Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Законность представляет собой многоаспектную категорию, которая призвана для отражения правовой жизни общества, она охватывает своим влиянием все без исключения области жизни человека, общества и государства в целом.
Законность можно рассматривать в качестве индикатора состояния общественных взаимоотношений, она призвана для отражения характерных черт и особенностей государственного устройства и политического режима, указывает на степень реального соблюдения прав и свобод. Состояние законности определяет особенности состояния самого государства и общества в рамках определенной стадии развития. Именно по этой причине проблема законности всегда является категорией, актуальность исследования которой не снижается никогда.
Юридическая наука на сегодняшний день характеризуется тем, что в ней отмечается отсутствие критериев оценки состояния правопорядка, и данный факт свидетельствует о том, что исследования указанного явления не находится на конечной стадии своей проработанности, кроме того указанные факты свидетельствуют о том, что отсутствует единая теория правопорядка. В качестве причины в данном случае выступает догматическое восприятие правопорядка в роли результата реализации законности. Социально-правовая природа правопорядка обуславливает единство и противоречия присутствующих юридических и социальных оснований, которые могут быть исследованы при производстве анализа таких понятий как «законность» и «необходимость».
Степень научной разработки темы. Несмотря на регулярное отражение в юридической науке проблем законности, до сих пор по - разному трактуют положения о понятии, принципах, требованиях законности; изменения в общественно-политическом строе предопределило новые подходы к изучению и кардинальному пересмотру основных понятий и юриспруденции, в т.ч. и законности.
Проблемы законности и правопорядка исследовались ученными правоведами и получили отражение в трудах М.С. Адриянова, Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, А.А. Берсенев, В.С. Бялт, А.В. Безрукова, Н.В. Витрук, Н.В. Варламовой, О.А. Гордиенко, А.А. Гринькина, В.Б. Евдокимова, А.Е. Епифанова, Е.Е. Каймульдинова, С.А. Комарова, В.Н. Кудрявцева, А.Н. Кунина, Т.М. Кебекова, А.В. Малько, В.И. Майорова, М.Н. Марченко, Л.А. Морозовой, Д.О. Нестерова, А. Петрова, В.А. Рыбакова, Б.С. Эбзеева и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при обеспечении законности и правопорядка в правовом государстве.
Предметом исследования выступают: нормы законодательства, научные подходы к определению законности и правопорядке в правовом государстве.
Цель исследования состоит в изучении законности и правопорядка в правовом государстве.
Достижению обозначенной цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты законности и правопорядка в правовом государстве;
- проанализировать обеспечение законности и правопорядка в правовом государстве.
Методологической основой исследования явились общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции и индукции, моделирования. Среди специальных методов использовались социологический, сравнительно-правовой, исторический, нормативно-ценностный методы.
Теоретическую основу исследования составляют научные работы отечественных правоведов, социологов, философов. При этом автор использовал не только исследования по общей теории государства и права, но и отраслевые источники, в которых рассматривались в том или ином аспекте вопросы законности или содержались положения, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость определяется тем, что понятия «законность» и «правопорядок» рассматриваются с точки зрения современных теоретических разработок в юридической литературе, анализируется в соответствии с новым правопониманием.
Практическая значимость работы может быть определена возможностью использования некоторых выводов и положений в практической деятельности органов власти разного уровня, в деятельности правоохранительных органов.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1. Теоретические аспекты законности и правопорядка
1.1. Законность и ее гарантии в демократическом обществе
Рассматривая явление законности, можно отметить, что данная понятийная категория характеризуется своими многоаспектными чертами. Законность можно рассматривать как определенное состояние государства и общественной системы, которое была достигнуто на высшем уровне их эволюционного развития. Ключевую роль в данном случае имеет наличие эволюционной модели развития, в силу того, что ни одна государственная система изначально не формировалась как государство законности.
В ходе своих научных поисков М.Н. Марченко, пришла к выводу о том, что в группу наиболее значимых признаков правового государства следует отнести не только создание, но и процессы поддержания в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках[1].
Эта цитата определяет для нас почву для дальнейших рассуждений о сущности законности. Для начала, мы видим, как категория «правового государства» связана с категорией «законности», где категория второго зависима от категории первого. Другими словами, состояние законности способно возникнуть только в правовом государстве.
Также М.Н. Марченко упоминает не «режим законности», а «режим демократии, законности и конституционности»[2]. Тем самым несколько категорий объединяются в некоторую общность.
В конечном итоге, во-первых, без наличия в государстве и обществе демократии законность вовсе невозможна. Под демократией подразумевается реальное народовластие. Демократия выражается в том, что народ по собственной воле формирует органы государственной власти. А органы, в свою очередь, обеспечивают реализацию народных интересов.
Далее необходимо отметить, что законность имеет связь с конституционностью. Под конституционностью понимается наличие в государстве основного закона. Также под ней понимается построение системы государственной власти в соответствии с предписаниями конституции и принимаемых в государстве законов тому объему прав и свобод человека и гражданина, которые содержатся в конституции.
Также необходимо отметить взаимозависимость между перечисленными правовыми категориями. Законность - категория, производная от демократии и конституционности. Однако без обеспечения законности невозможны ни демократия, ни действие норм конституции.
К состоянию «законности» применим термин «режим». Закрепление в законодательстве таких понятий, как «режим военного положения», «режим особо охраняемых природных территорий», «режим в исправительных учреждениях»[3] и «режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[4], подчеркивает их применение для обозначения специального состояния среды и правил, отличных от повседневного состояния общества и государства.
Процессы использования термина «режим» соотношение законности, более того в отношении демократии или конституционности, могут быть реализованы в принципе, но при этом не в полной мере. Демократия представляет собой нормальное состояние правового государства. Правовое государство не может существовать в ситуации, когда не будут соблюдаться конституционные положения о разделении власти, положений об основной направленности государства на соблюдение прав и свобод человека и гражданина и другие.
Законность с позиции её философской и правовой сущности представляет собой особый режим. В обратной ситуации вполне логичным было бы признание нормального состояния общества, когда отмечается беззаконие или правовой нигилизм. Проще говоря, в ситуации, когда данные термины будут соединяться и отождествляться, в частности отождествляться такие категории, как «законность» и «режим» в одну общность, возникают существенные проблемы в аспекте реализации философских закономерностей в оценке состояния государства и общества.
Проведём аналитическую оценку структурного содержания юридической категории «законность».
Одним из интересных является суждение В.И. Гойманова и В.В. Лазарева. Они говорят, что законность является принципом, методом и режимом реализации норм права, которые содержатся в законах и основаны на их подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений, в том числе, государством, его органами, должностными лицами, организациями и гражданами[5]. Она закрепляется в конституции и других законах как обращенное ко всем требование, принцип. А также реализуется, как метод деятельности субъектов права, становясь, таким образом, режимом общественной жизни. Суть данного режима в соблюдении, исполнении правовых требований и предписаний большинством участников общественных отношений[6].
Во-первых, законность - это принцип. Люди, проживая на территории государства, не сопротивляются его власти. Они соглашаются повиноваться велениям, исходящим от государственных органов, и быть законопослушными гражданами. Следовательно, являясь гражданами определенного государства, люди ожидают от официальных органов государства соблюдение законов в равной степени при взаимоотношении с ними. Можно сделать вывод, что законность трактуется, как универсальный принцип взаимоотношений между государством и его гражданами, которому они должны соответствовать.
Во-вторых, законность есть метод. Толкование законности данным образом рассматривается касательно деятельности самой государственной власти. Совокупность органов, которые образуют власть государства, в своей деятельности как при взаимодействии с гражданами, так и при внутреннем взаимодействии между собственными структурами, должна основываться на реализации принципа законности. Принцип законности - единственный, безальтернативный метод практической реализации власти.
Так же потребуется указать, что законность представляет собой режим. Указанное суждение уже рассматривалось нами ранее в таком качестве, тем не менее, логичным будет обращение к анализу указанного понятия. С общеправовой позиции у категории «режим» может быть два основных следующих определения:
1) режим в качестве одного из структурных элементов юридического инструментария, что обеспечивает соединение в единый механизм комплекса правовых средств;
2) режим, который представляет собой на официальном уровне установленный порядок правовой регламентации, призваны для отражения комплексом юридических и организационных средств, нередко применяемых в процессе закрепления социально-правового состояния объектов воздействия, и направленных на обеспечение их устойчивого функционирования[7].
Состояние законности, в качестве системы относится безразлично к качественным характеристикам норм права. Требования соблюдения законов и других нормативных предписаний не зависят от содержания данных предписаний. Таким образом, предписания включают и правила поведения, что не отвечают принципам социальной справедливости и равенства, на которые опираются при формировании современных законов.
Данного рода «законность», когда при излишне навязчивом регулировании граждан вынуждают жить по неприемлемым правилам, может обеспечиваться только сильным репрессивным аппаратом. Эта «законность» может быть только односторонней, когда требования к соблюдению законов выдвигаются только в сторону подвластных, но не будут обращены к представителям власти, не связанных в своих действиях установленными процедурами.
Такое положение характерно для деспотического государства, а также в определенной мере - для полицейского государства, которое реализует навязчивый патернализм, где его и можно именовать «режимом законности».
На самом деле, о законности в этом случае речи не ведется. Власть не вправе творить произвол, одновременно требуя от граждан безусловного исполнения многочисленных указаний.
Возможность существовать государству и обществу в состоянии законности возможно только при обоюдном стремлении государственной власти в лице ее органов и граждан к соблюдению законов, а также к взаимному уважению к установленным правилам поведения.
Для понимания комплекса связанных с данной темой проблем поможет ценное суждение В.С. Нерсесянца. Согласно его высказыванию: «общеобязательность закона обусловлена его правовой природой..»[8].