ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Основы экономических знаний
-
Основные понятия экономики
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство; хозяйствование» + νόμος «ном, территория под управлением; правило, закон»; букв. — «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
В экономической науке принято деление экономических процессов на следующие уровни:
Микроэкономический уровень — это отдельное домохозяйство, фирма, отрасль или рынок.
Макроэкономический уровень — экономика страны или региона.
Международный уровень — экономические отношения между странами.
Глобальный уровень — мировая экономика.
Микроэкономика рассматривает выпуск продукции отдельной фирмы, цены на конкретные товары и т. п., а макроэкономика изучает экономику в целом и исследует проблемы, которые касаются всех: безработица, валовый внутренний продукт, инфляция, банковская деятельность, фискальная и денежно-кредитная политика.
Когда государство планирует перейти к прогрессивной шкале налогообложения – это макроэкономика, а когда оно вводит новый акциз на конкретный товар – микроэкономика, хотя и то и то – налоги для государственного бюджета.
Потребности как определяющий фактор целесообразного поведения экономических субъектов являются одной из фундаментальных категорий экономической науки.
Потребность — это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержки жизнедеятельности и развития человека, коллектива, нации, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Потребности отражают внутренние побудительные мотивы деятельности людей и образуют сложную систему, которую можно структурировать по разным критериям. В самом общем виде определяют:
— физиологические потребности, обусловленные жизнедеятельностью и развитием человека как биологического существа (пища, одежда, жилье и т. п.);
— социальные нужды, обусловленные социальной (общественной) природой человека (общение, общественное признание, самореализация и т. п.);
— духовные нужды, обусловленные развитием человека, как личности (творчество, самосовершенствование, самовыражение и т. п.).
Ограниченность ресурсовэкономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.
В широком смысле ограничены, прежде всего, способности человека взять имеющиеся в природе в изобилии свободные материальные ресурсы, при том, что в перспективном плане строго дефицитными могут быть лишь невоспроизводимые условия — время и лучшие естественные ресурсы.
Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в мире на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.
Во всех экономических системах для производства требуются специальные экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.
Тема 1.2 Транспортная система Российской Федерации
Транспорт обычно называют кровеносной системой региона и ее экономики, которая обеспечивает взаимодействие всех субъектов единого народно-хозяйственного комплекса. Данная система обеспечивает потребности в перевозках людей и грузов, является связующим звеном между производителями товаров, продукции, услуг и потребителями, без которого рыночные отношения и функционирование рынка являются невозможными. В настоящее время, вопросы транспорта приобретают все больший спрос. Это объясняется тем, что транспорт является одной из основных систем социальной и экономической сферы любой страны. Это главная отрасль в структуре мирового хозяйства. Роль транспорта в жизни региона огромна. Там, где правильно понимают его роль, регион успешно развивается в социальном, политическом и экономическом отношениях. И наоборот, недооценка транспорта приводит к замедлению развития региона. Экономика региона напрямую зависит от взаимодействия транспорта со сферами обслуживания, промышленными предприятиями и торговопотребительским рынком. Также политическое значение играет важную роль в развитии транспорта, поскольку олицетворяет и символизирует статус региона в государстве. Помимо экономической и политической роли, нельзя забывать, что транспорт эта отрасль, которая удовлетворяет потребности населения. Разнообразие видов транспорта, таких как: наземный, водный и воздушный, в кратчайшие сроки позволяют обеспечить доставку людей в желаемые пункты назначения.
Магистральный транспорт: железнодорожный, водный (речной и морской), автомобильный, воздушный, трубопроводный ( нефте, продукто- и газопроводы), линии электропередачи.
Промышленный транспорт осуществляет перемещение предметов и продуктов труда в сфере производства.
Магистральный транспорт общего пользования включает в себя железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный.
Городской транспорт обеспечивает перевозки внутри города и включает в себя метрополитен, троллейбус, трамвай, автобус, такси, грузовой автомобиль и др.
Перевозки в сфере обращения выполняются всеми видами транспорта общего пользования. Роль и значение их зависит от размеров территории страны, уровня ее промышленного развития и других факторов.
Железнодорожный транспорт во многих промышленно развитых странах среди других видов транспорта занимает одно из ведущих мест. Это объясняется его универсальностью – возможностью обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды: во всех климатических условиях и в любое время года. Именно поэтому, несмотря на относительно бурное развитие автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, вот уже более 175 лет железнодорожный транспорт остается основным средством перевозок грузов и массовых перевозок населения.
Специализированный транспорт.
Транспортные средства с кузовом-фургоном:
фургоны-рефрижераторы;
фургоны с отоплением кузова.
2. Транспортные средства - цистерны:
цистерны для перевозки сыпучих, порошкообразных, пылевидных строительных материалов, в том числе цементовозы;
цистерны для перевозки сыпучих пищевых продуктов: мука, зерно, комбикорм, отруби;
цистерны для перевозки пищевых жидкостей.
3. Транспортные средства для перевозки строительных грузов:
транспортные средства - панелевозы;
транспортные средства - фермовозы;
транспортные средства - бетоносмесители;
транспортные средства с самосвальным кузовом.
4. Транспортные средства для перевозки животных.
5. Транспортные средства для перевозки автомобилей.
6. Транспортные средства - контейнеровозы.
7. Транспортные средства со съемным кузовом.
8. Транспортные средства - мусоровозы.
9. Транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов.
Достоинства и недостатки отдельных видов транспорта
Все перечисленные виды перевозок имеют свои отличия, но наряду с этим у них есть и сходство, они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем.
Рассмотрим основные преимущества и недостатки различных видов транспорта.
Автомобильный транспорт участвует в транспортировке грузов на относительно короткое расстояние (в пределах 200–300 км), главный плюс этого вида транспорта – хорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери».
Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке.
Необходимо отметить и скорость доставки грузов и пассажиров, по своим скоростным характеристикам он уступает только воздушному.
Основными недостатками являются:
1) высокая себестоимость перевозок;
2) вероятность кражи груза и угона самого транспортного средства;
3) малая грузоподъемность;
4) плохое состояние дорог и незначительная их протяженность;
5) дорогое обслуживание, большая стоимость материально-технической базы;
6) автотранспорт экологически неблагоприятен, что сокращает возможность его использования.
Но, несмотря на перечисленные недостатки, автомобильный транспорт активно обеспечивает грузовые перевозки для всех служб народного хозяйства.
Автомобильный транспорт выполняет большую часть пассажирских перемещений на короткие расстояния, в пригородном сообщении, а также в междугородных перевозках на расстоянии до 500 км.
Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов в любую погоду. Организация перевозок этим видом транспорта регулярна и осуществляется на большие расстояния.
Ключевым преимуществом является сравнительно невысокая себестоимость и наличие скидок.
Также положительным аспектом является возможность прокладки железнодорожных путей сообщения практически на любой территории страны и высокая провозная и пропускная способность железных дорог.
Железнодорожный транспорт характеризуют относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.
Для объективности оценки необходимо перечислить недостатки, к ним относят: ограниченное количество перевозчиков, невозможность доставки при отсутствии железнодорожных путей.
Использование железнодорожного транспорта выгодно при перевозках грузов (каменный уголь, минеральные удобрения, металлы и т. п.) на дальние и средние расстояния, между предприятиями, имеющими железнодорожные пути. В некоторых случаях использование железнодорожного транспорта выгодно даже при незначительном грузообороте.
Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических связей с зарубежными странами, он является самым крупным перевозчиком в международных перевозках.
По сравнению с другими типами транспорта морской транспорт имеет ряд позитивных отличий в обеспечении массовых межконтинентальных перевозок.
Морские пути не требуют дополнительных затрат, поэтому этот транспорт не нуждается в дополнительных капиталовложениях.
Для этого транспорта характерны: низкая себестоимость перевозок, неограниченная пропускная способность.
К недостаткам морского транспорта относятся:
1) зависимость от природных и навигационных условий;
2) необходимость строительства сложного портового хозяйства;
3) низкая скорость и жесткие требования к упаковке.
Морской транспорт связан с заграничными перевозками и доставкой грузов по импорту и экспорту в страны с торговыми связями.
Внутренний водный транспорт характеризуется низкими грузовыми тарифами и является важным звеном общей транспортной системы в тех районах, где есть реки.
Речной транспорт отличает большая провозная способность, невысокая себестоимость перевозок, малые капитальные вложения.
Недостатки заключаются в ограничении использования подвижного состава, связанном с сезонностью работы, удлинениям маршрутов следования грузов, небольшой скоростью перевозок. Речной транспорт эффективен в районах, где нет других видов транспорта.
Воздушный транспорт. Основное преимущество – скорость. Также воздушный транспорт отличает возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.
Воздушный транспорт занимается в основном пассажирскими перевозками, грузовые перевозки, осуществляемые им, по сравнению с объемом перевозок, осуществляемых другими видами транспорта, имеют небольшой вес.
Воздушный транспорт занимается доставкой грузов в промышленные центры и доставкой в северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также почты и других ценных грузов.
Высокая себестоимость перевозок – главный недостаток этого вида транспорта. К недостаткам можно отнести зависимость от метеоусловий.
Трубопроводный транспорт. Трубопроводы делят на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Этот тип транспорта предоставляет низкую себестоимость при высокой пропускной способности и большой степени сохранности грузов. Недостатком трубопроводного транспорта является небольшое количество грузов, подлежащих транспортировке. Трубопроводный транспорт занимается перекачкой нефти и газа с месторождений, перемещением продуктов перегонки нефти.