Файл: Закон букв. правила ведения домашнего хозяйства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные преимущества железных дорог

Железнодорожный транспорт является эффективным и экономически выгодным способом транспортировки большого количества пассажиров и грузов на дальние расстояния, особенно когда осуществляются большие объемы перевозки между пунктом отправления и пунктом назначения. Экономическая эффективность железнодорожного транспорта возрастает с увеличением объемов и дальности перевозок. Если требуется доставлять меньшее количество пассажиров и грузов в большее количество пунктов назначения, то в данном случае автомобильный транспорт, как правило, является более эффективным и экономически выгодным видом транспорта.

При больших объемах перевозок железнодорожный транспорт обеспечивает гораздо более значительную экономию затрат, создает большие преимущества в области экологии, энергетики, землепользования, чем автомобильный транспорт, хотя в некоторых случаях железнодорожный транспорт может быть медленнее автомобильного. Водный транспорт может быть более энергоэффективным и менее затратным по сравнению с железнодорожным транспортом (в зависимости от расположения и наличия водных путей), однако обычно водный транспорт намного медленнее железнодорожного. Железнодорожные пассажирские и грузовые перевозки могут конкурировать с воздушными и автомобильными перевозками на определенных расстояниях.

Как правило, железнодорожный транспорт является наиболее эффективным способом транспортировки больших объемов грузов на дальние расстояния, например, доставка угля или полезных ископаемых от шахт или мест производства, расположенных в глубине страны, на отдаленные рынки сбыта. Для размещения железнодорожной инфраструктуры требуется относительно небольшая территория, полосы земли шириной 100 метров вполне достаточно для этих целей, а ширина стандартной полосы отчуждения составляет всего 10 метров. Однако, для грузовых железнодорожных перевозок требуется достаточно пологие уклоны и плавные закругления железнодорожного полотна, особенно при транспортировке полезных ископаемых – уклоны не должны превышать 2,0 процентов. В отличие от железных дорог автомобильные дороги с большой пропускной способностью могут иметь достаточно крутые уклоны – 5,0 процентов и более. Тем не менее, железнодорожный маршрут между двумя пунктами может быть менее прямолинейным, чем автодорога.


В области пассажирских перевозок рациональные сферы исполь­зования видов транспорта зависят от регулярности и удобства рас­писания движения, скорости и цели поездки пассажиров, качества обслуживания в пути и в пунктах отправления и прибытия, стоимости поездки и платежеспособности населения. Железнодорож­ный транспорт используют как на короткие расстояния (городс­кие и пригородные), так и на средние (местные) и дальние поездки. В ряде случаев железные дороги конкурентоспособны при поезд­ках пассажиров на сверхдальние расстояния. Большую часть городских пассажир­ских перевозок (до 60%) и значительную часть пригородных, осо­бенно на направлениях, где отсутствует железнодорожное сообще­ние, выполняет автомобильный транспорт на расстояния до 100 и более км. Междугородние автобусные перевозки часто конкури­руют с железнодорожными на расстояния 300—500 км. Дальние и сверхдальние перевозки пассажиров, чаще всего, выгоднее совер­шать воздушным транспортом.

Железнодорожный транспорт наиболее эффективен при пере­возках на средние и дальние расстояния, а также при доставке гру­зов на предприятия, располагающие подъездными железнодорож­ными путями, и на короткие расстояния до 10—50 км. При массо­вых перевозках каменного угля, нефтегрузов, железной руды, чер­ных металлов, минеральных удобрений, лесных грузов и контей­неров железные дороги выгодно использовать и на сверхдальние расстояния. При наличии устойчивых грузопотоков, формирова­нии отправительских и технологических маршрутов железнодорож­ный транспорт конкурентоспособен при доставке грузов как на дальние, так и на короткие расстояния.

Тема 1.3 Экономика труда на железнодорожном транспорте

Организация труда на предприятии представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональное использование рабочей силы: расстановку исполнителей в процессе производства, разделение и кооперацию труда, организацию рабочих мест, нормирование и стимулирование труда. Объектом организации труда является живой труд работников трудового коллектива.

На железнодорожном транспорте труд работников организуется с учетом особенностей производственной деятельности этой отрасли. По каждому виду деятельности выполняются конкретные операции, обеспечивающие перевозку грузов и пассажиров. Производственные процессы взаимосвязаны, и, следовательно, трудовые процессы должны быть согласованы и выполняться комплексно.



Многообразие производственных процессов на железнодорожном транспорте требует привлечения для их выполнения работников различных профессий и специальностей.

  1. Особенности организации труда на железнодорожном транспорте.

Эффективность использования трудовых ресурсов во многом определяется уровнем организации труда. Организация труда – это система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование рабочей силы. Она включает в себя соответствующую расстановку исполнителей в процессе производства, разделение труда и кооперацию, методы труда, нормирование и стимулирование труда, организацию и обслуживание рабочих мест, создание необходимых условий труда.

Задачи организации труда на предприятии можно разбить на три взаимосвязанных группы: экономические, психофизиологические и социальные.

Решение экономических задачпредполагает ускорение темпов роста производительности труда за счет улучшения использования рабочей силы, основных производственных фондов и предметов труда.

Решение психофизиологических задачсостоит в создании наиболее благоприятных производственных условий, обеспечивающих сохранение в процессе труда здоровья и работоспособности человека.

Решение социальных задачнаправлено на обеспечение условий для всестороннего и гармонического развития личности, повышение степени содержательности и привлекательности труда.

Перечисленные задачи решаются с применением последних достижений целого ряда наук: экономических, технических, биологических и социальных.

Организация труда рабочих и служащих на предприятиях железнодорожного транспорта должна учитывать особенности условий работы:

  • непрерывность процесса перевозок, что вызывает необходимость круглосуточной работы по сменным или скользящим графикам, при которых дни отдыха не совпадают с общевыходными днями;

  • предприятия размещены на огромной территории (сети), но обслуживают единый технологический процесс и составляют звенья единого транспортного конвейера;

  • значительная часть работников трудится небольшими группами или по одному. Например, штат промежуточных станций, блокпостов, разъездов составляет 5…20 человек. Работники дистанций пути, дистанций сигнализации и связи обслуживают закрепленные за ними участки небольшими группами или по одному;

  • воздействие природно – климатических факторов при выполнении работ на открытом воздухе (составители, регулировщики скорости движения и др.);

  • работа на движущемся составе, наличие шума и вибрации (локомотивные и поездные бригады, проводники пассажирских поездов, работники путевых машинных станций и др.);

  • рабочие места с повышенным выделением тепла, неприятными запахами, загрязнением воздуха);

  • наличие элементов риска в работе (выполнение операций в зоне движения подвижного состава, на высоте, при высоком электрическом напряжении);

  • повышенные физические и нервно – эмоциональные нагрузки, выполнение операций в неудобной позе;

  • большие переходы в рабочей зоне.


К основным направлениям совершенствования организации труда относятся:

  • разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда;

  • улучшение организации подбора, подготовки и повышения квалификации кадров;

  • совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;

  • рационализация трудового процесса, внедрение передовых приемов и методов труда;

  • совершенствование нормирования труда;

  • совершенствование форм и методов материального и морального стимулирования труда;

  • улучшение условий труда.

  1. Бюджет рабочего времени. Режим труда и отдыха.

Рабочим временем считается период, в течение которого работник должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с распорядком или графиком работ либо условиями трудового договора или контракта. Рабочий день представляет собой установленную продолжительность работы в течение суток в часах. Бюджетом рабочего времени называется фонд времени, расходуемый на производственные, личные и общественные нужды. Бюджет рабочего времени подразделяется на время, отработанное на предприятии, и время, не использованное для работы. Он составляется, как правило, на год или квартал и лишь в некоторых случаях – на месяц.

При составлении бюджета рабочего времени используют следующие данные: количество календарных рабочих и нерабочих дней, количество дней отсутствия на работе в среднем на одного работника, нормальную и среднюю продолжительность рабочего дня. Календарный фонд рабочего времени складывается из отработанного времени, времени неявок на работу в связи с болезнью, выполнением государственных и общественных обязанностей, неявок, разрешенных законом, времени целодневных и целосменных простоев, прочих потерь.

Поддержание высокой работоспособности человека обеспечивается обоснованным режимом труда и отдыха. Для каждого вида работ устанавливается порядок чередования и продолжительность периодов работы и отдыха. Основной процесс на железнодорожном транспорте - перевозка грузов и пассажиров, осуществляется непрерывно, поэтому возникает необходимость круглосуточного выполнения операций по формированию поездов, техническому осмотру локомотивов и вагонов, обслуживанию устройств связи и т.п. В то же время некоторые операции могут выполняться с перерывами (ремонт подвижного состава, ремонт пути, устройств электроснабжения и др.).


На железнодорожном транспорте действует Положениео рабочем времени и времени отдыха его работников, разработаны Типовые правилавнутреннего распорядка, которые регламентируют права предприятий по вопросам выбора режима труда.

В соответствии с этими документами определяется график работы, который должен отвечать следующим требованиям:

  • соблюдение установленной месячной нормы рабочих часов (дней) и часов отдыха,

  • равномерное чередование работы в разных сменах (дневная, ночная),

  • увязка начала и конца смены с работой городского и пригородного транспорта, предприятий сферы обслуживания.

Нормативная продолжительность рабочего времени работниковна предприятиях, учреждениях и организациях не может превышать40 часов в неделю.

Сокращенная продолжительность рабочего временипредусмотрена для работников моложе 18 лет, на работе с вредными условиями труда, а также для отдельных категорий работников с учетом специфики их трудовых функций и характера труда (учителей, врачей и др.). Так на работах с вредными условиями труда продолжительность рабочего времени составляет не более 36 часов в неделю, для работников моложе 18 лет она составляет 24 часа. Рабочая неделя может быть пятидневной (с двумя выходными днями) и шестидневной (с одним выходным днем).

Более половины работников железнодорожного транспорта работают круглосуточно со скользящими выходными днями.

Для локомотивных и кондукторских бригад продолжительность непрерывной работы за поездку устанавливается по графику движения поездов. Суммарное время поездок за месяц не должно превышать месячную норму рабочих часов.

Для проводников пассажирских поездов продолжительность поездки не ограничена, но в пути следования 50% времени предоставляется для отдыха. Наиболее широко круглосуточная работа со скользящими выходными применяется для составителей поездов, дежурных стрелочных постов, сигналистов и других работников, связанных с маневровой работой, техническим осмотром и экипировкой вагонов и локомотивов.

При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы или смены определяется правилами внутреннего распорядка или графиками сменности с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели. В таком режиме трудятся почти все работники дистанций пути, дистанций СЦБ и связи, дистанций электроснабжения.

При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов при недельной норме 40 часов, 6 часов при недельной норме 36 часов и 4 часов при недельной норме 24 часа.