Файл: Рабочая программа коррекционных занятий развитие психомоторики и сенсорных процессов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематическое планирование 4 класс (68 часов)
№ | Кол-во часов | Тема урока | Содержание занятий |
1 | 1 | Обследование вновь принятых детей | Диагностика: выявление индивидуальных возможностей ребенка, особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками; различают наиболее распространенные цвета (черный, белый, красный, синий, зелёный, жёлтый); слушают и понимают собеседника, выполняют несложные инструкции, отвечают на вопросы. |
| 10 | Развитие моторики, графомоторных навыков | Развивать согласованность движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога. Соотносить движения с поданным звуковым сигналом. Совершенствовать точность мелких движений рук. Штриховать изображения двумя руками. Вычерчивать геометрические фигуры, дорисовывать симметричные половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезать ножницами на глаз изображения предметов. |
2 | 1 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | |
3 | 1 | Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) | |
4,5 | 2 | Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении | |
6 | 1 | Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку) | |
7,8 | 2 | Графический диктант с усложненными заданиями | |
9 | 1 | Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) | |
10 | 1 | Дорисовывание симметричной половины изображения | |
11 | 1 | Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) | |
| 5 | Тактильно-двигательное восприятие | Определять на ощупь разные свойства и качества предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Находить на ощупь два одинаковых контура предмета из 4-5 предложенных. Закреплять тактильные ощущения при работе с пластилином, тестом, глиной. Играть с мелкой мозаикой |
12,!3 | 2 | Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) | |
14 | 1 | Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной | |
15 | 1 | Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) | |
16 | 1 | Игры с мелкой мозаикой | |
| 4 | Кинестетическое и кинетическое развитие | Произвольное и по инструкции педагога сочетать движение и позы разных частей тела; вербализавать собственные ощущения. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. |
17 | 1 | Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий | |
18 | 1 | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов | |
19,20 | 2 | Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) | |
| 12 | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | Группировать предметы по два самостоятельных выделенным признака; обозначать словом. Сравнивать и группировать предметы по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составлять сериационные ряды по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использовать простые меры для измерения и сопоставления предметов. Смешивать цвета. Определять постоянные цвета (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавать целое по одному фрагменту. Определять предметы по словесному описанию. Конструировать сложные формы предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей). |
21 | 1 | Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом | |
22,23 | 2 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету | |
24 | 1 | Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов | |
25,26 | 2 | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) | |
27 | 1 | Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) | |
28 | 1 | Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» | |
29 | 1 | Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы) | |
30 | 1 | Узнавание предмета по одному элементу | |
31,32 | 2 | Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» | |
| 7 | Развитие зрительного восприятия | Формировать произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Находить различия у двух сходных сюжетных картинок. Запоминать 3-4 предмета и воспроизвести их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. |
33,34 | 2 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок) | |
35,36 | 2 | Нахождение нелепиц на картинках | |
37 | 1 | Дидактическая игра «Лабиринт» | |
38 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | |
39 | 1 | Профилактика зрения. Гимнастика для глаз | |
| 10 | Восприятие особых свойств предметов | Развивать дифференцированные осязательные ощущения (сухое – суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерять температуру с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры, воды, воздуха). Дифференцировать вкусовые ощущения (сладкое – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные, др.). Измерить вес разных предметов на весах. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть). |
40 | 1 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение | |
41,42 | 2 | Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха | |
43 | 1 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение | |
44 | 4 | Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» | |
45 | 1 | Упражнения в измерении веса предметов на весах | |
46,47 | 2 | Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) | |
4849 | 2 | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть) | |
| 6 | Развитие слухового восприятия | Характеризовать неречевые, речевые и музыкальные звуки по громкости, длительности, высоте тона. Развивать слухомоторную координацию. Определять на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формировать чувства ритма. Различать по голосу ребёнка и взрослого |
50 | 1 | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) | |
51 | 1 | Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук» | |
52 | 1 | Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук» | |
53 | 1 | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | |
54 | 1 | Формирование чувства ритма. Игровые упражнения | |
55 | 1 | Дидактическая игра «Угадай по голосу» | |
| 6 | Восприятие пространства | Ориентироваться в помещении и на улице; Выполнить задание педагога, связанного с изменением направления движения. Моделировать расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделировать пространственные ситуации (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составлять простейшие схемы-планы комнаты. Ориентироваться на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) |
56,57 | 2 | Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции | |
58 | 1 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве | |
59 | 1 | Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений | |
60 | 1 | Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате) | |
62 | 1 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | |
| 7 | Восприятие времени | Определять время по часам. Длительность различных временных интервалов. Работать с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использовать в речи временные терминологии. |
62,63 | 1 | Определение времени по часам. Игры с моделью часов | |
64 | 1 | Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку» | |
65 | 1 | Работа с календарем и моделью календарного года | |
66 | 1 | Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | |
67 | 1 | Меры времени (секунда, минута, час, сутки) | |
68 | 1 | Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) | |