Файл: Законность и правопорядок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимодействие режима законности и состояния необходимости общественной жизни характеризует социально-правовую природу правопорядка. Ее уровень не может измеряться только с помощью юридических категорий. Реальное состояние правопорядка отображается в уровне развития основных сфер общественной жизни. Поэтому для его оценки необходимы социально-экономические категории, такие, как уровень жизни, ее продолжительность, уровень инфляции и другие.

Признав факт, что у правопорядка есть социально-правовая природа, следует заметить одну непростую и спорную проблему. Действие правовых норм - это лишь одно из условий появления социальных результатов. Кроме того, можно допустить ситуацию, где положительные социальные изменения появляются вовсе не благодаря, а вопреки нормам права.

Отсюда определение роли и эффективности правового фактора в достижении социальной эффективности есть очень важная и сложная исследовательская задача. Предметный анализ данной проблемы возможен выйти за рамки настоящей работы. По этой причине следует ограничиться только некоторыми суждениями, имеющими отношение к исследуемому объекту.

Прежде всего, необходимо указать на весомую связь правового и общественного порядка. Отличием в их содержании является взаимообусловленность. По данной причине запрещено механически использовать категории «часть» и «целое». Это взаимодействующие и взаимопроникающие социальные явления.

Общественный порядок появляется в силу действия социальных норм в сферах самоорганизации гражданского общества. Он находится за пределами предмета правового регулирования. Там, где гражданское общество не может организоваться самостоятельно, существует правопорядок.

В основе достижения социальных целей развития общества, например, в сфере безопасности, социальной или экономической сферах, лежит правовое регулирование. Однако нормы права выступают скорее не причиной, а всего лишь одним из условий достижения этих целей, способствуя или препятствуя самоорганизации общества.

Отсюда возникает двойственная ситуация, где правопорядок с одной стороны вбирает в себя общественный порядок, так как влияет на характер и направление процессов самоорганизации общества, а с другой – является неотъемлемой частью общественного порядка, так как социальные результаты действия права лежат за пределами предмета правового регулирования. Другими словами, у них нет линейной причинной связи с нормами права. В конечном итоге, состояние правопорядка как результата правового регулирования необходимо быть оценено не только по уровню режима законности, но и по состоянию необходимости социальной жизни. Данное состояние имеет вполне конкретные индикаторы. Видным примером может служить указ Президента РФ в сфере оценки эффективности деятельности органов власти.


Таким образом, к показателям оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ относятся следующие составляющие.

Например, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, численность населения, оборот услуг и продукции, которые производятся малыми предприятиями, микропредприятиями или индивидуальными предпринимателями, уровень безработицы в среднем за год.

Кроме того вот сюда могут быть включены реальные располагаемые денежные доходы населения, доля введенной общей площади жилых домов относительно совокупной площади жилищного фонда, показатели смертности и т.д. Правовые нормы комплекс определённых условий для того чтобы обеспечить полное достижения данных социальных показателей, уровень которых непосредственно характеризует состояние правопорядка.

В категорию целевых индикаторов и показателей правопорядка относятся необходимо отнести такие понятия, как. В частности это, уровень преступности, для выражения которого можно рассматривать количество зарегистрированных преступных деяний на 100 тыс. человек населения, кроме того сюда необходимо отнести удельный вес несовершеннолетних, что достигли возраста при-влечения к уголовной ответственности и долю тех, кто совершил преступления, отзывы крупная численности граждан области в возрасте от 14 до 18 лет.

Ключевую роль в данном случае имеет также статистика по выявленным преступлениям и латентным, совершение которых было осуществлено, но фактически они выявлены не были. За последние несколько лет в нашей стране отмечается развитие тенденций, в соответствии с которой органы правоохранения стараются не принимать заявлений от граждан, при их достаточно сложном алгоритме раскрытия. То есть во время обращения пострадавшего человека они объясняют ему, что в его случае преступника найти вряд ли удастся, поэтому нет смысла писать заявление. В конечном счете, возникает безнаказанность нарушителей, которая провоцирует рост такого рода преступных деяний.

По неофициальным данным размер латентных преступлений приравнивается к количеству официально зарегистрированных фактов. Такие преступники в последствии переходят от менее тяжких к более тяжким преступлениям.

Сюда же относят тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий, то есть количество лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 пострадавших и прирост, другими словами, снижение числа потребителей психоактивных веществ в области в сравнении с предыдущим годом.


Данное узкое понимание правопорядка не дает возможности использовать методологический потенциал категории. Кроме того, это способствует отождествлению правопорядка с режимом законности.

Следует сделать вывод, что проведенный анализ идей законности и необходимости связан с комплексом философских, теоретических и прикладных проблем, получивших лишь частичное освещение. Правопорядок - поликонтекстуальная категория, которая отражает различные уровни и формы проявления порядка в правовой жизни.

Правопорядок, в качестве нормы, процесса и результата дает возможность отобразить диалектическое единство социальных и юридических сторон в содержании явления. Использование идеи поликонтекстуальности правопорядка для анализа частных вопросов отраслевых наук позволяет говорить о прикладном значении категории.

Разработка теории правопорядка прямо зависима от решения вопроса определения критериев и показателей его состояния. При успешном решении задачи правопорядок будет одним из важных средств совершенствования правового регулирования и государственного управления.

2. Обеспечение законности и правопорядка в правовом государстве

В процессе реализации процесса построения правового государства и в рамках становления гражданского общества в России на вершину пирамиды значимости выносятся рядом с тобой вопросы обеспечения законности и установления в обществе устойчивого правопорядка.

Ключевое направление, по которому реализуются мероприятия для укрепления законности и правопорядка, с точки зрения А. Н. Кунева, - обеспечение неотвратимости ответственности за виды правонарушений. Основная сущность, как известно, в данном случае кроется не только в жестокости наказания, а в его неотвратимости. Неотвратимость ответственности в условиях современной объективной действительности выступают в качестве значимого критерия эффективности борьбы с преступными деяниями другими видами правовых нарушений, общего состояния законности. В виду этого особый уровень значимости открытого и правдивого освещения состояния правопорядка в обществе, деятельности правоохранительных органов, их успехов и откровенных промахов[23]. Необходимо добиваться того, чтобы социальный статус или занимаемая должность нарушителя закона не влияла на его ответственность за содеянное.


Важное значение А. Н. Кунев придает правовому воспитанию: «На наш взгляд, определенный опыт правового воспитания, накопленный в советские годы, может быть использован и сейчас, когда уровень правовой культуры населения не может не вызывать озабоченности. В этой связи были бы оправданными разработка и последовательное проведение в жизнь федеральной комплексной программы по повышению правовой культуры населения. Чрезвычайно важно, чтобы правовоспитательные мероприятия проводились с учетом возрастных, профессиональных и других социальных особенностей различных категорий населения. В современных условиях большое значение приобретают правовая подготовка должностных лиц и других государственных служащих»[24]. Действительно, пропаганда идей законности будет иметь огромное влияние на правосознание граждан, которое на практике проявится в правомерном поведении.

Следующей мерой, направленной на укрепление законности и правопорядка, является повышение уровня профессиональной подготовки юристов, их правовой культуры. Неразрывно с этой проблемой связано состояние юридического образования. Многие из проблем юридического образования сегодня видятся по-новому и требуют иных, чем прежде, подходов к их разрешению. Одно из важнейших направлений укрепления законности - это обеспечение соблюдения требований законодательства в процессе его реализации, и особенно в правоприменительной практике. Уровень профессиональной правовой культуры и законности наиболее отчетливо проявляется именно на этой стадии, особенно в такой его форме, как применение права[25].

Особую роль в укреплении законности и правопорядка играют органы внутренних дел. В. С. Бялт и С. Н. Трипутин приводят следующий комплекс мероприятий, способствующий укреплению законности и правопорядка в органах внутренних дел:

1) необходимо совершенствовать дисциплинарную практику посредством использования всех ее основных методов: принуждения, поощрения и, главное, убеждения;

2) при проведении служебных проверок по фактам нарушения служебной дисциплины и законности сотрудниками целесообразно в большем объеме уделять внимание выявлению причин и условий, способствующих совершению указанных нарушений;

3) следует повысить требовательность руководителей к своим подчиненным касательно вопросов соблюдения и исполнения ими правовых предписаний и одновременно усилить персональный спрос с руководителей за совершение правонарушений сотрудниками вверенных им подразделений;


4) работу по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава необходимо проводить планово, системно и постоянно, с обязательным воплощением принципа неотвратимости ответственности за нарушение норм служебной дисциплины и законности;

5) особое внимание следует уделять воспитанию курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России, которые после выпуска займут должности начальствующего состава. Именно от них во многом будет зависеть эффективность функционирования системы органов внутренних дел, уровень законности и правопорядка в обществе и в конечном счете удовлетворенность населения деятельностью правоохранительной системы как элемента государственного механизма[26].

Осуществление данных мер влияет и на общее состояние уровня законности и правопорядка.

Особое место в системе органов внутренних дел по обеспечению правопорядка занимает полиция. Анализируя содержание основных направлений деятельности полиции, В. И. Майоров делает вывод о том, что законодательно на полицию возложены функции обеспечения правопорядка путем:

- защиты прав и свобод человека и гражданина в пределах своих полномочий;

- организации в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

- обеспечения охраны общественного порядка;

- обеспечения безопасности дорожного движения;

- осуществления государственного контроля за оборотом оружия;

- организации в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества граждан и организаций[27].

Эффективная реализация данных функций во многом способствует укреплению законности и правопорядка.

Для того чтобы обеспечить надлежащее укрепление законности и правопорядка, по мнению Д.О. Нестерова, потребуется осуществить усовершенствование системы деятельности органов исполнительной власти в области реализации законности и правопорядка. Для выражения функциональной связи в данном случае можно указать на ряд приоритетных обстоятельств:

1) исполнительная власть с реализацией наибольшего объема правоприменительных полномочий, которые в свою очередь отражают зафиксированные на уровне национального законодательства государственные интересы в области обеспечения законности и правопорядка;