Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности планета загадок 1, 2 классы составитель Киселёва Татьяна Викторовна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
Администрация Чугуевского муниципального округа
МКОУ СОШ № 14 с. Ленино
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПЛАНЕТА ЗАГАДОК»
1, 2 КЛАССЫ
Составитель: Киселёва Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
с. Ленино
2022 – 2023 год
Курс «Планета загадок»
1. Пояснительная записка.
1.1.Направленность дополнительной образовательной программы.
Программа дополнительного образования по окружающему миру призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Структура дополнительной программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по окружающему миру. Программа позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса получить глубокие и прочные знания. Программа реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
1.2.Актуальность
Содержание основного общего образования по окружающему миру отражает комплексный подход к изучению окружающей среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания дополнительного образования положено изучение окружающей среды для жизни и деятельности человека и общества.
Программа разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир» для начальной школы. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез.
Курс позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.
В содержание курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии. Занятия сопровождаются мультимедийными презентациями.
1.3.Цели и задачи программы.
ЦЕЛИ:
Дополнительное образование в школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; -
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
Организуя предметный кружок по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
-
Задачи программы: направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Воспитательные
-
воспитание любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; -
раскрывать потенциал каждого ребёнка
Развивающие
-
расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы; -
укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла; -
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
Обучающие
-
последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой и развитие навыков самостоятельной работы с ней. -
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
1.4.Отличительные особенности программы.
Учитель вправе по своему усмотрению перераспределять часы и заменять отдельные вопросы программы другими с учетом местных условий и интересов учащихся.
Помимо организации работы с различного рода детской познавательной литературой, не менее важно проведение практических занятий и экскурсий. Сюда включены сбор гербария и коллекции минералов, работа с готовыми. Предусмотрена работа с географическими картами, атласами, создание различных моделей природных объектов.
При всем этом целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, творческих способностей.
Во время проведения занятий используются разнообразные методы и формы преподнесения материала. Учащиеся ведут наблюдения за явлениями природы, выполняют различные практические работы творческого характера. Итогами реализации программы запланировано красочно оформленные альбомы по каждому году обучения.
1.5.Возрастные особенности программы.
-
В группу первого года обучения входят дети 7-8 лет. Ребенок в этом возрасте – первооткрыватель и его интересует все. Целостный образ окружающего мира формируется через поиск ответов на вопросы.
Курс первого года разбит на крупные блоки. В ходе первого года дети узнают дополнительные сведения о Земле и ее оболочках.
В связи с тем, что одной из форм деятельности детей этого возраста является игра, то в программу первого года включены игровые занятия.
-
В группу второго года обучения входят дети 8-9 лет. Курс носит название «В гостях у планеты Земля». Здесь предусматривается более подробное изучение Земли, явлений которые происходят на ней, животного мира. Курс второго года обучения тесно переплетается с тематикой первого года.
1.6.Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 1 год. 1 класс (33 ч.), 2 класс (34 ч.). Программы каждого года обучения тесно переплетаются друг с другом.
Тип программы: базовая программа
Область: общеинтеллектуальная
1.7.Формы и режим занятий.
Формы организации – внеурочное направление:
-индивидуальная,
-групповая,
-индивидуально-групповая,
-фронтальная.
Форма занятий:
-беседа,
-работа на местности (мониторинг),
- экскурсия,
-практическая работа (в т.ч. с картами),
-рассказ,
-тестирование,
-занятие с использованием компьютера,
-викторина (блиц-опрос),
-занятие - игра,
-защита проекта,
-консультация,
-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Занятия по теории и практике проводятся в учебном кабинете.
1.8.Ожидаемые результаты.
К концу обучения по данной программе обучающиеся должны знать:
-
Основы географии как науки. -
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; -
Приемы работы с источниками информации.
К концу обучения, по данной программе обучающиеся должны уметь:
-
Обрабатывать данные, полученные во время изучения объектов природы. -
Уметь анализировать результаты, делать выводы, составлять отчет по результатам экскурсий и походов. -
Оформлять творческую или отчетную работу согласно требованиям стандарта. -
Использовать приемы самостоятельного поиска информации. -
Подготавливать и защищать проекты. -
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; -
Составлять простейшие модели различной тематики; -
Сопоставлять географические карты различной тематики; -
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций, нахождения и применения географической информации, включая карты.
1.9.Формы подведения итогов.
-беседа,
-опрос по результатам работы на местности
-анализ практической работы (в т.ч. с картами),
-тестирование,
-контрольное задание,
-викторина (блиц-опрос),
-занятие - игра,
-защита проекта,
-выставка творческих работ,
П. Учебный план.
1 год обучения. (1 класс)
«Мы жители одной планеты».
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2. | Единственная в Солнечной системе | 6 |
3. | Загадочный мир литосферы | 7 |
4. | Голубая планета | 7 |
5. | Воздушный океан планеты | 4 |
6. | Карты | 2 |
7. | Оболочка жизни | 6 |
| Итого | 33 |
Содержание программы 1 года обучения
Введение.
Знакомство с планом работы д\о «Мы жители одной планеты». Правила техники безопасности. Меры безопасности во время практических работ, во время походов и экскурсий. Беседа о планете, на которой мы живем.
Экскурсия в природу.
«Единственная в Солнечной системе»
Астрономия для детей. Что можно увидеть на небе днем и ночью. Планеты солнечной системы. Земля-планета. Наша соседка – Луна. Как представляли Землю древние народы. Если бы посмотреть на землю из космоса… Она движется! Почему бывает день и ночь.
Почему наступает зима. Удивительная история магнитной стрелки.
Экскурсии: в природу: «Естественные ориентиры»
Практические занятия: Практическое занятие: знакомство с картой звездного неба. Созвездия. Создание собственной модели компаса. Просмотр презентаций о солнечной системе.
«Загадочный мир литосферы»
Она, как и мы, дышит! Вулканы. Природные фонтаны-гейзеры. Удивительные зодчие природы. Горы. Кто живет в горах? Многоликий мир пустыни.