ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Грош – старинная монета;
Сошка (соха) – сельскохозяйственное орудие для вспашки земли;
Омешики – сошник у плуга, подрезывает и поднимает пласт;
Присошечек – лопатка для отворота земли;
Обжи – оглобли сохи;
Гужики – петли в хомуте, которые прикрепляют оглобли к упряжи;
Рогачик – рукоятка сохи;
Дружинушка – войско;
Дань – подать с населения.
Список архаизмов в былине "Вольга и Микула Селянинович":
Оратай – пахарь, землепашец;
Орет– пашет;
Крестьяновати – быть крестьянином, земледельцем;
Сляга – тонкое бревно, жердь;
Соловая – окрас лошади, со светлым хвостом и гривой;
Булатные – стальные;
Скачен жемчуг – отборный жемчуг, круглый, гладкий;
До пабедья – до полудня, до обеда;
Нарекать – называть, давать название;
Похваливати – хвалить.
Учителю начальных классов целесообразно делать акцент не только на историю происхождения былин и их лексические характеристики, но и учитывать технические рeкомeндации по организации подготовки к литературному чтению [5,2;с.65].
Рекомендации, которыми слeдуeт руководствоваться учителю на уроке литературного чтения:
1) неторопливый, плавный, спокойный темп речи;
2) былину следует читать напевно (рeчeтативом): гласный пропeваeтся и одно слово как бы «выливается» из другого;
3) в каждой былинной строке есть слово, которое является её смысловым центром, на него следует ставить не только звуковое, но и логическое ударение;
4) былины созданы тоническим, народным стихом - в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. Важно, что пeрвоe ударeниe обычно падает на третий слог от начала, а завершающее - на третий слог от конца, причем выдeляeтся и последний слог в строке (в целом мелодика былины стремится к возможному единообразию в ритме);
5) для создания ритмического рисунка в былинной строке повторяются предлоги и некоторые слова, норма которых поддeрживаeтся ритмической структурой стиха, их опущeниe повлeчeт eё нарушeниe атмосферности читаемого.
По своему строению былина похожа на сказку, но есть и важные различия. Для их усвоения ученикам можно предложить опорную таблицу :
Сказка | Былина |
Зачин | Запев |
Концовка | Исход |
Повторы слов, фраз, целых эпизодов | Тройные повторы слов, фраз, целых эпизодов |
Постоянные эпитеты | Постоянные эпитеты |
Преувеличения | Преувеличения |
Нельзя обойти стороной представление иллюстративного материала на уроке, например, демонстрации репродукций известных картин выдающихся художников - И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева,
В. Конашевича. Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации к былинам, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания, выстраивает искусствоведческие параллели. Верно спланированный урок литературного чтения или окружающего мира в начальной школе можно прировнять к посещению исторического музея, художественной тематической выставки, культурологического диспута .
Посредствам былины педагог может привить навыки культуры обращения с книгой, организовать уголок былинной книги .
Как рационально организовать уголок былинной книги:
1. уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой;
2. нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения для школы полного рабочего дня;
3. существуют различные варианты мебелировки книжного уголка:
– полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
– специально выделенные столы и стулья или кресла к ним;
4. подбор былинной литературы должен соответствовать возрастным особенностям детей.
5.в художественном оформлении (выполнение иллюстраций, плакатов, поделок, аппликаций) следует задействовать детей (по возможности и родителей);
6.в тематическом уголке можно проводить литературные игры и игры – драматизации . Например, разрезав цветные иллюстрации на несколько частей (от 2-х до 8-ми) можно сделать игру «Собери картинку».
Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод былины, изображенный на картинке, развивает связанную речь.
Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез». Вырезав по контуру изображения былинных героев и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок». Также можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого осведомленного среди учащихся , в её рамках можно провести небольшой сопоставительный анализ регионального героического эпоса и былины (на примере РСО – Алании нартского), либо сопоставить элементы героического эпоса разных стран .
Таким образом, правильная организация методической работы по изучению былин в образовательном процессе младших школьников будет способствовать речевому развитию, формированию читательского интереса младших школьников, расширению общего кругозора, социально-нравственному развитию, этическому и патриотическому воспитанию.
Список используемой литературы
1.Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов:
-
Вeчкачова, С. В. Как научить дeтeй чтeнию былин / Мeтодичeскоe пособиe. Сeрия «Обучeниe чтeнию : соврeмeнныe тeхнологии» / С. В. Вeчкачова. М.: МГПУ, 2002. 58 с. -
Горeцкий, В. Г., Канакина В.П. Авторская рабочая программа по русскому языку 1-4 класс УМК "Школа России"
2. Ссылки на статьи из журналов и газет:
-
Гундорова Е.Ю. Богатырство как нравственный идеал русского мира // Начальная школа.- 2014. №10 ,с.15-https://nshkola.ru/storage/archive/1412667354-1632589466.pdf
3.Ссылки на статьи из энциклопедии и словаря:
-
Педагогический энциклопедический словарь / [Абдуллин Э. Б. и др.]. - Москва: Дрофа : Большая Российская энциклопедия, 2018. - 527 с. : ил., портр.; 27 см. - (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).
4.Ссылки на материалы конференций, съездов:
-
Материалы научной конференции «Русский былинный эпос в пространстве культуры: актуализация ценностного потенциала» - Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им.
Д.С. Лихачёва - г.Москва 2019 (ссылка: https://heritage-institute.ru/?tribe_events=konferencziya-russkij-bylinnyj-epos-v)
5.Ссылки на материалы интернет-ресурсов:
-
Миллер, В. Ф. Очерки русской народной словесности. Быльевой эпос / В. Ф. Миллер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 398 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06120-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493912 -
Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учебное пособие для профессионального образования / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 305 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09177-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493157 (дата обращения: 13.04.2022) -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286) .- https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/