Файл: Учет поступления основных средств (Теоретические основы учета основных средств организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 588
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Исследование понятия «основных средств» организации
1.3. Нормативное регулирование учета основных средств организации
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Организация бухгалтерского учета в организации
2.3. Учет поступления основных средств в организации
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИИ
Бухгалтерия ООО «Милан» состоит из одного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером. Состав и численность работников бухгалтерии ООО «Милан» определяется штатным расписанием, утвержденным директором.
Бухгалтерский учет в ООО «Милан» проводится с помощью автоматизированной формы бухгалтерского учета, которая основана на методе двойной записи по синтетическим и аналитическим счетам по требованию рабочего Плана счетов бухгалтерского учета.
Учетная политика предприятия создается главным бухгалтером и утверждается директором ООО «Милан», который отвечает за организацию бухучета и соблюдение законов при совершении хозяйственных операций.
При организации бухгалтерского и налогового учета в бухгалтерии ООО «Милан» применяется программу 1С: Бухгалтерия.
Бухгалтерский учет в ООО «Милан» ведется по участкам: основные средства и нематериальные активы, материалы, денежные средства, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет зарплаты. Складской учет товарно-материальных ценностей ведется на складах
2.3. Учет поступления основных средств в организации
Источники информации, используемые при учете основных средств, зависят от принятой организацией учетной политики.
В ООО «Милан» выбрана машинно-ориентированная форма учета. Важно отметить перечень применяемых регистров, их построение, последовательность и способы записей в них. При любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться и оформляются в данной организации унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации:
- форма ОС-1 — акт (накладная) приемки-передачи основных средств;
- форма ОС-3 — акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;
- форма ОС-6 — инвентарная карточка учета основных средств;
- форма ОС-14 — акт о приемке оборудования;
- форма ОС-15— акт приемки-передачи оборудования в монтаж;
- форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования.
Синтетический учет движения основных средств ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий — в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счету 01, 02.
Основные направления ведения учета основных средств в ООО «Милан» обеспечивают:
- контроль за наличием и сохранностью основных средств;
- правильность отнесения предметов к основным средствам;
- правильность оценки основных средств в учете;
- правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
- правильность начисления и отражения в учете износа и ремонта основных средств;
- правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.
На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре, Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.
При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений (цехов, отделов и т.п.), по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к общей инвентарной карточке, следует открыть справочные инвентарные карточки, отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой: "для начисления амортизации", в соответствии с утвержденным распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта, между соответствующими пользователями.
Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.), и передают затем под расписку в соответствующий отдел ООО «Милан».
По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) - дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют в разрезе лиц, ответственных за сохранность этих средств.
В бухгалтерии ООО «Милан» инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, построенную в разрезе классификационных групп по видам основных средств.
Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию ведут на счете 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Счет 01 "Основные средства" предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.
Для учета вложений во внееборотные активы предназначен синтетический счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". По дебету его отражаются:
- фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных и других соответствующих активов; при этом в случае подрядного способа производства строительно-монтажных работ корреспондирует счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", при хозяйственном способе кредитуются счета 23 "Вспомогательные производства", 10 "Материалы", 02 "Амортизация основных средств", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 « Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
- затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента и других объектов основных средств, не требующих монтажа;
- суммы начисленного износа, относящиеся к объектам вложений во внеоборотные активы, в корреспонденции со счетами 02 "Амортизация основных средств");
- затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, т. е. на финансирование вложений во внеоборотные активы (например, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для этой цели).
По кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" фиксируется:
- стоимость объектов, принятых в эксплуатацию или приобретенных за плату (при имеющейся государственной регистрации в случаях, обязательных по законодательству) - в корреспонденции со счетом 01 "Основные средства";
- стоимость выбывших (проданных, безвозмездно переданных) вложений во внеоборотные активы (незавершенного капитального строительства) - дебетуется счет 91 "Прочие доходы и расходы";
- стоимость выявленных при инвентаризации недостач или испорченных вложений - корреспондирует счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"; по потерям в связи с чрезвычайными обстоятельствами применяется счет 99 "Прибыли и убытки".
В январе 2018г. ООО «Милан» заключило договор с ООО «Строймонтаж» на строительство гаражного помещения для собственного автотранспорта. Согласно договору обеспечение строительства оборудованием возложено на ООО «Милан».
Затраты на строительство составили:
- стоимость работ по составлению сметы на строительство – 3200000 руб., в т.ч. НДС - 48814 руб.;
- стоимость строительных работ по предъявленным счетам подрядчика – 5600000 руб., в т.ч. НДС - 854203 руб.;
- стоимость оборудования, требующего монтажа – 2120000 руб., в том числе НДС - 323390 руб.;
- стоимость транспортных услуг по доставке оборудования – 42000 руб., в т.ч. НДС - 6407 руб.;
- стоимость работ по монтажу оборудования согласно предъявленным счетам ООО «Строймонтаж» - 180000 руб., в т.ч. НДС - 27458 руб.
Работа ООО «Строймонтаж» была оплачена в марте 2018г. помещение принято в эксплуатацию в марте 2018 г.
Корреспонденция счетов за январь – март 2018г. представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Корреспонденция счетов за январь – март 2018г.*
Содержание хозяйственной операции |
Основание/первичные документы |
Отражение в учете |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Отражены расходы по составлению сметы строительства в сумме без НДС |
Акт приема-сдачи работ |
08 |
60 |
271186 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Отражена сумма НДС по услугам по составлению сметы |
Акт приема-сдачи работ, счет-фактура |
19 |
60 |
48814 |
Отражено поступление оборудования, требующего монтажа в сумме без НДС |
Документы поставщика (товарная накладная) |
07 |
60 |
1796610 |
Отражение сумм НДС на основании счета-фактуры и акта |
счет-фактура |
19 |
60 |
323390 |
Отражены транспортные расходы, связанные с доставкой оборудования, требующего монтажа в сумме без НДС |
Акт приема-сдачи услуг. |
07 |
60 |
33593 |
Отражены суммы НДС по транспортным расходам, связанным с доставкой оборудования, требующего монтажа |
счет-фактура |
19 |
60 |
6407 |
Отражено начало монтажа оборудования подрядной организацией |
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (ф. ОС-15) |
08 |
07 |
1830203 |
Отражены работы по монтажу оборудования в сумме без НДС |
Акты приема-сдачи работ (ф. КС-2) |
08 |
60 |
152542 |
Отражена сумма НДС по работам по монтажу оборудования |
счет-фактура |
19 |
60 |
27458 |
Выполнены подрядной организацией строительные работы в сумме без НДС |
Акты приема-сдачи работ (ф. КС-2) |
08 |
60 |
4745797 |
Отражена сумма НДС по строительным работам ООО «Строймонтаж» |
счет-фактура |
19 |
60 |
854203 |
Оплачены счета ООО «Строймонтаж» по строительным работам и по оборудованию |
Платежное поручение |
60 |
51 |
8260000 |
Ввод объекта основных средств в эксплуатацию, государственная регистрация |
Акт о приеме-передаче основных средств (ф. ОС-1) |
01 |
08 |
6999728 |
Принятие НДС к вычету |
Счет-фактура, расчет |
68 |
19 |
1260272 |
* Таблица составлена по данным организации, самостоятельно
Далее рассмотрим практическую ситуацию по приобретение основных средств.
ООО «Милан» в 2018г. был приобретен подъемник, договорная стоимость которого без НДС – 450000 руб. плюс НДС – 90000 руб. Посреднической организации уплачено 12000 руб. (в том числе НДС – 2000 руб.). За консультации по приобретению уплачено 6000 руб. (в том числе НДС – 1000 руб.). Командировочные расходы, связанные с приобретением объекта, составили 1000 руб. (проезд, проживание, суточные и др.).
При доводке доведении объекта до рабочего состояния произведены затраты самого предприятия на сумму 20000 руб., включая:
- 11000 руб. – стоимость материалов;
- 9000 руб. – заработная плата собственного строительного участка с отчислениями во внебюджетные социальные фонды.
Оплачены услуги сторонней организации по монтажу объекта на сумму 15000 руб. (в том числе НДС – 2500 руб.). За доставку транспортной организации уплачено 4500 руб. вместе с НДС. Для приобретения основных средств был взят кредит в банке в размере 300000 руб.
Корреспонденция счетов по покупке подъемника за 2018г. представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Корреспонденция счетов по покупке подъемника за 2018г.*
Содержание хозяйственной операции |
Основание/первичные документы |
Отражение в учете |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
Получен кредит в банке |
Выписка из банка |
51 |
90 |
300000 |
Оприходован объект основных средств |
Журнал № 03 |
08 |
60 |
450000 |
Выделен НДС по оприходованному объекту основных средств |
Счет-фактура |
19 |
60 |
90000 |
Оплачен счет поставщика основных средств |
Платежное поручение |
60 |
51 |
540000 |
* Таблица составлена по данным организации, самостоятельно
В отличие от материалов, сырья по которым НДС возмещается из бюджета после их оприходования и оплаты, для возмещения НДС по основным средствам недостаточно оприходования их на счет 08 и оплаты. Одним из необходимых условий является также ввод основных средств в эксплуатацию с обязательным составлением акта приемки-передачи по форме № ОС-1.