Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
В представленной выше цитате значимым для настоящего исследования является утверждение, согласно которому присутствует общеобязательный характер правового закона. Иными словами правовая норма, что имеет порок с позиции её соответствия принципам права, демократическому устройству государства, правам и свободам человека и гражданина, не может выступить в качестве основы для становления законности. В виду этого можно заключить, что проблема законности должна рассматриваться с точки зрения качества норм права, т.е. качества принимаемых актов.
Для того чтобы обеспечить полный обзор, связанные с надлежащим осознанием содержательной сущности категории «законность», следует также обратить внимание на ее системную связь с другой основополагающей категорией, категорией «правопорядка».
В ходе своих научных поисков А.В. Малько и Д.А. Липинский сформулировали следующее умозаключение, «правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным»[9].
В.В. Лазарев и В.И. Гойманов дают свое понятие, где «правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности»[10].
А.Б. Венгеров дает определение правопорядку как «юридическому состоянию общественных отношений, суммарному итогу, результату соблюдения, исполнения, использования и применения правовых норм в обществе»[11].
Из всех вышеприведенных определений более точным и верным является дефиниция по Венгерову. Правопорядок есть некоторый итог, как правового регулирования, так и правоприменения.
Правопорядок может основываться на законности, а может также иметь существенные отклонения от данного принципа. Он может быть демократическим, может воплощать в действительность либеральные ценности, а может основываться на авторитаризме государственной власти, подавлении неугодных, критикующих реализацию власти, не опирающейся на желания большинства граждан государства.
В конечном итоге, законность - одна из характеристик правопорядка, которая позволяет утверждать, что он основан на взаимном соблюдении основными сторонами публичных правоотношений - органами государства и гражданами - нормативных установлений.
Законность, в качестве определенного состояния системы «государство - право - гражданин» не может возникнуть сама по себе. Для того, чтобы войти в такое состояние, необходима целая совокупность определенных предпосылок, которых называют гарантиями[12].
Таким образом, можно заявить, что состояние законности в обществе и государстве возникает только при существовании определенного комплекса предпосылок, ряд из которых можно одновременно рассматривать и в качестве гарантий.
Все представленные выше положения предоставляют возможность сформировать собственное определение юридической категории «законность».
Под «законностью» необходимо понимать некоторое конкретное состояние демократические организованного государства и общества, в основе жизни которых лежат цивилизованная морально-нравственные принципы, когда органы государства и граждане, т.е. само общество, проявляют стремление к тому чтобы максимально соблюдать правовые законы в своей той или иной деятельности, где правовые законы по решению конституционного уполномоченных государственных органов.
Источники современной юридической литературы проблемы теоретической концепции законности в настоящее время рассматривают в качестве весьма актуальной и не до конца разработанной в теоретическом плане. И в силу указанных причин, оптимального понимания законности как социальное явление целесообразно, даже можно сказать обязательно, использовать философские категории содержательная сущность ее формы
Сущность законности неизменяема вне зависимости от развития общества, типа государства и права, политического режима и т.д. Отсюда неуклонное соблюдение исполнения законов, и можно посудить вообще всех норм права.
Фактически входит так, что как только государство издает и признает какие-либо правила поведения как общеобязательные, то оно создает и признает меры для того, чтобы эти правила соблюдались и исполнялись. Такое встречалось и в восточном, и в рабовладельческом, и в любом другом обществе. Такое существует и сейчас абсолютно в любом государстве. Но при различных общественно-экономических формациях, в различное время в истории, в условиях одного или иного государственно-политического режима законность не одинакова.
В России при Николае II, при военном коммунизме, в период НЭПа, при Сталине, Брежневе и Ельцине, законность очевидно заметно отличалась. Это и именуется понятием «содержание законности». Данный термин необходимо рассматривать как конкретно-временной срез сущности, другими словами, законность в государстве в определенный исторический период.
Сейчас такие факты, как признание верховенства права и закона дает вопросу о законности особую свежую актуальность. Кроме того, настоящее состояние законности в России далеко от совершенства. Нарушений законов, а также других правовых актов очень большое количество. И до настоящего времени мало удается приостановить волну преступлений и правонарушений.
Причиной этому является слабое внимание к механизму действия закона, а также недооценка способов его полной и последовательной реализации. Бум законотворчества переставил решение данной проблемы на второй план.
Построение современного правового государства несомненно имеет зависимость от господства закона, а также от строгого его соблюдения физическими и юридическими лицами. Каким будет порядок законности в государстве, такой и будет жизнь населения в этом государстве.
Законность является важнейшей правовой категорией юридической науки и практики. Уровень и состояние законности есть главные критерии оценки правовой жизни общества и граждан.
Такие способы, как изучение проблем искажения законности, разработка путей укрепления законности, а также преодоление ее деформаций, позволят обойти злоупотребление и нарушения права.
При отсутствии законности нельзя решить многие проблемы, стоящие перед обществом и человечеством в целом. А именно невозможно будет построение гражданского общества и правового государства; полноценная реализация прав и свобод человека; эффективное функционирование институтов непосредственной демократии и политической системы; осуществление качественной работы государственного аппарата, его органов и должностных лиц.
Поставив в основе данные представления можно полагать, что законность есть принцип, цель государственно-правовой деятельности, метод государственного руководства обществом и режим общественно-политической жизни. Основой в содержании законности является строгое и неуклонное соблюдение законов и основанных на них подзаконных актов всеми без исключения субъектами права.
В силу того, что законность выступают в роли фундамента общественной жизни, и затрагивает различные аспекты экономической, духовной, правовой жизни, а также демонстрируют тесную взаимосвязь с государственной властью, то всякое государство имеет заинтересованность в обеспечение высокого уровня законности. В силу того, что закон может быть признан в качестве действительного только тогда, когда он исполняется, и когда он имеет влияние на отношения и поведение людей в обществе. Именно указанный аспект права, который демонстрирует связь закона, его эффективностью, и именуется при помощи определения «законность».
Источники юридической литературы обеспечение законности рассматривать в качестве результата влияния гарантий законности, как общих (экономических, политических, идеологических), так и специальных (нормативных и организационно-правовых)[13].
В целях избежать нарушения правовых предписаний, лучше обеспечиваться совокупностью объективных условий и субъективных факторов, а также специальными юридическими средствами, через которые будет реализовываться режим законности.
Данные условия и субъективные факторы логично разделить на общие условия и специальные средства обеспечения законности.
Общими условиями обеспечения законности являются совокупностью экономических, политических, социальных и идеологических условий функционирования системы государственного управления[14]. В эту группу следует относить организацию и деятельность субъектов экономических отношений, развитие институтов демократии, а также культурный уровень общества.
Специалисты выделяют последующие виды гарантий законности: экономические, политические, юридические и организационные[15].
Для обеспечения законности в государстве следует определить важные социальные и экономические вопросы. А именно, создание устойчивых экономических отношений, повышение материального благополучия людей и их нравственную культуру, укрепление социальных связей. Тем самым произойдет второй шаг на пути данного направления.
Безусловно, без государственного вмешательства справиться с обозначенной проблемой не имеет возможности. При помощи убеждений, правового воспитания, профилактики правонарушений, социального воздействие на нарушителей и применения к ним мер государственного принуждения в стране способен полноценно выполняться принцип законности.
Только государство может выполнить функции защиты правопорядка, воплощающиеся в действительность при помощи правовых методов.
Фундаментальные способы для обеспечения законности в государстве – это постоянное развитие и своевременное изменение существующего законодательства, усиление роли суда, усовершенствование работы правоприменительных органов. При отсутствии гарантий законности в делах государственного аппарата, а также при отсутствии уничтожения коррупции, правопорядок в обществе элементарно не будет существовать.
Таким же важным обстоятельством для совершенствования законности и правопорядка является всестороннее развитие демократии в различных областях деятельности людей, также в работе государственного аппарата.
В обществе устоялось традиционное определение законности как об исполнении права всеми субъектами правоотношений. С функциональной позиции законность является неуклонным соблюдением законов обществом, а не государством. Так как оно выступает гарантом законности, утверждая и выпуская нормативные правовые акты. Но в современном мире у государства мало шансов в обеспечении постоянного и полного выполнения принципа законности.
1.2. Правопорядок как воплощение идей законности и необходимости
В условиях современной объективной действительности комплекс критериев и показателей оценки состояния правопорядка в науке юриспруденции не разработаны. Указанный факт свидетельствует о том, кто исследовательские мероприятия в аспекте изучения указанного явления не завершены, кроме того говорят о том, что единая теория правопорядка отсутствует. Одной из причин в данном случае выступает тот факт, что догматическое восприятие правопорядка как результата реализации законности.
Социально-правовая природа правопорядка определяет неизбежное единство и противоречие его юридических и социальных оснований, для исследования которых используются 2 категории «законность» и «необходимость».
Источники юридической литературы и источники советской юридической литературы характеризуются тем, что в них складывается устойчивое представление о правопорядке, как о результате реализации законности. В настоящее время такого рода подход встречается в общетеоретических и отраслевых исследованиях.
Анализировать правопорядок в тесной связи с законностью недостаточно для того чтобы создать целостное представление об указанной сложной категории. И по этой причине не вызывает удивления тот факт, что советские и российские ученые принимали множественные попытки для исследования правопорядка с более широких методологических установок.
Например, в советской науке правопорядок рассматривали в тесной связи с общественными и правовыми отношениями. Встречались подходы, которые определяли его в качестве цели и средства правового регулирования. В постсоветское время появились исследования правопорядка, основанные на широком подходе к пониманию права. Сторонники нормативизма также активно изучают правопорядок, пытаясь преодолеть зависимость от понятия «законность».
Анализ исследований, посвященных правопорядку, подводит к выводу о поликонтекстуальности категории. Иначе говоря, ее содержание зависит от контекста - совокупности явлений, для характеристики которых используется категория.
Поликонтекстуальность категории «правопорядок» обуславливается существенной спецификой внешних форм проявления порядка в правовой жизни. Качественная специфика данных форм зависима от этапа правового регулирования, а также от уровня и вида правовых явлений, что рассматриваются в разрезе правопорядка.