Файл: Современные методы, применяемые в экспертном исследовании.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К общим (или общенаучным) методам относят систему приемов, правил, а также рекомендаций по исследованию тех или иных объектов, процессов, предметов, полученных фактов [3, стр. 14]. Это универсальные методы изучения объектов (речь здесь идет о втором уровне классификации методов), поскольку применяются они для решения самых разных задач, стоящих перед СЭ. Они используются на главных (основных) стадиях экспертного исследования, при этом в экспертизах всех видов. Это такие методы, как наблюдение, измерение, описание, эксперимент, метод моделирования.
Наблюдение подразумевает непосредственное восприятие того или иного объекта, процесса и т.п., которое осуществляется целенаправленно и преднамеренно с целью его исследования [4, стр. 79]. Результаты его фиксируются на основе определенной системы, а данные, получаемые в его результате, должны контролироваться с точки зрения их обоснованности и устойчивости. Контроль можно осуществлять способом повторного наблюдения, способом применения других методов исследования (в частности, эксперимента). Наблюдение проводится нередко как в естественных условиях, так и в специальных лабораторных.
Измерение есть совокупность определенных действий, обычно выполняемых исследователем при помощи специальных средств для нахождения нужного числового значения той или иной величины в определенных единицах измерения. При измерении способом сравнения изучаемой величины с величиной, что ей однородна, устанавливают то, в каком количественном соотношении находятся известная и неизвестная величины. Различаются измерения прямые и косвенные. При прямом готовый результат узнают путем использования измерительных средств и приборов, при косвенном – способом выяснения соотношения между искомой и величиной, что непосредственно измеряется на основе конкретного уравнения. Объектами измерения выступают разные характеристики предметов, процессов и т.п. – в частности, размеры, их масса, объем, температура, скорость движения, временные интервалы и т.п. Все эти параметры вычисляются в процессе проводимого измерения [2, стр. 126].
Описание есть фиксация обобщенных полученных данных в результате наблюдения, с помощью специальных записей, указание на важные признаки объекта исследования. Такое описание является упорядоченным, так как применяется принятая терминология обозначения полученных в результате наблюдения данных и система специальных указаний в описании признаков и свойств объекта. Описание бывает
непосредственным (результаты отображаются самим экспертом) и опосредованным (результаты получены другими лицами, которые участвуют в исследовании, либо применяются технические средства, в частности, оптические и т.п.).
Эксперимент есть опытное действие, которое осуществляется специально для искусственного многократного изменения условий осуществляемого наблюдения того или иного объекта или определенного явления для выявления их природы, сущности их свойств, характеристик и иных особенностей. Эксперт изучает процессы и предметы в условиях, что максимально близки к тем условиям, которые имели место во время интересующего суд события, с учетом всех допустимых вариантов.
Эксперимент может быть признан наблюдаемым и эффективным, если соблюдено единство 3-х моментов: во-первых, технического и теоретического базиса, а также их подготовки и проведения; во-вторых, упорядоченности и систематизированности опытов, что в данном случае проводятся; в-третьих, это касается получения выводов, что подтверждают или опровергают гипотезу эксперта, которая была дана до проведения эксперимента. Метод применяется очень широко в СЭ, когда надо получить экспериментальные образцы или выявить действующие механизмы взаимодействия объектов, прояснить следообразование, отдельные параметры данного механизма.
Моделирование, как известно, есть опосредованное исследование имеющихся закономерностей исследуемого объекта главным образом в случаях, когда объект недоступен для изучения непосредственного. Его суть состоит в замене оригинального объекта моделью, т.е. ad hoc (или на случай) сделанным аналогом. Моделью в таких случаях является такая материальная либо же мыслимая идеальная система, отображающая объект, что моделируется; она воспроизводит важнейшие признаки, свойства оригинального объекта [2, стр. 54-55.]. Моделью выступает устройство, которое воспроизводит, имитирует строение или действие того или иного устройства, а также тот или иной образ (мысленный либо же условный) какого-нибудь объекта, процесса, явления. Данный метод используют тогда, когда изучение непосредственно объекта, процесса и т.п. является невозможным либо же просто нецелесообразным. Цель его применения есть получение нужной информации способом перенесения на изучаемый объект результатов исследования его модели. В зависимости от способа реализации различаются: а) мысленное, б) физическое, в) математическое, г) смешанное моделирование [2, стр. 54-55].
Физическое моделирование в экспертных исследованиях применяется, во-первых, с помощью создания материальных моделей, а также использования аналогичных предметов, во-вторых, способом использования определенных физических явлений, что подобным тем, которые сейчас исследуются. Физическое моделирование всегда наглядно.
Математическое моделирование включает построение и специальное исследование математических моделей процессов и объектов, что подлежат изучению.
Смешанное моделирование включает элементы и математического моделирования, и физического.
Иногда же моделирование выступает как реконструкция, т.е. восстановление первоначального вида по его описаниям или оставшимся элементам. Реконструкция бывает и материальной (в случае, к примеру, восстановления внешнего облика того или иного физического лица по его черепу либо его фрагменту), и мысленной.
Уже довольно продолжительное время применяют кибернетические методы, которые образуют относительно новую группу методов общенаучных [2, стр. 56.]. Информационные технологии сегодня позволяют осуществлять поиск и машинную обработку имеющейся информации и моделирование с помощью современных компьютерных программ. Кибернетические методы отличаются от методов математических, ибо реализация вычислений и математическое моделирование – лишь часть задач, решаемых с их (кибернетических методов) помощью.
Перейдем от общенаучных к частнонаучным методам исследования (это третий уровень), применяемым в СЭ. Это прежде всего инструментальные, затем аналитические и другие технические методы, носящие вспомогательный характер; они применяются в одной, а иногда в нескольких науках. Цель их применения – исследование морфологических, а также субстанциональных свойств исследуемых экспертом объектов. А.И. Винберг и А.Р. Шляхов делят их на 12 классов: а) измерительные методы; б) микроскопические методы; в) фотографические методы; г) физико-технические методы; д) спектральные методы; е) рентгенографические методы; ж) хроматографические методы; з) электрохимические (физико-химические) методы; и) аналитико-химические методы; к) радиационные методы; л) математические методы; м) электронно-вычислительные методы [4, стр. 79].
Для каждого из них характерен свой принцип и набор технических средств. Внутри каждого из них методы подразделены на роды, виды и даже подвиды на основании их целевого назначения, способа регистрации исследуемых свойств объектов и проч. В частности, класс фотографических методов подразделен на: а) запечатлевающую, б) измерительную, в) исследовательскую фотографии, г) методы, ей родственные. Запечатлевающая же фотография включает такие виды, как: а) фоторегистрация на разнообразных материалах, б) фоторепродукция, в) панорамная фотосъемка, г) стереоскопическая фотосъемка, д) макрофотография. Измерительная фотография подразделена на фотограмметрическую фотографию и стереофотограмметрическую. Исследовательская подразделена на: а) цветоделение, б)
усиление контраста, в) фотографирование люминесценции в УФ- и ИК-лучах, г) микрофотосъемку, д) фотометрирование. Родственные фотографии методы: а) электрофотография, б) термография, в) диффузно-копировальные способы.
На четвертом уровне говорят о специальных (или монообъектных) методах (Т.В. Аверьянова), или частноэкспертных методах (Е.Р. Россинская), которые разрабатываются или приспосабливаются для изучения конкретного, единичного объекта экспертизы или применяются лишь в экспертизах одного конкретного рода. Они создаются на основе актуализирующего приспособления действующих в иных областях знания методов, либо же создаются экспертами специально на основании их практики исследования конкретных подвергаемых экспертизе объектов. Такие разработанные экспертами специальные методы успешно используются практически в каждом роде и виде СЭ: в основном в таких, как судебно-баллистическая экспертиза, судебно-трасологическая экспертиза, судебно-портретная экспертиза, судебно-почерковедческая экспертиза, судебно-техническая экспертиза документов.
Методы данного уровня именуются Е.Р. Россинская (1993) классифицирует таким образом: а) методы анализа имеющихся изображений; б) методы морфологического анализа объектов; в) методы анализа имеющегося состава вещественных доказательств; г) методы анализа актуальной структуры вещественных доказательств; д) методы анализа физических, химических и иных свойств объекта [4, стр. 77]. Вероятно, сюда же следует отнести активно применяемые сегодня методы лингвистической экспертизы [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методика СЭ есть система методов (т.е. приемов и технических средств), используемых в процессе изучения объектов СЭ для того, чтобы установить факты, имеющие отношение к предмету того или иного рода СЭ. Методика СЭ предполагает использование определенных методов в регламентированной последовательности, согласно с конкретными задачами, стоящими перед экспертом, а также – с определенным этапом экспертизы и условиями ее проведения.
Основной целью любой МетСЭ является решение конкретной экспертной задачи, поэтому методики для разных видов экспертизы разнообразны и определяются сущностью изучаемых объектов.
МСЭ базируются, во-первых, на хорошо известных общенаучных методах; во-вторых, характере свойствах объекта осуществляемой экспертизы; в-третьих, на опыте решения прикладных задач.
Для практического применения экспертного метода имеет важное значение его научная обоснованность. Важным также является требование допустимости к применению метода в уголовном судопроизводстве. Применяемые МСЭ должны соответствовать требованиям закона и этическим нормам. В процессе их применения не должны быть ущемлены права граждан, унижено их достоинство, исключаются угрозы и насилие, соблюдаются действующие нормы процессуального права. МСЭ должны быть осуществлены таким образом, чтобы их объект был сохранен в таком состоянии, в каком он был представлен на экспертизу. Его разрушение, уничтожение возможно лишь в крайних случаях на основе особой санкции. Структура экспертного метода предполагает наличие трех элементов – обосновывающего, операционного и технического.
Любое решение имеющихся задач СЭ предполагает использование общенаучных и специальных методов и средств. В некоторых случаях возможно применение индивидуальной методики, предназначенной для проведения конкретной экспертизы того или иного объекта.
В зависимости от стадий экспертного исследования говорят о методах, применяемых на подготовительном, аналитическом, экспериментальном, сравнительном, синтезирующем этапах. В большей мере уместнее говорить о классификации не методов, а методик, т.к. они носят комплексный характер.
С точки зрения общности и субординации методов, выделяют четыре уровня. Для первого уровня необходимо сказать о всеобщем диалектическом методе. Методы могут быть охарактеризованы как дедуктивные и индуктивные, синтетические и аналитические и т.д.
Методы, применяемые в экспертизе, безусловно, связаны с тем, какой вид экспертизы в данном случае используется. Так, при экспертной портретной идентификации используются, например, методы усиления фотографического изображения и его восстановления, методы разметки фотоизображений элементов лицевой части и др., вместе с собственно методами портретной идентификации. Это измерительный, аналитический, вероятностно-статистический, проективно-геометрический, вероятностно-статистический, метод детализации, эмпирический, метод особенностей и другие методы. Применяется, как правило, совокупность методов, как описательных, так и измерительных, вероятностно-статистических и иных.
Индукция и дедукция являются взаимно тесно связанными между собой способами познания, первый из них является способом познания от частного к более общему, второй же предполагает обратный путь рассуждений – от общего к частному. Аналитический метод предполагает разложение целого на составляющие его части, или разложение системы на ее элементы. Синтетический метод, напротив, предполагает интеграцию отдельных системообразующих элементов.