Файл: Рабочая программа коррекционных занятий развитие психомоторики и сенсорных процессов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематическое планирование 2 класс (68 часов)
№ | Кол-во часов | Тема урока | Содержание занятий |
1,2 | 2 | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | |
| 14 | Развитие моторики, графомоторных навыков | Обучать целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координировать движения (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развивать моторику руки, формировать графические навыки. Обводить и рисовать по трафарету. Штриховать в разных направлениях. Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание). Работать с ножницами. Делать аппликацию. Выполнять графический диктант по показу. |
3,4 | 2 | Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс») | |
5,6 | 2 | Координация движений (игры с мячом, обручем) | |
7 | 1 | Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.) | |
8 | 1 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | |
9 | 1 | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) | |
10,11 | 2 | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету | |
12 | 1 | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур | |
13 | 1 | Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога) | |
14 | 1 | Графический диктант (по показу) | |
15 | 1 | Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм | |
16 | 1 | Работа в технике объемной аппликации | |
| 4 | Тактильно-двигательное восприятие | Определять на ощупь предметы с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определять на ощупь формы предметов. Работать с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Играть со средней мозаикой. |
17 | 1 | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые) | |
18 | 1 | Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» | |
19 | 1 | Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние) | |
20 | 1 | Игры со средней мозаикой | |
| 4 | Кинестетическое и кинетическое развитие | Формировать ощущения от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитировать движение поз (повадки животных, природных явлений). |
21 | 1 | Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога) | |
22 | 1 | Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений | |
23 | 1 | Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало» | |
24 | 1 | Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) | |
| 14 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | Формировать набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначать словом. Сравнивать 2-3 предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировать предметы по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составлять сериационные ряды из 3-4 предметов по заданному признаку. Различать цвета и оттенки. Подобрать оттенки цвета к основным цветам. Конструировать предметы из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различать основные части хорошо знакомых предметов. Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали). |
25,26 | 2 | Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб) | |
27 | 1 | Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные) | |
28 | 1 | Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине | |
29 | 1 | Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине | |
30 | 1 | Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога | |
31 | 1 | Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога | |
32 | 1 | Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку | |
33 | 1 | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» | |
34 | 1 | Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» | |
35 | 1 | Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали) | |
36 | 1 | Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.) | |
37,38 | 2 | Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале | |
| 5 | Развитие зрительного восприятия | Формировать произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Находить различия у двух сходных сюжетных картинок. Различать «наложенные» изображения предметов (2-3 изображения). Запоминать 3-4 предмета, игрушки и воспроизводить их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. |
39 | 1 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога) | |
40 | 1 | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок) | |
41 | 1 | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов) | |
42 | 1 | Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения) | |
43 | 1 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | |
| 6 | Восприятие особых свойств предметов | Ощущать температуру от теплых, горячих, холодных предметов. Измерять температуру воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варенное), обозначать словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Воспринимать чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнивать три предмета по весу (тяжелый – средний – легкий). |
44 | 1 | Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник) | |
45 | 1 | Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус» | |
46,47 | 2 | Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений | |
48,49 | 2 | Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений | |
| 5 | Развитие слухового восприятия | Дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеризовать звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различать мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражать звукам окружающей среды. Различать по голосу знакомых людей. |
50 | 1 | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен) | |
51 | 1 | Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки) | |
52 | 1 | Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений | |
53 | 1 | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) | |
54 | 1 | Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу) | |
| 7 | Восприятие пространства | Ориентироваться в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; двигаться в заданном направлении, обозначать словом направления движения. Ориентироваться в поле листа (выделение всех углов). Располагать плоскостные и объёмные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражать пространственные отношения между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты. |
55 | 1 | Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения | |
56 | 1 | Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе» | |
57 | 1 | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов) | |
58 | 1 | Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа | |
59 | 1 | Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами | |
60 | 1 | Пространственная ориентировка на поверхности парты | |
61 | 1 | Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | |
| 7 | Восприятие времени | Знакомить: с порядком месяцев в году; с временами года. Работать с графической моделью «Времена года». Измерять время (сутки, неделя, месяц); часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определять время по часам (с точностью до 1 часа). |
62,63 | 2 | Времена года. Работа с графической моделью «Времена года» | |
64 | 1 | Знакомство с часами (циферблат, стрелки) | |
65 | 1 | Меры времени (секунда, минута, час, сутки) | |
66,67 | 2 | Определение времени по часам. Игры с моделью часов | |
68 | 1 | Дидактическая игра «Веселая неделя» | |
Тематическое планирование 3 класс (68 часов)
№ | Кол-во часов | Тема урока | Содержание занятий |
1 | 1 | Обследование вновь принятых детей | Диагностика: выявление индивидуальных возможностей ребенка, особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками; различают наиболее распространенные цвета (черный, белый, красный, синий, зелёный, жёлтый); слушают и понимают собеседника, выполняют несложные инструкции, отвечают на вопросы. |
Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (12 часов) | |||
2 | 1 | Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир») | Развивать согласованность движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). |
3 | 1 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | Обучать целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога |
4 | 1 | Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.) | Обучать целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога |
5 | 1 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | Развивать моторику руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. |
6 | 1 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) | Совершенствовать точность движений (завязывание, развязывание, застёгивание). |
7 | 1 | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях | Обводить контур изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывать незаконченные геометрические фигуры |
8 | 1 | Рисование бордюров по образцу | Рисовать бордюры. |
9,10 | 2 | Графический диктант (зрительный и на слух) | Графический диктант (зрительный и на слух). |
11,12 | 2 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | Вырезать ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. |
13 | 1 | Работа в технике объемной и рваной аппликации | Работать в технике «объёмной» и «рваной» аппликации. |
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов) | |||
14 | 1 | Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) | Определять различные свойства и качества предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Находить на ощупь контур нужного предмета из 2-3 предложенных. |
15,16 | 2 | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). | Воспринимать поверхность на ощупь (гладкая – шершавая; колючая - пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)» |
17 | 1 | Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» | Работать с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). |
18 | 1 | Игры с сюжетной мозаикой | Играть с сюжетной мозаикой. |
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа) | |||
19,20 | 2 | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений | Формировать ощущения от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). |
21,22 | 2 | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) | Выполнять упражнения по заданию педагога, вербализовать собственные ощущения. Выразительность движений – имитировать животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценировать. |
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (14 часов) | |||
23 | 1 | Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) | Соотносить геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки. Сравнивать и обозначать словом формы 3-4 предметов. |
24 | 1 | Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала | Сравнивать две объёмные геометрические фигуры – круг и овал. |
25 | 1 | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции | Комбинировать разные формы из геометрического конструктора. |
26 | 1 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.) | Сравнивать и обозначать словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставлять части и детали предмета по величине. |
27 | 1 | Дидактическая игра «Часть и целое» | |
28,29 | 2 | Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов | Составлять сериационные ряды из 4-5 предметов по заданному признаку величины. |
30 | 1 | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку | Составлять сериационные ряды из 4-5 предметов по заданному признаку величины. |
31 | 1 | Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные | Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей). |
32 | 1 | Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета | Составлять сериационные ряды из 4-5 предметов по заданному признаку величины. |
33 | 1 | Дидактическая игра «Цветик-семицветик» | Узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей). |
34 | 1 | Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов | Узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей). |
35,36 | 2 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») | Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). |
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (6 часов) | |||
37 | 1 | Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу | Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи; находить элементарные аналогии, формировать понимания скрытого смысла, развивать адекватные реакции на юмор. |
38 | 1 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок) | |
39 | 1 | Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами | |
40 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» | |
41 | 1 | Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же») | |
42 | 1 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | |
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (6 часов) | |||
43 | 1 | Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) | Развивать осязания (теплее – холоднее), определять контрастные температуры разных предметов (грелка, утюг, чайник). |
44 | 1 | Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение | Различать пищевые запахи и вкусы, их словесно обозначать. |
45,46 | 2 | Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) | Определять различные свойства вещества (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). |
47,48 | 2 | Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз | Дифференцировать ощущения чувства тяжести (тяжелее – легче); взвешивать на ладони; определять вес «на глаз». |
Раздел 7. Развитие слухового восприятия (6 часов) | |||
49 | 1 | Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). | Определять направление звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» |
50,51 | 2 | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). | Выполнять действия по звуковому сигналу. Дидактическая игра «Прерванная песня». |
52 | 1 | Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона | Различать музыкальные и речевые звуки по высоте тона |
53 | 1 | Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков | Различать мелодии по темпу; прослушивать музыкальные произведения. Развивать чувства ритма |
54 | 1 | Развитие чувства ритма. | Дидактическая игра «Мы — барабанщики» |
Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов) | |||
55 | 1 | Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | Ориентироваться в помещении по инструкции педагога. Понимать: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Ориентироваться на вертикально расположенном листе бумаги. Делить лист на глаз на 2 и 4 равные части. |
56 | 1 | Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» | Вербально обозначать пространственные отношения с использованием предлогов. Развивать пространственный праксис. |
57 | 1 | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. | Моделировать пространственное расположение объекта относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Дидактическая игра «Обставим комнату» |
58 | 1 | Деление листа на глаз, на две и четыре равные части | Делить лист на глаз на 2 и 4 равные части. |
59 | 1 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа | Ориентироваться на вертикально расположенном листе бумаги. |
60 | 1 | Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) | Ориентироваться на вертикально расположенном листе бумаги. |
61 | 1 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | Пространственная ориентировка на поверхности парты, располагать и перемещать предметы по инструкции педагога. |
Раздел 9. Восприятие времени (7 часов) | |||
62 | 1 | Определение времени по часам | Определять время по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Времена года, их закономерная смена. Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). |
63 | 1 | Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч) | |
64 | 1 | Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» | |
65 | 1 | Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) | |
66 | 1 | Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | |
67 | 1 | Меры времени (секунда, минута, час, сутки) | |
68 | 1 | Определение времени по часам. Игры с моделью часов |