Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
4 [Лекция4. Виды и типы коммуникации. ссылка на доступ: https://helpiks.org/8-59928.html)
стереотипы и верования.
Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами коммуникации; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.
В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу: Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие.
Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения.
Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен.
Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения.
Групповая коммуникация. Групповая коммуникация возникает при непосредственном общении небольшого числа людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой.
___________________
5[Конецкая В.П. Социология коммуникаций, 1997 ссылка на доступ: http://libed.ru/knigi-nauka/760657-1-sociologiya-kommunikacii-koneckaya-koneckaya-sociologiya-kommunikaciy-uchebnik-m-mezhdunarodniy-universitet-biznesa.php]
Коммуникация бывает четырех основных типов:
Вербальное общение также можно назвать устным общением.6 Не случайно нашу эру называют эрой «говорящего человека». Как считают специалисты в области менеджмента, современному деловому человеку в день приходится произносить примерно 30 тысяч слов, или более 3 тысяч слов в час. Очень важная характеристика вербальной информации – ценность. Под ценностью понимается новая информация, получаемая от реализации информативности, содержащейся в языковом знаке. Ценность информации содержательного характера определяется ее новизной и неожиданностью. Источником информации в вербальной коммуникации выступает говорящий или пишущий субъект. Говоря очень простым языком, любое общение, которое происходит устно между людьми, называется вербальным общением. Цель таких коммуникаций-обеспечить, чтобы люди понимали все, что вы хотите передать. По самой своей природе вербальная коммуникация является более быстрой и точной, чем электронная. Вербальная коммуникация- этот способ коммуникации опирается на слова, чтобы передать сообщение. Это стандартный метод общения, который большинство из нас использует изо дня в день, хотя мы редко используем его, не дополняя его одним из других типов общения. Другие сигналы, которые люди используют при вербальном общении, включают в себя тон, жесты и язык тела. Вербальная коммуникация помогает выражать мысли, эмоции и чувства. Телефонный разговор, беседа с другом, сделанное объявление или произнесенная речь-все это вербальные формы общения. Для большинства из нас это происходит с легкостью. В детстве мы учились вербальному общению через окружающие нас звуки. Вскоре мы развиваем и начинаем понимать язык, который помогает нам общаться вербально, когда мы становимся старше.
__________________
6 [Сайранова.Ю.С., магистр ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.Уфа ссылка на доступ: https://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_21/Sayranova%20Yu.S.%20Verbalnaya%20kommunikaciya.pdf]
В настоящее время вербальная коммуникация является важным аспектом и рассматривается как ключевая сила личности. Также присутствует и
письменная форма вербального общения- это письма (представление знаков и символов языка на бумажном носителе, отражающих мысли и знания) и чтение (восприятие языка с бумажного носителя).
Кроме того, психология выделяет три приоритетных функции вербальной коммуникации: Волеизъявление – посредством общения, человек может выразить свои желания и потребности, продемонстрировать свои волевые устремления. Выражение – вербальное общение открывает возможности выражения своего внутреннего мира. Информационная – передачи информации в правильно построенной форме, грамотной подаче.
Как вы заставляете людей чувствовать себя, когда входите в комнату? Является ли ваш язык тела в этот момент сильным, вы стоите с гордо поднятой головой, сложившие ваши руки за спиной, которые говорят о вашей уверенности и властности, или вы стоите сгорбившись, неуверенным в себе, прикоснувшись к себе множество раз из-за тревоги? У вас ухоженный вид, отутюжен костюм, или вы стоите в потрёпанной рубашке, которая явно не глаженная?
Выше были приведены некоторые примеры невербальной коммуникации или межличностного общения.
Невербальная коммуникация - это процесс общения без использования слов или звуков. 7 Средства невербального общения использовались в разных сферах с древних времен. Один из ярких примеров – древнегреческий театр масок, в котором внешнему выражению внутренних состояний придавалось большое значение. Актеры по ходу пьесы меняли маски, изображающие различные 27 застывшие эмоциональные состояния: радость, страх, гнев. Невербальная коммуникация, как правило, непроизвольна и спонтанна. «Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается».
Каждый отдельный невербальный элемент нужно изучать в совокупности с коммуникативной ситуацией и другими экстралингвистическими факторами. Невербальное общение человека часто проявляется неосознанно. Невербальная коммуникация использует жесты, язык тела, пантомимика, зрительный контакт, одежду, тон голоса и другие сигналы для передачи сообщения. Как и вербальная коммуникация, этот метод общения редко используется в одиночку. Невербальное общение можно рассматривать как пряность, которую мы используем при общении, чтобы добавить немного вкуса. Мы можем выразительно поднимать брови, когда говорим, чтобы подчеркнуть свою точку зрения, или грозить пальцем своему ребенку, когда мы сердимся. Все это невербальные сигналы, которые помогают передать сообщение. Невербальное общение является внешней формой проявления внутреннего мира человека. Вербальные и невербальные средства коммуникации соотносятся в одном сообщении в разной степени. Они могут дополнять друг друга, сопровождать, противоречить или заменять. Доказано, что передача информации осуществляется с помощью слов всего на 7%, звуки занимают 38%, а невербальные средства занимают 55%. Мы видим, что невербальная коммуникация занимает очень важное место в общении людей.
Как заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет).
Согласно автору статьи «Невербальная коммуникация» Л. Пайрато, в настоящее время выделяется пять основных направлений исследования невербального языка – психологический, антропологический, социологический, семиотический и лингвистический.
___________________
7 [Пыркина.Т.Н. «вербальные и невербальные средства выражения согласия и несогласия в речи на неродном языке».– Череповец,2016 ссылка на доступ: http://yspu.org/images/f/f3/Диссертация_Т.Н.Пыркина.pdf]
8 Различаются три основных вида невербальных средств передачи информации (или их еще называют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические.
К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…).
К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика.
Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.
Письменная коммуникация - это средство, посредством которого сообщение
отправителя передается с помощью письменных слов. Письма, личные дневники, электронные письма, отчеты, статьи и заметки-это некоторые формы письменного общения. В отличие от некоторых других форм коммуникации, письменные сообщения могут быть отредактированы и исправлены до того, как они будут отправлены получателю, что делает письменное сообщение неотъемлемой частью неформального и формального общения. Эта форма коммуникации также включает в себя особенности визуальной коммуникации, особенно когда сообщения передаются с помощью электронных устройств, таких как ноутбуки, телефоны и визуальные презентации, которые включают использование текста или слов. Есть очень удачная цитата “ "слова сильнее мечей". Неправильное письмо, доставленное не в те руки, может перевернуть весь мир с ног на голову. Многочисленные электронные письма и документы, опубликованные Эдвардом Сноуденом, которые привели правительство США под сканер, являются прекрасными примерами того, как безопасно и конфиденциально использовать письменные документы, иначе они могут
____________________
8 [Липатова.Т.В. Вербальные и невербальные средства коммуникации и их место в системе языка.- вестник РУДН, Моска, 2015]
привести к падению целой организации (оправдано это или нет-другой разговор).
Мы смотрим на мир с широко открытыми глазами! Сколько вокруг нас информации, которую мы воспринимаем зрительно: предметы, изображения, знаки, цвета, образы. Что-то нам нравится, и мы с интересом останавливаем на этом взгляд, что-то, наоборот, неприятно, и мы стараемся отвести глаза. Это наше зрительное восприятие мира - визуальные коммуникации.
9 По результатам научных исследований установлено, что человек получает через глаза в среднем 70% информации. Таким образом, визуальная составляющая доминирует в коммуникациях между людьми, а также между человеком и символьной системой. Если на первом этапе информация собрана успешно, она передается на дешифровку и сравнение уже с имеющейся базой данных. Другими словами: «То, что человек видит, есть результат слияния визуальных впечатлений от предмета и встречной активности человека, посылающего на встречу этой информации сгустки прошлого опыта, означенного и осмысленного, интегрированного в общей структуре сознания человека». Ежедневно количество информации вокруг человека растет с огромной скоростью. Эти избыточные объемы информации сложно обработать как физически, так и психологически. Поэтому человек вынужден выбирать из огромного объема нужную информацию. В этой ситуации преимущество получает простая и наглядная информация, поданная в легкой и доступной форме. Визуальное восприятие является важнейшим для человека. Оно делится на два этапа: сбор информации на физическом уровне и дешифровку визуальных сигналов. Визуальная коммуникация- эта форма коммуникации предполагает визуальное отображение информации, при котором сообщение понимается или выражается с помощью визуальных средств. Например, _________________
9 [Кузнецова.И.В. курсовая работа: «визуальная коммуникация в рекламных камапниях»
ссылка на доступ: https://www.bestreferat.ru/referat-213700.html]
топография, фотография, знаки, символы, карты, цвета, плакаты, баннеры.
10 В бытовом, вульгарном значении визуальная коммуникация может быть определена как - то - что я вижу. Однако сегодня визуальная коммуникация чрезвычайно развита и усложнена и на уровне языка и на уровне восприятия за счет активного развития визуального искусства и электронных и цифровых технологий. Мы смотрим на мир с широко открытыми глазами! Сколько вокруг нас информации, которую мы воспринимаем зрительно: предметы, изображения, знаки, цвета, образы. Что-то нам нравится, и мы с интересом останавливаем на этом взгляд, что-то, наоборот, неприятно, и мы стараемся отвести глаза. Это наше зрительное восприятие мира - визуальные коммуникации. Визуальная коммуникация также предполагает передачу информации в виде текста, который принимается через электронные носители, такие как компьютер, телефон и т. д. Значки и смайлики - это форма визуальной коммуникации. Когда эти значки используются в общественном месте, телефоне или компьютере, они информируют пользователя об их значении и использовании. Одним из величайших примеров визуальной коммуникации является интернет, который общается с массами, используя комбинацию текста, дизайна, ссылок, изображений и цвета. Все эти визуальные особенности требуют от нас просмотра экрана, чтобы понять передаваемое сообщение. Медийная коммуникация развивается стремительными темпами, чтобы обеспечить ясность и устранить любую двусмысленность. Вышеупомянутые виды коммуникации играли и продолжают играть жизненно важную роль в преодолении разрыва между людьми, торговлей, образованием, здравоохранением и развлечениями.
Одной из отраслей, наиболее широко использующих визуальную коммуникацию, является медицинская промышленность. Новые лекарства,
_________________
10 [Курсовая работа на тему: «Виды визуальной коммуникации и их характеристики» ссылка на доступ: https://revolution.allbest.ru/marketing/00557195_0.html]
которые появляются на рынке, должны быть показаны врачам и объяснены их преимущества. В такие моменты медицинские представители носят с собой информационные брошюры, которые показываются врачам. Эти информативные брошюры содержат всю информацию о лекарстве, так что врачи могут чувствовать себя уверенно, предлагая лекарство своим пациентам. Точно так же многие отрасли промышленности используют визуальную коммуникацию, чтобы помочь взаимодействию со своими клиентами, чтобы они могли лучше донести свои идеи. Объяснительное видео как концепция растет и становится одним из лучших видов коммуникации, наблюдаемых на веб-сайтах.
В личном общении тоже визуальная коммуникация играет свою роль. Рассмотрим диаграммы, сделанные учителями на доске, когда они объясняют концепцию классу учащихся. Или мы также можем взять пример графиков, сделанных в powerpoints менеджерами, когда они делают презентацию powerpoint для команды руководителей или старших сотрудников.
11 Особенности визуальных коммуникаций: Каждый знак должен обладать всеми свойствами визуальных коммуникаций (эстетичность, простота восприятия, унификация). Визуальные коммуникации могут выполнять одну функцию, а также сочетать в себе две или все три функции. Визуальные коммуникации призваны воздействовать на человека. Визуальные коммуникации могут размешаться в экстерьере, интерьере, на упаковке и в компьютерной навигации. Могут быть представлены в графическом, словесном и комбинированном виде в форме пиктограмм, идеограмм, логограмм и схем-навигаций. По времени действия выделяют постоянные, долгосрочные и временные визуальные коммуникации.
_________________
11 [Савинова С. В., Харунжева А. А. Подходы к определению свойств и функций визуальных коммуникаций и их классификация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 18. ]
1.3. БАРЬЕРЫ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.3.1. КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ
12 Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта. В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры: