Файл: Рабочая программа коррекционных занятий развитие психомоторики и сенсорных процессов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тематическое планирование 2 класс (68 часов)



Кол-во часов

Тема урока

Содержание занятий

1,2

2

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий







14

Развитие моторики, графомоторных навыков

Обучать целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координировать движения (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развивать моторику руки, формировать графические навыки. Обводить и рисовать по трафарету. Штриховать в разных направлениях. Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание). Работать с ножницами. Делать аппликацию. Выполнять графический диктант по показу.

3,4

2

Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)




5,6

2

Координация движений (игры с мячом, обручем)




7

1

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.)




8

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением




9

1

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)




10,11

2

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету




12

1

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур




13

1

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)




14

1

Графический диктант (по показу)




15

1

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм




16

1

Работа в технике объемной аппликации







4

Тактильно-двигательное восприятие

Определять на ощупь предметы с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определять на ощупь формы предметов. Работать с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Играть со средней мозаикой.

17

1

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)




18

1

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»




19

1

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)




20

1

Игры со средней мозаикой







4

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формировать ощущения от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитировать движение поз (повадки животных, природных явлений).

21

1

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога)




22

1

Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений




23

1

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»




24

1

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)







14

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формировать набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначать словом. Сравнивать 2-3 предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировать предметы по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составлять сериационные ряды из 3-4 предметов по заданному признаку. Различать цвета и оттенки. Подобрать оттенки цвета к основным цветам. Конструировать предметы из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различать основные части хорошо знакомых предметов. Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

25,26

2

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб)




27

1

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)




28

1

Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине




29

1

Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине




30

1

Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога




31

1

Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога




32

1

Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку




33

1

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»




34

1

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета»




35

1

Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали)




36

1

Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.)




37,38

2

Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале







5

Развитие зрительного восприятия

Формировать произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Находить различия у двух сходных сюжетных картинок. Различать «наложенные» изображения предметов (2-3 изображения). Запоминать 3-4 предмета, игрушки и воспроизводить их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

39

1

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога)




40

1

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)




41

1

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов)




42

1

Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения)




43

1

Упражнения для профилактики и коррекции зрения







6

Восприятие особых свойств предметов

Ощущать температуру от теплых, горячих, холодных предметов. Измерять температуру воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варенное), обозначать словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Воспринимать чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнивать три предмета по весу (тяжелый – средний – легкий).

44

1

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник)




45

1

Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус»




46,47

2

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений




48,49

2

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений







5

Развитие слухового восприятия

Дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеризовать звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различать мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражать звукам окружающей среды. Различать по голосу знакомых людей.

50

1

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен)




51

1

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки)




52

1

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений




53

1

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)




54

1

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)







7

Восприятие пространства

Ориентироваться в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; двигаться в заданном направлении, обозначать словом направления движения. Ориентироваться в поле листа (выделение всех углов). Располагать плоскостные и объёмные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражать пространственные отношения между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

55

1

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения




56

1

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе»




57

1

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)




58

1

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа




59

1

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами




60

1

Пространственная ориентировка на поверхности парты




61

1

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов







7

Восприятие времени

Знакомить: с порядком месяцев в году; с временами года. Работать с графической моделью «Времена года». Измерять время (сутки, неделя, месяц); часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определять время по часам (с точностью до 1 часа).

62,63

2

Времена года. Работа с графической моделью «Времена года»




64

1

Знакомство с часами (циферблат, стрелки)




65

1

Меры времени (секунда, минута, час, сутки)




66,67

2

Определение времени по часам. Игры с моделью часов




68

1

Дидактическая игра «Веселая неделя»






Тематическое планирование 3 класс (68 часов)



Кол-во часов

Тема урока

Содержание занятий

1

1

Обследование вновь принятых детей

Диагностика: выявление индивидуальных возможностей ребенка, особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками; различают наиболее распространенные цвета (черный, белый, красный, синий, зелёный, жёлтый); слушают и понимают собеседника, выполняют несложные инструкции, отвечают на вопросы.

Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (12 часов)

2

1

Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»)

Развивать согласованность движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем).

3

1

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

Обучать целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога

4

1

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

Обучать целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога

5

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

Развивать моторику руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

6

1

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

Совершенствовать точность движений (завязывание, развязывание, застёгивание).

7

1

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

Обводить контур изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывать незаконченные геометрические фигуры

8

1

Рисование бордюров по образцу

Рисовать бордюры.

9,10

2

Графический диктант (зрительный и на слух)

Графический диктант (зрительный и на слух).

11,12

2

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

Вырезать ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

13

1

Работа в технике объемной и рваной аппликации

Работать в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов)

14

1

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

Определять различные свойства и качества предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Находить на ощупь контур нужного предмета из 2-3 предложенных.


15,16

2

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).

Воспринимать поверхность на ощупь (гладкая – шершавая; колючая - пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»

17

1

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

Работать с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание).

18

1

Игры с сюжетной мозаикой

Играть с сюжетной мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)

19,20

2

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений

Формировать ощущения от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…).

21,22

2

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

Выполнять упражнения по заданию педагога, вербализовать собственные ощущения. Выразительность движений – имитировать животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценировать.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (14 часов)

23

1

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

Соотносить геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки. Сравнивать и обозначать словом формы 3-4 предметов.

24

1

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала

Сравнивать две объёмные геометрические фигуры – круг и овал.

25

1

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

Комбинировать разные формы из геометрического конструктора.

26

1

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.)

Сравнивать и обозначать словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставлять части и детали предмета по величине.

27

1

Дидактическая игра «Часть и целое»




28,29

2

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

Составлять сериационные ряды из 4-5 предметов по заданному признаку величины.

30

1

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

Составлять сериационные ряды из 4-5 предметов по заданному признаку величины.

31

1

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей).

32

1

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

Составлять сериационные ряды из 4-5 предметов по заданному признаку величины.

33

1

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

Узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей).

34

1

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

Узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей).

35,36

2

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»)

Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (6 часов)

37

1

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи; находить элементарные аналогии, формировать понимания скрытого смысла, развивать адекватные реакции на юмор.

38

1

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)

39

1

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами

40

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

41

1

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)

42

1

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (6 часов)

43

1

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник)

Развивать осязания (теплее – холоднее), определять контрастные температуры разных предметов (грелка, утюг, чайник).

44

1

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

Различать пищевые запахи и вкусы, их словесно обозначать.

45,46

2

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

Определять различные свойства вещества (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость).

47,48

2

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

Дифференцировать ощущения чувства тяжести (тяжелее – легче); взвешивать на ладони; определять вес «на глаз».

Раздел 7. Развитие слухового восприятия (6 часов)

49

1

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади).

Определять направление звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

50,51

2

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук).

Выполнять действия по звуковому сигналу. Дидактическая игра «Прерванная песня».

52

1

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

Различать музыкальные и речевые звуки по высоте тона

53

1

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков

Различать мелодии по темпу; прослушивать музыкальные произведения. Развивать чувства ритма

54

1

Развитие чувства ритма.

Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов)

55

1

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

Ориентироваться в помещении по инструкции педагога. Понимать: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Ориентироваться на вертикально расположенном листе бумаги. Делить лист на глаз на 2 и 4 равные части.

56

1

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»

Вербально обозначать пространственные отношения с использованием предлогов. Развивать пространственный праксис.

57

1

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.

Моделировать пространственное расположение объекта относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Дидактическая игра «Обставим комнату»

58

1

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

Делить лист на глаз на 2 и 4 равные части.

59


1

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа

Ориентироваться на вертикально расположенном листе бумаги.

60

1

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа)

Ориентироваться на вертикально расположенном листе бумаги.

61

1

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

Пространственная ориентировка на поверхности парты, располагать и перемещать предметы по инструкции педагога.

Раздел 9. Восприятие времени (7 часов)

62

1

Определение времени по часам

Определять время по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Времена года, их закономерная смена.

Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда).

63

1

Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч)

64

1

Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»

65

1

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

66

1

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

67

1

Меры времени (секунда, минута, час, сутки)

68

1

Определение времени по часам. Игры с моделью часов