Файл: «Формы государственного устройства» (Федеративное государственное устройство).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные формы государственного устройства
Глава 2. Форма государственного устройства Российской Федерации
2.1 Становление и развитие государственного устройства Российской Федерации
2.2 Российская Федерация – федеративное государство
Введение
Формы государства показывают особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение.
Отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. Территориальная организация государственной власти в России — одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.
Основной целью работы является комплексное исследование формы государственного устройства.
Поставленная цель определила ряд частных задач, заключающихся в:
- исследованииосновных форм государственного устройства;
- изучениистановления и развития государственного устройства в Российской Федерации;
- выявление проблем федерализма в Российской Федерации.
Структура вкурсовой работы: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Структура обусловлена целью и задачами, поставленными в настоящей работе
Глава 1. Основные формы государственного устройства
Унитарное государство
Существуют три формы государственного устройства — унитарная, федеративная и конфедеративная.
Унитарная форма государственного устройства считается одной из самых первых. Она появилась, как только возникло первое государство.
Слово «унитарный» происходит от латинского «единство», что очень точно отражает организацию унитарного государства, которые исторически образовывались по самым разным причинам. Это могло быть проживание на одной территории или объединение населения одинакового этнического происхождения, обладающего общим языком и культурными традициями и ценностями.[2, с.25]
Немаловажную роль при создании единого государства играла конфессиональная принадлежность и общее историческое прошлое населяющих его территорию людей. Иногда унитарное государство образовывались под воздействием сильного внешнего давления, когда одни народы сплачивались под угрозой быть захваченными и ассимилированными другими. В некоторых странах большинство принимало решение добровольно подчиниться уже сложившимся территориальным элитам, видя в этом всеобщую пользу. [2, с.15]
Унитарное государство – это вид государственного устройства, подразумевающий отличие административно-территориальных единиц, не имеющих статуса независимых образований.[2, с.31]
Подобное невозможно в России, где 85 субъектов отличаются своеобразием национального состава, культурными, природно-климатическими особенностями, имеют разную экономическую направленность и специфические социальные проблемы.
Унитарные государства считаются исторически первичными по отношению к другим формам. Они доминировали на планете до начала XX века.
В Новое время сильные централизованные державы превратились в могущественные колониальные империи, которые длительное время определяли вектор мирового развития.
В современной политологии принято выделять следующие признаки унитарного государства:
- единое гражданство;
- общий для всех жителей государственный язык;
- единый бюджет;
- отсутствие территориальных образований, имеющих политическую самостоятельность;
- единая Конституция;
- общая система центральных органов гос.власти;
- единое для всей страны правовое пространство;
- административные единицы лишены признаков государственного суверенитета.[3, с.86]
В унитарном государстве территориальные образования ограничены решением местных вопросов, обладающих неполитическим характером (торговля, благотворительность, туризм, образование и другие).[3, с.91]
Рассмотрим факторы, формирующие унитарное государство:
- На территории проживает население, имеющее один язык, культурную близость, схожесть менталитетов.
- Экономически оправданное объединение. Однако обязательными условиями является: единая валюта и налогообложение, общность природных ресурсов и правовой системы.
- Внешнее давление, как инструмент манипуляции на унитарные государства.[4, с.54]
Характерная для унитарных государств централизация способна проявляться во множестве форм. Принято выделять унитарные государства по присутствию/отсутствию в их составе автономных образований:
- Простые - лишены административно-территориальных единиц по причине слишком маленькой территории (Мальта, Науру) или в них существует подобное деление, но нет в составе автономий (Франция, Польша).
- Сложные - в состав государства входят автономные образования (например, Дания - Фарерские острова или Грузия - Аджария).[8, с.76]
Закрепляя за определенной территорией права автономии, власти наделяют ее самостоятельностью в решении проблем местного самоуправления. Чаще всего права автономии отражены в Конституции, однако иногда они сами разрабатывают статуты, опирающиеся на законодательство государства.
Также существуют централизованные и децентрализованные унитарные страны.
- В первых во главе региональных органов власти стоят чиновники, которые получают назначение из центра. Подобный механизм закреплен в Конституции Узбекистана, Нидерландов или Казахстана.
- В децентрализованных странах региональная власть формируется самостоятельно, например, в Великобритании, Испании или Японии.[, с.149]
Представим наиболее развитые унитарные государства.
Франция – отличный пример централизованного устройства. Страна делится на 95 департаментов, те – на коммуны. Центральная власть на местах сосредоточена в руках префектов, назначаемых лично главой правительства.[10, с.64]
В коммуны избираются представители из местного населения, выборы проводятся каждые 6 лет.
Сочетание парламентской и президентской республик – это отличительная особенность французского строя. Так, во главе системы стоит Президент, он выбирается путем всеобщих выборов на 5 лет.[12, c.132]
Великобритания – квази-унитарная система, где монарха ограничивает парламент. Королева Елизавета II выполняет не только политическую роль, она стоит у истоков трех ветвей власти, имеет право объявления войны.
Примечательно, на территории Великобритании нет единой правовой системы, понятия единого документа «Конституция» не существует. Жизнь страны регулирует список международных договоров, судебных прецедентов.[12, с.136]
Правительство имеет двухуровневую структуру: Палату Общин и Лордов. Регулирование основного законодательного органа осуществляет Вестминстерская система.
Япония – страна разделена между 47 префектурами, где признаки унитарного государства необычайно велики. Принятая Конституция ограничила власть императора до «символа нерушимости», фактическая власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право на утверждение премьер-министра (независимая кандидатура). Нынешний император выполняет только церемониальные функции.[6, c.144]
Преимущества унитарного государства:
- единая правовая система, обеспечивающая неукоснительное исполнение предписаний;
- структурные особенности позволяют избежать дублирования выполняемых функций, конфликтных ситуаций;
- более справедливые условия труда, внутреннего рынка.
Недостатки унитарного государства:
- различия в менталитете и культуре населения;
- экономическая «зависимость» регионов друг от друга;
- недостаточный уровень жизни, низкая скорость принятия решений «в центре»;
- политическая культура народа низкая, умы граждан легко поддаются манипуляциям и пропаганде.
Федеративное государственное устройство
Федеративное государство характеризуется сложной формой государственного устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т. е. федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию.
Федерация (от латинского foedus – «союз») - это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре.[11, с.25]
Субъекты федерации - территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования - субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории.[1, с.26]
Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения. [1, c.574]
Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Наряду с общими для всех членов федерации федеральными высшими органами государственной власти аналогичные органы власти имеются в каждом субъекте, входящем в федерацию. Соотношение между высшими органами государственной власти федерации в целом и высшими органами государственной власти каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяются на основе договора. Законодательство в таких государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации.
Обязательным признаком такой формы государственного устройства является наличие субъектов, имеющих определенную степень самостоятельности по отношению к центральному правительству. Степень автономии регулируется в каждом отдельном случае федеративным договором, но в любом случае государственное образование не обладает суверенитетом.[10, с.105]
Еще важным признаком федеративного государства является также наличие двойного гражданства: гражданства федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации.
Понятие «федерация» шире, чем просто форма государственного устройства. Характеризует этот феномен всю политическую систему общества.[7, с.94]
Выделяют различные виды федераций:
1) дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;
2) национально-территориальные федерации;
3)договорно-конституционные федерации;
4) симметричные федерации;
5) асимметричные федерации, т.е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации.[4, с.67]
Основной проблемой любой федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит правовой статус субъектов в составе федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип государственного устройства.[8, с.247]
Например, Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72) и предметы ведения субъектов в составе Российской Федерации (ст. 73).[9, с.254]
На сегодняшний день в мире насчитывается 28 стран, которые по признакам своего политического устройства могут быть отнесены к федерациям.
В Европе федерациями являются: Россия, Германия (ФРГ), Австрия, Швейцария, Босния и Герцеговина, Бельгия.
В Азии - Пакистан, Малайзия, Мьянма, Непал, Ирак, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.
Федеративные государства Америки это США, Сент-Китс и Невис, Бразилия, Мексика, Канада, Венесуэла, Аргентина.
На территории Африки также существуют федерации: Судан, Южный Судан, Коморские острова, Эфиопия, Нигерия, Сомали.