Файл: Учебнопрактическое пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для второй младшей группы доу. (34 года).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
(Младшая группа 3-4 года).
Ташкент 2013 год
Разработано учебно-методическим центром повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений в 2012 году.
Автор: Проф. Ф.Р. Кодирова
Редактор: М.Хайдарова.
Ответственная за печать: Саидова М.А.
Перевод: Акрамов.У.Ю.
Это учебно-практическое пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для второй младшей группы ДОУ. (3-4 года).
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. (Младшая группа 3-4 года).
Годовое планирование.
СЕНТЯБРЬ
-
Пересказ с воспитателем узбекской народной сказки «Волк и козлёнок»; -
Научить детей составлять рассказ по описанию игрушки; -
Научить детей составлять короткий рассказ об игрушке вместе с воспитателем, используя 2-3 предложения; -
Беседа по картине «Мы играем в кубики».
ОКТЯБРЬ
-
Научить детей описывать игрушку; -
Составление короткого рассказа вместе с воспитателем; -
Составление короткого рассказа с помощью воспитателя; -
Составление короткого рассказа об игрушке с помощью воспитателя.
НОЯБРЬ
-
Пересказ сказки «Репка» вместе с воспитателем; -
Работа над звуком «С»; -
Научить составлять короткий рассказ об игрушке; -
Научить составлять короткий рассказ (с помощью воспитателя);
ДЕКАБРЬ
-
Беседа над картиной «Летим на санках»; -
Работа над звуком «З»; -
Научить описывать, качества предметов (величина, цвет), правильно отвечать на вопросы и учить составлять рассказ; -
Научить составлять рассказ (2-3 предложения) по сюжетной картинке. (С помощью воспитателя).
ЯНВАРЬ
-
Работа над звуком «С»; -
Учить детей составлять рассказ по картине; -
Составление рассказа по теме: «Как мы кормили птиц», на основе общего группового опыта. Игра «Согреем наши ручки»; -
Игра «Отгадай загадку».
ФЕВРАЛЬ
-
Научить составлять короткие рассказы об игрушках, с помощью воспитателя; -
Научить детей составлять описательный рассказ об игрушках (с помощью воспитателя); -
Работа над звуком «С»; -
Учить детей составлять рассказ вместе с воспитателем.
МАРТ
-
Учить детей описывать предметы; -
Работа над звуком «Г»; -
Учить детей пересказывать сказку «Волк и козлята», вместе с воспитателем; -
Составление короткого рассказа вместе с воспитателем.
АПРЕЛЬ
-
Закрепить умение составлять короткие рассказы вместе с воспитателем; -
Работа над звуком «К»; -
Описание предметов; -
Беседа по сюжетной картинке «Дети кормят рыбок».
МАЙ
-
Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине; -
Работа над звуками «Ш» и «С»; -
Наблюдение за птицами. Подвижная игра «Дождик и птички»; -
Учить детей описывать игрушки.
СЕНТЯБРЬ
1-ЗАНЯТИЕ
Тема: Пересказ с воспитателем узбекской народной сказки «Волк и козлёнок»
Цель: Научить детей пересказывать вместе с воспитателем знакомое произведение (Узбекская народная сказка «Волк и козлёнок».)
Задачи:
а) Научить детей правильному произношению звука «А» в словах и словосочетаниях.
Ожидаемый результат: Дети научатся пересказывать вместе с воспитателем узбекскую народную сказку «Волк и козлёнок» и научатся правильно произносить звук «А» в словах и словосочетаниях.
Оборудование:
-
Ширма; -
Игрушки: волк, козлёнок, гусь.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу вам сказку «Волк и козлёнок»! - Воспитатель показывает театральную постановку сказки, используя игрушки и ширму, а потом спрашивает у детей: «Понравилась ли вам эта сказка? Сейчас мы будем рассказывать её вместе с вами. Я начну, а вы поможете мне и продолжите рассказывать сказку. (Всей группой и по отдельности каждый ребёнок.)».
Воспитатель: Однажды козлёнок отбился….
Дети: От стада.
Воспитатель: Я тебя съем!
Дети: Сказал волк.
Воспитатель: Меня?
Дети: Да тебя!
Воспитатель: Сжалься!
Дети: Я страшно голодный!
Воспитатель: Я не сжалюсь и…
Дети: Целиком проглочу тебя…(И.т.д.).
После каждой фразы детей (ребёнка), воспитатель показывает действия персонажей сказки, используя игрушки. Потом воспитатель вместе с детьми пересказывает сказку, но без использования игрушек.
Игровое упражнение:
Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами сыграем в игру «Волк и козлёнок». Вы будете козлятами. Когда я скажу «Козлёнок», тогда вы встанете со стульев и будете прыгать как козлята, а если я скажу «Волк», то вы сразу сядете на свои стулья. (Игру повторить 2-3 раза).
Воспитатель берёт в руки гуся и спрашивает у детей: «Дети скажите мне кто это? Правильно, это гусь. А вы знаете, как кричит гусь? Правильно, гусь кричит так: Га-га-га! Так как кричит гусь, давайте все вместе: Га-га-га! (Повторить 2-3 раза).
Вопросы для закрепления пройденного материала:
-
Какую сказку я вам рассказывала? -
Кто вышел навстречу козлёнку? -
Что сказал волк козлёнку? -
Что ответил козлёнок волку? -
Какие слова козлёнка понравились волку? -
Что сделал козлёнок? -
Смог ли волк съесть козлёнка? -
Как кричит гусь?
2-ЗАНЯТИЕ
Тема: Научить детей составлять рассказ по описанию игрушки.
Цель: Научить детей составлять рассказ по описанию игрушки.
Задачи:
а) Научить детей правильно называть предметы, их части и их приметы;
б) Научить детей правильному произношению звука «А» в словах и словосочетаниях.
Ожидаемый результат: Дети научатся правильно произносить звуки «У» и «А» в словах и словосочетаниях.
Оборудование: Игрушки: поезд с вагонами, корова, петух.
Ход занятия: На столе воспитателя стоит игрушечный поезд с вагонами (вагоны должны быть разного цвета) и коробка, в которой лежат корова и петух.
Воспитатель показывает детям паровоз и спрашивает о том, что это. Если дети затрудняются ответить или отвечают не правильно, то воспитатель говорит им, что это поезд и предлагает внимательно рассмотреть, из чего он состоит.
-
Что это? -
Какого цвета поезд? -
Какого цвета вагоны? -
Что есть у вагонов? (И.т.д.).
Потом воспитатель предлагает одному ребёнку подойти к столу, выбрать любой вагон и рассказать из чего он состоит. Если ребёнок затруднится, то воспитатель задействует, несколько детей задавая им вопросы: Что это? Как называется эта часть?
Потом воспитатель спрашивает:
-
Кто из вас ездил на поезде? -
Анвар, куда ты ездил на поезде? -
С кем ты ездил на поезде?
Воспитатель рассказывает вместе с ребёнком: «Я ездил на поезде к бабушке. Поезд ездит очень быстро и при этом издаёт звук : Ту-ту-ту-ууууу!».
Игровое упражнение: Воспитатель предлагает детям сыграть в игру «Поезд». «Я буду поездом, а вы моими вагонами». Дети становятся друг за другом, образуя круг и ходят за воспитателем издавая звук: «Ту-ту-ту-уууууу!» (Игра продолжается некоторое время).
Потом дети садятся на свои места и занятие продолжается.
Воспитатель: Дети, весёлый поезд привез к вам гостей. Давайте посмотрим на них. Кто это? Правильно, это корова. Её зовут Бурёнка. У неё есть рога, и она дает молоко. Кто скажет, как кричит корова? Правильно, корова кричит: «Мууу-мууу!». Давайте теперь посмотрим на второго гостя. Скажите мне, кто это? Правильно, это петух. У него на голове есть красивый гребешок, а хвост у него большой и красивый. Как кричит петух? Правильно, петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!». Кто из вас расскажет нам про петуха? (Вызываются 2-3 ребёнка).
Давайте я расскажу вам стих про петуха:
Утром будет всех петух,
Криком: «Ку-ка-реку!»
Приглашает он курей,
Полететь за реку!
За рекой пшеница зреет,
Хлебная царица!
За рекой живет родник,
Сладкая водица!
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку,
Полетели все за реку!
Вопросы для закрепления пройденного материала:
-
Какого цвета поезд? -
Какого цвета вагоны? -
Кто расскажет про корову? -
Как кричит корова? -
Кто расскажет про петуха? -
Как кричит петух?
3-ЗАНЯТИЕ
Тема: Научить детей составлять короткий рассказ об игрушке вместе с воспитателем, используя 2-3 предложения.
Задачи:
а) Научить правильному образованию командных глаголов «Прыгни» и «Беги»;
б) Научить правильному использованию слов «Внутри», «Наверху», «Внизу», «Спереди», «Возле»;
в) Закрепить правильное произношение звука «Б».
Ожидаемый результат: Дети научатся составлять короткий рассказ об игрушке.
Оборудование: Игрушки: грузовая машина, барашек.
Ход занятия: На столе воспитателя появляется грузовая машина. Внутри машины находится барашек.
Воспитатель: Ребята, кто к нам приехал? (Барашек). Кто нам расскажет про барашка? (Вызываются поочерёдности 4-5 детей).
Примерный рассказ детей: «Это барашек. У него кудрявая шерсть и он бодается. Барашек кричит «Беее-беее» ».
Воспитатель: Ребята, барашек хочет с вами поиграть в игру «Задания». Вы будете давать ему задания, а он будет их выполнять. Только обращаться к нему надо вежливо, вот так: «Барашек, прыгни, пожалуйста, или барашек, пожалуйста, беги вперёд». (Повторяется несколько раз).
Потом воспитатель предлагает детям сыграть с барашком в игру «Прятки». Барашек при этом будет прятаться, а дети будут искать.
Места, где будет прятаться барашек и дети будут его находить:
-
Внизу машины; -
Внутри машины; -
Наверху машины; -
Возле машины; -
Спереди машины.
Игровое упражнение.
Воспитатель: Ребята, возьмите все в руки по одному мячу и встаньте в круг. Держите мяч в обеих руках и положите его вниз на ковёр. Сядьте на ковёр и положите мяч, справа от себя. Возьмите мяч и положите слева от себя. Возьмите мяч и положите спереди от себя. Запомните, где должен лежать мяч, когда я говорю спереди, слева, справа. Если вы запомнили, то давайте поупражняемся:
- Спереди;
- Слева;
- Справа.
Молодцы, вы отлично справились с заданием. Положите мячи на место и сядьте на свои стулья. А теперь барашек хочет чтобы вы узнали какие слова начинаются на «Б». Барашек будет говорить, а вы будете за ним повторять: Барашек, барабан, банан, бублик, белка. (Слова повторяются несколько раз).
Вопросы для закрепления пройденного материала:
-
Кто расскажет про барашка? -
Как кричит барашек? -
Какие задания вы выполняли с мячом? -
С какими словами познакомил вас барашек?
4-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа по картине «Мы играем в кубики».
Цель: Отвечать на вопросы заданные по картине. Развивать умение составлять короткий рассказ вместе с воспитателем по картине.
Задачи:
а) Научить называть предметы и действия в единственном и множественном числе.(Например «Смотрит - смотрят», «Бежит - бегут», и.т.д.);
б) Закрепить правильное произношение звуков «А», «У» и «И»;
в) Научить чёткому произношению этих звуков в словах, узнавать и различать их на слух;
г) Развивать речевое дыхание.
Ожидаемый результат: Дети научатся отвечать на вопросы заданные по картине и составлять по картине короткий рассказ с помощью воспитателя.
Демонстрационный материал: Картина «Мы играем в кубики». Игрушки: гусь, мышка, поезд и бабочки, подвешенные на нитку.