Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Теоретические основы принятия решений в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

± наличие элементов параметра, + наличие параметра, - отсутствие

Анализируя данные таблицы 4, следует отметить, что в ООО ТК «Транс-Авто» управленческая деятельность осуществляется преимущественно на уровне экстраполирования прошлых и настоящих тенденций. Реализация принятых решений отслеживается и анализируется с целью осуществления соответствующих корректировок. В то же время отмечаются следующие недостатки в управленческой деятельности ООО ТК «Транс-Авто»: конкретного описания обязательств, связанных с реализацией функции контроля ни в одной из должностных инструкций нет. В результате данный вид управленческой деятельности осуществляется по остаточному принципу без должного несения за результаты этой работы ответственности.

Количественные показатели, характеризующие процесс принятия и реализации управленческих решений в ООО ТК «Транс-Авто» представлены в таблице 5.

Таблица 5

Количественные показатели, характеризующие процесс принятия и реализации управленческих решений (по данным 2013 г.) [22]

Показатель

Значение, %

Удельный вес распоряжений, выполненных полностью, в надлежащем объеме, с предусмотренным качеством и точно в срок

45,00

Удельный вес распоряжений, выполненных полностью, в надлежащем объеме, с предусмотренным качеством, но с задержкой

25,00

Удельный вес распоряжений, выполненных не в полном объеме

20,00

Распоряжение переадресовано другому подразделению

10,00

Анализ показывает, что в ООО ТК «Транс-Авто» выполняют распоряжение полностью, то есть в надлежащем объеме и с предусмотренным качеством, и точно в срок в 45% случаев, в 25% случаев выполнение решений происходит, но затягивается, в 10% случаев решение переадресовывается другому подразделению и в 20% выполняется не в полном объеме в течение отведенного времени.

В таблицах 6–7 представим состояние и динамику процесса принятия управленческих решений в ООО ТК «Транс-Авто» в исследуемый период.

Таблица 6

Состояние и динамика процесса принятия управленческих решений в ООО ТК «Транс-Авто» в исследуемый период (2016-2018 г.г.) [23]

Показатели

2016 год

2017 год

2018 год

Количество проведенных совещаний руководства по определению стратегических целей

3

6

5

Количество решений, принятых на предприятии

1018

1050

1067

Количество реализованных решений

956

989

1042

Количество используемых при разработке управленческих решений методик

7

9

15

Количество прогрессивных методик

2

3

5

Количество решений, имеющих методическое обеспечение

714

731

763

Количество решений, требующих методическое обеспечение

893

885

930

Количество решений, реализованных с положительным результатом

652

643

707

Объем использованной информации

11343

12948

13570

Объем входящей информации

11916

13010

13900

Объем эффективно используемой информации

10416

11933

13475

Объем информации на вышестоящем уровне

11712

12855

13743

Объем информации на нижестоящем уровне

8771

9283

10987

Количество принимаемых решений при наличии полной информации

715

731

749

Количество анализируемой информации

10513

12123

13425

Количество информации, собранной предприятием самостоятельно

2521

2589

3667

Количество информации, собранной без активного участия предприятия

8822

10359

10083


Анализ таблицы 6 показывает, как увеличивается число принимаемых решений в ООО ТК «Транс-Авто». Также в этой таблице отражен такой критерий, как лицо, принимающее решение в данной области. В исследуемом периоде в наибольшей степени происходит рост управленческих решений в финансовой сфере: в 2017 г. на 20% по сравнению с 2016 г., а в 2018 г. прирост составил 83%.

Таблица 7

Состояние и динамика процесса принятия управленческих решений

в ООО Тк «Транс-Авто» в исследуемый период (2016-2018 г.г.), %[24]

Показатели

2016 год

2017 год

2018 год

Лицо, принимающее решение

Принятие финансовых решений

100

120

183

Главный бухгалтер и директор

Принятие маркетинговых решений

100

122

164

Маркетолог

Принятие решений в управлении персоналом

100

118

123

Начальник отдела кадров

Принятие решений в управлении качеством

100

127

148

Начальник автоколонны

Принятие решений в стратегическом управлении

100

200

50

Генеральный директор

Принятие решений в управлении информацией

100

106

112

Начальник диспетчерской службы

Лицами, принимающим решения в сфере финансов является главный бухгалтер и генеральный директор предприятия. В про­цессе своей деятельности главный бухгалтер ООО Тк «Транс-Авто» прини­мает управленческие решения в области планирования финансовой деятельности; регулирования денежного оборота; учета затрат и результатов основной, инвестиционной и финансовой деятельности; анализа и оценки эффективности использования и вложения ка­питала; контроля за расходованием и поступлением денежных средств.

В 2017 г. число решений в области управления персоналом выросло на 18% по сравнению с 2016 г., а в 2018 г. рост составил 23% по сравнению с 2016 г. Решения, принимаемые начальником отдела кадров, включают планирование качественной и количественной потребности в персонале; сбор и анализ маркетинговой информации о пер­сонале; вербовку, оценку и отбор персонала; определение содержания труда (разработка долж­ностных инструкций); оценку результативности труда на рабочих мес­тах; профориентацию и адаптацию персонала; разработку систем оплаты труда; мотивацию трудового потенциала; управление конфликтами и формирование информационной базы кадровых сведений (учет и статистика данных).


Решения по стратегическому управлению в ООО ТК «Транс-Авто» принимает генеральный директор. В 2017 г. число решений в стратегическом управлении выросло на 100% по сравнению с 2016 г., а в 2018 г. произошло снижение на 50% по сравнению с 2017 г.

Стратегические решения в ООО ТК «Транс-Авто» определяют общее направ­ление развития, главные цели, они закладывают кон­цептуальную основу для принятия управленческих решений во всех сферах деятельности предприятия, однако, стратегическим решениям не уделяется достаточного внимания.

Решения в области управления информацией принимаются начальником диспетчерского отдела. В 2017 г. число решений в управлении информацией выросло всего на 6% по сравнению с 2016 г., а в 2018 г. прирост составил 12% по сравнению с 2016 г.

В 2017 г. число решений в области управления качеством выросло на 27% по сравнению с 2016 г., а в 2018 г. прирост составил 48% по сравнению с 2016 г. Решения в данной сфере принимает начальник автоколонны. В рамках системы управления качеством принимаются следующие решения: формулировка требований к качеству; установление параметров качества услуг; установление допустимых отклонений от заданных параметров; выбор методов контроля; назначение лиц, ответственных за осуществление контроля.

Рассмотрим методы принятия управленческих решений в организации.

Таблица 8

Методы принятия управленческих решений в ООО ТК «Транс-Авто» [25]

Метод

Реализация в ООО ТК «Транс-Авто»

Комментарий

1

2

3

1. Методы ситуационного анализа

Кейс-метод

+

Пошаговый разбор ситуаций. Применяется в процессе совещаний при директоре.

«Мозговая атака»

_

Анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки и выработки коллективной точки зрения. Не применяется

Двухтуровое анкетирование

-

Установление влияющих факторов путем индивидуальной работы специалистов. Не применяется.

Факторный анализ

+

Получение аналитической зависимости, отражающей степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, характеризующие ситуацию. Применяется главным бухгалтером.

Многомерное шкалирование

-

На основании математической обработки информации устанавливаются факторы, влияющие на развитие ситуации. Не применяется

Методы моделирования

Модели теории игр

+

Оценка воздействия принимаемого решения на конкурентов. Используется не так часто в силу сложности и динамичности внешней среды.

Модели теории массового обслуживания

-

Определение оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. НЕ применяется

Модели управления запасами

-

Определение времени размещения заказов на ресурсы и их количества. Не применяется.

Имитационное моделирование

-

Создание модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации.

Экономический анализ

+

Оценка финансово-экономического состояния предприятия. Применяется наиболее активно.

Оптимальное линейное программирование

-

Нахождение максимума или минимума целевой функции при заданных ограничениях. Не применяется.

Методы, применяемые на этапе определения альтернатив

Морфологический анализ

-

Получение новых решений путем составления комбинаций элементов морфологической модели (матрицы). Не применяется.

Методы ассоциаций и аналогий

-

Выявление новых идей. Не применяется.

Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота.

-

Подведение к решению проблемы с помощью наводящих вопросов. Не применяется.

Метод «матриц открытия».

-

Выбор и изучение поля возможных решений с помощью матрицы. Не применяется.

Синектика

-

Поиск нужного решения благодаря преодолению психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путем. Не применяется

Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив

Методы многокритериальной оценки.

+

Оценка и сравнение альтернатив по нескольким критериям.

Методы экспертной оценки.

+

Построение экспертом рациональной процедуры интуитивно-логического анализа в сочетании с количественной оценкой и обработкой результатов.

Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки результата

Функционально-стоимостный анализ.

+

Выявление зон дисбаланса между функциями объекта и затратами на них. Применяется главным бухгалтером.

Метод цепных подстановок.

+

Последовательная замена плановых величин одного из факторов для определения степени его влияния на функцию. Применяется главным бухгалтером.

Причинно-следственный анализ.

-

Определение иерархии причин и следствий до той точки, в которой можно предпринять действие, устраняющее проблему.


По данным таблицы 8 видно, что на предприятии применяется лишь часть методов разработки и принятия управленческих решений, преимущественно традиционных и относящихся к категории формальных.

Глава 3. Разработка управленческих решений в целях повышения

эффективности деятельности ООО ТК «Транс-Авто»

На основе анализа внешних и внутренних факторов ООО ТК «Транс-Авто», влияющих на эффективность управленческих решении, с учетом перечня препятствий, стоящих на пути разработки и принятия решений предложены направления создания условий, способствующих повышению их эффективности на рис. 3.

Рисунок 3. Приоритетные направления и рекомендации по совершенствованию технологии принятия управленческих решений в ООО ТК «Транс-Авто»[26]

Рассмотрим блок разработки системы поддержки принятия решений. Программа позволяет осуществлять прогноз чистого дисконтированного дохода. Основу программы составляет имитационная модель, построенная с помощью инструмента имитационного моделирования AnyLogic 6. В таблице 9 представлена имитационная модель грузоперевозок.

Таблица 9

Имитационная модель грузоперевозок[27]

Содержание

Этапы

Название

Этап 1

Экспериментальный анализ

Составляет предварительный прогноз чистого дисконтированного дохода к 2018 г. при следующих входных параметрах: годовые инвестиции, безрисковая ставка, премия за риск, процент инфляции, затраты на перевозку 1 км дороги, постоянные издержки, переменные издержки

Этап 2

Стохастический анализ

Составляет предварительный прогноз чистого дисконтированного дохода к 2018 г. при следующих входных параметрах: среднеквадратическое отклонение цены за 1 000
км от тренда, среднеквадратическое отклонение спроса от
заданного, среднеквадратическое отклонение издержек от
плановых

Этап 3

Анализ результатов

Происходит на основе выходной информации, которая содержит показатели чистого дисконтированного дохода


Прогноз чистого дисконтированного дохода (NPV) по сценариям происходит до 2019 г. Результаты по сценариям имитационного моделирования представлены в таблице 10.

Второй этап заключается в проведение стохастического анализа. Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной).

Таблица 10

Результаты по сценариям имитационного моделирования[28]

№ сценария

Характеристика

Годовые
инвестиции (млн. руб.)

Бездисковая ставка (%)

Премия
за риск

(%)

Процент инфляции

(%)

Прогноз
NPV до
2019 г.
(млн. руб.)

1. Сценарий

Оптимистический

50

20

30

10

1100

2. Сценарий

Наиболее
вероятный

100

12

15

12

700

3. Сценарий

Пессимистический

190

10

10

16

153

Входные параметры стохастического анализа являются среднеквадратическое отклонение цены за 1 000 км от тренда. Среднеквадратическое отклонение спроса от заданного, среднеквадратическое отклонение издержек от плановых. Результаты по трем экспериментам стохастического анализа приведены в таблице 11.

Таблица 11

Результаты по трем экспериментам стохастического анализа[29]

№ эксперимента

Характеристика

Среднеквадратическое отклонение цены за 1 000 км от тренда (руб.)

Среднеквадратическое отклонение
спроса услуг
перевозчика от заданного (%)

Среднеквадратическое отклонение
издержек услуг грузоперевозчика
от плановых (%)

Прогноз
NPV до
2019 г.

(млн. руб.)

эксперимент 1

Оптимистический

63

2.8

2,7

1.351

эксперимент 2

Наиболее
вероятный

30

3

3

1.341

эксперимент 3

Пессимистический

9

10

10

1,340