Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 408
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Книгопечатная продукция как объект товароведной экспертизы
1.1 Классификация ассортимента книгопечатной продукции
1.2 Характеристика ассортимента книгопечатной продукции
1.3 Анализ основных потребительских свойств книгопечатной продукции
2.1 Описание порядка и методики проведения оценки качества
2.2 Характеристика методов, применяемых при оценке качества книгопечатной продукции
2.3 Характеристика нормативных требований к качеству и дефектов книгопечатной продукции
3 Экспертное исследование книгопечатной продукции, реализуемой на рынке
ВВЕДЕНИЕ
С развитием телевидения и Интернета популярность книгопечатных изданий существенно упала, но не настолько, чтобы читатели вовсе потеряли к ним интерес. Во многих областях просто невозможно обойтись без книг в их традиционном виде. В связи с большим распространением книгопечатной продукции и техники, которая позволяет её изготавливать, учащаются факты различных нарушений. Данное обстоятельство позволяет судить об актуальности темы, рассматриваемой в данной курсовой работе.
Объектом курсовой работы является книгопечатная продукция.
Предметом курсовой работы является ассортиментная и качественная характеристика книгопечатной продукции.
Цель написания данной работы - изучить товароведную характеристику и провести оценку качества книгопечатной продукции.
Задачи написания работы:
- изучить современный ассортимент и классификацию книгопечатной продукции;
- провести анализ основных потребительских свойств книгопечатной продукции;
- изучить порядок и методику проведения экспертизы;
- провести оценку качества книгопечатной продукции, реализуемой на рынке;
- дать краткую характеристику нормативных требований к качеству и дефектов книгопечатной продукции.
Теоретико-методологической базой исследования стали законодательные акты, научная и учебная литература, материалы периодических изданий, посвященные вопросам производства и качества исследуемого продукта, а также необходимая для понимания данной темы специальная литература и источники, нормативные документы.
Для написания курсовой работы были использованы следующие методы товароведения:
- теоретические (анализ, сравнение, прогнозирование, синтез);
- эмпирические (органолептические, регистрационные, экспертные);
- практические (методы оценки качества, упаковывания, маркирования, хранения).
Структура исследования. Поставленные исследовательские задачи потребовали следующей структуры работы, которая включает: введение, три главы, в которых решаются поставленные исследовательские задачи; заключение, список использованных источников из 27 наименований; включает 11 таблиц и 4 рисунка.
1 Книгопечатная продукция как объект товароведной экспертизы
1.1 Классификация ассортимента книгопечатной продукции
Книгопечатная продукция – это издания, изготовленные типографским способом.
Книгопечатное издание – это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения [1].
Выпускаемые книгопечатные издания классифицируют в соответствии с ГОСТ 7.60-2003 [1]:
1. По целевому назначению: официальное, научно – популярное, научное, производственно-практическое, нормативное производственно-практическое, учебное, массово – политичсекое, справочное, рекламное, для досуга, литературно – художественное.
2. По степени аналитико – синтетической обработки информации: информационное, библиографическое, реферативное, обзорное.
3. По знаковой природе информации: текстовое, нотное, картографическое, изоиздание.
4. По материальной конструкции: книжное, журнальное, листовое, газетное, карточное, буклет, открытка, комплектное, книжка – игрушка.
5. По объему: книга, брошюра, листовка.
6. По составу основного текста: моноиздание и сборник.
7. По периодичности: периодическое, непериодическое, сериальное, продолжающееся. К продолжающимся изданиям относятся газеты, журналы, бюллетени, календари.
8. По структуре: серия, однотомное, многотомное, собрание сочинений, избранные сочинения и произведения.
9. По характеру информации: монография, автореферат, препринт, тезисы, материалы конференции, сборник научных трудов, уставное издание, инструкция, стандарт, прейскурант, пособие, наглядное и практическое пособие, практическое руководство, учебник и учебное пособие, хрестоматия, справочник, энциклопедия, разговорник, путеводитель, проспект, каталог, альбом, афиша, альманах и др.
Рассмотрим классификацию книгопечатной продукции по ОКП [2] и ЕТТ ЕАЭС [3].
В ОКП /2/ использован иерархический метод классификации. Код состоит из шести цифр, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции, его структура представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
Классификация книгопечатной продукции согласно ОКП представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Классификация книгопечатной продукции по ОКП
951000 |
Газеты |
952000 |
Периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники, бюллетени) |
953000 |
Книги и брошюры |
954000 |
Изоиздания |
955000 |
Картографическая продукция |
956000 |
Нотные издания |
957000 |
Этикетки, бланки, формуляры и продукция печатная прочая |
958000 |
Издания электронные, комбинированные, комплектные |
959000 |
Издания для слепых |
950001 |
Книжно-журнальная продукция * |
950002 |
Календари * |
Классификация книгопечатной продукции по ЕТТ ЕАЭС [3] приведена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Классификация книгопечатной продукции по ЕТТ ЕАЭС
Раздел X. Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы); бумага, картон и изделия из них |
||
Группа 49 Печатные книги, газеты, репродукции и другие изделия полиграфической промышленности; рукописи, машинописные тексты и планы |
||
Позиция |
Субпозиция |
Подсубпозиция |
4901 Печатные книги, брошюры, листовки и аналогичные печатные материалы, сброшюрованные или в виде отдельных листов |
4901 10 000 0 - в виде отдельных листов, сфальцованные или несфальцованные - прочие |
4901 91 000 0 словари, энциклопедии и их серийные выпуски 4901 99 000 0 прочие |
4902 Газеты, журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал |
4902 10 000 0 издаваемые не менее четырех раз в неделю 4902 90 000 0 прочие |
4903 00 000 0 Книги-картинки, книги для рисования или для раскрашивания, детские 4904 00 000 0 Ноты, печатные или рукописные, в переплете или непереплетенные, иллюстрированные или неиллюстрированные |
4905 Карты географические и гидрографические или аналогичные карты всех видов, включая атласы, настенные карты, топографические планы и глобусы, отпечатанные |
4905 10 000 0 глобусы 4905 99 000 0 прочие |
4906 00 000 0 Планы и чертежи для архитектурных, инженерных, промышленных, коммерческих, топографических или аналогичных целей, представляющие собой оригиналы, выполненные от руки; тексты рукописные; фоторепродукции на сенсибилизированной бумаге и подкопирочные экземпляры вышепоименованных товаров |
4907 Почтовые марки, марки госпошлин или аналогичные марки, ценных бумаг |
4907 00 10 почтовые марки, марки госпошлин и аналогичные марки негашеные, текущего или нового выпуска в стране, в которой они имеют или будут иметь признанную номинальную стоимость; гербовая бумага; банкноты; чековые книжки; акции, облигации или боны и аналогичные виды |
4907 00 101 0 акцизные марки подакцизных товаров 4907 00 109 0 прочие 4907 00 300 0 банкноты 4907 00 900 0 прочие |
4908 Картинки переводные (декалькомания) |
4908 10 000 0 картинки переводные (декалькомания), способные стекловаться 4908 90 000 0 прочие |
|
4909 Открытки почтовые печатные или иллюстрированные; карточки с напечатанными поздравлениями, посланиями или сообщениями, иллюстрированные или неиллюстрированные, с конвертами или без конвертов, с украшениями или без украшений |
||
4910 Печатные календари всех видов, включая отрывные |
||
4911 Прочая печатная продукция, включая печатные репродукции и фотографии |
4911 10 материалы рекламные торговые, товарные каталоги и аналогичная продукция: 4911 10 100 товарные каталоги 4911 10 900 0 прочая |
4911 10 100 1 часов 4911 10 100 9 прочие 4911 91 000 0 репродукции, чертежи и фотографии 4911 99 000 0 прочие |
В основе классификации печатных средств по ЕТТ ЕАЭС на уровне субпозиции лежит основной признак - назначение продукции по содержанию.
Таким образом, проанализированы различные классификации печатной продукции: учебные, согласно ОКП и ЕТТ ЕАЭС, на их основе составлена общая классификация (таблица 1.3).
Таблица 1.3
Общая классификация книгопечатной продукции
Признак классификации |
Классификационная группа |
|
Книга, журнал, календарь, марка, открытка, карта, глобус, листовки |
По назначению |
Художественная литература, научная, техническая, профессиональная |
По читательскому адресу |
Для детей и подростков для, для взрослых, |
По содержанию информации |
Текстовые, изобразительные, картографические, нотные |
По составу |
Моноиздания, сборники |
По периодичности |
Периодическое, не периодическое, сериальное, продолжающееся |
В рассмотренных нами классификациях использованы такие признаки как: назначение, форма подачи информации, содержание, периодичность издания.
1.2 Характеристика ассортимента книгопечатной продукции
Ассортимент современной книгопечатной продукции очень широк: это листовки и буклеты, книги, журналы и газеты, плакаты и постеры, брошюры и каталоги, планинги и ежедневники, открытки и приглашения, упаковка, этикетки, наклейки, стикеры и даже бюллетени для выборов в государственные органы власти и др.
Далее дадим определения основным из них.
Газета - периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию, статьи, а также литературные произведения, иллюстрации, фотографии и рекламу. Формат газеты - не менее А3 (в сложенном виде), имеет от 4 до 16 полос. Внутренние полосы или вложены друг в друга, или скрепляются в корешке на 1-2 скрепках. Как правило, газеты печатаются на газетной бумаге (45-48г/кв.м.) в 1-2 краски [4]. Крупные компании иногда выпускают корпоративные газеты, торговые сети все чаще используют газету как эффективный рекламный носитель.
Корпоративная газета является наиболее демократичным, простым и дешевым видом корпоративного средства массовой информации. Выпуск корпоративной газеты не требует больших финансовых затрат.
Корпоративная газета позволяет донести до сотрудников новости компании, улучшить связь между отделами и подразделениями, получить отклик от сотрудников. Корпоративная газета может состоять из трех или 16 полос, быть цветной или черно-белой, отпечатанной на глянцевой или матовой бумаге. Для лучшего донесения информации корпоративные газеты используют броские заголовки, оригинальные фотографии и понятный дизайн.
Книга – непериодическое издание в виде сброшюрованных бумажных листов или тетрадей с отпечатанной на них текстовой, графической, иллюстрационной информацией, объемом более 48 страниц, в твердом переплете. Книги выпускаются следующих форматов: 60х90/32 (А6); 60х90/16 (А5); 60х90/8 (А4); 70х100/32 (А6+); 70х100/16 (А5+); 70х100/8 (А4+); 84х108/32; 84Х108/16 [4].
Основными частями книги являются книжный блок и обложка. Книжный блок составляют одна или несколько (до пятидесяти и более) книжных тетрадей или отдельных листов, подобранных и скрепленных в определенном порядке с помощью клея, нитей или проволоки.
Обложка обычно состоит из четырех или шести элементов: картонных сторонок, отстава и покровного материала, скрепленных клеем. Покровный материал чаще всего состоит из трех элементов - корешка и двух покровных сторонок, иногда - из одного. Покровный материал соединяется с блоком с помощью корешкового или окантовочного материала и форзаца.
Журналы - издания с определенной периодичностью, выполненные на хорошей бумаге. Производство журналов в России растет. Все больше появляется разных журналов, ориентированных на определенную целевую аудиторию: садоводов, домохозяек, любителей готовить, людей, интересующихся техникой. Тематика журналов, выпускаемых в наше время, невероятно многообразна - это и журналы для молодых мам, детские журналы, журналы о природе, моде, автомобилях, здоровье, туризме и т.д. Крупные предприятия иногда заказывают печать корпоративных журналов, в которых освещают основные события жизни своего предприятия.
Иногда к журнальной продукции относят и каталоги. Однако, это разные виды продукции, как по содержанию, так и по периодичности выпуска. Журнал, в отличие от каталога, является периодическим изданием. Каталог же может выпускаться с разной периодичностью - например, при смене ассортимента продукции.
Календарь - печатное издание, обязательно имеющее в своем составе календарную сетку. Календари бывают: карманные, квартальные, перекидные календари на ригеле, календари «домик» и «домик перекидной».
Буклет - непериодическое листовое издание, многокрасочное, отпечатанное на одном листе, сфальцованном любым способом в два и более сгиба (гармошкой, дельтаобразно, с поперечным фальцем). Буклеты являются более компактным и действенным средством рекламы, чем листовка того же формата, и позволяет более наглядно и более полно разместить информацию.