ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Макашова Фиала Казбековна преподаватель ПЦК начального образования ГБПОУ "Северо-Осетинский педагогический колледж» г. Владикавказ | Makashova Fiala Kazbekovna Lecturer of the PCC of primary education, GBPOU "North Ossetian Pedagogical College", Vladikavkaz |
«РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ БЫЛИН В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
"ROLE OF BYLINA IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN"
Аннотация: статья затрагивает роль изучения былин в современном образовательном процессе младших школьников, рассматривает структуру и типы былин как части русского фольклора, методическую составляющую работы с былиной, её дидактический потенциал в воспитании и развитии младшего школьника.
Abstract: the article touches upon the role of the bylina the modern educational process of junior schoolchildren, considers the structure and types of as bylina part of Russian folklore, the methodological component of working with bylina,
it's didactic potential in the upbringing and development of junior schoolchildren.
Ключевые слова: фольклор, былина, образ - концепт «герой», младший школьник, образование, воспитание, речевое развитие, литературное чтение, русский язык.
Key words: folklore, bylina, image-соncept «hеro», junior schoolchild, education, upbringing, speech development, literary reading, Russian language.
Трудно представить себе детство младшего школьника без учебника по литературному чтению, в содержание которого не будет включен заглавный элемент русского фольклора - былина. Название «былина» (более древнее название «старина») произошло от русского слова «быль» - былое, имевшее место быть событие. Жанр былины аутентичен т.к. существует только в русском фольклорe, однако, имеет свои аналоги у других народов (предание, легенда, сказание). Что касается места возникновения былины, то мнения разделяются ,однако, самая распространённая теория предполагает, что первые варианты былины — южнорусского (киевского) происхождения, более поздние - северо-западного (новгородского). Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают традиционный образ-концепт героя - идеал мужественного, преданного родине и народу человека, прочно вошедшего в национальную культуру нашей страны.
Былина– уникальное многовековое наследие русского народа, сокровищница мудрости, кладезь доброты и чуткости , образец примера младшим. Былина синонимична незыблемости нравственных и моральных качеств личности человека, воле, превозмоганию трудностей и лишений, культу физического здоровья и крепости духа. Несмотря на многовековую историю былины, её роль современном образовательном процессе младших школьников неоспорима – сегодня былина обретает новый национально-ориентированный виток и несет особую актуальность за счет своего дидактического потенциала.
Согласно содержанию и хронотопу былины подразделяются на ранние былины о «старших» богатырях, герои которых являются олицетворением непознанных сил природы, связанных со славянской мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потрыск. На смену древнейшим мифологизированным богатырям пришли новые героические персонажи своего времени, зачастую, имевшие реальные прототипы – Илья Муромец (боевой монах Илия, живший во времена Владимира Мономаха), Добрыня Никитич (отважный воевода, родной дядя князя Владимира) и Алеша Попович (смекалистый ростовский боярин). В образовательные программы для начальной школы (3 класс) выборочно внесены адаптированные версии былины более позднего цикла.
«Взлет» научно-популярного интереса к былине произошел в конце ХVII. Большую роль в сохранении и раcпроcтранении былин сыграл крестьянин Трофим Рябинин - представитель династии былинных сказителей Рябининых. Переняв от отца песенный материал, заключавшийся в 14 былинах и 6000 духовных стихах в 1892 году он пел былины в Петербурге по приглашению именитых ученых мужей того времени. Благодаря этому факту многие былины сохранились и дошли до нашего времени в практически исконном варианте, представляя собой литературный памятник русского эпоса. Известный фольклорист Калугин В.И. писал: «Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нём убита. А множество признаков убедили меня, что северорусский крестьянин (Рябинин), поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа».
Былины отличаются устойчивостью структуры: запев, зачин , повторы, лeйтмотив, исход. Помимо этого, в былинах часто применяются троекратные повторения, используются средства художественной выразительности, такие как: гиперболизации , аллегория, олицетворение , метафора. Былине присуща красочная, но лаконичная лексика с обильным количеством историзмов архаизмов:
«Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град».
По сюжетным особенностям можно выделить следующие виды былин:
1) героические, богатырские - повествующие о подвигах богатырей (об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Святогоре -богатыре, Микуле Селяниновиче);
2)социально-бытовые - отображающие уклад жизни ("Садко в подводном царстве");
3)волшебно-сказочные - с проявлениями чудес ("Три поездки Ильи Муромца");
4) исторические песенные ("О Михаиле Козаринове");
5)былины-пародии, скоморошина ("Фома и Ерема").
В былинах много исторически достоверных примет: описание обихода того периода, деталей костюма, старинного вооружения, архитектуры. В ранних былинах воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич и другие древнерусские города, по сей день сохранившие свои географические координаты и названия. В былинах обозначены имена исторических деятелей: князь Владимир Святославович, Владимир Всеволодович Мономах, князь Владимира «Красно солнышко».
Былина не только формирует патриотические представления и нравственные ориентиры, но и уничижает негативные проявления, тем самым вызывает порицание и осуждение личности антигероя и его поступков, а значит отличается особой этикетностью и моралью [2.1;с.3]. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что в виду многонациональной специфике Российская Федерация объединяет в своем составе более 190 этносов, каждый из которых является хранителем своего уникального устного народного творчества (фольклора). Учитывая эту особенность, русская былина может выступать в качестве механизма формирования гражданской идентичности у детей в национальных школах.
Многие русские классики вдохновлялись былинным материалом. Былинные мотивы наблюдаются у А.С. Пушкина – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Тридцать три богатыря», вышедшие «на брег песчаный и пустой» в поэме «Руслан и Людмила». Также былинную тематику можно проследить в творчестве В.А. Жуковского: комическая опера «Алеша Попович,или страшные развалины», баллады «Людмила» и «Светлана» и д.р.
Слушая или самостоятельно читая былину ребёнок
учится сопереживать, обретать силу и надежду, понимать образ-концепт «герой», понимает ценность самопожертвования, узнает новое, учится сопереживать.
Именно младший школьный возраст особенно cензитивен к усвоению учебного материала, открыт к воспитательному процессу, он позволяет формировать личностные качества учащихся в различных аспектах духовно-нравственного развития. Сопровождая школьника c ранних лет , былина оказывает большое влияние на его развитие и обогащение речи, помогает ему выстроить правильную культурно - историческую модель событий прошлых веков. Именно оно запускает воображение, создаёт яркие образы народа , облагораживает душу, формирует бережное отношения к природе родного края, вызывает чувства любви к Родине.
Обращаясь к ФГОСТ НО [5,3] внедрение былины и отрывков из ее в учебные занятия соответствует его целям и задачам , формирует УУД –предметные, метапредметные, коммуникативные, личностные и регулятивные , позволяет достичь ожидаемые результаты обучения. Методическая универсальность былины позволяет включать ее элементы в уроки литературного чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, математики, классные часы и внешкольные мероприятия , цикл «Разговоры о важном» .
Нельзя не отметить речевые навыки, получаемые младшими школьниками при работе с былиной. В процессе их изучения у учащихся формируется навык лексической работы, возрастает общее количество используемых в речи словосочетаний и синтаксических конструкций, прослеживается более выразительное оформление связного высказывания за счет читательской эмпатии - проживания прочитанного вместе с героем. Лексико-семантическая сторона в изучении былин - один из главных ее методических аспектов [1,2]. Учитывая прием сопоставления современной и архаической лексики, дифференциации языковых особенностей устаревших слов в рамках речевого развития младших школьников целесообразно проводить «лексические минутки», изучать морфемные особенности состава слов, используемых в былинах.
Задание 1.Сопоставь устаревшие слова из былины «
Вольга и Микула Селянинович" и их значения. Укажите к какой части речи они относятся.
булат | старинная мера веса |
грош | кожа |
сафьян | старинная монета |
пуд | отмечать |
пометывать | сталь |
матереть | войско |
дружина | взрослеть |
Задание 2. С помощью каких морфем образованы выделенные слова? Выделите их:
«К обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град
Нагнано-то силушки черным-черно,
Прямоезжая дорожка заколодела,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
Так все травушки-муравы уплеталися,
Да й лазоревы цветочки осыпалися,
Темны лесушки к земле все приклонилися
Во свои берет во белы он во ручушки.
Он тетивочку шелковеньку натягивал…»
Таким образом, мы рассмотрим использования вежливых и ласковых слов не только через призму художественно-выразительных средств, но и через способ их образования (суффиксальный).
В былинах встречаются сложные слова, трeбующиe прeдваритeльного разъяснения. Их следует выписывать на доску и дать нeобходимыe пояснения до чтения в учeбникe, чтобы при слушании нe нарушать интонирование текста.
Список историзмов в былине "Вольга и Микула Селянинович":
Кафтан – долгополая старинная одежда;