Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности планета загадок 1, 2 классы составитель Киселёва Татьяна Викторовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Приморского края

Администрация Чугуевского муниципального округа

МКОУ СОШ № 14 с. Ленино



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПЛАНЕТА ЗАГАДОК»

1, 2 КЛАССЫ


Составитель: Киселёва Татьяна Викторовна

учитель начальных классов
с. Ленино

2022 – 2023 год


Курс «Планета загадок»

1. Пояснительная записка.

1.1.Направленность дополнительной образовательной программы.

Программа дополнительного образования по окружающему миру призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Структура дополнительной программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по окружающему миру. Программа позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса получить глубокие и прочные знания. Программа реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

1.2.Актуальность

Содержание основного общего образования по окружающему миру отражает комплексный подход к изучению окружающей среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания дополнительного образования положено изучение окружающей среды для жизни и деятельности человека и общества.

Программа разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир» для начальной школы. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез.

Курс позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.


В содержание курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии. Занятия сопровождаются мультимедийными презентациями.

1.3.Цели и задачи программы.

ЦЕЛИ:

Дополнительное образование в школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

Организуя предметный кружок по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

  • Задачи программы: направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.



Воспитательные

  • воспитание любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • раскрывать потенциал каждого ребёнка

Развивающие

  • расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;

  • укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

Обучающие

  • последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

1.4.Отличительные особенности программы.

Учитель вправе по своему усмотрению перераспределять часы и заменять отдельные вопросы программы другими с учетом местных условий и интересов учащихся.

Помимо организации работы с различного рода детской познавательной литературой, не менее важно проведение практических занятий и экскурсий. Сюда включены сбор гербария и коллекции минералов, работа с готовыми. Предусмотрена работа с географическими картами, атласами, создание различных моделей природных объектов.

При всем этом целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, творческих способностей.

Во время проведения занятий используются разнообразные методы и формы преподнесения материала. Учащиеся ведут наблюдения за явлениями природы, выполняют различные практические работы творческого характера. Итогами реализации программы запланировано красочно оформленные альбомы по каждому году обучения.


1.5.Возрастные особенности программы.

  • В группу первого года обучения входят дети 7-8 лет. Ребенок в этом возрасте – первооткрыватель и его интересует все. Целостный образ окружающего мира формируется через поиск ответов на вопросы.

Курс первого года разбит на крупные блоки. В ходе первого года дети узнают дополнительные сведения о Земле и ее оболочках.

В связи с тем, что одной из форм деятельности детей этого возраста является игра, то в программу первого года включены игровые занятия.

  • В группу второго года обучения входят дети 8-9 лет. Курс носит название «В гостях у планеты Земля». Здесь предусматривается более подробное изучение Земли, явлений которые происходят на ней, животного мира. Курс второго года обучения тесно переплетается с тематикой первого года.

1.6.Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Программа рассчитана на 1 год. 1 класс (33 ч.), 2 класс (34 ч.). Программы каждого года обучения тесно переплетаются друг с другом.

Тип программы: базовая программа

Область: общеинтеллектуальная

1.7.Формы и режим занятий.

Формы организации – внеурочное направление:

-индивидуальная,

-групповая,

-индивидуально-групповая,

-фронтальная.

Форма занятий:

-беседа,

-работа на местности (мониторинг),

- экскурсия,

-практическая работа (в т.ч. с картами),

-рассказ,

-тестирование,

-занятие с использованием компьютера,

-викторина (блиц-опрос),

-занятие - игра,

-защита проекта,

-консультация,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Занятия по теории и практике проводятся в учебном кабинете.

1.8.Ожидаемые результаты.

К концу обучения по данной программе обучающиеся должны знать:

  1. Основы географии как науки.

  2. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  3. Приемы работы с источниками информации.

К концу обучения, по данной программе обучающиеся должны уметь:

  1. Обрабатывать данные, полученные во время изучения объектов природы.

  2. Уметь анализировать результаты, делать выводы, составлять отчет по результатам экскурсий и походов.

  3. Оформлять творческую или отчетную работу согласно требованиям стандарта.

  4. Использовать приемы самостоятельного поиска информации.

  5. Подготавливать и защищать проекты.

  6. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  7. Составлять простейшие модели различной тематики;

  8. Сопоставлять географические карты различной тематики;

  9. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций, нахождения и применения географической информации, включая карты.



1.9.Формы подведения итогов.

-беседа,

-опрос по результатам работы на местности

-анализ практической работы (в т.ч. с картами),

-тестирование,

-контрольное задание,

-викторина (блиц-опрос),

-занятие - игра,

-защита проекта,

-выставка творческих работ,

П. Учебный план.

1 год обучения. (1 класс)

«Мы жители одной планеты».



Разделы

Количество часов

1

Введение

1

2.

Единственная в Солнечной системе

6

3.

Загадочный мир литосферы

7

4.

Голубая планета

7

5.

Воздушный океан планеты

4

6.

Карты

2

7.

Оболочка жизни

6




Итого

33



Содержание программы 1 года обучения

Введение.

Знакомство с планом работы д\о «Мы жители одной планеты». Правила техники безопасности. Меры безопасности во время практических работ, во время походов и экскурсий. Беседа о планете, на которой мы живем.

Экскурсия в природу.

«Единственная в Солнечной системе»

Астрономия для детей. Что можно увидеть на небе днем и ночью. Планеты солнечной системы. Земля-планета. Наша соседка – Луна. Как представляли Землю древние народы. Если бы посмотреть на землю из космоса… Она движется! Почему бывает день и ночь.

Почему наступает зима. Удивительная история магнитной стрелки.

Экскурсии: в природу: «Естественные ориентиры»

Практические занятия: Практическое занятие: знакомство с картой звездного неба. Созвездия. Создание собственной модели компаса. Просмотр презентаций о солнечной системе.

«Загадочный мир литосферы»

Она, как и мы, дышит! Вулканы. Природные фонтаны-гейзеры. Удивительные зодчие природы. Горы. Кто живет в горах? Многоликий мир пустыни.