ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 3
§ 1. Особенности детей раннего возраста 4
Введение
Известно, что в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием.
Однако этот аспект не ограничивается обучением движениям, развитием двигательных навыков. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром, объективным и социальным, а также с формированием чувства «Я». Чувство самости развивается на пересечении двух встречных процессов, один из которых направлен внутрь (чувство собственных движений и телесных границ), а другой - во внешние отношения (развитие свойств и качеств окружающего мира).
Игра - самый доступный вид деятельности для детей, способ обработки впечатлений, полученных от окружающего мира. В игре четко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональности, активности и развивающейся потребности в общении.
Интересная игра увеличивает умственную активность ребенка, и он может решить более сложную задачу, чем в классе. Но это не означает, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра является лишь одним из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдения, разговоры, чтение и другое.
Играя, дети учатся применять свои знания и навыки на практике, использовать их в разных условиях. Игра представляет собой самостоятельную деятельность, в которой дети вступают в общение со своими сверстниками. У них общая цель, совместные усилия по ее достижению, общий опыт. Игровые переживания оставляют глубокий отпечаток на уме ребенка и способствуют формированию хороших чувств, благородных устремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает большое место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненной силы, удовлетворению его интересов, социальным потребностям.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с преподаванием в классе, с наблюдениями за повседневной жизнью.
Они учатся решать свои собственные игровые задачи, находят лучший способ выполнять свои планы, использовать свои знания, выражать их словами.
Часто игра служит причиной для передачи новых знаний, для расширения горизонта. С развитием интереса к работе взрослых, в общественной жизни, в героических поступках людей, у детей есть первые мечты о будущей профессии, желание подрожать любимых героев. Все это делает игру важным средством создания направления ребенка, которое начинает складываться в дошкольном детстве.
Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой учебного процесса.
Цель исследования: проанализировать существующие взгляды на игру, как ведущую деятельность дошкольника.
Задачи: 1) Изучить общие взгляды специалистов (физиологов, психологов, педагогов) на процесс игровой деятельности детей дошкольного возраста;
2) Рассмотреть достоинства и недостатки процесса игровой деятельности;
3) Проанализировать конкретные методики игровой деятельности детей.
Объект исследования: игровой процесс дошкольников
Предмет исследования: специфические особенности процесса игровой деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы.
§ 1. Особенности детей раннего возраста
Ранний возраст - период от года до трех лет, который отличается активным исследованием ребенком окружающего мира. Именно в эти пару лет происходит очень много качественных изменений как в физическом, так и в психическом развитии малыша, поэтому родителям важно обратить внимание на ключевые моменты и создать необходимые условия для эффективного освоения новых навыков во всех сферах деятельности детей раннего возраста.
Так как большинство детей в год могут ходить (а некоторые освоили этот навык гораздо раньше), перед ними открывается масса возможностей для исследования окружающего мира. Все, с чем взаимодействует малыш в этот период, является средством его развития.
Этот возраст, также называемый ранним детством, - время, когда и физическое и психическое развитие связаны очень тесно. Центральным видом деятельности детей раннего возраста является предметная деятельность, из которой постепенно к трем годам развивается игра1.
Однако важную роль играет и взаимодействие ребенка со своими родителями, так как именно взрослый выступает образцом для подражания во всем - и в речи, и в выполнении функциональных действий с разными объектами, и в социальном взаимодействии с другими.
Психическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста отличается высоким темпом и скачкообразностью. Следующие три фактора оказывают наиболее значимое влияние на формирование психических особенностей раннего возраста:
Умение ходить. Самостоятельное перемещение не только делает доступным для ребенка более широкий круг предметов, но и дает ему возможность научиться ориентироваться в пространстве, понять, как определить расстояние до того или иного предмета. Решение различных практических задач является хорошей тренировкой для психики ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
Умение говорить. В раннем детстве ребенок активно осваивает речь, и именно этот период считается наиболее благоприятным для ее развития.
Предметная деятельность. Малыш оперирует не только игрушками, но и любыми предметами, которые попадаются ему под руку, постепенно осваивая их предназначение и обучаясь переносить функции одних предметов на другие, как бы замещая недостающие для игры вещи.
Особое значение для психического развития ребенка имеет эмоциональное состояние. Если ребенок ощущает себя в безопасности и комфорте, он более открыт к получению новых знаний об окружающем, а также способен лучше формировать социальные связи и необходимые для общения со взрослыми и другими детьми привычки.
Активность малышей существенно возрастает год от года. Ведь уже в год ребенок осваивает умение ходить, что открывает для него новые возможности изучения окружающих предметов, но для родителей является сигналом о переходе к периоду повышенной травмоопасности.
Предметная деятельность в раннем возрасте является ведущей. Она оказывает влияние на общий темп развития ребенка и первоначально носит манипулятивный характер, впоследствии развиваясь и совершенствуясь.
Действия с любым предметом проходят три стадии формирования:
Манипулятивные действия. Если ребенок самого раннего возраста берет в руки ложку, он пока что не знает, для чего она нужна, поэтому может пытаться постучать ей по другим предметам, попробовать на вкус или выполнить другие действия. Использование предмета по назначению, но без сформированности способа его применения. Возьмем в пример ту же ложку: малыш уже знает, что она используется для еды, но пока что не может держать ее правильно.
Использование предмета специфическим способом. Ребенок уже умеет брать ложку правильно и есть с ее помощью. После того, как эти стадии освоены, ребенку становится доступен перенос действий из конкретной ситуации в другие похожие.
В дальнейшем хорошо знакомый предмет может быть задействован в игровом процессе. Для любого ребенка в этот период действиями, оказывающими значимое влияние на психику, являются соотносящие и орудийные действия.
Соотносящие подразумевают приведение нескольких предметов в определенное взаимодействие: всевозможные пирамидки, кубики и аналогичные игрушки - яркий пример. Орудийные действия могут быть выполнены на основании того, насколько хорошо ребенок усвоил свойства предметов под руководством взрослого и подразумевают использование предмета по его назначению: из кружки пьют, молотком забивают гвозди2.
Здоровый в физическом плане ребенок эффективнее развивается и с психологической точки зрения, а так как большинство детей уже в год начинают ходить, для физического развития им необходимо обеспечить достаточно двигательной активности. В год нужно стимулировать ребенка ходить, поэтому стоит почаще просить его подойти и посмотреть/взять/принести определенный предмет. Вместе с тем, как развивается моторика и координация, становятся сложнее и упражнения.
В развитии моторики ребенка можно выделить две позиции: мелкая моторика, которая включает точные движения рук, а также действия, требующие скоординированности между движениями рук и глаз. общая моторика, то есть движения отдельных групп мышц тела.
Для развития мелкой моторики подойдут различные пальчиковые игры, а также действия, которые так или иначе требуют точного движения рук. Это лепка, рисование, зашнуровывание ленточек, застегивание пуговиц, перебирание сыпучих предметов и все, на что может хватить фантазии у родителей.
Для развития крупной моторики подойдут любые активные игры, соответствующие возрасту ребенка и требующие от него точного выполнения действий. В первую очередь это игры с мячом, который можно катать, бросать и ловить. Перемещение по ступенькам - еще один вариант для развития крупной моторики; ходьба вверх и вниз, передвижение по ступенькам боком помогут малышу в развитии. Многие дети раннего возраста начинают осваивать трехколесные велосипеды, и это тоже отличный тренажер для развития крупной моторики.
Творческое развитие ребенка в раннем детстве строится вокруг игр и предметов, которые можно использовать по-разному. Это могут быть: Мешочек с крупой или бобами. Этот мешочек можно ощупывать, подбрасывать, закинуть в коробку или положить себе на голову, в общем, делать все, что заблагорассудится.
Рисование - отличный способ развития творческих способностей малыша; первоначально его увлекает сам процесс, при котором ручка или карандаш (а в случае с пальчиковыми красками - собственная рука) оставляет след на бумаге, а в дальнейшем ребенок уже стремится изобразить что-то конкретное.
Пластилин. Этот материал дает возможность создавать объемные фигурки и преобразовывать их во что-то другое.
Танец - один из способов творческого самовыражения, поэтому включите несложную мелодию и предложите малышу танцевать под нее, как ему захочется. В дальнейшем можно показать ему самые простые движения для того, чтобы он включил их в свой танец.
Развитие в раннем возрасте идет интенсивными темпами, и родители детей с года до трех постоянно удивляются, как быстро растет их кроха и как много он успевает освоить. Но то, как будет протекать это развитие, зависит от обстановки в семье и от того, как занимаются с ребенком, поэтому необходимо уделять малышу максимум внимания в этот период - и он будет радовать своими достижениями.
1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения
1.1. История вопроса
Слово «игра», «играть» на языке русского языка совершенно многозначны. Слово «игра» используется в смысле развлечения, в переносном смысле. Е.А. Поправский сказал, что понятие «игра» в целом имеет определенную разницу между разными народами. Таким образом, у древних греках слово «игра» означало действия, свойственные детям, в основном выражаясь тем, что мы называем «придаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятию шутки и смеха. Позже, на всех европейских языках, слово «игра» использовалось для обозначения широкого круга человеческих действий, с одной стороны, не требующих тяжелой работы, а с другой стороны, доставляющих удовольствие и веселье людям. Таким образом, этот круг понятий начал включать в себя всё, от детской игры в солдатиков, до трагической игры актёров на сцене театра.
Слово «игра» не является научной концепцией в строгом смысле этого слова. Возможно, это связано с тем, что ряд исследователей попытались найти что-то общее между самыми разнообразными и разными качествами, обозначенными словом «игра», и у нас пока нет удовлетворительной демаркации этих действий и удовлетворительного объяснения различных форм игры.
Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе на относительно низком уровне истории развития, дают достаточные основания для гипотезы о появлении и развитии детских игр. На разных этапах развития общества, когда основной метод получения пищи собирался с использованием простых инструментов, не было никакой игры.