ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласны ли вы с позицией автора?
Абсолютно согласна с позицией автора
В педагогике накоплен огромный исторический опыт, содержащий множество вариантов воспитания. Выводы, которые позволяют сделать историко-педагогический материал, интересен и важен для современного педагога, специалиста, чья профессиональная деятельность связана с процессом социализации.
Воспитание – это, прежде всего, поведение человека. Если обученность и образование обнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях.
Как педагогу нужно выстроить общение педагога с ребенком? Воспитательный процесс – это движение воспитания к своей цели. Цель воспитания – это то, к чему мы стремимся в будущем, и этому подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Вопросы, к чему должен стремиться педагог в своей практической деятельность, каких результатов добиваться, можно назвать ключевыми.
Таким образом, профессионально-педагогическое общение - это всегда целенаправленный процесс.
Цели такого общения заключаются в том, чтобы:
1) создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций;
2) "читать" и понимать как свое поведение, так и доведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества [2, c. 66].
В самостоятельной работе педагога по повышению коммуникативных способностей можно выделить несколько направлений:
- самоконтроль и развитие умений выразительной речи;
- развитие общих психофизических особенностей личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и умениями.
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют воспитателям для развития коммуникативных способностей следующее:
- нужно сознавать, что детский сад – часть общества, а отношение педагога к детям – выражение общественных требований. Педагог не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга.
Искренность педагога – это залог прочных контактов с воспитанниками. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя.
- особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважении педагога и воспитанников.
Надо уважать индивидуальность каждого дошкольника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции.
- стоит помнить, что дети такие же, как и взрослые, у них есть свои проблемы, свои мысли и это надо учитывать в их воспитание и в общение с ними. Вот есть такие фразы, которые никак нельзя говорить детям, так как сказанное может иметь обратный эффект.
Вот несколько правил, которые разработали детские психологи, правила, которые должны соблюдаться педагогом-воспитателем как носителем культуры в общении с детьми.
Правило № 1. Говорить без нравоучений. Дети не любят когда их настырно учит. Сохраняете скрытую педагогическую позицию.
Правило № 2. Не играть в друзей. Педагог должен быть рядом со своим ребенком, но это не обязательно значит, что вы навязываетесь ему в друзья.
Правило № 3. Не перехваливать. Ребенка нужно поддерживать, но не перехвалить, так как это может повысить тщеславие, и ребенок перестанет стараться. Не хвалить ребенка перед чужими людьми, а потом, когда никого нет, говорить ему, что он не оправдывает ожидания.
Правило № 4. Быть постоянным. Не меняете свои распоряжения и не отклоняетесь от того, что вы уже раньше сказали, это заставит ребенка всегда сомневаться в ваших действиях.
Правило № 5. Не повторяетесь. Не надо говорить ребенку много всего, повторяться, так как это ребенка только раздражает и вызывает неприязнь к тому, что вы ему пытаетесь рассказать и объяснить.
Правило № 6. Не кричите. Крик это признак слабости, не стоит показывать свою слабость. Всегда говорите твердо, уверено и не повышая голос, это больше поможет вам в ваших проблемах и в ваших решениях.
Правило № 7. Избавитесь от казарменной педагогики. Не надо распоряжаться категорически по пустякам.
Правило № 8. Не говорить с детьми грубо. Если будете грубо обращаться с детьми, пусть и на словах, то не удивляетесь, когда они сделают то же самое.
Правило № 9. Уметь мудро помолчать. В некоторых моментах нужно мудро помолчать, так будет лучше и ребенок тоже научиться быть тактичным.
Правило 11. Считаться с их мнением. Для того чтобы дети научились самостоятельно принимать решения, нужно уметь считаться с их мнением, и они тоже будут с вашим мнением считаться.
Правило 12. Войти в их мир. Войти в мир детей довольно сложно, но это необходимость, так как вы должны понять детей и попытаться сделать так, чтобы они вас понимали, только так вы добьетесь мира и согласия.
С какими актуальными проблемами нашего современного общества связано содержание данной статьи
Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – высшая цель воспитания, идеал, к достижению которого стремится отечественная школа. Сегодня ее главная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. Традиционными для такой системы остаются следующие составляющие общей цели: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание.
Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого человека. Формирование культуры поведения - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Интерес к этой теме обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания.
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное сочувствие. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.
Термин «культура» - латинского происхождения
, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В настоящее время культура употребляется в более обобщенном значении, хотя единого подхода к пониманию сущности культуры нет.
Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура в узком смысле выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности.
Сущность культуры определяется способами осуществления жизнедеятельности, поэтому выделяют разновидности культур, связанных с различными сферами человеческой деятельности: общения, потребления, досуга, быта и т. д.
Культура в ее материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к ценностям, традициям и т. д. Таким образом, человек является продуктом, представителем и носителем культуры.
Общая культура педагога – это результат личностного развития, развития социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности.
В содержании общей культуры педагога можно выделить несколько компонентов: экологическую культуру (характеризующая взаимосвязь человека с окружающей средой), правовую, коммуникативную, экономическую, и т. д. культуры.
В чем проявляется гуманистическая направленность идей автора данной публикации?
Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой проявляются духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности, содержащие в себе достижения разных исторических эпох и необходимых для социализации личности.
Материальные ценности педагогической культуры – это средства обучения и воспитания.
Духовные ценности педагогической культуры – это педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогическийопыт и выработанные профессионально - этические нормы.
Педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики деятельности педагога является частью общечеловеческой культуры.
Педагогическая культура – уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности.
В. Бондаревская среди компонентов педагогической культуры выделяет:
- гуманистическая культура педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;
- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;
- образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;
- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;
- культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.
Рассуждение на тему «Ушли и забыли?»
У меня тоже был класс, который я выпустила в 2021году, я его очень любила, вела с третьего класса до девятого. Они все были яркие, интересные, с ними можно было дружить, смотреть кино, обсуждать, и казалось, что у нас сложились отношения надолго. А в результате этот класс ушел, и все. Общение прекратилось, но я знаю, что они сделали правильный выбор, нашли свою дорогу в жизни. Наше общение во время их учёбы не было формальным. Мы переживали вместе и радости, и горе. У одного из ребят в 8 классе тяжело и долго болел мать. Онкология. Он ночами сидел возле её постели. Натерпелся! Ребята постоянно были с ним на связи. Поддерживали, как могли. Это результат? Учительский или какой? Не знаю.
Но в науке ребята себя не видели. То, что им интересно было на уроках, я знаю. Это тоже, наверное, критерий. Оценки — точно не показатель. Очень трудно вообще сказать, что такое результат работы учителя. Точно не поступаемость в вуз, точно не ЕГЭ, точно какие-то другие вещи.
Я считаю, что результат – это воспитание творческой личности, разносторонне развитой.
Хочу процитировать отрывок из книги, который впечатлил автора Римму Анатольевну Храмцову и меня. «…Я раньше очень переживала, что к некоторым учителям выпускники приходят, а ко мне нет, очень. А потом в какой-то момент я поняла, что на самом деле это абсолютно нормально. Я как раз училась в школе, когда вышла «Ночь после выпуска» Тендрякова. Там школьная история, которая происходит в ночь после выпуска, и она начинается с рассказа о том, как выходит на сцену девочка, гордость школы, медалистка, и она должна сказать последнее слово про школу на выпускном вечере. И она говорит: «Люблю ли я свою школу? Да, люблю! Очень! Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог! По какой мне идти? Школа заставляла меня знать все, кроме одного — что мне нравится, что я люблю... Мне страшно. Очень!» Важным в этом отрывке для меня также, как и для автора, является эмоциональная напряжённость отношения к школьной жизни, к процессам, которые происходили с обучающимися, их готовность/неготовность к будущей жизни.