Файл: принципы эффективного контроля деятельности предприятия (Сущность и назначение контроля).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
1.1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ
1.2.ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.
1.3. ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ МБДОУ СТЕПНОЙ ДС «СОЛНЫШКО» Г.ОРЕНБУРГ.
2.1 ОЦЕНКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В МБДОУ СТЕПНОЙ ДС «СОЛНЫШКО» Г.ОРЕНБУРГ.
2.2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В МБДОУ СТЕПНОЙ ДС «СОЛНЫШКО». Г. ОРЕНБУРГ
Система внутреннего контроля по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивает комплексный подход к оценке всех направлений организации воспитательно - образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и принятия управленческий решений, направленных на:
- выполнение основной общеобразовательной программы: обязательной части – контроль за соблюдением временных требований необходимых за реализацией ООП 65% -80%, контроль за реализацией рабочих программ, контроль за реализацией индивидуальных программ для детей ОВЗ, вариативной части – контроль за реализацией дополнительных образовательных программ;
- оценку освоения образовательной программы детьми - анализ достижения детьми промежуточных и итоговых результатов, контроль организации с детьми разных форм образовательной работы (совместная деятельность взрослого с детьми в ходе организации непосредственно образовательной деятельности и в разные режимные моменты, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми, коррекционная работа с детьми), анализ качества реализации образовательных областей ООП в соответствии с ФГТ;
- ознакомление родителей с ходом реализации основной общеобразовательной программы – проверка документации (перспективный план работы с разными типами семей, журнал учета реализации ООП, журнал консультаций , протоколы родительских собраний и т.д), контроль за наличием в группе информационного обеспечения организации образовательного процесса, контроль за проведением открытых мероприятий в рамках реализации ООП, контроль за организацией работы с родителями по ознакомлению с достижениями детей ;
- создание условий для реализации основной общеобразовательной программы – контроль готовности групп к новому учебному году, контроль состояния предметно – развивающей среды в группе, контроль за соблюдением СанПинов, контроль за организацией безопасных условий, контроль за организацией питания и оздоровительной работы с детьми.
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении МБДОУ Степной ДС «Солнышко» предъявляются следующие требования:
- следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
- контроль необходимо планировать;
- в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
- контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
- необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
- контроль и его итоги должны быть гласными;
- контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.
Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач МБДОУ Степной ДС «Солнышко» на текущий учебный год.
Подготовительная работа:
- Анализ выполнения программы развития ДОУ, общеобразовательной программы ДОУ, годового плана, результатов контроля;
- Составление плана-графика комплексного контроля по ДОУ;
- Утверждение плана-графика контроля
При организации контроля в МБДОУ Степной ДС «Солнышко» необходимо обращать внимание на следующее:
- педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;
- педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;
- контролировать следует открыто;
- осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;
- при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.
Правила организации и проведения контроля:
- контроль не должен ограничиваться инцидентом;
- тотальный контроль порождает небрежность;
- скрытый контроль вызывает только досаду;
- не следует контролировать только свой любимый участок, группу, объект;
- контроль - не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);
- не следует контролировать из-за недоверия.
При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:
1. Определение цели и объекта контроля.
2. Разработка программы (плана-задания) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
3. Сбор информации.
4. Ее анализ.
5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
6. Проверка исполнения рекомендаций.
Функция контроля является важной составляющей управления качеством образования, и эффективность ее во многом зависит от педагогического анализа результатов контроля, а также необходимых условий его проведения.
Формы подведения итогов:
- обсуждение итогов контроля на педагогическом совете – решение педсовета;
- рассмотрение результатов контроля на административном совещании – решение совещания;
- на педагогических планерках – приказ руководителя.
Планирование контроля на год. В основном в течение года планируют 1 комплексную проверку подготовительных к школе групп, персональный контроль (н/р: подготовка к аттестации), тематические проверки (к педсоветам, семинарам), итоговый (документальный) в конце учебного года.
Таблица 2 - Примерный план внутреннего контроля на учебный год.
Мероприятия и объекты, подлежащие контролю |
Вид контроля |
Цель контроля |
Дата проведения |
Ответственный за проведения мероприятий |
Итоговый документ по результа-там проверки |
Отмет- ка о выполнении |
В перспективном плане контроль планируется на каждый месяц, что позволит распределить равномерную нагрузку на педагогов в течение учебного года.
По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность.
Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане.
Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.
1-й этап. Постановка целей тематического контроля.
Нужно ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны:
- с улучшением воспитательно-образовательного процесса,
- ростом профессионального мастерства педагогов,
- созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,
- укреплением связей с родителями и т.п.
2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.
Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.
По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков:
1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.
2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.
3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение.
4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педагогического процесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.
5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога
3-й этап. Подготовка к проведению тематического контроля.
Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).
4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.
В тематическом контроле, кроме заведующего и заместителя заведующего по воспитательной и методической работе участвуют и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.
Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете.
В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.
Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки, утверждается план-задание.
План-задание необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.
Таблица 3 - План – задание к проведению тематической проверки.
Содержание контроля |
Методика организации контроля |
Дата проведения контроля, группа, подлежащая контролю |
Ответственные |
Оценка уровня развития детей |
|||
Оценка профессиональных умений педагога |
|||
Оценка планирования работы |
|||
Оценка созданных условий в группе |
Руководитель, заместитель заведующего по ВМР обязан оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.
Экземпляр плана-задания контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.
Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете МБДОУ Степной ДС «Солнышко». Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ.
В конце учебного года обязательно делается анализ контроля за учебный год. Проблемы, выявленные в ходе контроля, становятся задачами на следующий учебный год.
Таким образом, правильно организованный контроль в МБДОУ Степной ДС «Солнышко» является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая контроль как управленческую деятельность, следует отметить, что основной его задачей является количественная и качественная оценка и учет результатов работы любой организации. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.
Образовательная деятельность в дошкольном учреждении требует, чтобы ею управляли. Для раскрытия сущности контроля как вида управленческой деятельности в первой главе мы рассмотрели определения данного понятия. Исходя из всех приведённых определений, можно утверждать, что контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса целям и задачам основной общеобразовательной программы, программы развития, Устава дошкольного образовательного учреждения, общегосударственным установкам, планам и приказам вышестоящих органов образования.
В результате проведенного анализа теоретических основ по системе контроля мы пришли к выводу, что в управлении дошкольным учреждением необходимо использовать, все виды, формы и методы контроля.
Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.