Файл: Курс лекций Москва 2010 2 оглавление страницы введение 56.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 665
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
СЕРЯКОВ С.Г.
МИКРОЭКОНОМИКА
Курс лекций
Москва
-2010-
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Страницы
ВВЕДЕНИЕ 5-6
ТЕМА 1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА 7-24 1.
Предмет экономики 7-12 2. Методы экономического исследования 13-15
Приложение 15-22
Задания для самоподготовки 22-24
ТЕМА 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 25-49 1
. Кривая производственных возможностей 25-34 2. Эффективность в экономике 34-38 3
. Экономический кругооборот 38-47
Задания для самоподготовки 47-49
ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 50-88 1. Виды экономических систем. Рыночная экономика 50-58 2. Экономическая роль государства в условиях рынка 58-70 3. Государство в российской экономике 70-82
Приложение 82-87
Задания для самоподготовки 88
ТЕМА 4. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РЫНОЧНОЕ
РАВНОВЕСИЕ 89-126 1. Спрос и его факторы 89-93 2. Предложение и его факторы 93-98 3. Рыночное равновесие 98-108 4. Выигрыш потребителей и выигрыш производителей 109-111 5. Государственное регулирование рынка и его последствия 111-119
Приложение 119-122
Задания для самоподготовки 122-126
ТЕМА 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 127-152 1. Прямая эластичность спроса по цене 127-141 2. Перекрестная эластичность спроса по цене 141-142 3. Эластичность спроса по доходу 143-145 4. Эластичность предложения по цене 145-149
Задания для самоподготовки 149-152
ТЕМА 6. ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
СПРОС 153-174 1. Полезность и ее функция. Аксиомы потребительского выбора 153-154 2. Количественный подход к анализу полезности.
Предельная полезность 154-158 3. Порядковый подход к анализу полезности.
Кривые и карта безразличия 158-163 4. Бюджетное ограничение и оптимум потребителя 163-169 5. Реакция потребителя на изменение дохода. Кривая Энгеля 169-171 6. Реакция потребителя на изменение цены. Кривая спроса 171-172
3
Задания для самоподготовки 172-174
ТЕМА 7. ФИРМА 175-206 1.
Место фирмы в рыночной экономике 175-177 2. Виды фирм 177-185 3. Акционерные общества 185-194 4. Реформа корпоративного управления 195-204
Приложение 204-206
Задания для самоподготовки 206
ТЕМА 8. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА 207-225 1. Производственная функция 207-214 2. Производство в коротком периоде 214-220 3
. Производство в длительном периоде 220-223
Задания для самоподготовки 223-225
ТЕМА 9. АНАЛИЗ ЗАТРАТ 226-253 1. Бухгалтерские и экономические затраты 226-230 2. Изокоста и экономически эффективный выпуск 230-236 3
. Виды затрат 236-239 4.
Затраты в коротком периоде 239-246 5.
Затраты в длительном периоде 246-248
Задания для самоподготовки 249-253
ТЕМА 10. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 254-278 1. Признаки совершенной конкуренции 254-255 2. Доход конкурентной фирмы 256-258 3. Равновесие фирмы в коротком периоде 258-270 4
. Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде 270-273
Задания для самоподготовки 273-278
ТЕМА 11. МОНОПОЛИЯ 279-309 1. Монополия и рыночная власть 279-282 2.
Монопольное равновесие 282-291 3. Экономические последствия монополии 291-295 4.
Антимонопольная политика 295-301
Задания для самоподготовки 301-309
ТЕМА 12. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 310-316 1. Понятие монополистической конкуренции 310-312 2. Равновесие монопольно конкурентной фирмы в коротком периоде 312-313 3. Равновесие монопольно конкурентной фирмы в длительном периоде 313-315
Задания для самоподготовки 315-316
ТЕМА 13. ОЛИГОПОЛИЯ 317-350 1. Понятие и основные черты олигополии 317-319 2. Оценка рыночной концентрации 319-321 3. Теория игр и поведение олигополии 321-326 4. Картель и его устойчивость 326-330 5. Олигополистическая конкуренция 330-337 6. Монопольная власть и экономическая реформа в России 337-348
4
Задания для самоподготовки 349-350
ТЕМА 14. РЫНКИ РЕСУРСОВ 351-365 1. Особенности совершенной конкуренции на рынках ресурсов 351-352 2. Спрос на ресурс 352-358 3. Предложение ресурса 358-361 4. Равновесие на рынке ресурса 361-363 5. Распределение дохода 363-364
Приложение: О теории К.Маркса
Задания для самоподготовки 364-366
ТЕМА 15. КАПИТАЛ И ПРОЦЕНТ. РЫНОК ЗЕМЛИ 367-390 1.
Физический капитал. Равновесие на рынке услуг капитала 367-370 2.
Финансовый капитал и его образование. Равновесная процентная ставка 370-372 3
. Элементы финансовой математики 372-379 4
. Рыночная стоимость капитальных активов 379-380 5
. Введение в инвестиционный анализ 381-384 6. Рынок земли 384-386
Задания для самоподготовки 386-390
ТЕМА 16. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ
БЛАГА 391-412 1. Введение: критика государственного вмешательства в экономику 391-392 2
. Понятие внешних эффектов 393-395 3
. Внешние эффекты и неэффективное распределение ресурсов 395-397 4
. Интернализация внешних эффектов 398-404 5
. Частные и общественные блага 404-408 6
. Предложение общественных благ. Общественный выбор 408-411
Приложение 411-415
Задания для самоподготовки 415-417
ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ
ЛИТЕРАТУРА 418
5
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемый учебник является первой частью интегрального курса
«Экономической теории», включающего в себя микро- и макроэкономику.
Этот курс служит фундаментальной теоретической базой для последующего усвоения других теоретических и конкретно-экономических дисциплин, таких как «Эконометрика», «Переходная экономика», «Менеджмент»,
«Маркетинг», «Мировая экономика» и др.
Учебник содержит базовый курс микроэкономики, читаемый, с теми или иными вариациями, во всем мире. При работе над ним автор ставил целью ознакомить студентов с важнейшими категориями и законами микроэкономики, помочь им уяснить принципы поведения экономических агентов и их взаимодействия в условиях рынка, овладеть основными инструментами экономического анализа.
Являясь теоретической дисциплиной, микроэкономика имеет непосредственные выходы на практику хозяйствования. Это не следует понимать буквально: микроэкономика – не наука о ведении бизнеса, она не учит, как принимать конкретные деловые решения по менеджменту, маркетингу, бухучету, предпринимательской стратегии и т.п. Тем не менее, она повышает обоснованность подобных решений, обращая внимание менеджеров на те аспекты, которые они могли бы, в противном случае, просто проигнорировать.
Изучение микроэкономики важно не только для предпринимателей, но и в не меньшей степени и для работников государственного управления, а также для любого гражданина, желающего иметь обоснованное мнение о вероятных последствиях тех или иных экономических преобразований.
Стремясь максимально упростить изложение, автор почти не использует высшую математику. Но отсюда не следует, что при изучении экономики можно обойтись без математики вообще. В частности, если один взгляд на двухмерный график вызывает у Вас головную боль, лучше предварительно чуть-чуть подучиться.
6
В конце каждой темы даны задания для самоподготовки к семинарам.
Очень важно, однако, не просто сделать расчет или нарисовать график, но суметь объяснить ход рассуждения при решении той или иной задачи, т.е. показать знание теории. Особую роль в творческом освоении курса призван сыграть анализ практических ситуаций, который студент должен провести самостоятельно по итогам изучения ряда тем.
Для закрепления полученных знаний рекомендуется периодическое тестирование по определенным тематическим блокам. Таких тестов, как, впрочем, и экзаменов, не надо бояться. У них нет иной цели, кроме как пробудить у студентов интерес к изучению экономики.
В конечном счете, успешно освоивший учебный материал студент должен обладать грамотным экономическим мышлением, позволяющим ему:
- продолжать более углубленное изучение поставленных проблем, вести самостоятельные теоретические изыскания;
- анализировать разнообразные аспекты экономической политики государства, оценивать их последствия под углом зрения микроэкономики;
- применять микроэкономические законы при принятии деловых решений на уровне отдельной фирмы.
Автор надеется, что учебник будет Вам полезен не только для решения сугубо утилитарной задачи – сдачи экзамена, но и послужит стимулом для дальнейшей творческой работы.
Желаю успеха!
7
ТЕМА 1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА
1.
Предмет экономики
2. Методы экономического исследования
1. Предмет экономики
А. Экономический выбор
Экономика (экономическая теория) как наука существует потому, что потребности людей безграничны, тогда как ресурсы, которыми они располагают для их удовлетворения, ограничены. Отсюда – проблема выбора, связанного с наилучшим использованием ограниченных ресурсов.
Вся человеческая жизнь – сплошной выбор, причем, выбирая одно, приходится отказываться от чего-то другого.
Например, покупатель не может скупить весь магазин из-за недостатка денежных средств. При этом он не будет покупать только хлеб или только молоко; его задача получить за свои деньги оптимальный набор благ.
Со своей стороны фирма не может производить все по причине той же ограниченности своих производственных ресурсов; ей надо так распределить ограниченные ресурсы для производства различных благ, чтобы получить максимальную прибыль.
Местные власти не в состоянии построить одновременно и школу, и дорогу, и больницу. Им также приходится выбирать.
Тем, как отдельные индивиды, фирмы, общество в целом делают свой выбор в условиях ограниченности ресурсов, и занимается экономика.
Предметом выбора являются экономические (редкие) блага, т.е. блага, количество которых ограничено в сравнении с потребностью в них.
Редкие блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага. Блага, количество которых не ограничено в сравнении с потребностями в них, называются
свободными. Примерами могут быть атмосферный воздух, чистая питьевая вода для людей, живущих где-нибудь в сибирской деревне и т.д. По мере
8 исчерпания свободных благ они могут становиться экономическими благами.
В своих рассуждениях экономисты исходят из гипотезы о
рациональном поведении людей. Это означает, что экономические агенты способны определить свои потребности и стремятся к достижению максимальных результатов при имеющихся ресурсах, т.е. к эффективному
использованию ресурсов. Так обычно считается, что отдельные индивиды максимизируют свое личное благосостояние, фирмы – прибыль, а государство – благосостояние общества в целом.
При этом экономистов интересует, как экономические агенты взаимодействуют друг с другом при принятии решений, к каким результатам приводят эти взаимодействия. Важно, например, определить, как в результате конкуренции производителей и потребителей формируется равновесная рыночная цена данного товара.
Наконец, задача экономического исследования состоит в том, чтобы понять, каким образом можно улучшить благосостояние экономических агентов. Возможно, например, что для снижения затрат или увеличения производства следует сделать рынки более конкурентными или повысить эффективность функционирования государственных органов.
Таким образом, предмет экономики – решения, принимаемые в обществе при распределении ограниченных ресурсов между различными вариантами их использования в целях максимизации благосостояния людей.
Экономический выбор предполагает ответ на три основных вопроса:
1).
Что и сколько производить?
Например, местные власти остановились на строительстве дороги.
2).
Как производить?
Дорогу можно строить по-разному. Можно нанять кучу землекопов с лопатами, а можно использовать поменьше ручного труда и побольше машин. Речь, следовательно, идет о выборе производственной технологии.
3).
Для кого производить?
9
Коль скоро «пирог испечен», его надо делить. В применении к дороге это означает решение вопросов, каким машинам разрешать движение по ней, делать ли проезд платным, либо бесплатным, кому предоставить льготы по проезду и т.п.
Б. Экономические затраты и невозвратные издержки
В процессе выбора возникает понятие экономических затрат
(издержек). Оно принципиально отличается от знакомого всем нам понятия бухгалтерских затрат. Оценивая затраты, бухгалтер фиксирует сумму фактически совершенных платежей за купленные фирмой ресурсы.
Напротив, экономические затраты получения некоего блага - это другие
блага, которые могли бы быть получены при помощи тех же ресурсов, но от которых придется отказаться, если выбор будет сделан в пользу данного блага. Поэтому их еще называют альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.
Предположим, некто решил оценить альтернативные затраты своего обучения в вузе. Прежде всего, он, вероятно, вспомнит о плате за обучение в рублях или в долларах. Однако размер денежной платы сам по себе еще мало о чем говорит. Дорого или дешево обходится учеба, можно сказать, лишь приняв в расчет количество тех благ, которые могли бы быть приобретены на плату за обучение. Если, например, семестр стоит столько же, сколько необходимый студенту новый костюм, то экономические затраты на учебу равны костюму. (Иногда, впрочем, так и говорят: «Были в отпуске, проездили новую шубу!»)
На практике, однако, экономические затраты не ограничиваются денежными платежами. Учеба требует времени, в течение которого студент мог бы зарабатывать деньги, ремонтировать квартиру, воспитывать ребенка, просто отдыхать... От всего этого он отказывается, решив учиться. Поэтому экономические затраты обучения включают в себя также и незаработанные деньги (вернее те блага, которые на эти деньги можно было бы купить), запущенную квартиру, невоспитанного ребенка, потерянный отдых и т.д.
10
Важно иметь в виду два обстоятельства. Первое: альтернативные
затраты возникают только там, где есть альтернатива. С этой точки зрения, например, расходы на питание в период учебы не учитываются в качестве экономических затрат получения образования. Дело в том, что эти расходы не связаны с обучением: есть хочется независимо от того, учится индивид или нет. Только если учеба требует дополнительных затрат на питание, в экономические затраты входит данный излишек.
Второе: альтернативных благ бывает очень много. Студент может, например, весь вечер изучать экономику или пойти в клуб, или убирать квартиру, или смотреть телевизор и т.д. Все это нельзя делать одновременно. Поэтому для оценки альтернативных затрат получения экономических знаний надо принимать в расчет лучшую из возможных
альтернатив.
Подводя итог, можно еще раз сказать: дабы оценить полные экономические затраты получения некоего блага, надо просуммировать все альтернативные потери (в виде самых лучших неполученных благ), которые приходится в связи с этим нести. Очень удобно, если эти потери удается измерить в деньгах. При таком подходе экономические затраты получения
данного блага есть ценность других благ, которые можно было бы
получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов
использования ограниченных ресурсов.
Измерить затраты в деньгах не всегда легко. Непросто, например, оценить в рублях ценность потерянного отдыха или ущерб от недостатка внимания ребенку со стороны матери, которая учится. Тем не менее, люди интуитивно делают это, принимая то или иное решение. Весьма распространенную фразу «За такие деньги я лучше дома посижу!» можно перевести на экономический язык так: «Получаемая на работе заработная плата меньше, чем мои альтернативные издержки труда, выраженные в стоимости отдыха, который я потеряю, пойдя работать».
11
Следует различать экономические затраты и невозвратные издержки.
Невозвратные издержки – это затраты, которые были понесены ранее и которые невозможно вернуть.
Пусть некто стоит перед выбором: учиться или не учиться. Чтобы сделать выбор, ему предстоит сопоставить все выгоды от обучения со всеми экономическими затратами, с этим связанными. Предположим, и то, и другое можно выразить в рублях. Пусть выгоды составляют 120 руб., а затраты – 100 руб. Выгоды превышают затраты, и студент начинает учебу.
Очень скоро, к сожалению, выясняется, что учат хуже, чем ожидалось. В связи с этим фактические выгоды такого образования составляют только 80 руб. Таким образом, встает новый вопрос: продолжать или бросить учебу. Если бы студент знал о плохом обучении раньше, он вообще не пошел бы учиться (затраты превышают выгоды), но теперь ситуация сложнее. Пусть из 100 руб. затрат 70 руб. – это плата за учебу, а 30 руб. – все остальные затраты, выраженные в потерях в заработной плате из-за занятий, потерянном отдыхе и т.д. После того как плата за учебу внесена, эти 70 руб., которые студент в любом случае назад не получит, из альтернативных затрат превратились в невозвратные издержки. Далее их можно не учитывать.
Поэтому рационально мыслящий индивид будет рассуждать примерно так: «Меня, конечно, обманули, пообещав лучшие знания.
Однако, если я заберу документы, то не получу выгод от образования на 80 руб., сэкономив лишь 30 руб. затрат. Что касается 70 уже уплаченных рублей, то они для меня потеряны при всех обстоятельствах. Лучше уж продолжать!»
Итак, невозвратные издержки не влияют на будущие решения.
Поэтому экономисты, изучающие альтернативные возможности использования ресурсов, и не принимают их в расчет.
В. Микроэкономика и макроэкономика
Экономическая теория включает в себя две основные части – микро- и макроэкономику.