Файл: Семейнобрачные отношения казахского народа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЭССЕ
СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАЗАХСКОГО НАРОДА


Грядунов Кирилл ИСТ 22


Традиции занимают важную часть в жизни каждого народа.С уверенностью можно сказать что они являются одним из важнейших факторов поддержания существования независимого и самобытного этноса,сохранения народного самоосознания.Чем больше народ знает свои традиции,тем сильнее его желание к независимости.

Конкретно в Казахстане можно наблюдать интересные сплетения культуры и традиций других народов в одно целое с традиционной казахской культурой.
Царский период казахская культура смогла хорошо перенести,но ударом для нее,как и для многих других народов, был приход большевиков.В прочем и после них она смогла сохраниться вплоть и до наших дней.Семейно-брачные отношения неотъемлемая часть культуры народа.В наши дни можно увидеть такое переплетение двух разных традиций,например на свадьбе может сочетаться древний обряд беташар и какое нибудь современное светское свадебное мероприятие.
Казахские свадебные обычии многочисленны и интересны,теперь конкретнее о них.
Из многочисленных описаний казахской свадьбы конца ХIХ-начала XX в. остановимся на информации М. Н. Бекимова. По достижении молодыми людьми брачного возраста, засва­танные еще в младенческие годы, отец жениха посылал людей к отцу девушки, что бы узнать, согласен ли тот на приезд молодого человека и какую часть калыма он желает получить. По­лучив согласие, он устраивал той и отправлял сына в аул невесты в сопровождении двух-трёх человек. К аулу невесты жених приезжал в су­мерках, останавливаясь в полуверсте от него. Сопровождающие же лица ехали в аул. К нему на встречу выходили девушки и молодые жен­щины, приглашая в аул, где ему отводили спе­циально поставленную юрту. В окружении де­вушек, молодых женщин, джигитов он весело проводил время. Через день в ауле невесты устраивали той. Каждый аульный аксакал полу­чал от жениха халат (аксакал шапан). Устраива­ли скачки, соревнования в стрельбе. Призы вы­давались за счет жениха.
Невеста в накинутом на голову платке сиде­ли в юрте, окруженная женщинами. Закончив скачки, молодые, парни подъезжали к юрте. В это время певец, считающий свой род старшим, пел песню той бастар
, хваля невесту и давая ей совет, как стать примерной женой. Потом начи­нался тартыс (перетягивание): вокруг невесты кольцом садились джигиты и не отдавали её старавшимся отнять женщинам. Невеста видя, что женщины её отдают, плакала, обнявшись со своей подругой. Их сажали на арбу и везли в другой аул, где ночью происходила другая игра — болысуй (дом волостного). Туда же, посадив к себе на лошадь по девушке, скакали джигиты, чтобы принять участие в этой игре, включав­шей соревнования в пении, игре на домбрах, игре в кости (алчи).
Поутру невесту везли снова в родной аул, так как ночью ей предстояло свидание с жени­хом. В эту ночь жених впервые входил в юрту будущего тестя, где за специальным пологом для молодых людей была приготовлена по­стель; здесь его ждала невеста, угощавшая при­шедшего чаем. Перед свиданием жених обязан был отдать установленные обычаем выкупы (каде) деньгами, вещами или скотом (за показ невесты, за позволение держать руку, за раз­решение погладить голову, за трогание одеяла, за распускание полога и т. д.), после чего его оставляли с невестой. Утром, когда народ еще спал, жених выходил из дома тестя. Он жил в ауле невесты несколько дней, и каждую ночь виделся с ней. После орын бару жениху можно было приезжать к невесте по ночам, но за каж­дое свидание он обязан был давать подарки женщинам из аула невесты.

Как мы видим брачные традиции имеют глубокий смысл и большую историческую подоплеку.В заключение можно сказать что большинство семейно-брачных традиций,обрядов смогли сохранится до наших дней,что не может не радовать.Сейчас их можно встретить как и обособлено так и в слиянии с традициями и обрядами других культур.В наше время казахские традиции семейно-брачных отношений используется почти в каждой семье,где то формально но все же используются.Соблюдение таких традиций очень важно,пусть и наши потомки о них помнят