Файл: Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с преподаванием в классе, с наблюдениями за повседневной жизнью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных навыков.
Таким образом, игра изменяется и достигает высокого уровня развития к концу дошкольного возраста. Есть две основные фазы или стадии в развитии игры. Для первой стадии (3 – 5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На втором этапе (5 – 7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослых.10
2.1. Игра как важнейшее условие развития
Психология выделяет весь младший возраст как период активной игровой деятельности. Родители зачастую называют детские забавы бесполезным занятием, пустой тратой времени, пытаются заменить их действительно «важными» делами – специальными обучающими упражнениями, уроками по различным модным методикам. Однако роль игры в психическом развитии ребенка – первостепенна.
В чем же заключается значение игры, почему эта деятельность так необходима малышам?
Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою реальность: соединяя воедино мечты и знакомую им действительность, у детей активно работает воображение. Происходит познавательное, культурное, социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации, отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои представления о жизни. Совершенствуются волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития. Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются у детей в играх. Формируются чувства, эмоции, появляется опыт самых разнообразных сильных переживаний, преодоления трудностей. Обогащается, структурируется детская речь. Играя, дошкольник приходит к пониманию общественной сущности всех вещей – каждое действие, манипуляция, слово имеют смысл для какого-то человека. Постепенно у ребёнка складывается понятие о ведущей роли человеческих взаимоотношений. Педагогика выделяет множество видов игр: Подвижные – тренировка ловкости, быстроты, силы, а также желания побеждать, настойчивости, эмпатии, волевых качеств. Логические – помощь в подготовке к школе, важный этап становления памяти, усидчивости, умения искать нестандартное решение поставленной задачи. Дидактические – пополнение словарного запаса, формирование связной речи,
умения формулировать свои мысли, правильное отношение к различным аспектам жизни (природе, Родине, профессиям, людям разных национальностей). Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка стоит на особом месте, являясь эффективным инструментом для формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы.
3. Психологические основы игры
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась как один из самых важных способов воспитания детей. Время, когда образование было выделено как особая социальная функция, уходит в глубины веков, а использование игры в качестве средства воспитания уходят в такую же глубь веков. В разных педагогических системах придавалась игре другая роль, но нет системы, в которой так или иначе в игре не было бы места.
Игра объясняется множеством функций, как чисто воспитательных, так и образовательных, поэтому необходимо более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти свое место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей.
Необходимо более точно идентифицировать те аспекты умственного развития и формирования личности ребенка, которые преимущественно развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное влияние на другие виды деятельности.
Изучение значимости игры для умственного развития и формирования личности очень сложно. Невозможно сделать чистый эксперимент просто потому, что вы не можете убрать игровые действия из жизни детей и посмотреть, как будет развиваться процесс развития у ребёнка без игры.
Самое главное является важность игры для мотивационной и необходимой сферы ребенка. Согласно работе Д.Б. Эльконина, проблема мотивов и потребностей выведена на первый план.11
В основе трансформации игры от предошкольного периода к дошкольному детству лежит расширение круга людей, овладение которыми теперь противостоит ребенку как задача и чей мир реализован им в ходе его дальнейшего психического развития, само расширение круга предметов, с которыми ребенок хочет действовать независимо, является вторичным.
Он основан на «открытии» ребенка нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их взаимоотношениями. Ребенок на границе перехода от предмета к ролевой игре еще не знает социальных отношений взрослых, ни социальных функций, ни социального смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, тогда как эмоционально-эффективная ориентация на взрослых и значения их деятельности.
Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживаниям. Игра действует как деятельность, которая имеет самое близкое отношение к сфере потребности ребенка. В ней есть первичная эмоционально-эффективная ориентация в чувствах человеческой деятельности, есть осознание ее ограниченного места в системе отношений с взрослыми и необходимость быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем фактом, что у ребенка есть новые мотивы для деятельности и связанных с ней задач. Существенно важно то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически, можно представить, что в игре есть переход от непосредственных желаний к мотивам, которые принимают форму обобщенных намерений, находящихся на грани сознания.12
Прежде чем говорить о развитии умственных действий в игре, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно происходить формирование любого умственного действия и связанного с ним понятия:
этап формирования воздействия на материальные объекты или их заменяющие материал модели;
этап формирования того же действия в терминах громкой речи;
этап формирования фактического умственного действия.
Учитывая действия ребенка в игре, легко видеть, что ребенок уже действует со значениями объектов, но все же полагается на свои материальные заменители - игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что зависимость от предметов - заместители действия сними все больше уменьшается.
Если на начальных этапах разработки требуется объект - замещающее и относительно подробное действие с ним, то на более позднем этапе развития игры объект появляется через слова - это имя уже как признак вещи, а действие - как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождаемые речью. Таким образом, игровые действия имеют промежуточный характер, постепенно приобретая характер умственных действий со значениями объектов, совершаемых во внешних действиях.
Путь развития к действиям в сознании ценностей, которые отделены от объектов, одновременно является возникновением предпосылок для формирования воображения. Игра действует как таковая деятельность, в которой происходят предпосылки перехода психических действий к новой, более высокой ступени - умственные действия с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий выливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.
В игровой деятельности происходит существенная перестановка поведения ребенка - она становится произвольным. При произвольном поведении необходимо понимать поведение, которое выполняется в соответствии с изображением и контролируется сравнением с этим изображением в качестве стадии.
Эффективность движения и его организация в значительной степени зависят от структурного места передвижения в реализации той роли, которую выполняет ребенок.
Ига - первая форма деятельности, доступная для ученика, которая включает в себя сознательное образование и совершенствование новых видов деятельности.
Игра важна для формирования дружественного детского коллектива, для формирования независимости, для формирования позитивного отношения к труду и для многих других вещей. Все эти образовательные эффекты основаны как на их основе, так и на влиянии игры на психическое развитие ребенка, на развитие его личности.13
3.1. Технология игры в процессе обучения
Технология игровых форм обучения (ИФО) направлена на то, чтобы учить учащегося понимать мотивы его учения, его поведение в игре и в жизни, то есть формулировать цели и собственные программы, обычно глубоко скрытые в обычную ситуацию, независимую деятельность и предвидеть ее немедленные результаты.
Опираясь на работу П.И. Пидкасистого мы можем утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные игры. Естественная игра - это спонтанная ориентирующая деятельность, которая благодаря естественным процессам самообучения, человек самостоятельно изучает новые формы и способы действия в знакомой и необычной среде.
Основное различие между искусственной игрой и естественным состоит в том, что человек знает, что он играет, и на основе этих очевидных знаний он широко использует игру в своих целях.
Существует шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальная, одиночная, парная, групповая, коллективная, массовая
форма игры.
К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с собой во сне и в реальности, а также с различными объектами и знаками.
Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью с результатами достижения их желаемой цели.
Парная форма - игра одного человека с другим человеком, обычно в атмосфере конкуренции и соперничества.
Групповая форма - игра трех или более противников, преследующих одну и туже цель в обстановке соревнования.
Коллективная форма - групповая игра, в которой конкуренция между отдельными игроками заменяет команды соперников.
Массовая форма игры – это тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую преследуют миллионы людей.
3.2. Основные компоненты творческих игр
Основные компоненты игры — содержание, сюжет, роль. Сюжет представляет собой сферу реальной жизни, которую дети воспроизводят в своей игре. Основные тематики сюжетов детской игры: Быт: семья, поход в магазин, гости, детский садик, приготовление ужина. Производство – здесь прослеживается связь с профессиями: больница, парикмахерская, школа, супермаркет, строительная площадка. Общественно-политический сюжет: «войнушка», пираты, индейцы. Развитие сюжетно-ролевой игры идет именно в таком порядке – от бытовых ситуаций до наиболее сложных общественно-политических. Это обусловлено обогащением кругозора и способностью понимать более глубокие социальные отношения. Зачастую любимым сюжетом игры у детей становится сценарий популярного мультфильма, кино, книги. Современные дети часами играют в «ниндзя-черепашек», «щенков-спасателей», «роботов автоботов». Понаблюдайте за тем, какие ситуации имитирует ребенок в таких играх, возможно, вы поймете, что стоит более тщательно отбирать мультики и фильмы для просмотра. С возрастом меняются условия жизни детей, расширяется кругозор, количество сюжетов для игры увеличивается, некоторые сюжеты теряют свою актуальность и перестают использоваться. Содержание игры – это наполнение сюжета. То, что дети видят основой отношений между людьми, и как они это моделируют. На протяжении всего детства сюжеты остаются примерно одинаковыми, а содержание меняется по мере приобретения нового опыта, углубления в социальную, эмоциональную, мыслительную сферы. Выстраивая содержание игры, малыш вкладывает в него то, что является его актуальным окружением. Дети отражают то, что видят и впитывают из своего ближайшего круга. Наблюдая разные вариации поведения в игре «семья», можно увидеть самых разных мам: ругающихся и наказывающих, готовящих кушать и убирающихся, занимающихся работой, читающих книги своим дочкам. Наряду с обогащением сюжетов и содержаний нарастает время игры. Трех- четырехлетки способны непрерывно играть не более 15 минут. Пятилетние дети могут быть увлечены до часа. Старшие дошкольники разворачивают настоящие игрища на несколько часов, часто продолжая одну и ту же сюжетную линию на протяжении двух-трех дней. Творческая игра как средство развития ребенка подвергается воздействию со стороны взрослых, однако их реальное влияние заключается в том, чтобы поставлять детям качественный «материал», обеспечить адекватный «первоисточник». Родители и воспитатели предоставляют среду и игрушки, но самый главный вклад в игру детей – работа самих взрослых над собой, поскольку именно их поведение, реакции, эмоции воспроизводят в своих играх дошколята. Чем взрослее ребенок, тем более выраженными становятся мотивы игр – потребности малыша присоединиться к «большому», взрослому миру, стать полноценным членом общества, занять в нем признанное место, выполнять социально важные, значимые функции.
Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных навыков.
Таким образом, игра изменяется и достигает высокого уровня развития к концу дошкольного возраста. Есть две основные фазы или стадии в развитии игры. Для первой стадии (3 – 5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На втором этапе (5 – 7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослых.10
2.1. Игра как важнейшее условие развития
Психология выделяет весь младший возраст как период активной игровой деятельности. Родители зачастую называют детские забавы бесполезным занятием, пустой тратой времени, пытаются заменить их действительно «важными» делами – специальными обучающими упражнениями, уроками по различным модным методикам. Однако роль игры в психическом развитии ребенка – первостепенна.
В чем же заключается значение игры, почему эта деятельность так необходима малышам?
Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою реальность: соединяя воедино мечты и знакомую им действительность, у детей активно работает воображение. Происходит познавательное, культурное, социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации, отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои представления о жизни. Совершенствуются волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития. Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются у детей в играх. Формируются чувства, эмоции, появляется опыт самых разнообразных сильных переживаний, преодоления трудностей. Обогащается, структурируется детская речь. Играя, дошкольник приходит к пониманию общественной сущности всех вещей – каждое действие, манипуляция, слово имеют смысл для какого-то человека. Постепенно у ребёнка складывается понятие о ведущей роли человеческих взаимоотношений. Педагогика выделяет множество видов игр: Подвижные – тренировка ловкости, быстроты, силы, а также желания побеждать, настойчивости, эмпатии, волевых качеств. Логические – помощь в подготовке к школе, важный этап становления памяти, усидчивости, умения искать нестандартное решение поставленной задачи. Дидактические – пополнение словарного запаса, формирование связной речи,
умения формулировать свои мысли, правильное отношение к различным аспектам жизни (природе, Родине, профессиям, людям разных национальностей). Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка стоит на особом месте, являясь эффективным инструментом для формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы.
3. Психологические основы игры
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась как один из самых важных способов воспитания детей. Время, когда образование было выделено как особая социальная функция, уходит в глубины веков, а использование игры в качестве средства воспитания уходят в такую же глубь веков. В разных педагогических системах придавалась игре другая роль, но нет системы, в которой так или иначе в игре не было бы места.
Игра объясняется множеством функций, как чисто воспитательных, так и образовательных, поэтому необходимо более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти свое место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей.
Необходимо более точно идентифицировать те аспекты умственного развития и формирования личности ребенка, которые преимущественно развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное влияние на другие виды деятельности.
Изучение значимости игры для умственного развития и формирования личности очень сложно. Невозможно сделать чистый эксперимент просто потому, что вы не можете убрать игровые действия из жизни детей и посмотреть, как будет развиваться процесс развития у ребёнка без игры.
Самое главное является важность игры для мотивационной и необходимой сферы ребенка. Согласно работе Д.Б. Эльконина, проблема мотивов и потребностей выведена на первый план.11
В основе трансформации игры от предошкольного периода к дошкольному детству лежит расширение круга людей, овладение которыми теперь противостоит ребенку как задача и чей мир реализован им в ходе его дальнейшего психического развития, само расширение круга предметов, с которыми ребенок хочет действовать независимо, является вторичным.
Он основан на «открытии» ребенка нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их взаимоотношениями. Ребенок на границе перехода от предмета к ролевой игре еще не знает социальных отношений взрослых, ни социальных функций, ни социального смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, тогда как эмоционально-эффективная ориентация на взрослых и значения их деятельности.
Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживаниям. Игра действует как деятельность, которая имеет самое близкое отношение к сфере потребности ребенка. В ней есть первичная эмоционально-эффективная ориентация в чувствах человеческой деятельности, есть осознание ее ограниченного места в системе отношений с взрослыми и необходимость быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем фактом, что у ребенка есть новые мотивы для деятельности и связанных с ней задач. Существенно важно то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически, можно представить, что в игре есть переход от непосредственных желаний к мотивам, которые принимают форму обобщенных намерений, находящихся на грани сознания.12
Прежде чем говорить о развитии умственных действий в игре, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно происходить формирование любого умственного действия и связанного с ним понятия:
этап формирования воздействия на материальные объекты или их заменяющие материал модели;
этап формирования того же действия в терминах громкой речи;
этап формирования фактического умственного действия.
Учитывая действия ребенка в игре, легко видеть, что ребенок уже действует со значениями объектов, но все же полагается на свои материальные заменители - игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что зависимость от предметов - заместители действия сними все больше уменьшается.
Если на начальных этапах разработки требуется объект - замещающее и относительно подробное действие с ним, то на более позднем этапе развития игры объект появляется через слова - это имя уже как признак вещи, а действие - как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождаемые речью. Таким образом, игровые действия имеют промежуточный характер, постепенно приобретая характер умственных действий со значениями объектов, совершаемых во внешних действиях.
Путь развития к действиям в сознании ценностей, которые отделены от объектов, одновременно является возникновением предпосылок для формирования воображения. Игра действует как таковая деятельность, в которой происходят предпосылки перехода психических действий к новой, более высокой ступени - умственные действия с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий выливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.
В игровой деятельности происходит существенная перестановка поведения ребенка - она становится произвольным. При произвольном поведении необходимо понимать поведение, которое выполняется в соответствии с изображением и контролируется сравнением с этим изображением в качестве стадии.
Эффективность движения и его организация в значительной степени зависят от структурного места передвижения в реализации той роли, которую выполняет ребенок.
Ига - первая форма деятельности, доступная для ученика, которая включает в себя сознательное образование и совершенствование новых видов деятельности.
Игра важна для формирования дружественного детского коллектива, для формирования независимости, для формирования позитивного отношения к труду и для многих других вещей. Все эти образовательные эффекты основаны как на их основе, так и на влиянии игры на психическое развитие ребенка, на развитие его личности.13
3.1. Технология игры в процессе обучения
Технология игровых форм обучения (ИФО) направлена на то, чтобы учить учащегося понимать мотивы его учения, его поведение в игре и в жизни, то есть формулировать цели и собственные программы, обычно глубоко скрытые в обычную ситуацию, независимую деятельность и предвидеть ее немедленные результаты.
Опираясь на работу П.И. Пидкасистого мы можем утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные игры. Естественная игра - это спонтанная ориентирующая деятельность, которая благодаря естественным процессам самообучения, человек самостоятельно изучает новые формы и способы действия в знакомой и необычной среде.
Основное различие между искусственной игрой и естественным состоит в том, что человек знает, что он играет, и на основе этих очевидных знаний он широко использует игру в своих целях.
Существует шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальная, одиночная, парная, групповая, коллективная, массовая
форма игры.
К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с собой во сне и в реальности, а также с различными объектами и знаками.
Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью с результатами достижения их желаемой цели.
Парная форма - игра одного человека с другим человеком, обычно в атмосфере конкуренции и соперничества.
Групповая форма - игра трех или более противников, преследующих одну и туже цель в обстановке соревнования.
Коллективная форма - групповая игра, в которой конкуренция между отдельными игроками заменяет команды соперников.
Массовая форма игры – это тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую преследуют миллионы людей.
3.2. Основные компоненты творческих игр
Основные компоненты игры — содержание, сюжет, роль. Сюжет представляет собой сферу реальной жизни, которую дети воспроизводят в своей игре. Основные тематики сюжетов детской игры: Быт: семья, поход в магазин, гости, детский садик, приготовление ужина. Производство – здесь прослеживается связь с профессиями: больница, парикмахерская, школа, супермаркет, строительная площадка. Общественно-политический сюжет: «войнушка», пираты, индейцы. Развитие сюжетно-ролевой игры идет именно в таком порядке – от бытовых ситуаций до наиболее сложных общественно-политических. Это обусловлено обогащением кругозора и способностью понимать более глубокие социальные отношения. Зачастую любимым сюжетом игры у детей становится сценарий популярного мультфильма, кино, книги. Современные дети часами играют в «ниндзя-черепашек», «щенков-спасателей», «роботов автоботов». Понаблюдайте за тем, какие ситуации имитирует ребенок в таких играх, возможно, вы поймете, что стоит более тщательно отбирать мультики и фильмы для просмотра. С возрастом меняются условия жизни детей, расширяется кругозор, количество сюжетов для игры увеличивается, некоторые сюжеты теряют свою актуальность и перестают использоваться. Содержание игры – это наполнение сюжета. То, что дети видят основой отношений между людьми, и как они это моделируют. На протяжении всего детства сюжеты остаются примерно одинаковыми, а содержание меняется по мере приобретения нового опыта, углубления в социальную, эмоциональную, мыслительную сферы. Выстраивая содержание игры, малыш вкладывает в него то, что является его актуальным окружением. Дети отражают то, что видят и впитывают из своего ближайшего круга. Наблюдая разные вариации поведения в игре «семья», можно увидеть самых разных мам: ругающихся и наказывающих, готовящих кушать и убирающихся, занимающихся работой, читающих книги своим дочкам. Наряду с обогащением сюжетов и содержаний нарастает время игры. Трех- четырехлетки способны непрерывно играть не более 15 минут. Пятилетние дети могут быть увлечены до часа. Старшие дошкольники разворачивают настоящие игрища на несколько часов, часто продолжая одну и ту же сюжетную линию на протяжении двух-трех дней. Творческая игра как средство развития ребенка подвергается воздействию со стороны взрослых, однако их реальное влияние заключается в том, чтобы поставлять детям качественный «материал», обеспечить адекватный «первоисточник». Родители и воспитатели предоставляют среду и игрушки, но самый главный вклад в игру детей – работа самих взрослых над собой, поскольку именно их поведение, реакции, эмоции воспроизводят в своих играх дошколята. Чем взрослее ребенок, тем более выраженными становятся мотивы игр – потребности малыша присоединиться к «большому», взрослому миру, стать полноценным членом общества, занять в нем признанное место, выполнять социально важные, значимые функции.