Файл: Особенности детей раннего возраста 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дети рано принимали участие в жизни взрослых. Усложнение орудий труда, переход на охоту, животноводство и растениеводство привели к значительному изменению положения ребенка в обществе. Необходима специальная подготовка к будущему охотнику, пастуху и тому подобному. В связи с этим взрослые стали делать орудия труда, которые являются точной копией орудия взрослых, но меньшими, специально приспособленными для детей. Появились игры - упражнения. Детский орудия стали увеличиваться с ростом ребенка, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых.

Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в том, чтобы подготовить детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях работы, а взрослые всячески вносят свой вклад в игры детей, над которыми строятся игры-соревнования, которые являются своего рода экзаменом и общественным смотром достижения детей. В будущем уже появляется сюжетная (или сюжетно-ролевая) игра. Игра в который ребенок берет на себя и выполняет роль, соответствующую любым действиям взрослых. Дети, оставшиеся сами по себе, объединяют и организуют свою конкретную игровую жизнь, воспроизводящую основные черты социальных отношений и трудовой активности взрослых.

Историческое развитие игры не повторяется. В онтогенезе в хронологическом порядке первым является ролевая игра, которая служит основным источником социального сознания ребенка в дошкольном возрасте.

Таким образом, детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества.

2. Значение и виды игр

Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, которая основана на интуитивном подражании взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игра - особый вид человеческой деятельности. Она возникает в ответ на социальную потребность подготовить молодое поколение к жизни.

Для того чтобы игры стали настоящим организатором жизни людей, их деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы практика воспитания обладала богатством и разнообразием игр. Детская жизнь может быть интересной и осмысленной, если дети могут играть в разные игры и постоянно пополнять свой игровой багаж. Для детей игра - вторая воображаемая жизнь, которую они воплощают в реальной жизни. Играя, дети вкладывают все свои мечты и эмоции в игровую деятельность, тем самым открывая центры воображения и анализа, которые развиваются для дальнейшей интеграции в реальную жизнь.


Каждый отдельный тип игры имеет множество вариантов. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Для них это всегда творческая и изобретательная деятельность.

Детские игры за весь период Советского становления не собирались, не обобщались, поэтому их не классифицировали. Известный психолог А.Н. Леонтьев, который утверждал: «... чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечисления игр, в которые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры придет к нам в своем истинном внутреннем содержании.»

Наиболее распространенная теория игр в 19-м и 20-м веках:

К. Гросс считал, что игра - бессознательная подготовка молодого организма к жизни.

К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру как простую трату излишней энергии, накопленной ребенком. Она не тратится на труд и поэтому выражается в игровых действиях.

К. Бюллер подчеркивал обычный энтузиазм, с которым играют дети, утверждая, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.

З. Фрейд считал, что из-за чувства неполноценности ребенка поощряют играть.

Хотя эти объяснения игры кажутся различными, все эти авторы утверждают, что игра основана на инстинктивных, биологических потребностях ребенка: его влечениях и желаниях.

Принципиально иного подхода к объяснению игры придерживаются российские и советские ученые:

А.И. Сикорский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгат, К.Д. Ушинский отстаивают своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.

Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, а затем и многие психологи и педагоги углубили анализ игры и строго научно объяснили этот вид детской деятельности.

Детские игры характеризуются следующими особенностями:

1. Игра - форма активного отражения ребенком жизни окружающих его людей.

2. Отличительной особенностью игры является то, как ребенок используетс это на уроке.

3. Игра, как и любая другая человеческая деятельность, имеет социальный характер, поэтому она меняется вместе с изменением исторических условий жизни людей

4. Игра - форма творческого отражения действительности ребенком.

5. Игра - операция познания, средство прояснения и обогащения, способ обучения, а значит, и развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.



6. В развернутом виде игра представляет собой коллективную деятельность

7. Дети в игре развиваются по-разному, сама игра меняется и развивается.

Существуют различные виды игр: подвижные, дидактические, постановочные, конструктивные.

В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевых игр. В ролевой игре дети удовлетворяют желание жить вместе со взрослыми и воспроизводят отношения и деятельность взрослых в особой, игровой форме.

Ведущей деятельностью дошкольника были названы ролевые игры А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: прежде всего, с наблюдением за окружающей жизнью, слушанием историй и разговорами со взрослыми.

На основе анализа этнографических исследований Д.Б. Эльконин пришел к выводу, что ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, то есть имеет социальный характер. Появление игры обусловлено не действием каких-то врожденных, инстинктивных сил, а определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство удлинялось, и с появлением ролевых игр наступил новый этап в психическом развитии ребенка -дошкольный возраст. Эльконин подчеркивал, что удлинение детства происходит не путем построения нового периода поверх существующего, а путем своего рода вклинивания.

Игра социальная не только по своему происхождению, но и по своему содержанию. Все исследователи, описывая ролевую игру, отмечают, что она оказывает сильное влияние на окружающую ребенка действительность, что сюжеты детских игр определяются социальными, бытовыми и семейными условиями ребенка.

Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении действий детей и отношений взрослых между собой. То есть в игре ребенок моделирует взрослых и их взаимоотношения.

Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего пика в середине дошкольного детства.

Д.Б. Эльконин выделил в структуре ролевой игры такие компоненты, как сюжет и сфера действительности, которая отражается в игре;

Те моменты во взрослой деятельности и отношениях, которые воспроизводит ребенок, составляют содержание игры;

Сюжет и содержание игры воплощены в ролевой игре;

Развитие игровых действий, ролей и правил игры происходит на протяжении всего дошкольного детства по следующим линиям: от игр с расширенной системой операций и скрытых ролей и правил для игр с минимизированной системой действий с четко определенными ролями, но скрытыми правилами и, наконец, до игр с открытыми и скрытыми ролями. Д.Б. Эльконин показал, что центральным компонентом ролевой игры является роль-то, как люди ведут себя в различных ситуациях, что соответствует социальным нормам и правилам.


Помимо этого вида игры, дошкольник усваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствуя основные движения и двигательные навыки.

Таким образом, игра меняется и достигает высокого уровня развития к концу дошкольного возраста. Существует две основные фазы или стадии в развитии игры. Для первого этапа (3 – 5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На втором этапе (5 – 7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, социальный смысл взрослой деятельности.

2.1. Игра как важнейшее условие развития

Психология выделяет весь младший возраст как период активной игровой деятельности. Родители часто называют детские забавы бесполезным занятием, пустой тратой времени и пытаются заменить их действительно «важными» вещами – специальными тренировочными упражнениями, уроками по различным модным методикам. Однако роль игры в психическом развитии ребенка имеет первостепенное значение.

В чем смысл игры, почему это занятие так необходимо детям?

Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою собственную реальность: сочетая мечты и привычную реальность, детская фантазия активно работает. Происходит познавательное, культурное, социальное и физическое развитие - дети воссоздают ситуации, отражающие взаимодействие людей в обществе, и фиксируют свои представления о жизни. Совершенствуются волевые качества, умение строить и планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития. Совместная игра сближает вас, учит находить общий язык, устанавливать контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются в детских играх. Формируются чувства и эмоции, и происходит переживание самых разнообразных сильных переживаний, преодоление трудностей. Детская речь обогащена и структурирована. Играя, дошкольник приходит к социальному пониманию природы всех вещей – каждое действие, манипуляция этим словом имеет смысл для некоторых людей. Постепенно у ребенка формируется представление о ведущей роли человеческих взаимоотношений. Педагогика выделяет многие виды игр: подвижные-обучение ловкости, скорости, силе, а также стремлению к победе, настойчивости, эмпатии, волевым качествам. Логика - помощь в подготовке к школе, важный этап в формировании памяти, усидчивости и умения искать нестандартное решение поставленной задачи. Дидактические – пополнение словарного запаса, формирование связной речи, умение формулировать свои мысли, правильное отношение к различным аспектам жизни (природе, Родине, профессиям, людям разных национальностей). Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка занимает особое место, являясь эффективным средством формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы.


2. Психологические основы игры

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась как один из самых важных способов воспитания детей. Время, когда образование было выделено как особая социальная функция, уходит в глубины веков, а использование игры в качестве средства воспитания уходят в такую же глубь веков. В разных педагогических системах придавалась игре другая роль, но нет системы, в которой так или иначе в игре не было бы места.

Игра объясняется множеством функций, как чисто воспитательных, так и образовательных, поэтому необходимо более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти свое место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей.

Необходимо более точно идентифицировать те аспекты умственного развития и формирования личности ребенка, которые преимущественно развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное влияние на другие виды деятельности.

Изучение значимости игры для умственного развития и формирования личности очень сложно. Невозможно сделать чистый эксперимент просто потому, что вы не можете убрать игровые действия из жизни детей и посмотреть, как будет развиваться процесс развития у ребёнка без игры.

Самое главное является важность игры для мотивационной и необходимой сферы ребенка. Согласно работе Д.Б. Эльконина 8; с.274, проблема мотивов и потребностей выведена на первый план.

В основе трансформации игры от предошкольного периода к дошкольному детству лежит расширение круга людей, овладение которыми теперь противостоит ребенку как задача и чей мир реализован им в ходе его дальнейшего психического развития, само расширение круга предметов, с которыми ребенок хочет действовать независимо, является вторичным.

Он основан на «открытии» ребенка нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их взаимоотношениями. Ребенок на границе перехода от предмета к ролевой игре еще не знает социальных отношений взрослых, ни социальных функций, ни социального смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, тогда как эмоционально-эффективная ориентация на взрослых и значения их деятельности.

Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживаниям. Игра действует как деятельность, которая имеет самое близкое отношение к сфере потребности ребенка. В ней есть первичная эмоционально-эффективная ориентация в чувствах человеческой деятельности, есть осознание ее ограниченного места в системе отношений с взрослыми и необходимость быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем фактом, что у ребенка есть новые мотивы для деятельности и связанных с ней задач. Существенно важно то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически, можно представить, что в игре есть переход от непосредственных желаний к мотивам, которые принимают форму обобщенных намерений, находящихся на грани сознания.