Файл: Законность и правопорядок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Один из первых этапов правового регулирования завязан на создании нормы права. Факт регламентации определенных отношений порождает правопорядок, выступающий в качестве своеобразного интегративного эффекта системности правовых норм. Полнота правового регулирования, уровень развития формальной определенности и системность норм права охарактеризованы состоянием правопорядка.

Вместе с тем право как регулятор общественных отношений требует воплощения существующих предписаний в реальном поведении субъектов.

Реализация права в конкретных правовых отношениях обусловливает появление правопорядка в иной форме.

Правопорядок как порядок в правовых отношениях выражен в согласованности юридических фактов и правоотношения, актов реализации прав и обязанностей.

Связь с правоотношениями отображает динамический срез правопорядка. Динамическая природа правопорядка выражена в согласованности действий субъектов права, которые совершаются в строгом соответствии с процедурно-процессуальными нормами.

Появление правоотношения, а также реализация в нем прав и обязанностей не часто есть конечная цель правового регулирования. Необходимо понимать, что правоотношения являются средством достижения социальных целей права.

Права и обязанности участников правовых отношений не скрываю за собой не только индивидуальные интересы, но и потребности общественного и государственного развития. Высокий уровень упорядоченности фактических общественных отношений выражается в том, что отмечается единство юридических и социальных результатов действия права.

Здесь можно предположить о том, что состояние и уровень социально-экономического и культурного развития общества, демонстрируют свою зависимость от показателей развития права и его эффективного применения.

Понятие правопорядка наиболее эффективно использовать в целях характеристики качественного состояния. В частности: системы права, процесса реализации права, социальных (и юридических) результатов действия права. Для более удобного дальнейшего использования указанных аспектов правопорядка терминологически будем именовать их как «норма», «процесс» и «результат».

Анализ идей законности позволяет выявить особенности содержания и внешних форм проявления правопорядка при тех или иных обстоятельствах. Правопорядок в качестве нормы правовой жизни общества характеризует состояние правовой регламентации общественных отношений. Идеи законности и необходимости дают возможность взглянуть на социальную основу и системную природу правопорядка.


Категория «необходимость» тоже имеет контекстуальную природу. В философии необходимость характеризует определенный вид связи между явлениями. Таким образом, познание необходимых и случайных связей является основой для научного понимания закономерностей развития права и государства.

Можно совершенно согласиться с Д. А. Керимовым, отмечающим, что «прогрессивное воздействие на действительность может быть достигнуто прежде всего тогда, когда правотворчество опирается на необходимые возможности, способствует правовыми средствами их превращению в действительность»[16].

Более того, необходимость отражает зависимость человека, а также его внутреннего состояния от внешней среды. Внутреннее состояние человека, другими словами, состояние необходимости, потребности обусловливает характеристику явлений, предметов в качестве необходимых.

Например, чувство жажды человека говорит нам о необходимости воды. Также состояние угрозы для жизни и здоровья человека в случае вооруженного нападения обусловливает важность необходимой обороны и зашиты.

Осмысление значимости социальной необходимости приводит к принятию нормы права. В результате этого «внешняя» необходимость т. е. общественные потребности становятся «внутренним» свойством права. Такой переход играет огромную роль для восприятия права как ценности.

Социальная необходимость закреплена в нормах права и имеет юридическое выражение в правовом предписании. Правовое предписание как элемент сложной системы имеет множество необходимых связей с другими компонентами. Можно полагать, что необходимость, будучи внутренним свойством права, отражает, как социальную, так и юридическую стороны.

Существование множества устойчивых и необходимых связей правового предписания есть основа для возникновения законности. Как принцип правовой жизни, законность характеризует не только требование безусловной реализации правовых норм (внешний аспект), но и презумпцию правомерности существования правовой нормы (внутренний аспект). Другими словами, издание ее надлежащим субъектом, в соответствующей процедуре и в рамках компетенции.

Деформация взаимосвязей (как социальных, так и юридических) норм права снижает уровень правопорядка. Искажение юридической стороны необходимости может быть выражено в факте отсутствия соответствующей бланкетной нормы. Отсюда следует указание на пробел в праве.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»[17] общественные проверки проводят в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами.


Тем не менее, предполагаемые «случаи и порядок» в настоящее время надлежащей регламентации не подвержены. В виду чего норма становится декларативной. Нарушение необходимых юридических связей одних норм с другими может провоцировать возникновение ситуации, когда будет отмечаться ограничительное толкование и избирательное применение нормы.

Общеустановленным является факт, согласно которому далеко не каждое любое оценочное понятие можно рассматривать в качестве коррупциогенного фактора применения в системе законодательства оценочных понятий практически не представляется возможным.

Изменение порядка потребностей общества и их интересов влечет за собой постепенное исчезновение социальной стороны свойства необходимости правовых норм. Это, в свою очередь, влияет на ценностное восприятие права общественностью. Увеличение нейтральных или негативных оценок действующего права обуславливает снижение правовой активности. А при принудительной реализации норм, например, при увеличении налогов и пошлин, возникает социальная напряженность.

В данном случае уровень правопорядка снижается даже, если сохраняется стабильный уровень законности в той или иной сфере. Укрепление правопорядка возможно только при нахождении нового «социального компромисса».

Процессы реализации права обеспечивают установление правопорядка, у содержания и формы которого есть определенная специфика. Выходит, что правопорядок приобретает процедурно-процессуальный характер.

Правопорядок как процесс является процедурным порядком, при котором субъекты права действуют с учетом времени, способа, места, формы, стадии и других факторов. Субъект права обеспечивает существование правопорядка через реализацию в своей деятельности методов законности и необходимости.

Правопорядок как процесс является нормативно-закрепленным порядком, последовательностью этапов, стадий, действий и операций, совершаемых субъектами права в целях достижения собственных интересов.

Процедурно-процессуальная сторона правопорядка зависима от вида отношений в обществе. Эти отношения, что связаны с реализацией властных полномочий, определяются высоким уровнем формализации оснований совершения действий, либо отказа в их совершении, а также сроков и последовательности выполнения.

Соблюдение порядка, процедуры разрешения споров, привлечения лица к ответственности имеют приоритетное значение над содержательной стороной материального правоотношения. Таким образом, доказательства, которые были получены с нарушением уголовно-процессуального закона, считаются недопустимыми (ч. 3 ст. 7 УПК РФ)[18]. Хотя они и могут отражать истину, свидетельствуя о фактической виновности лица.


Динамическая природа правопорядка характеризует особенности проявления идей законности и необходимости, которые выступают в качестве методов деятельности.

Сложность и непредсказуемость общественных отношений обусловливает существование в правовом регулировании различных уровней правовой определенности. Нормы права определяют внешние границы свободы поведения субъектов. При этом в одном случае делают это достаточно подробно и тщательно, а в другом - лишь очерчивают внешние контуры допустимого поведения.

В соответствии с точными предписаниями норм права, субъект совершает в своем поведении метод законности. В ситуациях правовой неопределенности требования законности размыты, не четки и не конкретны. Состояние правовой неопределенности не стоит рассматривать только как дефект законодательства.

В отдельных случаях законодатель сознательно пытается предоставить свободу действий субъектам права. Это может достигаться за счет использования оценочных понятий, правовых оговорок и исключений.

Например, уголовно-процессуальное законодательство может допускать, что в некоторых исключительных случаях, которые не терпят отлагательства, имеют место быть отдельные следственные действия (осмотра жилища, обыск, выемка, личный обыск) без получения судебного решения (ч. 5 ст. 165 УПК РФ)[19].

Фактическое основание законности совершаемых действий зависит не только от правового предписания, но и от осознания субъектом социальной необходимости юридического значения.

Например, в соответствии с ч. 4 ст. 92 УПК РФ в случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого временная длительность свидания свыше двух часов может ограничиваться дознавателем, следователем[20].

В соответствии с ч. 3 ст. 164 УПК РФ производство следственного действия в ночное время не допускается[21]. Исключением являются случаи, которые не терпят отлагательства.

Законодатель, используя технико-юридический прием исключения («в случае необходимости», «в исключительных случаях»), сознательно дополняет правовое регулирование элементами неопределенности. Восполнение данных элементов зависит от правовой культуры адресата нормы и наличия (отсутствия) фактов вероятностной природы.

Согласно С. Ю. Суменкову, к общей цели исключений в праве относят реализацию принципов гуманизма и справедливости[22]. В связи с этим можно утверждать, что метод необходимости связан с реализацией идей гуманности и справедливости в рамках, очерченных правовым исключением.


Законность в строгом смысле характеризует лишь внешние границы правомерного поведения. Конкретное его содержание же определяет правосознание лиц, понимающее необходимость достижения справедливости. В конечном итоге, социальная необходимости имеет определенное весомое юридическое значение.

В ситуациях социальной необходимости действия субъектов направлены, либо на дополнение условий, при которых реализуется норма права, либо на вынужденное и допустимое самим правом частичное нарушение общих правовых предписаний. Осуществляя метод юридической необходимости, субъект преодолевает правовую неопределенность.

Отсюда взаимодействие идей законности и необходимости в сфере обеспечения правопорядка, в качестве процесса, описывает действия субъектов права по реализации правовых предписаний в условиях правовой определенности (метод законности) и неопределенности (метод необходимости). Немаловажен факт, что метод необходимости носит дополнительный, субсидиарный характер. В зависимости от уровня развития юридической техники и исторических условий развития общества степень его правовой формализации и пределы использования различаются.

Еще одно контекстуальное значение правопорядка касается непосредственно результатов функционирования права и государства. Правопорядок как результат определяет юридические и социальные последствия правового регулирования. Идеи законности и необходимости проявляются как режим и состояние.

Законность является режимом. Она определяет соотношение правомерных и противоправных поступков в правовой общественной жизни. Изменение режима законности определено качественными и количественными изменениями в структуре правонарушений. Идея необходимости проявляется в качестве состояния общественной жизни, где отражается уровень удовлетворенности актуальных потребностей общественного развития. Тогда состояние необходимости дает нам возможность судить о степени развития основных сфер его жизнедеятельности. Необходимо иметь в виду, что состояние экономики, политики, культуры, социальной сферы зависимы не только от права, но и от других социальных регуляторов. Отсюда правопорядок определяет их согласованное и синергийное воздействие.

Например, достижение цели исправления осужденных можно достигнуть посредством назначенного судом уголовного наказания. Но то же можно достигнуть и благодаря религиозному оформлению, либо же с помощью психокоррекционных методик воздействия на осужденных. Указанная цель уголовно-исполнительного законодательства не имеет правовой характер в чистом виду. Объясняется это тем, что данная цель затрагивает внутренние, психологические особенности и установки человека. Достижение такой цели только правовыми средствами невыполнимо. Отсюда совершенно неудивительно, что законодательство может допустить использование социальных средств. Например, воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Достичь исправления осужденных можно только в случае синергийного воздействия правовых и социальных средств.