Файл: Рабочая программа коррекционных занятий развитие психомоторики и сенсорных процессов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематическое планирование 4 класс (68 часов)



Кол-во часов

Тема урока

Содержание занятий

1

1

Обследование вновь принятых детей

Диагностика: выявление индивидуальных возможностей ребенка, особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками; различают наиболее распространенные цвета (черный, белый, красный, синий, зелёный, жёлтый); слушают и понимают собеседника, выполняют несложные инструкции, отвечают на вопросы.




10

Развитие моторики, графомоторных навыков

Развивать согласованность движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога. Соотносить движения с поданным звуковым сигналом. Совершенствовать точность мелких движений рук. Штриховать изображения двумя руками. Вычерчивать геометрические фигуры, дорисовывать симметричные половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезать ножницами на глаз изображения предметов.

2

1

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)




3

1

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)




4,5

2

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении




6

1

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)




7,8

2

Графический диктант с усложненными заданиями




9

1

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)




10

1

Дорисовывание симметричной половины изображения




11

1

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)







5

Тактильно-двигательное восприятие

Определять на ощупь разные свойства и качества предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Находить на ощупь два одинаковых контура предмета из 4-5 предложенных. Закреплять тактильные ощущения при работе с пластилином, тестом, глиной. Играть с мелкой мозаикой

12,!3

2

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)




14

1

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной




15

1

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)




16

1

Игры с мелкой мозаикой







4

Кинестетическое и кинетическое развитие

Произвольное и по инструкции педагога сочетать движение и позы разных частей тела; вербализавать собственные ощущения. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

17

1

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий




18

1

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов




19,20

2

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)







12

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

Группировать предметы по два самостоятельных выделенным признака; обозначать словом. Сравнивать и группировать предметы по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составлять сериационные ряды по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использовать простые меры для измерения и сопоставления предметов. Смешивать цвета. Определять постоянные цвета (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавать целое по одному фрагменту. Определять предметы по словесному описанию. Конструировать сложные формы предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

21

1

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом




22,23

2

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету




24

1

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов




25,26

2

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)




27

1

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)




28

1

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»




29

1

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)




30

1

Узнавание предмета по одному элементу




31,32

2

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»







7

Развитие зрительного восприятия

Формировать произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Находить различия у двух сходных сюжетных картинок. Запоминать 3-4 предмета и воспроизвести их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

33,34

2

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)




35,36

2

Нахождение нелепиц на картинках




37

1

Дидактическая игра «Лабиринт»




38

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»




39

1

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз







10

Восприятие особых свойств предметов

Развивать дифференцированные осязательные ощущения (сухое – суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерять температуру с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры, воды, воздуха). Дифференцировать вкусовые ощущения (сладкое – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные, др.). Измерить вес разных предметов на весах. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).

40

1

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение




41,42

2

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха




43

1

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение




44

4

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»




45

1

Упражнения в измерении веса предметов на весах




46,47

2

Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)




4849

2

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)







6

Развитие слухового восприятия

Характеризовать неречевые, речевые и музыкальные звуки по громкости, длительности, высоте тона. Развивать слухомоторную координацию. Определять на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формировать чувства ритма. Различать по голосу ребёнка и взрослого

50

1

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)




51

1

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»




52

1

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»




53

1

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»




54

1

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения




55

1

Дидактическая игра «Угадай по голосу»







6

Восприятие пространства

Ориентироваться в помещении и на улице; Выполнить задание педагога, связанного с изменением направления движения. Моделировать расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделировать пространственные ситуации (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составлять простейшие схемы-планы комнаты. Ориентироваться на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

56,57

2

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции




58

1

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве




59

1

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений




60

1

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)




62

1

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)







7

Восприятие времени

Определять время по часам. Длительность различных временных интервалов. Работать с календарём и моделью календарного года.

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использовать в речи временные терминологии.

62,63

1

Определение времени по часам. Игры с моделью часов




64

1

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»




65

1

Работа с календарем и моделью календарного года




66

1

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»




67

1

Меры времени (секунда, минута, час, сутки)




68

1

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)