ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ст. 105 УК РФ - материальный состав преступления) будет являться оконченным с момента наступления смерти, а посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ), - с момента совершения посягательства, т.е. совершения действий, непосредственно направленных на причинение смерти. В последнем случае оконченный состав преступления будет иметь место вне зависимости от наличия последствия в виде смерти потерпевшего или отсутствия такого последствия. К составам опасности относят те составы преступлений, для описания объективной стороны которых используется указание не только на деяние, но и на наличие угрозы наступления общественно опасных последствий, хотя сами последствия не являются признаками объективной стороны состава преступления. Примером состава опасности может быть состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 122 УК РФ "Заражение ВИЧ-инфекцией". Указанной нормой установлена ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией. Объективную сторону этого состава преступления образует только деяние - поставление в опасность. Это деяние должно быть сопряжено с реальной угрозой причинения вреда - заражением ВИЧ-инфекцией. Но сами последствия находятся вне пределов рассматриваемого состава, для наличия которого необходимо и достаточно только деяния и угрозы причинения вреда.
Как видно из приведенных примеров, при описании усеченного состава, или состава опасности, законодателем используется тот же прием, что и при конструировании формальных составов, а именно, описание объективной стороны состава преступления лишь указанием на деяние и невключение в нее общественно опасных последствий и причинной связи. Поэтому рассматриваемые виды составов преступлений можно отнести к разновидности формальных составов.
В ряде случаев законодатель использует такой прием конструирования
состава преступления, при котором состав будет признаваться оконченным как с момента наступления последствий, так и с момента совершения деяния вне зависимости от наступления последствий.
Так, ч. 1 ст. 169 УК РФ "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности" установлена ответственность за неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности... если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения. Частью же 2 этой же статьи предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб. Таким образом, этот квалифицированный состав преступления будет окончен как с момента совершения действий, указанных в ч. 1, вне зависимости от последствий, но в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, так и с момента причинения ущерба. Таким образом, на наш взгляд, законодатель в одном составе объединил и формальный, и материальный подход к решению вопроса об определении момента оконченного состава преступления. В этой связи подобные составы мы отнесли бы к формально материальным составам преступления*(62).
И наконец, говоря о видах составов преступлений, следует обратить внимание на использование для классификации составов критерия объема. На основании этого критерия выделяются родовые и видовые (специальные) составы преступлений. Родовые составы включают в себя общие, типичные признаки какого-либо вида преступления, а специальные, кроме того, - дополнительные признаки, выделяющие из общего вида подвид преступного деяния. Исходя из сказанного, к родовому составу преступления следует отнести, например, убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ). Этим составом
охватывается убийство любого лица в связи с указанными обстоятельствами. В то же время убийство лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, содержит признаки преступления, предусмотренные ст. 295 УК РФ. Этот состав преступления по отношению к предыдущему будет являться видовым, так как, включая в себя все признаки родового состава, он обладает дополнительными признаками, выделяющими его, делающими специальным. Практически в этом случае речь идет о конкуренции общей и специальной нормы, при наличии которой в соответствии с ч. 3 ст. 17 УК РФ ответственность наступает по специальной норме.
Выделение различных видов составов преступлений по различным критериям является не просто теоретической разработкой, но имеет и большое практическое значение. Установление признаков различных составов позволяет дать правильную юридическую оценку (квалификацию) деяния. Так, на основании выделения материальных и формальных составов определяется момент окончания преступления. Наличие основных составов, составов со смягчающими и отягчающими обстоятельствами позволяет выделить конкретный вид преступного деяния. Сложные составы требуют установления всех признаков именно сложного состава, относящихся к объекту, объективной или субъективной сторонам преступления, и т.д. Таким образом, можно сказать, что учение о составе преступления и его видах относится к основополагающим в теории уголовного права и в уголовном законодательстве.
Европейский суд по правам человека
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) (также встречается написание Европейский Суд по правам человека[⇨], англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства — члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, включающий все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.
Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.
Юрисдикция Европейского суда по правам человека
Зал суда
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ (ст. 15, ч. 4 Конституции РФ). Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколам к ней (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ). Согласно этому закону (ст. 1) РФ признала ipso facto обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека по толкованию и применению конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемых нарушений Россией положений перечисленных международных договоров[2]. Вступившие в силу для Российской Федерации в мае 1998 года, конвенция и протоколы являются составной частью правовой системы страны и обладают большей юридической силой, чем национальные законы[25].
Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.
Неисполнения решений Суда государствами — членами Совета Европы, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы[2]. Бывают исключения, например Великобритания отказалась выполнять решение ЕСПЧ по делу Хёрста[en]. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.
В соответствии со ст. 46 конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство — участник конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств — участников конвенции.
Компетенция Европейского суда по правам человека
Европейский Суд по правам человека имеет право[2]:
рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский Суд по правам человека против одного или нескольких государств — членов Совета Европы или против Европейского союза;
признавать факт того, что было нарушено то или иное право заявителя;
присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
толковать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод;
устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определённом государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик своё обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда по правам человека
Как видно из приведенных примеров, при описании усеченного состава, или состава опасности, законодателем используется тот же прием, что и при конструировании формальных составов, а именно, описание объективной стороны состава преступления лишь указанием на деяние и невключение в нее общественно опасных последствий и причинной связи. Поэтому рассматриваемые виды составов преступлений можно отнести к разновидности формальных составов.
В ряде случаев законодатель использует такой прием конструирования
состава преступления, при котором состав будет признаваться оконченным как с момента наступления последствий, так и с момента совершения деяния вне зависимости от наступления последствий.
Так, ч. 1 ст. 169 УК РФ "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности" установлена ответственность за неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности... если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения. Частью же 2 этой же статьи предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб. Таким образом, этот квалифицированный состав преступления будет окончен как с момента совершения действий, указанных в ч. 1, вне зависимости от последствий, но в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, так и с момента причинения ущерба. Таким образом, на наш взгляд, законодатель в одном составе объединил и формальный, и материальный подход к решению вопроса об определении момента оконченного состава преступления. В этой связи подобные составы мы отнесли бы к формально материальным составам преступления*(62).
И наконец, говоря о видах составов преступлений, следует обратить внимание на использование для классификации составов критерия объема. На основании этого критерия выделяются родовые и видовые (специальные) составы преступлений. Родовые составы включают в себя общие, типичные признаки какого-либо вида преступления, а специальные, кроме того, - дополнительные признаки, выделяющие из общего вида подвид преступного деяния. Исходя из сказанного, к родовому составу преступления следует отнести, например, убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ). Этим составом
охватывается убийство любого лица в связи с указанными обстоятельствами. В то же время убийство лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, содержит признаки преступления, предусмотренные ст. 295 УК РФ. Этот состав преступления по отношению к предыдущему будет являться видовым, так как, включая в себя все признаки родового состава, он обладает дополнительными признаками, выделяющими его, делающими специальным. Практически в этом случае речь идет о конкуренции общей и специальной нормы, при наличии которой в соответствии с ч. 3 ст. 17 УК РФ ответственность наступает по специальной норме.
Выделение различных видов составов преступлений по различным критериям является не просто теоретической разработкой, но имеет и большое практическое значение. Установление признаков различных составов позволяет дать правильную юридическую оценку (квалификацию) деяния. Так, на основании выделения материальных и формальных составов определяется момент окончания преступления. Наличие основных составов, составов со смягчающими и отягчающими обстоятельствами позволяет выделить конкретный вид преступного деяния. Сложные составы требуют установления всех признаков именно сложного состава, относящихся к объекту, объективной или субъективной сторонам преступления, и т.д. Таким образом, можно сказать, что учение о составе преступления и его видах относится к основополагающим в теории уголовного права и в уголовном законодательстве.
- 1 2 3 4 5 6
Европейский суд по правам человека
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) (также встречается написание Европейский Суд по правам человека[⇨], англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства — члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, включающий все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.
Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.
Юрисдикция Европейского суда по правам человека
Зал суда
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ (ст. 15, ч. 4 Конституции РФ). Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколам к ней (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ). Согласно этому закону (ст. 1) РФ признала ipso facto обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека по толкованию и применению конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемых нарушений Россией положений перечисленных международных договоров[2]. Вступившие в силу для Российской Федерации в мае 1998 года, конвенция и протоколы являются составной частью правовой системы страны и обладают большей юридической силой, чем национальные законы[25].
Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.
Неисполнения решений Суда государствами — членами Совета Европы, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы[2]. Бывают исключения, например Великобритания отказалась выполнять решение ЕСПЧ по делу Хёрста[en]. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.
В соответствии со ст. 46 конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство — участник конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств — участников конвенции.
Компетенция Европейского суда по правам человека
Европейский Суд по правам человека имеет право[2]:
рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский Суд по правам человека против одного или нескольких государств — членов Совета Европы или против Европейского союза;
признавать факт того, что было нарушено то или иное право заявителя;
присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
толковать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод;
устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определённом государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик своё обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда по правам человека