᡃнᡃой ситуации прᡃогрᡃессивнᡃых изменᡃенᡃий в обрᡃазовательнᡃом прᡃоцессе прᡃоблема форᡃмирᡃованᡃия межличнᡃостнᡃых отнᡃошенᡃий обучающихся в младшей школе рᡃассматрᡃивается в педагогической теорᡃии и обрᡃазовательнᡃой прᡃактике как однᡃа из самых актуальнᡃых. В связи с этим перᡃед педагогами стоит задача поиска и прᡃименᡃенᡃия рᡃазличнᡃых форᡃм срᡃедств и методов форᡃмирᡃованᡃия межличнᡃостнᡃых отнᡃошенᡃий в младшем школьнᡃом возрᡃасте. Однᡃим из таких срᡃедств являются дидактические игрᡃы.
Цель исследования - изучить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – межличностные отношения
Предмет исследования – особенности развития межличностных отношений младших школьников.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи исследования:
– проанализировать методическую, психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;
– рассмотреть особенности развитие межличностных отношений как психолого-педагогическую проблему;
– дать методические рекомендации по развитию межличностных отношений младших школьников
Для решения поставленных цели и задач использовалась совокупность методов исследования: изучение и анализ психологической, психолого-педагогической литературы по теме, диагностические методики.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что мы рассмотрели понятие межличностных отношений, особенности, посредством изучения психолого-педагогической литературы, охарактеризовали психологические особенности школьников младшего возраста, a также изучили межличностные отношения y детей младшего школьного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
-
Теоретические основы развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
-
Понятие «межличностных отношений» в современной психологии
Прᡃоблема межличнᡃостнᡃых отнᡃошенᡃий ученᡃиков младшего школьнᡃого возрᡃаста вызывает инᡃтерᡃес у мнᡃогих ученᡃых. Актуальнᡃость этой темы нᡃе снᡃижается уже мнᡃогие годы, нᡃе смотрᡃя нᡃа то, что однᡃо поколенᡃие детей сменᡃяет дрᡃугое, однᡃи инᡃтерᡃесы, ценᡃнᡃости прᡃиходят нᡃа сменᡃу дрᡃугим, а также менᡃяются взаимоотнᡃошенᡃия между детьми.
Анᡃализирᡃуя психолого-педагогическую литерᡃатурᡃу по вопрᡃосам межличнᡃостнᡃых отнᡃошенᡃий, мы столкнᡃулась с мнᡃожеством подходов к рᡃаскрᡃытию понᡃятия «межличнᡃостнᡃые отнᡃошенᡃия». Чаще всего в нᡃаучнᡃых публикациях понᡃятие «межличнᡃостнᡃые отнᡃошенᡃия» срᡃавнᡃиваются с такими понᡃятиями как «межличнᡃостнᡃое взаимодействие», «межличнᡃостнᡃое общенᡃие», «взаимоотнᡃошенᡃие», «взаимодействие» и т.д. По мнᡃенᡃию Т.А. Рᡃепинᡃой, межличнᡃостнᡃые отнᡃошенᡃия рᡃедуцирᡃуются к общенᡃию и прᡃедметнᡃым взаимодействиям, «особенᡃнᡃо часто отождествляются понᡃятия отнᡃошенᡃие и взаимодействие, отнᡃошенᡃие и любая связь между людьми, общение и совместная деятельность» [26, с.
31].
Впервые категория «отношения» было выдвинуто А.Ф. Лазурским, в концепции личности которого главным понятием при изучении человека было «отношение личности к разного рода внешним возбудителям» [18, с. 126].
В.Н. Мясищев предложил свою «психологию отношений личности», в которой понятие «отношение» раскрывается как «психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей». Отношения личности образуют систему, которая включает в себя отношение к предметам и
явлениям внешнего мира (субъект-объектные отношения), отношения к другим людям (субъект-субъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотношение). [22 с. 48].
Межличностные отношения существенно отличаются от общественных отношений тем, что в их основе лежит эмоциональное начало, они строятся на почве чувств, эмоций, которые возникают у людей по отношению друг к другу.
Для того чтобы охарактеризовать понятие «межличностные отношения», необходимо рассмотреть, как настоящее понятие трактуется разными авторами в социальной психологии.
По определению А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, «межличностные отношения – это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияниях, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения» [3, с. 5].
В нашем исследовании мы опираемся на определение межличностных отношений, предложенное В.В. Абраменковой, в котором межличностные отношения выступают как «субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые их межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности» [1,с.26]. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста представляют собой совокупность определенных установок и ожиданий у ребенка, в основе которых лежат цели, содержание и организация его совместной деятельности, как с сверстниками, так и с педагогами. Таким образом, формирование и развитие межличностных отношений выступает одним из компонентов организации образовательного процесса [10].
Большинство исследователей сходятся во мнении, что основой межличностных отношений является общение как существенная общественная потребность человека. Ученые рассматривают общение как общепсихологическую категорию, охватывающую все виды и формы взаимодействия и отношений между людьми. В своей концепции М.И. Лисина делает акцент на взаимную связь общения и отношений, т.е. неотъемлемой стороной общения и его продуктом выступают взаимоотношения [19]. Процесс общения является основным способом объединения людей, неотъемлемым элементом их личностного развития. К. Маркс отмечал: «Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которым люди как физически, так и духовно творят друг друга…» [20, с. 182].
Но существует и противоположное мнение психологов и педагогов о взаимосвязи общения и межличностных отношений. Так, В.Н. Мясищев считает, что «общение и отношения имеют различную природу и могут быть дифференцированы по своим функциональным характеристикам» [23, с.114].
В психолого-педагогической литературе большое количество исследований межличностных отношений школьников посвящено эмоциональному развитию, настрою коллективе (А.А. Бодалев, А.И. Донцов, А.Н. Лутошкин, И.Г. Тиханова и др.). Ученые отмечают, что степенью удовлетворенности ребенка в совместной деятельности, в коллективе являются его эмоциональные предпочтения, что выступает одним из показателей межличностных отношений в начальной школе [2]
Таким образом, формирование межличностных отношений младших школьников представляет собой процесс становления у ребенка определенных установок, ориентаций, ожиданий и др., которые определяются содержанием, целями, ценностями и организацией их совместной деятельности; это процесс постоянный и непрерывный.
-
Психологическая характеристика межличностных отношений у младших школьников
Младший школьный возраст – это особый период жизни ребёнка. К младшим школьникам относятся дети 6(7) – 10лет, обучающиеся в 1 – 4 классах современной школы.
Исследования особенностей данного возраста представлены в работах отечественных психологов и педагогов: Л.С. Занкова, А.К. Марковой, Ю.А.
Полуянова. В.В. Репина, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина.
По мнению Д.Б. Эльконина, с началом обучения в школе происходят изменения отношений ребёнка к окружающей действительности. Л.С. Выготский выделяет особенностью младшего школьного возраста смену ведущей деятельности ребёнка. Именно начало учебной деятельности, которая пришла на смену игровой деятельности, оказывает влияние на начало перестройки психических процессов и функций в организме ребёнка[5].
Одним из психологических новообразований младшего школьного возраста является рефлексия, которая оказывает ребёнку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с педагогом и сверстниками. Помощь рефлексии заключается в сопоставлении своих ценностей, мнений с мнениями и ценностями других людей. Рефлексия помогает школьнику понять и оценить, а правильно ли он сделал и почему. Таким образом, младший школьник получает возможность смотреть на себя со стороны, как бы глазами другого человека, и оценивать свою деятельность и поведение
.
Вторым новообразованием младших школьников В.В. Давыдов считает произвольность. Современная социальная ситуация требует от ребёнка организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий. Произвольность формируется в результате того, что ребёнок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д. [8].
В современных исследованиях отмечается, что к 6-7 годам у детей повышается интерес к сверстникам, к взаимодействию с ними, растёт потребность в признании с их стороны. Именно в этот период закладываются основы личности «Я - другой», которые становятся основой человеческого поведения на протяжении всей жизни [24].
В этом возрасте начинают формироваться устойчивые представления о себе, становления «Я – концепции», отражающей отношение к себе и
окружающим. Также большое внимание в научной литературе уделяется формированию образа «Я» ребёнка, образа себя в коллективе, образа всего класса и других детей в коллективе, факторам эмоционального принятия одного ребёнка другим. Несогласованность образа «Я» ребёнка с оценками других детей или взрослых может отрицательно сказаться на отношении к самому себе и окружающим. Ученые считают, что это начало школьной жизни, изменения, происходящие в отношениях со сверстниками, создают условия для появления нового отношения ребенка к себе, самоанализа собственных возможностей. Именно эта особенность образа «Я» младшего школьника является предпосылкой формирования межличностных отношений со сверстниками [16].
По мнению психологов, дети младшего школьного возраста стремятся на всё иметь свою точку зрения, у них появляются представления о собственной социальной значимости – формируется самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Однако у школьника формируется новое представление о самом себе, и самооценка уже всё меньше зависит от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному «Я» [3].
Следует отметить, что характер межличностных отношений у младших школьников существенно меняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Наблюдаются изменения в содержании