Файл: Методическая разработка по дисциплине Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Владимирской области
«Владимирский авиамеханический колледж»

Методическая разработка

по дисциплине «Литература»

«Изучение романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

для специальностей колледжа

2011 г

Рассмотрена предметной комиссией «Русского языка и литературы»

Протокол №

« » 2011 года.

Председатель _________________/Хохлова Е.Л./

Автор: Кроткая М.А. - преподаватель Владимирского авиамеханического колледжа

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4

1 урок: История создания, сюжет и проблематика романа.

Действующие лица 6

  1. урок: Особенности композиции. Наполеон и Кутузов 11

  2. урок: Великосветское общество 17

  3. урок: Изображение войн в романе 20

  4. урок: Идейные искания Андрея Болконского 22

  5. урок: Идейные искания Пьера Безухова 26

  6. урок: Наташа Ростова 29

Контрольная работа - тест

Вариант 1 .. 32

Вариант 2 34

Список использованной литературы 36

3

Пояснительная записка

Одним из сложнейших для изучения в программе по литературе является роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: большой объем текста, более 400 действующих лиц, незнакомый студентам мир светского общества, сложные философские вопросы, историзм романа при субъективности изображения исторических личностей и т.п. Если добавить к этому отсутствие интереса подростков к чтению и анализу любого литературного произведения, снижение интеллекта и работоспособности студентов, то задача изучения произведения такого уровня становится чрезвычайно трудной. Да еще ограничение времени на изучение романа (12-14 часов) в рамках всего курса литературы.

Из вышеизложенного следует, что последовательное изучение романа от главы к главе оказывается малоэффективным. В данном методическом пособии я предлагаю новый способ изучения данного произведения: через опорные моменты двух типов.

  1. тип: основные авторские идеи романа, однозначные, субъективные, которые не могут быть истолкованы читателями по-своему (не по-толстовски), но которые дают возможность пользоваться ими как эталоном при изучении характеров героев романа (своеобразные подсказки читателю).

  2. тип: сюжетные эпизоды романа, которые извлекаются из контекста романа и соединяются для изучения определенной темы. (Студентам даются опережающее домашнее задание по чтению таких опорных моментов перед каждой отдельной темой и вопросы, над которыми нужно подумать при чтении данных эпизодов. В более слабых группах данные эпизоды пересказываются заранее подготовленными студентами или преподавателем или зачитываются непосредственно на уроке при изучении темы).


Таким образом, все изучение романа включает в себя один лекционный урок, на котором изучаются опорные моменты 1 типа (без прямого обращения к сюжету романа) и 6 комбинированных уроков-тем (непосредственное изучение сюжета, характеров героев и т.п.) - всего 14 часов.

  1. урок: История создания, сюжет и проблематика романа. Действующие лица.

  2. урок: Особенности композиции. Наполеон и Кутузов.

  3. урок: Великосветское общество.

  4. урок: Изображение войн в романе.

  5. урок: Идейные искания Андрея Болконского.

  6. урок: Идейные искания Пьера Безухова.

  7. урок: Наташа Ростова (1 час). Контрольная работа-тест (1 час).

4

Данная методика опробована как в бюджетных группах, где уровень знаний изначально выше, так и в коммерческих, где обычно наблюдается слабый интерес студентов к учебе в целом и чтению художественной литературы в частности. При таком подходе к изучению романа на итоговой контрольной работе практически не бывает неудовлетворительных оценок.

5

Урок №1. История создания романа. Сюжет. Проблематика. Действующие лица.

Цели: Дать студентам представление об основных исторических событиях романа, об изменении авторского замысла в процессе работы, об основных проблемах, поставленных Л.Н.Толстым, и выводах по ним. Познакомить студентов с опорными моментами 1 типа. Назвать имена основных действующих лиц, дать им краткую характеристику.

Комментарий:

1. История создания романа

Нужно заострить внимание ребят на изначально выбранной Толстым теме: возвращение декабристов с каторги. Показать исторические предпосылки возникновения данного явления (Смена царя, амнистия и т.п.). Объяснить, почему изображение возвращающихся декабристов невозможно без разговора о восстании декабристов, о войне 1812 года, о войнах 1807 и 1805 гг. (Если группа сильная, то рассказ о декабристском движении можно заранее поручить подготовить одному из студентов).

Прежде чем говорить о вернувшихся декабристах, нужно попытаться понять, почему вполне благополучные дворяне вышли на Сенатскую площадь, а чтобы понять это, необходимо исследовать юность декабристов (истоки их характеров), которая приходиться на эпоху войны 1812 года. Но, дойдя до Отечественной войны, Л.Н.Толстой опять меняет замысел : «Между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими

характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для меня, и молодые, и старые люди, и мужчины, и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад.. .Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартистской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Ежели причина нашего торжества была неслучайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807,1825 и 1856гг.»

2. Сюжет

Таким образом, говоря о декабризме, Толстой вынужден был охватить эпоху в 50 лет. Но вряд ли рамки какого-либо романа смогли бы все это вместить. И Толстой сократил временные рамки повествования, оставив следующие сюжетные картины:

6

  1. Россия 1-го десятилетия 19 века. Жизнь великосветского общества перед войной 1805 г.

  2. Война 1805 года. Аустерлицкое и Шенграбенское сражения.

  3. Война 1807 года (События, описанные в письме Билибина).

  4. Война 1812 года. Бородинское сражение. Совет по оставлению Москвы, отступление русских. Французская армия в Москве, бегство французов. Партизанская война.

  5. Россия 1824 года. Создание первых декабристских обществ.

З.Проблематика

Роман Толстого, в отличие от большинства произведений русских писателей 19 века, категоричен и однозначен. Толстой не приглашает читателей к дискуссии, не предлагает различных трактовок характеров героев, событий, ситуаций. Своим романом он просто утверждает несколько не подлежащих сомнению и обсуждению истин, которые, впрочем, доказывает повествованием.

Поднятые Толстым вопросы:

а) В чем истинная красота (величие) человека.

б) Может ли выдающаяся личность изменить ход истории.

в) Что такое война и мир.

г) Как распознать истинных и псевдопатриотов во время войны.

д) Каков способ преодоления современных Толстому противоречий
жизни.

Предложенные Толстым истины

(опорные моменты 1-го типа):

1. Красота (величие) человека оценивается не по его внешности, поступкам или восприятию окружающими, а по его самооценке.
Толстой дает в романе две подсказки для оценки любого героя: а) словесную:

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

( под простотой Толстой понимает отсутствие завышенной самооценки, желания быть выше, значимее других; под добром - способность сострадать, сопереживать, заботиться не о себе, а об окружающих, отсутствие эгоизма; под правдой - искренность, естественность поведения человека, отсутствие позерства, лицемерия, правдивость);

7

б) математическую:

Действительная таланты человека

ценность =

человека его самооценка

( Действительная ценность человека прямо пропорциональна его достоинствам (талантам) и обратно пропорциональна самооценке).

Отсюда следует: чем выше у человека самооценка, тем ниже его ценность, т.е. меньше положительных качеств, дальше он от идеала.

Эти формулы - ключ к пониманию каждого героя романа и отношения к нему автора.

2. Личность, какой бы выдающейся она ни была, не играет роли в истории. (Какими бы талантами ни обладал человек, он не может изменить ход исторических событий) Движущая сила истории – народ.

3 .Война - разрушение жизни, мир - основа счастья человека.

а) Война не может быть способом решения мировых проблем. Еще в Севастопольских рассказах Толстой пытался показать человечеству ужас, который несет с собой любая война. В «Войне и мире» Толстой продолжает эту тему и подводит читателя к мысли о противоестественности войны: « Началась война, т.е. совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие ».

б) Война-это не только военные действия. Разлад человека с обществом и с самим собой - это тоже война, разрушительные амбиции гражданских лиц - тоже война, отсутствие в жизни человека добра из форму­лы величия - тоже война. А мир - это отсутствие войны во всех вышеперечис­ленных ее проявлениях. Человек без мира в себе и вокруг себя никогда не обретет настоящего счастья.

4. Патриотизм может быть истинным и ложным. Во время отечественной войны провести границу между этими понятиями несложно: патриот тот, кто защищает Родину любой ценой, борется за ее свободу. Но во время захватнических войн определить истинных патриотов крайне трудно. Война идет на чужой территории, никакой Родной земли под ногами нет, и защищать, получается, нечего. Размышляя над данной проблемой, Толстой приходит к выводу, что патриотизм зависит не столько от вида войны (отечественной или захватнической), сколько от цели каждого воюющего. Можно сколько угодно выставлять напоказ свой патриотизм, кричать о любви к Родине и при этом не быть истинным патриотом.


8

Если человек воюет ради славы, чинов и наград, то он псевдопатриот. Истинные патриоты сражаются с мыслью: если не я, то кто же; если я спрячусь за чужую спину или по-другому уклонюсь от битвы, то я поставлю под удар своего товарища, сделаю его положение более уязвимым и опасным для его жизни. Наличие у солдата добра из формулы величия - это показатель истинного патриотизма человека.

5. Способ преодоления современных Толстому противоречий жизни -духовное единение людей, обладающих «простотой, добром и правдой».

Зло так сильно на земле, потому что злые люди едины в своих стремлениях, объединены одной целью. Чтобы победить зло, люди добра тоже должны быть едины в праведной цели. Будет духовное единение праведных людей - будет торжество добра.

3. Действующие лица:

1. Семья Болконских (Имение Лысые Горы):

а) Николай Андреевич - князь, отец Андрея («Невысокий старик с
маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями», «Он говорил, что
есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что
есть только две добродетели: деятельность и ум... Жил безвыездно в своих
Лысых Горах, постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то
выкладками из высшей математики, то работой в саду... Сам занимался
воспитанием своей дочери.., давал ей уроки алгебры и геометрии и
распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях»). (Т.1, с.81)*

б) Андрей - его сын («Небольшого роста, весьма красивый с
определенными и сухими чертами...Все в его фигуре, начиная от усталого,
скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую
противоположность с его маленькою оживленною женою») (Т.1, с. 13)

в) Лиза - жена Андрея («Ее хорошенькая, с чуть черневшими усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенностью, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение».) (т.1, с.8)

г) Марья - сестра Андрея. («Все сложные законы человечества сосредоточива­лись для нее в одном простом и ясном законе - в законе любви и самопожертвования». «Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна»).