Файл: Вопросы к экзамену патология как наука. Место патологии в фармации и среди других медикобиологических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 422

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нарушения восприятия отражают нарушения мышления (см. ниже). Больной шизофренией выглядит неспособным классифицировать и переработать огромный массив поступающей сенсорной информации, что вполне доступно обычному человеку. Возможности человека с шизофренией переработать сенсорный поток информации значительно меньше по сравнению с требуемыми. Это можно проиллюстрировать следующими высказываниями: «Кажется, что все выливается на меня сразу», «Мои нервы кажутся сверхчувствительными, предметы слишком яркими, шум слишком громким», «вещи выглядят так живо, и все это обрушивается на меня как вода, прорвавшая дамбу».

Наиболее типичным нарушением восприятия при шизофрении являются галлюцинации – ложные восприятия действительности, которые по модальности могут быть зрительными, слуховыми, обонятельнымими. Например, человек слышит голоса, которые комментируют поведение или мысли человека, а также управляют его поведением, причем он абсолютно убежден в истинности данных голосов, в их реальном существовании, хотя слышит их только он сам.

Нарушения мышления при шизофрении настолько специфичны, что их рассматривают как главный признак при постановке диагноза. Вот как описывает состояние своего мышления больной: «Мне кажется, что ничего не может остановиться, мысли скачут в моей голове и распадаются на части, распадаются на куски мыслей и образов, как разорванная картина. И все выходит из-под контроля».Ассоциативные нарушения (или расстройство формального мышления) при шизофрении не связаны с низким интеллектом, низким уровнем образования или отсутствием культуры. При данном нарушении (которое называют когнитивным скольжением, соскальзыванием, непоследовательностью мышления) пациент не может выразить смысл, несмотря на использование семантических и синтаксических правил. Слушатель не может понять смысл сказанного. Пример такого высказывания: «Я также «убил» мою бывшую жену в сексуальной схватке, продолжавшейся 3 часа в Девоне, штат Пенсильвания, в 1976 году, в то время как чета Пинкертонов находилась в стенном шкафу в соседней комнате, слушая все происходящее. Пожалуйста, найдите мою урологическую карту, вложенную в письмо, где указано, что я способен к нормальным отношениям с любой женщиной, которая подписана доктором и который в 1982 году делал мне обрезание. Вывод: «Я не могу быть неудачником в физическом смысле
, хотя общество кормит меня химикатами за мою картину в дурацкой книге». Такие особенности обозначают нарушения логического хода мышления, самого процесса мышления.

Если в суждениях больных преобладают случайные, несущественные ассоциации, актуализируются «слабые», случайные признаки предметов и явлений, то их рассуждения носят характер «резонерства», или бесплодного мудрствования». Особенно это заметно при выполнении больным задания на определение понятий. Вот пример резонерства: «Пальто – предмет элегантности, которая подчеркивает вкус носящего. Кроме того, иногда пальто защищает от холода и атмосферных влияний. Дружба – это ассоциация нескольких взаимно одинаково развитых людей. В противном случае они, если дружащие находятся в неодинаковой стадии развития своего интеллекта, не будут друг друга понимать, и дружба превратится в недружелюбие».

Характерной особенностью процесса мышления больных с шизофренией является искажение процесса обобщения. Больные в своих суждениях отражают лишь случайную сторону явлений и предметов, поэтому их суждения становятся бессодержательными выхолощенными. Они сближают любые отношения между предметами и явлениями, даже если они не адекватны конкретным жизненным фактам. Из-за отсутствия проверки практикой мыслительная деятельность больных становится неадекватной. Речь только мешает больным правильно выполнять задания. Словесно-логические связи мало опираются на конкретные свойства и признаки предметов и явлений, а слово не является инструментом для обобщения. Эти особенности легко выявляются при исследовании процессов классификации. Так, распределение картинок на группы проводится больными чрезмерно обобщенно, без связи с реальным содержанием явлений, либо по несущественным, необычным, неадекватным признакам. Например, в одну группу больной объединяет мак и жук, а в другую морковь, гусь, тетрадь, лошадь. Отдельные группы подбираются по количеству букв в словах: пила, рыба, коза, слон; в одну группу объединяются предметы, имеющие лишь множественное число и т.п.

При обследовании больных с помощью методики «Исключение лишнего» у больных обнаруживаются явления разноплановости мышления. Одно и то же задание больной выполняет в нескольких вариантах, один из которых может оказаться и правильным. Так, больной решает задание двояко: «Можно объединить монету, будильник и карманные часы и выделить стенные часы, так как они граненой формы. А можно выделить монету – это все часы по производству, а это деньги. Все зависит от постановки вопроса. Если по форме, то первое решение, а

если по производству, то второе».

Нарушение содержания мышления включают типичный бред или ложные убеждения. Наиболее распространенным вариантом бреда является убеждение в том, что мысли, чувства, действия самого больного контролируются извне, что враждебные силы вкладывают чужеродные мысли в мозг, что некие таинственные организации крадут мысли, что кто-то намеренно причиняет пациенту вред. Такое содержание мышления называется «бредом отношения» или «бредом преследования».

Маниакально-депрессивный психоз – эндогенное психическое заболевание, которое протекает в виде аффективных фаз, разделенных светлыми промежутками. Аффективные фазы различаются между собой по знаку эмоций и по степени активности человека. В маниакальной фазе у человека приподнятое настроение и высокий уровень активности, в то время как при депрессивной фазе активность и настроение резко снижены. Именно поэтому маниакально-депрессивный психоз называют также аффективным расстройством, ибо оно свидетельствует о нарушениях в эмоциональной сфере человека, а эмоциональное состояние человека может быть на двух противоположных полюсах, поэтому данное расстройство еще называют и биполярным.


Для того чтобы представить себе человека, страдающего маниакально-депрессивным психозом, можно посмотреть голливудский художественный фильм «Мистер Джонс», главную роль в котором играет Ричард Гир.

Продолжительность фаз мании и депрессии, частота их смены, продолжительность светлых промежутков, степень выраженности нарушений эмоциональной сферы в разных фазах определяют разные варианты маниакально-депрессивного психоза.

Депрессия предполагает ощущение исключительной печали и подавленности. Для депрессии характерны повышенная утомляемость или потеря энергии, бессонница или чрезмерно длительный сон, пониженный аппетит и значительное снижение веса вне связи с диетой, замедление умственной и физической деятельности, сниженная способность к мышлению и концентрации, самоуничижение. В фазе депрессии выделяются следующие варианты, которые могут быть стадиями развития болезненного процесса:

- циклотимическая депрессия (субдепрессия) отличается преобладанием явлений субъективного неблагополучия, дискомфорта, измененного самоощущения. Это самая легкая степень гипотимии (сниженного настроения). Больные сохраняют прежний образ жизни, но жизнедеятельность уменьшается в объеме и продуктивности. Особую роль приобретают личностные реакции на болезнь, что иногда приводит к суицидальным тенденциям при внешне неглубокой депрессии;

- при утяжелении гипотимии наблюдается синдром простой циркулярной депрессии, при котором депрессивные идеи доступны коррекции, по крайней мере у больного можно вызвать сомнения в их правильности. Нередки суицидальные мысли. Колебания настроения носят суточный характер, утром настроение хуже, а к вечеру оно улучшается;

- меланхолическая парафрения – чаще возникает в позднем возрасте, она характеризуется фантастичностью депрессивных бредовых идей (самообвинение, греховность, самоуничижение, ипохондрия;

- бредовая депрессия – на этой стадии депрессивные идеи носят характер бредовых, в их свете больной даже может переоценивать свою биографию. Для человека характерно ожидание неминуемой кары за свои вымышленные или ретроспективно усиленные провинности.

Состояние мании подразумевает чрезмерное возбуждение, ликование, эйфорию. Нередко это состояние сопровождается завышенным самомнением или величием, а также допущением собственного могущества. К этому часьл присоединяются периоды сильнейшей раздражительности. В фазе мании возможны следующие варианты состояний человека, которые также могут рассматриваться и как стадии болезненного процесса:


- циклотимическая мания – характерно повышение психического и физического тонуса, хорошее настроение, повышена активность, усилено стремление к деятельности;

- простая мания – характерна гипертимия (повышенное настроение), связанные с ним особенности познавательной деятельности, самооценки, поведения носят клинически отчетливый характер;

- развернутая психотическая мания – на этой стадии образуются идеи величия, когда болезненные явления становятся стабильными и непоколебимыми.

Патопсихологические исследование больных с маниакально-депрессивным психозом выявляется характерные особенности познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Так, на маниакальной стадии наблюдаются симптомы ускоренного (лабильного) мышления, и на первый план выступают нарушения динамики мыслительных процессов, при этом снижения уровня обобщения не отмечаются. Характерна поверхностность суждений, в которой учитываются не все признаки обсуждаемых предметов или явлений и протекающих с пропусками промежуточных звеньев рассуждений. В процессе рассуждения у больного постоянно возникают побочные ассоциации. Непродуктивность мышления связана с психологическим дефицитом, который образуется в связи с недостаточностью предпосылок интеллекта, в первую очередь неустойчивости активного внимания и повышенной психомоторной активности. Сочетание неустойчивого внимания, облегченного образования ассоциаций, ускоренного течения мыслей приводит к своеобразным нарушениям речи Так, отдельные высказывания не связаны какой-либо общей идеей, характерны случайные ассоциации, нередко по созвучию слов. Объектом рассуждений больного становится любой предмет, на который он обратил внимание в данный момент времени.

Для больных на маниакальной стадии характерна «скачка идей», при которой мысли так быстро сменяют друг друга, что это со стороны воспринимается как непрерывный словесный поток. Но в отличие от шизофренической разорванности мышления у больного в маниакальном состоянии можно уловить последовательность мыслей, хотя и редуцированных, не доведенных до конца, которые связаны поверхностными связями. Ускоренное мышление в силу своей неустойчивости может характеризоваться утратой объекта рассуждения. Речь при скачке идей отражает хаотичность и повышенную изменчивость целенаправленности мыслительных процессов, высокую отвлекаемость больного.