Файл: Особенности детей раннего возраста 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прежде чем говорить о развитии умственных действий в игре, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно происходить формирование любого умственного действия и связанного с ним понятия:

этап формирования воздействия на материальные объекты или их заменяющие материал модели;

этап формирования того же действия в терминах громкой речи;

этап формирования фактического умственного действия.

Учитывая действия ребенка в игре, легко видеть, что ребенок уже действует со значениями объектов, но все же полагается на свои материальные заменители - игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что зависимость от предметов - заместители действия сними все больше уменьшается.

Если на начальных этапах разработки требуется объект - замещающее и относительно подробное действие с ним, то на более позднем этапе развития игры объект появляется через слова - это имя уже как признак вещи, а действие - как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождаемые речью. Таким образом, игровые действия имеют промежуточный характер, постепенно приобретая характер умственных действий со значениями объектов, совершаемых во внешних действиях.

Путь развития к действиям в сознании ценностей, которые отделены от объектов, одновременно является возникновением предпосылок для формирования воображения. Игра действует как таковая деятельность, в которой происходят предпосылки перехода психических действий к новой, более высокой ступени - умственные действия с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий выливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.

В игровой деятельности происходит существенная перестановка поведения ребенка - она становится произвольным. При произвольном поведении необходимо понимать поведение, которое выполняется в соответствии с изображением и контролируется сравнением с этим изображением в качестве стадии.

Эффективность движения и его организация в значительной степени зависят от структурного места передвижения в реализации той роли, которую выполняет ребенок.

Ига - первая форма деятельности, доступная для ученика, которая включает в себя сознательное образование и совершенствование новых видов деятельности.

Игра важна для формирования дружественного детского коллектива, для формирования независимости, для формирования позитивного отношения к труду и для многих других вещей. Все эти образовательные эффекты основаны как на их основе, так и на влиянии игры на психическое развитие ребенка, на развитие его личности.


2.1. Технология игры в процессе обучения

Технология игровых форм обучения (ИФО) направлена на то, чтобы учить учащегося понимать мотивы его учения, его поведение в игре и в жизни, то есть формулировать цели и собственные программы, обычно глубоко скрытые в обычную ситуацию, независимую деятельность и предвидеть ее немедленные результаты.

Опираясь на работу П.И. Пидкасистого мы можем утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные игры. Естественная игра - спонтанная ориентирующая деятельность, которая благодаря естественным процессам самообучения, человек самостоятельно изучает новые формы и способы действия в знакомой и необычной среде.

Основное различие между искусственной игрой и естественным состоит в том, что человек знает, что он играет, и на основе этих очевидных знаний он широко использует игру в своих целях.

Существует шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальная, одиночная, парная, групповая, коллективная, массовая

форма игры.

К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с собой во сне и в реальности, а также с различными объектами и знаками.

Одиночная форма - деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью с результатами достижения их желаемой цели.

Парная форма - игра одного человека с другим человеком, обычно в атмосфере конкуренции и соперничества.

Групповая форма - игра трех или более противников, преследующих одну и туже цель в обстановке соревнования.

Коллективная форма - групповая игра, в которой конкуренция между отдельными игроками заменяет команды соперников.

Массовая форма игры - тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую преследуют миллионы людей.

2.2. Классификация игр

Существует множество классификаций игр по различным критериям и атрибутам. Строго говоря, нет единой классификации: «своя» развивается в дошкольной педагогике, практической психологии, коучинге и т. Д.

Основная классификация игр отражена в аббревиатуре АДИК. Игры делятся на: A - азартные игры, Д - дидактические, И - информационные, K - комбинаторные. Все существующие игры содержат, как правило, комбинацию этих элементов классификации.

Так называемые детские игры очень разнообразны по содержанию, степени независимости детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике неоднократно предпринимались попытки классифицировать эти игры (Ф. Фробель, К. Грос, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская). В отечественной педагогике вопрос о классификации детских игр указан в работах Н.К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, созданные самими детьми (свободными, независимыми, творческими), и организуется с готовыми правилами.



В современной педагогической литературе и в практике игры, созданной самими детьми, их называют «творческими» или «сюжетно-ролевыми». «Существует много общего между играми с правилами и творческими: наличие условной игровой цели, необходимость активной самодеятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, они играют роли, также в творческих играх - без этого игра не может быть успешно пройдена, но эти правила устанавливаются самими детьми, в зависимости от сюжета». – Д.В. Менджерицкая.

Разница между играми с правилами и креатив заключается в следующем: в творческой игре деятельность детей направлена на выполнение плана, развитие сюжета. В играх с правилами главное - решение проблемы, выполнение правил.

Творческие игры: сюжетно-ролевая, строительная и игровая-драматизация.

Сюжетные ролевые игры ориентируют детей на основные направления человеческой деятельности.

Строительные игры помогают ребенку понять мир структур и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий.

В играх-драматизациях (театральные игры) дети выражают свои впечатления, переживания.

Игры с правилами: мобильные игры и дидактические игры.

Подвижные игры - правила в них формулируются до начала игры. Дошкольник учится сохранять цель деятельности, действовать в соответствии с инструкциями взрослого, контролировать свое поведение и действия.

В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но и обобщает, исправляет их.

Возможности использования игры в учебном процессе:

- очень разнообразны:

- как средство обучения (обучения, игры)

- как средство расслабления, создание эмоционально повышенной и комфортной среды (расслабление, играя)

- как средство воспитания коммуникативных, волевых и других личностных качеств (развития, игры)

- как средство коррекции (помогающее решать проблемы в игре)

- как средство и форма досуга (веселиться в игре)

- как диагностический инструмент (открываемся в игре) и т.д.

Соответственно, эти позиции могут определять смысл и функцию игры в учебном процессе. Этот материал вам знаком с курсов педагогики, психологии, собственного опыта и наблюдений; обобщите его сами.


Требования к Играм:

- точность воспитательно-образовательных задач;

- ясность объяснения правил и методов игры;

- сопоставить игру с возрастом, уровнем развития и интересами детей;

- сопоставление игры с общим направлением ассоциации и задачами конкретной профессии;

- эмоциональность и интерес учителя к игре;

- Изменчивость, повторяемость и изменение игрового репертуара.

Этапы и методы проведения игры в учебном процессе:

- подготовка и «проигрование» игры учителем;

- точное краткое объяснение правил;

- играть с ведущей ролью (примером) учителя;

- 2-3 повторения игры на одном уроке;

- закрепление игры в последующих уроках, напомнив основные правила;

- введение новых игровых вариантов на основе уже известного предложения детям выбирать игры из знакомого репертуара.

И, конечно же, сам учитель, помимо существующего арсенала игр, должен быть мастером в составлении и создании игр всех видов: ведь не всегда возможно выбрать игру, которая точно соответствует специфическая педагогическая задача.

Типы игр:

Эмоционально-сенсорные игры

Эти игры основаны на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребенка (попутно, конечно, способны решать проблемы обучения, задачи воспитания коммуникативных, волевых, творческих способностей и т.д.).

Игры интеллектуальные.

Они ориентированы на развитие нестандартного, независимого мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции.

Игры креативные

Они способствуют развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-модельного представления о мире, воображении и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизни.

Игры подвижные

Эти игры являются многофункциональными по своей природе, развивают чувство ритма, мысли, коммуникативные навыки, фантазии, воли, внимания, физических качеств, координации движений, выносливости, воли и т.д. Одной из наиболее важных особенностей является изменчивость и возможность осложнение.

Ролевые игры.

Длинные игры, «символический двойник отношений в группе» или основа долгосрочной программы досуга. Их использование целесообразно в сплоченной группе, где уже сформирован «общий стиль» жизни детей.

Сюжет игры

Сюжет игры построен на основе любимой литературной работы ребенка, фильма и т.д. Дети выбирают свои роли-«имена», проигрывают свой стиль поведения, конкретные действия героев игры (переписка, ведут бортовой журнал, ритуал приветствия и т. д.). В ходе такой игры появляется много персонажей, а «список героев» может быть пополнен новыми, придуманными самими детьми. Игра часто возникает «изнутри» коллектива. Роль учителя заключается в том, чтобы отметить общий интерес детей и использовать его в педагогических целях, большинство из которых связано с игрой как один из участников (естественно, найдя адекватную роль).


Деловые и организационно-активные игры.

Деловые игры - это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование отношений, характерных для этого типа работы;

Организационно-активные игры - «коллективная мыслительная деятельность», игра, которая способствует формированию идеи и методах мышления, используемых людьми, выполняющими общие действия в повседневной жизни.

Творческая деятельность индивидуума в таких играх обусловлена тем, что они позволяют почувствовать значение своего «Я», устраняет напряженность, нерешительность и рост «мобилизующего напряжения» на основе растущего интереса в игровом процессе.

В такой игре должно быть несколько основных правил, они должны быть представлены вместе с задачами играть в группы в устной или бланковой (графической) форме, сочетая реальный и игровой контексты. Игроки делятся на несколько игровых групп, каждая из которых также имеет свои собственные роли (сюжет и психологические: инициаторы, лидеры, критики, бухгалтеры). Примеры деловых игр включают в себя «Театральный проект», «Филармония», «День самоуправления» и т.д.

Понятно, что игра может использоваться на уроках. Очень успешный метод - изобретать игры вместе с детьми (и как средство развития их творческого потенциала, а также как средство диагностики и обеспечения учебного материала).

4. Смысл и польза игры

Во время игры ребенок развивается физически, умственно и личностно.

Превращение нереалистичных ситуаций в ситуации, которые можно контролировать. То есть во время игры ребенок получает важный опыт и возможность научиться справляться с трудностями, исследуя себя и обстоятельства. В игре ребенок может контролировать процесс, управлять им, что-то менять. Этот важный навык будет очень полезен ему в зрелом возрасте.

  • Игра как способ самовыражения. Играя в неприятной и страшной для ребенка ситуации, он очищает себя, выпуская в игру свои негативные эмоции. Ребенку часто бывает трудно объяснить свои чувства и эмоции, но в игре взрослому легче «увидеть» свои мысли и понять их.

  • «Играй» для того, чтобы справиться со своими страхами. Играя много раз в пугающих ситуациях, утешая и успокаивая куклу или мишку, ребенок успокаивается и сам.

  • Игра как важный аспект развития познавательной сферы крохи. В игре ребенок получает и усваивает много уроков без лишних нагрузок, а также многое запоминает. Развиваются воображение, память, мышление, представление и другие познавательные процессы.

  • Игра как способ воспитания и формирования правильной концепции человеческого пола, равенства и гендерных отношений. Я не думаю, что здесь есть много объяснений – просто подумайте о «дочках-матерях».

  • Игра как заряд эмоций, способ спрятаться от неприятностей и страхов. В игре малыш может быть каким угодно смелым, отважным, сильным.

  • Игра как связующее звено в общении между детьми. Дошкольники начинают взаимодействовать друг с другом через игры, и со временем они учатся общаться, понимать и принимать друг друга.