Файл: Курс лекций Москва 2010 2 оглавление страницы введение 56.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 666
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
393
2
. Понятие внешних эффектов
Внешние эффекты – это издержки (выгоды) от рыночных операций, не отраженные в ценах на товары. Начнем с издержек.
До сих пор рассматривались частные издержки, т.е. затраты производителей данного блага. Существуют, однако, и внешние издержки
– затраты третьих лиц, вызванные производством или потреблением этого блага. Например, если предприятие загрязняет окружающую среду, жители близлежащего города от этого страдают. Совокупные общественные
(социальные) издержки (TSC) – это сумма совокупных частных (TPC) и совокупных внешних издержек (TEC): TSC=TPC+TEC.
Таким образом, предельные частные издержки (МРС), предельные
внешние издержки (МЕС) и предельные социальные издержки (МSС) – это приращение соответственно частных, внешних и социальных издержек при увеличении выпуска на одну единицу: q
TPC
MPC
∆
∆
=
, q
TEC
MEC
∆
∆
=
,
MEC
MPC
q
TSC
MSC
+
=
∆
∆
=
Предположим, что предельные внешние издержки постоянны, т. е. не зависят от выпуска (рис. 16-1):
Рис. 16-1. Постоянство предельных внешних издержек q
МЕС
Это означает, что каждая следующая единица продукции наносит третьим лицам такой же дополнительный ущерб, как и предыдущая.
Поскольку предельные частные издержки, как мы знаем (тема 9, п. 4), возрастают, то кривая предельных социальных издержек направлена вверх параллельно кривой предельных частных издержек. При этом расстояние между ними равно предельным внешним издержкам (рис. 16-2):
394
Рис. 16-2. Предельные социальные издержки q
МSС
MPC
MEC
MPC
MSC
MEC
На деле предельные внешние издержки обычно возрастают.
Например, каждая следующая тонна выбрасываемых в атмосферу токсинов наносит все больший дополнительный ущерб. В результате функция предельных социальных издержек направлена вверх с большим наклоном, нежели функция предельных частных издержек (рис. 16-3):
Рис. 16-3. Предельные внешние и предельные социальные издержки q
MEC
MPC
MSC
MEC q
MPC
MSC
MEC
В дальнейшем, однако, для простоты будет предполагаться постоянство предельных внешних издержек.
Теперь – о внешних выгодах. Совокупная частная выгода (ТРВ) – это полезность, получаемая непосредственными потребителями блага.
Совокупная внешняя выгода (ТЕВ) – полезность, получаемая третьими лицами в процессе производства или потребления данного блага. Например, если кто-то благоустраивает за свой счет общественную территорию, благосостояние всех жителей района возрастает. Совокупная социальная
выгода (TSB) – полезность, получаемая покупателями блага и всеми третьими лицами: TSB=TPB+TEB.
Таким образом, предельная частная выгода (МРВ), предельная
внешняя выгода (МЕВ) и предельная социальная выгода (МSB) – это
395 приращение соответственно частной, внешней и социальной выгоды при увеличении производства и потребления блага на одну единицу: q
TPB
MPB
∆
∆
=
, q
TEB
MEB
∆
∆
=
,
MEB
MPB
q
TSB
MSB
+
=
∆
∆
=
Предельная частная выгода соответствует той сумме денег, которую потребители готовы заплатить за данную единицу блага. При росте потребления блага она убывает в соответствии с законом убывающей предельной полезности (тема 6, п. 2). Вся совокупность предельных частных выгод соответствует кривой рыночного спроса на благо.
Предельную внешнюю выгоду будем считать постоянной. Это означает, что каждая следующая единица данного блага приносит третьим лицам одну и ту же дополнительную выгоду. В таком случае кривая предельной социальной выгоды является убывающей и идет параллельно кривой рыночного спроса. Расстояние между этими функциями равно предельной внешней выгоде (рис. 16-4):
Рис. 16-4. Предельная внешняя выгода и предельная социальная выгода q
ME
В
D=MPB
MSB
MEB q
MP
В
MSB
MEB
3
. Внешние эффекты и неэффективное распределение ресурсов
Как уже отмечалось (тема 11, п. 3), эффективное распределение ресурсов осуществляется при таком выпуске, когда цены товаров равны предельным затратам (Р=МС). Однако, рынок не учитывает предельные внешние затраты, если производители не оплачивают ряд потребляемых ими ресурсов. Так химический комбинат, сбрасывающий отходы в озеро, фактически бесплатно использует воду, ухудшая положение отдыхающих, рыбоводческих фирм и т.д.
396
Таким образом, при существовании отрицательных внешних эффектов предельные частные издержки оказываются ниже предельных социальных издержек. Иными словами, производители принимают решения об объемах выпуска, основываясь на заниженных затратах (рис. 16-5):
Рис. 16-5. Внешние издержки и потери общественного благосостояния q
P
S=MPC
MSC
D=MPB=MSB q' q*
P '
P
*
E '
E
*
F
Общественно-эффективный выпуск (q*) соответствует точке пересечения кривых предельной социальной выгоды (MSB) и предельных социальных затрат (MSC). При этом равновесная цена должна быть Р
*
Однако на рынке равновесие достигается в точке пересечения функций рыночного спроса и предложения (т. Е'). При этом функция предложения отражает лишь предельные частные издержки.
Поскольку предельные внешние затраты не оплачиваются и не учитываются рынком, фактическое производство определяется точкой пересечения кривых предельной частной выгоды
1
(МРВ) и предельных частных затрат (MPC). Значит, фактический выпуск (q') будет больше эффективного, при заниженной цене (Р') на данный товар. Иными словами, отрасль использует слишком много производственных ресурсов в сравнении с их оптимумом. Площадь треугольника E
*
FE' составляет общественные потери мертвого груза, возникающие из-за неоплаты предельных внешних затрат.
1
В данном случае предполагается отсутствие внешних выгод, следовательно – равенство предельных социальных и предельных частных выгод, отражаемых кривой спроса на товар.
397
Эффективное распределение ресурсов не достигается и при положительных внешних эффектах. В данном случае рынок не учитывает предельные внешние выгоды. Например, если рядом с пасекой имеется поле гречихи, прибыль пчеловода возрастает, но на доходах производителей гречихи этот факт никак не отражается. Следовательно, предельные частные выгоды от производства товаров, приносящих положительные внешние эффекты, оказываются ниже социальных выгод (рис. 16-6):
Рис. 16-6. Внешние выгоды и потери общественного благосостояния q
P
S=MPC=MSC
MSB
D=MPB q ' q *
P '
P
*
E '
E
*
F
Здесь, как и в предыдущем случае, общественно-эффективный выпуск соответствует точке пересечения кривых MSC
2
и MSB и составляет q
* при цене Р
*
. Фактическое же производство (q') оказывается ниже, т.к. определяется точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения.
Последние отражают лишь предельные частные выгоды (МРВ) и предельные частные затраты (МРС). Поскольку частные выгоды в данном случае меньше общественных выгод и не учитываются рынком, отрасль недоиспользует ресурсы, производя слишком мало продукции. Площадь треугольника E
*
FE' составляет общественные потери мертвого груза, возникающие из-за неоплаты рынком предельных внешних выгод.
2
Здесь предполагается отсутствие внешних затрат, следовательно – равенство предельных социальных и предельных частных затрат, отражаемых кривой предложения товара.
398
4
. Интернализация внешних эффектов
Сущность проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном размещении ресурсов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и социальной выгоды. В результате в одних отраслях производится слишком много, а в других – слишком мало продукции в сравнении с общественно-эффективным выпуском.
Решение данной проблемы состоит в интернализации внешних
эффектов, т.е. в их трансформации во внутренние. Это означает заставить производителей негативных эффектов оплатить возникающие по их вине внешние издержки и тем самым возместить третьим лицам получаемый ими ущерб. Это означает также оплату внешних выгод – выплату компенсаций производителям положительных эффектов за счет их получателей.
Как решить проблему внешних эффектов на практике? В ряде случаев это можно сделать на основе сугубо рыночных отношений без государственного вмешательства. Известны следующие способы:
1. Внешние эффекты возникают из-за отсутствия прав собственности на ресурс. В результате использование такого ресурса не находит отношения в рыночных сделках. Можно, следовательно, интернализировать внешние эффекты путем установления прав частной собственности на ресурсы и разрешения свободно торговать этими правами. Это и утверждает знаменитая теорема Коуза. Она гласит: «Когда права собственности четко определены, а трансакционные издержки
1
близки к нулю, частные и социальные издержки будут одинаковы независимо от распределения прав собственности между экономическими агентами».
Предположим, на стыке двух дачных участков расположен симпатичный пруд. Вы предпочитаете использовать его для купания, а сосед – для разведения уток. Пусть пруд принадлежит Вам. Тогда Вы разрешите соседу использовать его только в том случае, если он компенсирует нанесенный Вам ущерб. В конечном счете, воду будет
1
Трансакционные издержки – затраты по осуществлению рыночных сделок в т.ч. по ведению переговоров и проч. (тема 7, п. 1).
399 использовать тот, для кого она представляет наибольшую ценность: или сосед как фермер или Вы как отдыхающий. Это означает, что вода используется оптимально. С точки зрения общественно-эффективного использования воды ничего не изменится, если пруд изначально принадлежит соседу. Тогда уже Вам придется предлагать ему компенсацию за право купания в чистой воде. Если Вы цените воду как ресурс для отдыха выше, чем сосед ценит ее как ресурс для фермерства, то она – Ваша. И наоборот.
В Приложении к этой теме помещена статья шведского эксперта, показывающая, как введение четких прав собственности на природные ресурсы помогает защите окружающей среды.
Однако на практике такой идеал не всегда достижим. Очень часто установить права частной собственности невозможно (как определить, например, кому принадлежат чистый воздух или река Волга?). Бывает и так, что право собственности определимо, но воспользоваться им трудно.
Допустим, Вы – собственник большого водоема, на берегу которого любят отдыхать окрестные жители, получающие, тем самым, положительный внешний эффект. Вполне вероятно, они не отказались бы заплатить за это, но с кем конкретно Вам следует вести переговоры, как обеспечить защиту от «безбилетников»? Теоретически такие вопросы решаемы, но на деле связанные с этим затраты могут превысить выгоды. Устранить внешний эффект в таких случаях на основе рыночных отношений невозможно.
2. Другой способ устранения внешних эффектов состоит в объединении производителей и получателей внешних эффектов в одно целое. В этом случае внешние затраты (выгоды) автоматически становятся внутренними. Представим, что жители прибрежного поселка сами организуют животноводческую ферму. Они, следовательно, получают выгоду в качестве продавцов мяса, но несут убытки из-за того, что привлекательность водоема для отдыха понижается. Однако в данном случае, как рачительные хозяева, жители поселка ограничат производство мяса уровнем, при котором положительная разница между
400 соответствующими выгодами и убытками будет максимальной. Это и означает общественно-эффективное использование ресурсов.
3. Очень часто проблема внешних эффектов решается на основе общественных обычаев – моральных норм, традиций и проч. Воспитанный человек, например, просто не позволит себе выгуливать собаку на детской площадке или бросать окурки с балкона и т.п.
Когда внешние эффекты устойчиво существуют в экономике, к решению этой проблемы необходимо привлечь государство. Существуют следующие способы государственного воздействия на внешние эффекты:
1.
Введение корректирующих налогов и субсидий.
Корректирующий налог (налог Пигу) – это налог, увеличивающий предельные частные издержки до уровня предельных социальных издержек
(рис. 16-7).
Рис. 16-7. Корректирующий налог и его последствия q
P
S = M P C
M S C = M P C t
D = M S B
q'
q*
P '
P
*
E '
E
*
t
MPC – первоначальная кривая предельных частных издержек
MPC
t
–
кривая предельных частных издержек после введения налога t – налоговая ставка
K
T
Пусть некоторое производство сопряжено с выбросом вредных веществ в атмосферу. При этом каждая единица выпуска сопровождается нанесением ущерба окружающей среде на сумму t руб. (предельные внешние издержки). Государство облагает соответствующие предприятия потоварным налогом Пигу на эту сумму. В результате кривая предельных частных издержек (МРС) уходит вверх на величину налога и совпадает теперь с кривой предельных социальных издержек (MSC=MPC
t
). Внешние издержки становятся, таким образом, внутренними для предприятий, и производство падает до общественно-эффективного уровня (q*) при росте цены с P' до P
*
401
Важно уяснить, что налог Пигу не устраняет полностью вредные выбросы (после его введения общий ущерб от выбросов, равный сумме налогового сбора, составляет площадь P
*
E
*
TK
), но уменьшает их и заставляет компенсировать ущерб.
Отличие налога Пигу от обычного налога состоит в том, что последний сокращает выпуск в сравнении с общественно-эффективным и ведет к потерям мертвого груза (тема 4, п. 5). Налог Пигу, напротив, устраняет эти потери.
Корректирующая субсидия – платеж производителям или потребителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект.
Признано, например, что учащиеся приносят пользу не только себе, но и окружающим – создают для них положительный внешний эффект.
Поэтому государство выплачивает студентам стипендии из общественных фондов. В результате кривая спроса на образование смещается вверх на величину предельной внешней выгоды (субсидии на единицу выпуска) и совпадает с кривой предельной социальной выгоды (рис. 16-8):
Рис. 16-8. Корректирующая субсидия и ее последствия q
P
S = M S C
D
0
= M P B
q'
q*
P '
P
*
E '
E
*
s
MPB – первоначальная кривая предельной частной выгоды
MPB s
–
кривая предельной частной выгоды после введения субсидии s – размер субсидии на единицу выпуска
D
1
= M P B s
= M S B
Возрастание спроса под воздействием корректирующей субсидии ведет к росту производства до общественно-эффективного уровня (q*). При этом цена товара возрастает с P' до P
*
Корректирующие налоги и субсидии легко ввести в теории, но крайне сложно – на практике. Основная проблема при этом состоит в оценке
402 действительной величины внешнего эффекта, особенно в долгосрочной перспективе.
2. Государство корректирует внешние эффекты также посредством административного регулирования. Оно осуществляется, например, в установлении предельно допустимых норм вредных выбросов в окружающую среду. Здесь важно оценить общественно-эффективный уровень сокращения выбросов (рис. 16-9):
Рис. 16-9. Общественно-эффективное сокращение вредных выбросов
% сокращения выбросов
МSC
MSB
МSC
MSB
МSC=
MSB
q*
100%
По оси Х откладываем процент сокращения вредных выбросов, который может меняться от нуля до 100%. Ясно, что очистка окружающей среды, с одной стороны повышает общественное благосостояние, а с другой
– требует затрат. Поэтому по оси Y откладываем предельные социальные затраты на очистку (MSC) и предельную социальную выгоду от очистки
(MSB).
Кривая MSB является убывающей, поскольку при небольшом проценте сокращения выбросов (соответственно очень высоком загрязнении окружающей среды) общественная выгода от уменьшения выбросов на 1% является высокой. Напротив, при достижении значительного уменьшения выбросов их сокращение еще на один процент представляется для общества не столь важной.
В отношении кривой MSC – все наоборот. В начале затраты на каждый следующий процент сокращения выбросов очень малы: достаточно установить самые примитивные очистные сооружения. Однако, чем больше сокращены выбросы, тем дороже обходится каждый дополнительный процент их уменьшения. Поэтому кривая MSC направлена снизу вверх.