ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЭССЕ
СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАЗАХСКОГО НАРОДА
Грядунов Кирилл ИСТ 22
Традиции занимают важную часть в жизни каждого народа.С уверенностью можно сказать что они являются одним из важнейших факторов поддержания существования независимого и самобытного этноса,сохранения народного самоосознания.Чем больше народ знает свои традиции,тем сильнее его желание к независимости.
Конкретно в Казахстане можно наблюдать интересные сплетения культуры и традиций других народов в одно целое с традиционной казахской культурой.
Царский период казахская культура смогла хорошо перенести,но ударом для нее,как и для многих других народов, был приход большевиков.В прочем и после них она смогла сохраниться вплоть и до наших дней.Семейно-брачные отношения неотъемлемая часть культуры народа.В наши дни можно увидеть такое переплетение двух разных традиций,например на свадьбе может сочетаться древний обряд беташар и какое нибудь современное светское свадебное мероприятие.
Казахские свадебные обычии многочисленны и интересны,теперь конкретнее о них.
Из многочисленных описаний казахской свадьбы конца ХIХ-начала XX в. остановимся на информации М. Н. Бекимова. По достижении молодыми людьми брачного возраста, засватанные еще в младенческие годы, отец жениха посылал людей к отцу девушки, что бы узнать, согласен ли тот на приезд молодого человека и какую часть калыма он желает получить. Получив согласие, он устраивал той и отправлял сына в аул невесты в сопровождении двух-трёх человек. К аулу невесты жених приезжал в сумерках, останавливаясь в полуверсте от него. Сопровождающие же лица ехали в аул. К нему на встречу выходили девушки и молодые женщины, приглашая в аул, где ему отводили специально поставленную юрту. В окружении девушек, молодых женщин, джигитов он весело проводил время. Через день в ауле невесты устраивали той. Каждый аульный аксакал получал от жениха халат (аксакал шапан). Устраивали скачки, соревнования в стрельбе. Призы выдавались за счет жениха.
Невеста в накинутом на голову платке сидели в юрте, окруженная женщинами. Закончив скачки, молодые, парни подъезжали к юрте. В это время певец, считающий свой род старшим, пел песню той бастар
, хваля невесту и давая ей совет, как стать примерной женой. Потом начинался тартыс (перетягивание): вокруг невесты кольцом садились джигиты и не отдавали её старавшимся отнять женщинам. Невеста видя, что женщины её отдают, плакала, обнявшись со своей подругой. Их сажали на арбу и везли в другой аул, где ночью происходила другая игра — болысуй (дом волостного). Туда же, посадив к себе на лошадь по девушке, скакали джигиты, чтобы принять участие в этой игре, включавшей соревнования в пении, игре на домбрах, игре в кости (алчи).
Поутру невесту везли снова в родной аул, так как ночью ей предстояло свидание с женихом. В эту ночь жених впервые входил в юрту будущего тестя, где за специальным пологом для молодых людей была приготовлена постель; здесь его ждала невеста, угощавшая пришедшего чаем. Перед свиданием жених обязан был отдать установленные обычаем выкупы (каде) деньгами, вещами или скотом (за показ невесты, за позволение держать руку, за разрешение погладить голову, за трогание одеяла, за распускание полога и т. д.), после чего его оставляли с невестой. Утром, когда народ еще спал, жених выходил из дома тестя. Он жил в ауле невесты несколько дней, и каждую ночь виделся с ней. После орын бару жениху можно было приезжать к невесте по ночам, но за каждое свидание он обязан был давать подарки женщинам из аула невесты.
Как мы видим брачные традиции имеют глубокий смысл и большую историческую подоплеку.В заключение можно сказать что большинство семейно-брачных традиций,обрядов смогли сохранится до наших дней,что не может не радовать.Сейчас их можно встретить как и обособлено так и в слиянии с традициями и обрядами других культур.В наше время казахские традиции семейно-брачных отношений используется почти в каждой семье,где то формально но все же используются.Соблюдение таких традиций очень важно,пусть и наши потомки о них помнят