Файл: Рабочая программа коррекционных занятий развитие психомоторики и сенсорных процессов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх-и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов).
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов).
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов.
Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (7 часов).
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (10 часов). Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое –ещё суше, влажное –мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий –слаще, кислый –кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Определение и измерение веса разных предметов на весах. Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый –грязный, тёмный –светлый, вредный –полезный) и противоположные действия, совершаемые спредметами (открыть –закрыть, одеть –раздеть, расстегнуть –застегнуть).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.
Раздел 8. Восприятие пространства (6 часов).
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнеми дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.
Раздел 9. Восприятие времени (7 часов).
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Учащиеся должны уметь:
-
целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий; -
выполнять точные движения при штриховке двумя руками; -
пользоваться элементами расслабления; -
группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом; -
смешивать цвета, называть их; -
конструировать сложные формы из 6-8- элементов; -
находить нереальные элементы нелепых картинок; -
определять противоположные качества и свойства предметов; -
самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам; -
распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу; -
определять на слух звучание различных музыкальных инструментов; -
моделировать расположение предметов в заданном пространстве; -
определять возраст людей.
Результаты на уровне:
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов дети должны научиться:
-
Ориентироваться на сенсорные эталоны; -
Узнавать предметы по заданным признакам; -
Сравнивать предметы по внешним признакам; -
Классифицировать предметы по форме, величине, цвету; -
Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; -
Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; -
Давать полное описание объектов и явлений; -
Различать противоположно направленные действия и явления; -
Определить последовательность событий; -
Ориентироваться в пространстве; -
Целенаправленно выполнять действия по инструкции; -
Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; -
Опосредовать свою деятельность речью.
Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.
Методы:
-
Диагностика -
Ролевое проигрывание -
Анализ ситуаций -
Дидактическая игра -
Беседа
Методы оценки эффективности психокоррекционной работы
Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.
-
Положительная динамика - 1 балл.
Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:
- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;
- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;
- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
-
Частично положительная динамика - 0,5 балла.
Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:
- частичное усвоение нового опыта;
- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;
- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
-
Отсутствие динамики - 0 баллов.
Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.
- нечувствительность учащегося к новому опыту;
- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.
Приложение
Тематическое планирование 1 класс (68 часов)
№ | Кол-во часов | Тема урока | Содержание занятий |
1,2 | 2 | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | Диагностика |
Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (14 часов) | |||
3 | 1 | Развитие крупной моторики. | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) |
4 | 1 | Развитие крупной моторики. | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) |
5 | 1 | Формирование чувства равновесия («дорожка следов») | Координировать движения (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем) |
6,7 | 2 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела | Повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.) |
8,9 | 2 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развивать моторику руки, формировать графические навыки |
10,11 | 2 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) | Развивать моторику руки, формировать графические навыки. |
12,13 | 2 | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка | Развивать моторику руки, формировать графические навыки. Обводить и рисовать по трафарету. Штриховать в разных направлениях. Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание). |
14 | 1 | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) | Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание). |
15 | 1 | Работа в технике рваной аппликации | Работать с ножницами. Делать аппликацию. Выполнять графический диктант по показу |
16 | 1 | Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос | Работать с ножницами. Делать аппликацию. Выполнять графический диктант по показу |
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа) | |||
17 | 1 | Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький) | Определять на ощупь величины предмета (большой, маленький, самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек» |
18 | 1 | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | Определять на ощупь предметы с разными свойствами(мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определять на ощупь формы предметов |
19 | 1 | Упражнения в раскатывании пластилина. | Работать с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние)Лепка «Угощение» |
20 | 1 | Игры со средней мозаикой | Играть со средней мозаикой |
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа). | |||
21 | 1 | Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. | Формировать ощущения от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется» |
22 | 1 | Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) | Формировать ощущения от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. |
23 | 1 | Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений | Формировать ощущения от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. |
24 | 1 | Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) | Имитировать движение поз (повадки животных, природных явлений). |
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (18 часов) | |||
25,26 | 2 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | Формировать набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначать словом. Сравнивать 2-3 предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. |
27,28 | 2 | Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом | Формировать набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначать словом.. |
29 | 1 | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) | Группировать предметы по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). |
30 | 1 | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» | Группировать предметы по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). |
31 | 1 | Работа с геометрическим конструктором | Составлять сериационные ряды из 3-4 предметов по заданному признаку. |
32 | 1 | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета) | Составлять сериационные ряды из 3-4 предметов по заданному признаку. |
33 | 1 | Различение предметов по величине (большой — маленький) | Составлять сериационные ряды из 3-4 предметов по заданному признаку. |
34 | 1 | Сравнение двух предметов по высоте и длине | Сравнивать 2-3 предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом |
35 | 1 | Сравнение двух предметов по ширине и толщине | Сравнивать 2-3 предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом |
36 | 1 | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | Конструировать предметы из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различать основные части хорошо знакомых предметов. Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали). |
37 | 1 | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) | Различать цвета и оттенки. Подобрать оттенки цвета к основным цветам. |
38 | 1 | Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | Различать цвета и оттенки. Подобрать оттенки цвета к основным цветам. |
39 | 1 | Различение и обозначение основных цветов. | Различать цвета и оттенки. Подобрать оттенки цвета к основным цветам. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» |
40,41 | 2 | Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали) | Конструировать предметы из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различать основные части хорошо знакомых предметов. Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали). |
42 | 1 | Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале | Конструировать предметы из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различать основные части хорошо знакомых предметов. Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали). |
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (5 часов) | |||
43 | 1 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога) | Формировать произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Находить различия у двух сходных сюжетных картинок. |
44 | 1 | Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы» | Формировать произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Находить различия у двух сходных сюжетных картинок. |
45 | 1 | Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки) | Формировать произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Находить различия у двух сходных сюжетных картинок. |
46 | 1 | Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета) | Различать «наложенные» изображения предметов (2-3 изображения). Запоминать 3-4 предмета, игрушки и воспроизводить их в исходной последовательности. |
47 | 1 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | Практическое занятие |
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (4 часа) | |||
48 | 1 | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом | Ощущать температуру от теплых, горячих, холодных предметов. Измерять температуру воздуха с помощью градусника. |
49 | 1 | Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» | Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варенное), обозначать словом вкусовых ощущений. |
50 | 1 | Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху» | Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). |
51 | 1 | Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести | Воспринимать чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнивать три предмета по весу (тяжелый – средний – легкий). |
Раздел 7. Развитие слухового восприятия (5 часов) | |||
52,53 | 2 | Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). | Дидактическая игра «Узнай на слух». Характеризовать звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). |
54 | 1 | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений | Дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). |
55 | 1 | Различение речевых и музыкальных звуков | Различать по голосу знакомых людей. Характеризовать звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различать мелодии по характеру (весёлая, грустная). |
56 | 1 | Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных) | Подражать звукам окружающей среды. Различать по голосу знакомых людей. |
Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов) | |||
57 | 1 | Ориентировка на собственном теле | Ориентировка: правая или левая рука, правая или левая нога |
58 | 1 | Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.) | Ориентироваться в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; двигаться в заданном направлении, обозначать словом направления движения. Ориентироваться в поле листа (выделение всех углов). Располагать плоскостные и объёмные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражать пространственные отношения между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты |
59 | 1 | Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении | Ориентироваться в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; двигаться в заданном направлении, обозначать словом направления движения. Выражать пространственные отношения между конкретными объектами посредством предлогов. |
60 | 1 | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.) | Ориентироваться в поле листа (выделение всех углов). |
61 | 1 | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) | Ориентироваться в поле листа (выделение всех углов). |
62 | 1 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур | Ориентироваться в поле листа (выделение всех углов). Располагать плоскостные и объёмные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражать пространственные отношения между конкретными объектами посредством предлогов. |
63 | 1 | Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно» | Ориентироваться в поле листа (выделение всех углов). Располагать плоскостные и объёмные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражать пространственные отношения между конкретными объектами посредством предлогов. |
Раздел 9. Восприятие времени (5 часов) | |||
64 | 1 | Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки» | |
65 | 1 | Последовательность событий (смена времени суток) | |
66 | 1 | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» | |
67 | 1 | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели | |
68 | 1 | Дидактическая игра «Веселая неделя» | |