Файл: «Теории происхождения государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

[8]Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например, между федерацией и ее субъектами.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.


С учетом перечисленных признаков государство можно определить, как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Например, государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (проф. В.М. Корельский). Другое определение: «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (проф. М.И. Байтин). Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории (проф. В.В. Лазарев и доц. С.В. Липень).

Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.

[9]Сущность выражается во множестве ее внешних проявлений. Применительно к сущности государства можно отметить, что такими внешними ее проявлениями являются функции государства, посредством которых:

— воплощается и раскрывается его активная служебная роль в качестве субъекта политической системы, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене;

— выражается и конкретизируется его классовая и общечеловеческая сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества;

— проявляются особенности исторического развития, государства социально-экономических и политических преобразований в жизни общества.

Таким образом, функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение, которые задаются характером исторически определенного общества.

Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание каждой функции складывается из разнообразных аспектов деятельности государства. Например, функция поддержания в обществе правопорядка состоит из принятия соответствующих нормативных правовых актов, создания и деятельности судов, а также милиции, исправительных учреждений и других правоохранительных органов. Содержание функций не остается неизменным, оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе.


Содержание функций изменяется особенно быстро в периоды радикальных экономико-социальных преобразований, революций.

В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно, и его различные функции.

Так, анализируя соотношение классового и общесоциального в государстве, можно сделать вывод о том, что следует различать государства:

— с преимущественно классовыми функциями;

— с преимущественно общесоциальными (демократическими) функциями.

В государствах с преимущественно классовой сущностью ведущее значение имеют функции:

— прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения;

— охрана частной собственности;

— поддержка существующих экономических отношений и правопорядка.

В государствах с преимущественно общесоциальной сущностью:

— утрачивает значение функция прямого подавления какоголибо социального слоя, класса. На смену приходит функция поиска сотрудничества, компромисса между социальными слоями;

— ведущее значение приобретают функции:

• охраны всех существующих форм собственности на средства производства;

• организаторские функции во всех сферах жизнедеятельности общества;

• решения задач демократического строительства.

В современных условиях возрастает значение функций:

— поддержания экологического равновесия;

— борьбы с болезнями;

— международного культурного и научно-технического сотрудничества (освоение космоса, изучение и использование ресурсов Мирового океана, создание всемирной службы погоды, охрана окружающей среды и т.д.);

— борьбы с международным терроризмом.

Итак, изменения, происходящие в мире, оказывают влияние на содержание функций. На содержание функций современных государств оказывают влияние также научно-технический прогресс, процессы информатизации, национальные и религиозные факторы и др.

Органы государственной власти имеют свои функции. Функции органов государства — это направления их деятельности в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме.

Осуществление функций государства представляет из себя процесс реализации государственных функций различных государственных органов. Функции государства соотносятся с функциями отдельных государственных органов как общее с частным. Функции государственных органов в совокупности составляют функции государства как единого целого, системы.


Например, одной из функций государства является поддержание правопорядка. Данную функцию государства реализует ряд правоохранительных органов. Каждый из таких органов имеет свои, более частные функции.

Функции государства классифицируются по различным критериям:

а) по характеру государственного воздействия на общественные отношения все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, защита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

б) по важности для общества — основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

в) по времени действия — постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

г) по степени отражения интересов различных групп населения — ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые), например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды;

д) по объектам воздействия (по сфере деятельности) — внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.

Правовые формы — это деятельность, связанная с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм:

— на правотворческую деятельность;

— исполнительную (управленческую) деятельность;

— судебную деятельность.

Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей.

Некоторые авторы (например, М.И. Байтин) к этому перечню добавляют контрольно-надзорную деятельность государства.


В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются:

а) на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;

б) правоприменительную деятельность — это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.

[10]Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.).

Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы, которые иногда называют неправовыми формами деятельности государства.

Это деятельность, не требующая ее полного и строгого юридического оформления. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий.

Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются: а) на организационно регламентирующие; б) организационно-хозяйственные; в) организационно-идеологические.