Файл: 1Теоретические основы развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста 4.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, потребностях, мотивах и средствах общения, которые могут происходить постепенно и плавно, возможны их яркие проявления и качественные изменения. Первый переломный момент - это резкое повышение значимости других детей в жизни ребенка. Второй перелом уже более гармоничен и состоит из появления привязанностей, дружеских отношений, развития более стабильных и более эмоциональных отношений между детьми. [3].
В своих трудах Л.И. Божович подчеркивает меняющуюся природу отношений между детьми. По мнению автора, это обуславливается влиянием внешних обстоятельств, таких как близость контактов, то есть то, что дети дружат, сидя за одной партой и живя на одной улице. Формирование более тесных отношений между детьми происходит в рамках совместной деятельности - образовательной, творческой, игровой и др [4]. Но в конце общей работы, игры, основанные на них отношения прекращаются. С появлением определенных требований к личным качествам друга, дух товарищества становится все сильнее и красочнее. Первоначально на оценку личных качеств сверстника влияет оценка взрослого (учителя), которая отражает успехи ученика в учебной деятельности. Постепенно с развитием личности школьника, также происходят изменения в личном отношении к его одноклассникам. Теперь основой оценки сверстниов является само отношение школьника к своему другу. К концу младшего школьного возраста отношения становятся более близкими и дружескими. Платформой для формирования дружеских отношений является наличие общих интересов и увлечений, эмоциональных переживаний, мыслей и духовных ценностей [4].
Одной из особенностей формирования межличностных отношений у младших школьников является становление ценностных ориентаций, которые взаимосвязаны с познавательными и волевыми сторонами деятельностями ребёнка. Для детей младшего школьного возраста наибольшее значение имеют те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие. Также младшим школьникам свойственны новые отношения с педагогами и одноклассниками, включение в новый коллектив, в новый вид деятельности. Всё это способствует расширению круга обязанностей, формированию характера, воли, формированию межличностных отношений [4]
В настоящее время одним из факторов, учитываемых младшими школьниками при построении межличностных отношений, выступает национальная принадлежность. Не так давно этот фактор не играл такой важной роли при выборе друзей, дети не задумывались, с детьми какой национальности они хотели бы учиться, играть, дружить. Исследования Д.И. Фельдштейна показали, что ситуация изменилась за последние годы: около 70% детей младшего школьного возраста при выборе товарища на первое место по значимости ставят его национальность. Вероятно, это связано с толерантным отношением к людям разных национальностей в семьях школьников. В конце концов для детей очень важно мнение и отношение взрослых к их товарищам.
Современные исследования в области формирования межличностных отношений в детском возрасте выявили низкий уровень развития коммуникативных навыков и навыков межличностных взаимодействий среди молодых школьников, в основном со сверстниками.. По мнению Д.И. Фельдштейна, недостаточная социальная компетентность детей младшего школьного возраста, беспомощность в отношениях со сверстниками сказывается на неспособности разрешать простейшие конфликты [30].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования акцентируется внимание на развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций [29].
Проблема межличностных конфликтов в начальной школе достаточно актуальна. Выделяются межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты. Конфликты между обучающимися негативно сказываются на социально-психологическом климате в классе, отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс.
Психологи выделяют пять наиболее распространённых стратегий поведения младших школьников в конфликте .
Соперничество. Данная стратегия выражается в стремлении ребёнка настоять на своём, достичь желаемого, во что бы то ни стало. Для этого идёт на открытое противоборство, не считаясь с потребностями т интересами товарища.
Компромисс. В ситуации конфликта школьники идут на взаимные уступки. Оба ребёнка не будут проигравшими, но не смогут полностью удовлетворить свои интересы и потребности в полной мере.
Уход. Это стратегия двустороннего предотвращения от конфликтного столкновения, при которой школьники жертвуют как своими интересами, так и интересами партнёра.
Уступка. В этом случае один из сторон конфликта уступает другой, приспосабливаясь к сложившейся ситуации. Второй участник находится в выигрышной позиции. Если ребёнок скромный, нерешительный, не умеет или боится отстаивать свою позицию, то такая стратегия может быть ему вредна, потому что ребёнок должен будет терпеть то, что ему неприятно. С другой стороны, школьник сознательно ради дружбы или других высших интересов жертвует своими потребностями, показывая при этом благородную жертвенность.
Сотрудничество. Это наиболее продуктивная стратегия, поскольку обе стороны в конфликте борются за победу. В данном случае участники договариваются о совместных действиях, направленных на полное удовлетворение своих интересов пи сохранении дружеских отношений
Д.Б. Эльконин в своих научных трудах рассматривает структуру межличностных отношений младших школьников и выделяет следующие системы: «ребёнок - учитель», «ребёнок – родители» [31].
Система «ребёнок – учитель» становится центральной в жизни школьника, от неё зависит совокупность всех благоприятных условий для жизни.
Первоклассники, начав учиться, ещё не чувствую себя частью команды, они отделены и независимы друг от друга. Они не заинтересованы в успеваемости своих одноклассников, т.е. отметки не влияют на отношения младших школьников друг к другу. Первоклассники стараются хорошо выполнять свои личные школьные обязанности. Ко 2-3 классу взаимоотношения со сверстниками начинают определяться в соответствие с поведением ребёнка и его успеваемости. Например, первоклассники, отвечая на вопрос о том, почему они учатся, говорят: «Нравится учитель», «Хочу порадовать родителей». Второклассники уже отвечают на этот вопрос следующим образом: «Учусь,
чтобы не отставать от одноклассников» [16].
По мнению Л.И. Божович, для первоклассников и второклассников нет разницы, как они получили от учителя замечания: наедине или в присутствии одноклассников [4]. Однако уже к четвёртому классу ситуация меняется. Замечания, полученные в среде одноклассников, переживаются сильнее и эмоциональнее.
Таким образом. Переживание эмоционального благополучия в этом возрасте становится в зависимость не только от мнения взрослых, но в большей степени от мнения одноклассников. Теперь мнение класса становится регулятором поведения. Сформированное в классе положительное отношение к учёбе, стимулирует слабого ученика заниматься лучше, получать хорошие оценки. И, наоборот, при негативном общем отношении к учебной деятельности отличник постепенно подравнивается к остальным, начинает хуже заниматься. В связи с этим, перед учителем стоит важная задача – правильно формировать межличностные отношения, общественное мнение в классе, оказывающие влияние на формирование мотивации к учению [4].
Важнейшее значение в младшей школе приобретает организация разнообразных форм межличностного взаимодействия в учебной деятельности. Это может быть взаимооценка, взаимоконтроль, совместное планирование последовательности действий и др. например, выполнение на уроках заданий в парах, применение взаимной проверки выполненных работ, оказание взаимопомощи в процессе творческой деятельности. При
организации коллективной деятельности на уроке учитель обязан проследить за тем, чтобы все обучающиеся побывали в роли и проверяющего, и проверяемого. В процессе такой деятельности формируется новый вид межличностного общения – деловое предметное общение – и создаются предпосылки для самостоятельного обсуждения обучающимися вопросов, которые изучаются на уроке .
В результате совместной деятельности на уроках младшие школьники формируют мотив, такой как желание помогать друг другу, развивают чувство личной ответственности не только за своё личное дело, свой успех, но и за дело одноклассника, успех класса в целом.
Огромное влияние на формирование межличностных отношений оказывают взаимоотношения с учителем. Наибольший интерес к учителю, нежели к одноклассникам, проявляется у детей в первом классе. Менее значимой личность учителя
становится только ко второму и третьему классу, а отношения с одноклассниками – более дифференцированными и тесными.
В процессе межличностных отношений со школьником педагог оказывает огромное влияние и на его эмоциональную сферу. Учитель, являясь значимым взрослым для ребёнка, определяет во многом его поведение, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Многие педагоги и психологи в своих исследованиях отмечают, что межличностные отношения младших школьников, как правило, наполнены эмоциональным содержанием. Через такие чувства, как радость, грусть, печаль школьники выражают своё отношение к сверстникам, взрослым. В связи с этим при формировании межличностных отношений младших школьников должен быть сформирован навык понимания собственных эмоций [32].
С помощью эмоций ребёнок даёт оценку своим взаимоотношениям с одноклассниками и учителями. Эта оценка высоко значима для ребёнка, так как она исходит непосредственно от его мыслей и чувств. Рассматривая эмоциональную жизнь детей младшего школьного возраста, П.М. Якобсон указывает на впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, а также «живость непосредственного проявления чувств» [32, с.99].
Таким образом, следует отметить, что формирование межличностных отношений в начальной школе обусловлено не только особенностями изменений, связанных с возрастом, но и социально-культурными условиями. Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с педагогами и сверстниками, с включением в новый коллектив, в новый вид деятельности. Именно межличностные отношения играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: в эмоциональном контакте, в защищённости, в стремлении быть личностью
2.1 Методы диагностики межличностных отношений младших школьников
Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Младший школьник стремится к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым.[11]
В своих трудах Л.И. Божович подчеркивает меняющуюся природу отношений между детьми. По мнению автора, это обуславливается влиянием внешних обстоятельств, таких как близость контактов, то есть то, что дети дружат, сидя за одной партой и живя на одной улице. Формирование более тесных отношений между детьми происходит в рамках совместной деятельности - образовательной, творческой, игровой и др [4]. Но в конце общей работы, игры, основанные на них отношения прекращаются. С появлением определенных требований к личным качествам друга, дух товарищества становится все сильнее и красочнее. Первоначально на оценку личных качеств сверстника влияет оценка взрослого (учителя), которая отражает успехи ученика в учебной деятельности. Постепенно с развитием личности школьника, также происходят изменения в личном отношении к его одноклассникам. Теперь основой оценки сверстниов является само отношение школьника к своему другу. К концу младшего школьного возраста отношения становятся более близкими и дружескими. Платформой для формирования дружеских отношений является наличие общих интересов и увлечений, эмоциональных переживаний, мыслей и духовных ценностей [4].
Одной из особенностей формирования межличностных отношений у младших школьников является становление ценностных ориентаций, которые взаимосвязаны с познавательными и волевыми сторонами деятельностями ребёнка. Для детей младшего школьного возраста наибольшее значение имеют те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие. Также младшим школьникам свойственны новые отношения с педагогами и одноклассниками, включение в новый коллектив, в новый вид деятельности. Всё это способствует расширению круга обязанностей, формированию характера, воли, формированию межличностных отношений [4]
В настоящее время одним из факторов, учитываемых младшими школьниками при построении межличностных отношений, выступает национальная принадлежность. Не так давно этот фактор не играл такой важной роли при выборе друзей, дети не задумывались, с детьми какой национальности они хотели бы учиться, играть, дружить. Исследования Д.И. Фельдштейна показали, что ситуация изменилась за последние годы: около 70% детей младшего школьного возраста при выборе товарища на первое место по значимости ставят его национальность. Вероятно, это связано с толерантным отношением к людям разных национальностей в семьях школьников. В конце концов для детей очень важно мнение и отношение взрослых к их товарищам.
Современные исследования в области формирования межличностных отношений в детском возрасте выявили низкий уровень развития коммуникативных навыков и навыков межличностных взаимодействий среди молодых школьников, в основном со сверстниками.. По мнению Д.И. Фельдштейна, недостаточная социальная компетентность детей младшего школьного возраста, беспомощность в отношениях со сверстниками сказывается на неспособности разрешать простейшие конфликты [30].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования акцентируется внимание на развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций [29].
Проблема межличностных конфликтов в начальной школе достаточно актуальна. Выделяются межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты. Конфликты между обучающимися негативно сказываются на социально-психологическом климате в классе, отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс.
Психологи выделяют пять наиболее распространённых стратегий поведения младших школьников в конфликте .
Соперничество. Данная стратегия выражается в стремлении ребёнка настоять на своём, достичь желаемого, во что бы то ни стало. Для этого идёт на открытое противоборство, не считаясь с потребностями т интересами товарища.
Компромисс. В ситуации конфликта школьники идут на взаимные уступки. Оба ребёнка не будут проигравшими, но не смогут полностью удовлетворить свои интересы и потребности в полной мере.
Уход. Это стратегия двустороннего предотвращения от конфликтного столкновения, при которой школьники жертвуют как своими интересами, так и интересами партнёра.
Уступка. В этом случае один из сторон конфликта уступает другой, приспосабливаясь к сложившейся ситуации. Второй участник находится в выигрышной позиции. Если ребёнок скромный, нерешительный, не умеет или боится отстаивать свою позицию, то такая стратегия может быть ему вредна, потому что ребёнок должен будет терпеть то, что ему неприятно. С другой стороны, школьник сознательно ради дружбы или других высших интересов жертвует своими потребностями, показывая при этом благородную жертвенность.
Сотрудничество. Это наиболее продуктивная стратегия, поскольку обе стороны в конфликте борются за победу. В данном случае участники договариваются о совместных действиях, направленных на полное удовлетворение своих интересов пи сохранении дружеских отношений
Д.Б. Эльконин в своих научных трудах рассматривает структуру межличностных отношений младших школьников и выделяет следующие системы: «ребёнок - учитель», «ребёнок – родители» [31].
Система «ребёнок – учитель» становится центральной в жизни школьника, от неё зависит совокупность всех благоприятных условий для жизни.
Первоклассники, начав учиться, ещё не чувствую себя частью команды, они отделены и независимы друг от друга. Они не заинтересованы в успеваемости своих одноклассников, т.е. отметки не влияют на отношения младших школьников друг к другу. Первоклассники стараются хорошо выполнять свои личные школьные обязанности. Ко 2-3 классу взаимоотношения со сверстниками начинают определяться в соответствие с поведением ребёнка и его успеваемости. Например, первоклассники, отвечая на вопрос о том, почему они учатся, говорят: «Нравится учитель», «Хочу порадовать родителей». Второклассники уже отвечают на этот вопрос следующим образом: «Учусь,
чтобы не отставать от одноклассников» [16].
По мнению Л.И. Божович, для первоклассников и второклассников нет разницы, как они получили от учителя замечания: наедине или в присутствии одноклассников [4]. Однако уже к четвёртому классу ситуация меняется. Замечания, полученные в среде одноклассников, переживаются сильнее и эмоциональнее.
Таким образом. Переживание эмоционального благополучия в этом возрасте становится в зависимость не только от мнения взрослых, но в большей степени от мнения одноклассников. Теперь мнение класса становится регулятором поведения. Сформированное в классе положительное отношение к учёбе, стимулирует слабого ученика заниматься лучше, получать хорошие оценки. И, наоборот, при негативном общем отношении к учебной деятельности отличник постепенно подравнивается к остальным, начинает хуже заниматься. В связи с этим, перед учителем стоит важная задача – правильно формировать межличностные отношения, общественное мнение в классе, оказывающие влияние на формирование мотивации к учению [4].
Важнейшее значение в младшей школе приобретает организация разнообразных форм межличностного взаимодействия в учебной деятельности. Это может быть взаимооценка, взаимоконтроль, совместное планирование последовательности действий и др. например, выполнение на уроках заданий в парах, применение взаимной проверки выполненных работ, оказание взаимопомощи в процессе творческой деятельности. При
организации коллективной деятельности на уроке учитель обязан проследить за тем, чтобы все обучающиеся побывали в роли и проверяющего, и проверяемого. В процессе такой деятельности формируется новый вид межличностного общения – деловое предметное общение – и создаются предпосылки для самостоятельного обсуждения обучающимися вопросов, которые изучаются на уроке .
В результате совместной деятельности на уроках младшие школьники формируют мотив, такой как желание помогать друг другу, развивают чувство личной ответственности не только за своё личное дело, свой успех, но и за дело одноклассника, успех класса в целом.
Огромное влияние на формирование межличностных отношений оказывают взаимоотношения с учителем. Наибольший интерес к учителю, нежели к одноклассникам, проявляется у детей в первом классе. Менее значимой личность учителя
становится только ко второму и третьему классу, а отношения с одноклассниками – более дифференцированными и тесными.
В процессе межличностных отношений со школьником педагог оказывает огромное влияние и на его эмоциональную сферу. Учитель, являясь значимым взрослым для ребёнка, определяет во многом его поведение, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Многие педагоги и психологи в своих исследованиях отмечают, что межличностные отношения младших школьников, как правило, наполнены эмоциональным содержанием. Через такие чувства, как радость, грусть, печаль школьники выражают своё отношение к сверстникам, взрослым. В связи с этим при формировании межличностных отношений младших школьников должен быть сформирован навык понимания собственных эмоций [32].
С помощью эмоций ребёнок даёт оценку своим взаимоотношениям с одноклассниками и учителями. Эта оценка высоко значима для ребёнка, так как она исходит непосредственно от его мыслей и чувств. Рассматривая эмоциональную жизнь детей младшего школьного возраста, П.М. Якобсон указывает на впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, а также «живость непосредственного проявления чувств» [32, с.99].
Таким образом, следует отметить, что формирование межличностных отношений в начальной школе обусловлено не только особенностями изменений, связанных с возрастом, но и социально-культурными условиями. Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с педагогами и сверстниками, с включением в новый коллектив, в новый вид деятельности. Именно межличностные отношения играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: в эмоциональном контакте, в защищённости, в стремлении быть личностью
-
Методические аспекты развития межличностных отношений младших школьников
2.1 Методы диагностики межличностных отношений младших школьников
Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Младший школьник стремится к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым.[11]