Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности планета загадок 1, 2 классы составитель Киселёва Татьяна Викторовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

III. Методическое обеспечение программы.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Для успешного выполнения задач, поставленных в дополнительной образовательной программе «Планета загадок» используются следующие методы организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Словесные методы.




  • лекция: является, словесным методом обучения, предполагает устное изложение материала; отличается большим объемом, сложностью логических построений образов и обобщений;

  • беседа: главный метод, предполагает разговор педагога д\о с обучаемыми, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постоянно подводящих детей к усвоению системы факторов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы (особенно эвристической) используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих); приемы обсуждения ответов и мнений обучаемых; приемы формирования выводов из беседы.




  1. Наглядные методы.

  • иллюстративный метод: предполагает показ обучаемым картин, источников информации; книг по основам, географии; зарисовок на доске.

  • метод демонстраций: предполагает показ кинофильмов, диафильмов и слайдов по теории географии и краеведения ; фото- видеодемонстрации.

  1. Практические методы.

  • Предполагают: выполнение практических работ, оформление карт, заполнение таблиц, оформление выставок, отчетов по экскурсиям.

  1. Репродуктивные методы:

  • Используются в ходе выполнения практических заданий при изучении основных приемов оформления карт, при заполнении таблиц.

  1. Проблемно-поисковые методы.

  • Применяются на практике с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения в выполнении практических работ, во время экскурсий. Построение проблемных вопросов и нахождение ответов на них в процессе беседы или проведения практической работы. В ходе беседы обучаемые решают целую серию проблемных ситуаций и выявляют способы решения соответствующих заданий.

Техническое оснащение.

  1. Компьютер, проектор.

  2. Физические карты России, мира, Приморского края

  3. Фотоаппарат.

  4. Аптечка.

  5. DVD диски по темам: «Природа России», «Золотое кольцо России» и др.

  6. Фотоальбом.

  7. Литература, методички по темам.


Литература для педагога:

А.М.Безруков, Г.П.Пивоварова «Занимательная география», Дрофа, 2005 год.

Н.А.Максимов «За страницами учебника географии»,М, «Просвещение», 1988 год.

В.А.Маркин «Детская энциклопедия «Я познаю мир», география.

В.А.Маркин «Детская энциклопедия «Я познаю мир», Великие путешественники.

В.А.Маркин «Детская энциклопедия «Я познаю мир», Космос.

«Энциклопедия для детей» т. 3, М, «Аванта +», 1994 год.

Концепции и программы для начальной школы, ч.1, «Школа России».

CD. «Большая детская энциклопедия», Dorling Kindersley. 2004 год.

Hhh: //geo/1 september.ru

Газета «География» №22.2000, №37.2001.

Мультимедийные презентации: hhh: //viki,rdf.ru

Литература для учащихся:

А.М.Безруков, Г.П.Пивоварова «Занимательная география», Дрофа, 2005 год.

Н.А.Максимов «За страницами учебника географии»,М, «Просвещение», 1988 год.

В.А.Маркин «Детская энциклопедия «Я познаю мир», география.

В.А.Маркин «Детская энциклопедия «Я познаю мир», Великие путешественники.

В.А.Маркин «Детская энциклопедия «Я познаю мир», Космос.

«Энциклопедия для детей» т. 3, М, «Аванта +», 1994 год.

CD. «Большая детская энциклопедия», Dorling Kindersley. 2004 год.

Календарно-тематическое планирование

по дополнительной образовательной программе

«Планета загадок».

1 год обучения


Дата занятия

занятия

Тема занятия

Форма проведения

Форма подведения итогов занятия

Введение.(1ч.)





1


Набор в группу. Собеседование. Знакомство с планом работы кружка. Правила техники безопасности. Меры безопасности во время практических работ.

Правила поведения в природе.

Беседа о взаимосвязи естественных наук при изучении особенности планеты Земля. Сбор и оформление краеведческих материалов. Правила подготовки выставки, отчета.

География как наука.

-беседа

-рассказ

-занятие с использованием компьютера

-просмотр презентации.


-беседа

-анализ содержания мультимедийной презентации «Мы жители одной планеты»


«Единственная в Солнечной системе» (6ч.)





1

Астрономия для детей. Что можно увидеть на небе днем и ночью.

-беседа

-рассказ


-беседа




2

Планеты солнечной системы.

-беседа

-рассказ

- демонстрация фотографий

-просмотр мультемидийной презентаций

-беседа

- анализ просмотренной мультемидийной презентации.




3

Наша соседка – Луна.

-беседа

-рассказ

-просмотр мультемидийной презентаций

-беседа





4

Как представляли Землю древние народы.

-беседа

-рассказ

- демонстрация фотографий

-просмотр мультемидийной презентаций

-беседа

-кроссворд





5


Удивительная история магнитной стрелки.

-беседа

-рассказ

- демонстрация фотографий

-просмотр мультемидийной презентаций

-Беседа




6

Естественные ориентиры.

-беседа

-рассказ

-практическая работа с компасами.

- анализ экскурсии.

- беседа

«Загадочный мир литосферы» (7ч.)





1

Она, как и мы, дышит!

беседа

-рассказ

-просмотр мультемидийной презентаций.

-беседа

- анализ просмотренной мультемидийной презентации




2

Вулканы.

Природные фонтаны-гейзеры.

-беседа

-рассказ

- демонстрация фотографий

-просмотр мультемидийной презентаций

-беседа

- анализ просмотренной мультемидийной презентации,

- кроссворды




3

Удивительные зодчие природы.

Работа воды. Работа ветра.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов




4

Горы. Кто живет в горах?

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

-выставка рисунков с изображением гор.




5

Многоликий мир пустыни.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

-викторина : «Кто где живет?»




6

Пещеры.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа




7

Сокровища Земли (на основе сказов Бажова).

-Работа в школьной библиотеки с произведениями Бажова.


-Беседа

-Подготовка выступления

«Голубая планета» (7ч.)





1

Океан или земля. Глобус.

-беседа

-рассказ


- беседа




2

Вода-это жизнь. Пресная и соленая вода в природе.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,




3

Реки и озера планеты и нашего края.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

-кроссворд




4

Правила поведения на воде.

-беседа

-рассказ


- беседа




5

Великие тайны Мирового океана.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,




6

Айсберги - «корабли» северных морей.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,




7

Путешествие по дну океана.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

-выставка рисунков «Мир кораллов».

«Воздушный океан планеты»(4ч.)





1

Океан, в котором мы живем.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов.




2

Откуда дует ветер. Почему идет дождь.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов.




3

Чудеса атмосферы..

Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

-викторина «Гроза».




4

Народные приметы о погоде.

-Работа в школьной библиотеке с дополнительной литературой.



-беседа








«Карты». (2ч.)





1

Знакомство с различными видами карт.

- Беседа

- просмотр карт

-Анализ




2

Условные знаки.







«Оболочка жизни».(6ч.)





1

Животные нашего края. Выставка рисунков.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

-викторина «Это что за грозный зверь?».




2

Растения Земли.

-беседа

-рассказ,

-рисование животных своего края.


-Беседа,

-выставка рисунков.





3

Растительный мир нашего края. Экскурсия «Растение для гербария».

-Работа в школьной библиотеке с дополнительной литературой.

-Работа с гербариями

-беседа





4

Оформление гербария.

-Беседа,

- рассказ,

-Работа с гербариями,

-Экскурсия

-Викторина,

-Беседа,

-кроссворд,

-контрольные вопросы,




5

Охрана природы.

-Беседа,

-рассказ,

-Работа с гербариями,

-оформление гербария (листья)




6

Подведение итогов работы кружка за год.

-беседа


-беседа




2 год обучения.


Дата занятия

занятия

Тема занятия

Форма проведения

Форма подведения итогов занятия




1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Набор в группу. Собеседование. Знакомство с планом работы кружка

«Планета загадок». Правила техники безопасности. Меры безопасности во время практических работ.

Правила поведения в природе.

Беседа о взаимосвязи естественных наук при изучении природы Земли. Сбор и оформление краеведческих материалов. Правила подготовки выставки, отчета.

География как наука. Экскурсия в природу.


беседа

-рассказ

--занятие с использованием компьютера

-экскурсия

беседа

-анализ содержания мультемидийной презентации «В гостях у планеты Земля»


Планета по имени Земля. (8ч.)




1

Доисторическая жизнь.

-просмотр видеофильма

-рисование древних животных

-беседа

-выставка рисунков.




2

Экскурсия: «Голубой купол планеты». Выставка рисунков детей: «Что мы видели в небе».

Экскурсия.

Рисование рисунков.

-Отчет, фоторепортаж по итогам экскурсии

-выставка рисунков.




3

Сезонные изменения в природе. Осень.

-просмотр видеофильма

беседа




4

Сезонные изменения в природе. Зима.

-просмотр видеофильма

Беседа, викторина «Зимние забавы».




5

Сезонные изменения в природе. Весна и лето.

-просмотр видеофильма

беседа




6

Эти забавные животные.

-просмотр видеофильма

беседа




7

Кто как зиму встречает.

беседа

беседа




8

Птицы.

-просмотр видеофильма

беседа

Таинственные карты. (8ч.)





1

Страшная жара и вечные льды

Беседа, работа с источниками знаний в библиотеке школы

Беседа,




2

Экскурсия. Ориентирование на местности.

Экскурсия

Отчет, фоторепортаж по итогам экскурсии




3

Рисование собственной карты и составление маршрута путешествия по ней.

Занятие-игра

Анализ успешности игроков.




4

Экскурсия: «Путешествие по карте»

Занятие-игра умение ориентироваться по карте.

Анализ успешности игроков.




5

Долины или горы?

-просмотр видеофильма

беседа




6

Создание макета горы.




Выставка творческих работ.




7

Горные породы и минералы. Экскурсия: «Соберем коллекцию»

Экскурсия, рассказ, беседа


Отчет по экскурсии.




8

Подведение итогов экскурсий. Оформление коллекции гонных пород и минералов своей местности.

Занятие – игра с использованием подвижных игр. Работа с коллекцией горных пород и минералов.

Беседа по результатам экскурсии. Презентация коллекции.

Мир воды. (8ч.)




1

Планета Океан

-просмотр видеофильма

беседа




2

Сколько на Земле океанов.

-просмотр видеофильма

Беседа, викторина «Океан»




3

Практическое занятие: «Сравнение пресной и соленой воды»



Изготовление морской воды и сравнение ее с пресной.

Выводы по проделанной работе.




4

Жизнь на планете Океан.

-просмотр видеофильма

беседа




5

Коралловые рифы

-просмотр видеофильма

беседа




6

Реки земли. Куда бежит река. Экскурсия.

-просмотр видеофильма

Беседа, кроссворд.




7

Озеро-сосуд с водой.

-беседа

-рассказ

-экскурсия

фоторепортаж по итогам экскурсии




8

Где еще можно найти воду на Земле. Значение воды

-просмотр видеофильма

беседа

Открытие планеты. (9ч.)





1

Старушка Европа. Огромная Азия.

-просмотр видеофильма

беседа




2

Таинственная Африка

-просмотр видеофильма

Беседа, выставка рисунков.




3

Америка - неправильное имя.

-просмотр видеофильма

Беседа, викторина «Америка, Америка..»




4

Отшельница Австралия.

просмотр видеофильма

Беседа, кроссворд: «Животные Австралии»




5

Антарктида – большой холодильник.

просмотр видеофильма

Беседа, кроссворд.




6

Леса планеты.

-просмотр видеофильма

беседа




7

Экскурсия в лесной массив.

-беседа

-рассказ

-экскурсия


фоторепортаж по итогам экскурсии




8

Семь чудес света.

-просмотр видеофильма

Беседа: «Что я бы причислил к чудесам света».




9

Чудеса древнего мира.

Беседа, работа с источниками знаний в библиотеке школы, просмотр видеофрагментов

Анализ видеофрагментов Проведение викторины.