Файл: Методическая разработка по дисциплине Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
искореженное снарядами поле. По его фразам можно понять, что он чувствует себя победителем, что он из-за этого великодушен, что он гордится своим гением и последствиями своих действий. Андрей Болконский понимает, что Наполеон бездушен, тщеславен, эгоистичен, и разочаровывается в нем: « Он (Андрей) знал, что это был Наполеон - его герой, но в ту минуту Наполеон казался ему... маленьким, ничтожным человеком...» ( с.271).

Война 1812 г.

2. Переправа через Неман (т.З, ч.1, гл. 2, с.6-9).

14

Отсутствие простоты и добра видят читатели и в сцене перехода французами русской границы (переправа через Неман).

Наполеон отдает приказ искать брод и переправляться на другой берег. Но отряд польских улан, дабы доказать свою преданность, готовность жертвовать жизнью во имя своего главнокомандующего, начинает переправляться без брода (прямо перед глазами Наполеона) и тонет. « Они (уланы) старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали... Для него (Наполеона) было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения. Он велел подать себе лошадь и поехал в свою стоянку.

... сорок улан потонуло в реке...»

Человек, обладающий по формуле величия добром и простотой, конечно, остановил бы напрасные жертвы, но не таков Наполеон. Он понимает, что действия улан продиктованы желанием выказать преданность великому Наполеону. И он с легкостью принимает такое доказательство своего величия. А когда разворачивающееся действо надоедает, Наполеон просто отворачивается от происходящего, причем тут же забывая о тонущих солдатах. Наполеон так высокого себя ценит, что вполне допускает жертвы во имя себя. И так эгоистичен, что смерть сорока человек не вызывает в нем никакого сожаления.

3. Наполеон перед Бородинским сражением (Т.З, ч.2, гл.26-27, с. 162-165).

Отсутствие простоты и правды у Наполеона становиться очевидным и в сцене преподнесения ему картины.

Французские послы привозят Наполеону портрет сына, на котором тот изображен играющим в бильбокед причем вместо биты - императорский скипетр, а вместо игрового шара - земной шар. Это явный намек на то, что сын Наполеона будет властителем всего мира (значит, Наполеон покорит мир).


Отсутствие правды проявляется в том, что Наполеон видит привезенную картину заранее, но разыгрывает в нужный момент неведенье, а затем изображает чувства любящего отца, грустящего о разлуке с сыном.

А завышенная самооценка (отсутствие простоты) проявляются в том, что Наполеон принимает намек картины на свое мировое господство как данность (Наполеон чувствует себя всемогущим и достойным этого). Ничто в таком намеке не смущает француза. Да и дальнейшие свои действия (отступил на шаг, слезы на глаза и т.п.) Наполеон совершает потому, что верит: все это останется в истории, все, что связано с ним, будет цениться потомками. «Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает, - есть история... Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его - и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека».

15

4. Наполеон во время Бородинского сражения. (Т.З, ч.2, гл.33, с 182)

Если Кутузов понимает, что в сражении мало что может зависеть от воли главнокомандующего и его полководческих талантов, то Наполеон уверен, что исход сражения зависит от его приказов. Но сюжет сражения развивается не по сценарию Наполеона: « Войска были те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция...,он сам был тот же, он знал, что он был даже гораздо опытнее и. искуснее теперь, чем был прежде, даже враг был тот же, как под Аустерлицем и Фридландом; но страшный размах руки падал волшебно - бессильно». (Т.З, с. 186) А тут еще этот насморк, который, по его словам, мешает Наполеону проявить во время сражения свой военный гений. ( Налицо завышенная самооценка, т.е. отсутствие простоты, и нежелание признать, что история вершится не по его воле).

Отсутствие добра и простоты Бонапарта проявляются и в момент необходимости ввода в сражение подкрепления в лице личной его гвардии (Наполеона убеждают, что тогда военных сил хватило бы, чтоб перевес сражения перешел на сторону французов). Но Наполеон думает не об исходе сражения и не о жизнях своих солдат, а о собственной безопасности: «За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию» (Т.З, с. 188) Наполеон не может подвергнуть свою жизнь такому риску: а вдруг

придется спасаться бегством, а прикрытия не будет.

Таким образом, Наполеон и Кутузов - не исторические деятели, а схемы героя и антигероя. Если поле романа представить кругом, то Наполеон и Кутузов - полюсы романа, а все герои в зависимости от наличия или отсутствия у них «простоты, добра и правды» оказываются на этом поле около темного полюса - Наполеона или светлого - Кутузова. А герои пути (правдоискатели) в зависимости от совершаемых поступков или культивируемых стремлений движутся или в сторону темного полюса, или в сторону светлого.

Поле романа





Платон Каратаев

Полюс Кутузова


Александр I

Полюс Наполеона

Кн.Василий

Элен

Анатоль




Андрей Болконский (Пьер Безухов)

/ Духовный путь героев может быть направлен или «к Кутузову», т.е. к постижению народной идеи развития истории, к самосовершенствованию через самоотречение, или «к Наполеону» через культивацию в себе индивидуализма и эгоизма. Путь любимых героев Толстого проложен через преодоление в себе «наполеоновских» черт./

16


Урок №З.Изображение великосветской знати в романе.

Цели: доказать псевдовеличие представителей великосветского общества, объяснить причины негативного отношения Толстого к вельможам.

Комментарий:

Вопросы для изучения темы (В сильных группах можно дать их как опережающее домашнее задание с указанием глав для чтения по теме, в слабых - непосредственно в начале урока, затем пересказ эпизодов с параллельным ответом на эти вопросы):

1. Как ведут себя на светском вечере А.П.Шерер, кн.Василий, Элен,

кн.Андрей, Лиза и др.?

2.Почему вечер у Шерер автор сравнивает с работой ткацкого станка?

3 .Чем вызывает Пьер недовольство Шерер на вечере?

4. Каковы жизненные цели Курагиных, какими методами добиваются они

своего?

5.Каковы взаимоотношения Александра I и народа, за что осуждает

императора Л.Н.Толстой?

6. Как ведут себя представители света во время войны 1812 года? Можно ли

назвать их патриотами, почему?

1) Салон А.П. Шерер (Т.1 ч.1 гл.2, 3, 4 (доп.5,6))

Здесь собирается знать Петербурга. Но ничего великого, доброго, созидательного нет в их среде : говорят только то, что можно говорить ( не что думаешь, а что положено говорить людям при дворе), стремятся к личному обогащению, причем добиваются этого любыми средствами, не утруждают себя государственными делами и нуждами народа и при этом имеют завышенную самооценку.

Толстой сравнивает жизнь салона А.П. Шерер с работой ткацкого станка, потому что представители великосветского общества постоянно совершают однообразные запрограммированные действия: делают то, что положено, говорят то, что от них ждут, играют одни и те же роли. Здесь нет места искренности и естественности. Открытость и естественность Пьера пугает всех - так нельзя вести себя в обществе - и Анна Павловна старается лишить Пьера слова, «прекратить» его искренность. В салоне А.П. Шерер нет места правде и добру.

2) Семья Курагиных

Кн.Василий - министр, живущий по принципу: делай только то, что выгодно лично тебе. Счастье он видит в высоком общественном положении и материальном благополучии, поэтому, пользуясь связями, устраивает старшего сына - секретарем посольства в Вене, дочь пытается выдать замуж за богатого
Пьера Безухова, а младшего сына пытается женить на богатой Марье Болконской.

17

а) Мозаиковый портфель ( Т.1,ч.1, гл.20-21)

В истории с мозаиковым портфелем (подлог фальшивого документа на наследство Кирилла Безухова) князь Василий демонстрирует полное отсутствие добра и простоты. Он, министр, государственный человек, для достижения своих целей не брезгует никакими средствами: обманом, кражей, оговором и т.п. Его не интересуют истина, справедливость, законность. Он движим жадностью, и ни о чем более, кроме как об обогащении, он не в состоянии думать.

б) Женитьба Пьера ( Т.1,ч.З, гл. 1-2)

После неудачи с получением денег старого Безухова Василь Курагин задумал получить богатство через молодого Безухова. И опять в ход пошли хитрость, коварство при уверенности в своей безнаказанности. (Пересказать историю объяснения Пьера и Элен, после которой последовало их благословление князем Василием.)

И здесь князь Василий не обладает ни простотой, ни добром, ни правдой: он лжет, играет роль заботящегося об Элен и Пьере человека; он не думает о негативном влиянии своих поступков на окружающих людей; он считает себя значительным лицом, большим человеком, который имеет право вершить чужие судьбы.

3) Обед в честь Багратиона ( Т.2,ч.1, гл.З, с. 15)

И здесь вельможи демонстрируют отсутствие добра и правды. С одной стороны, они собрались для чествования Багратиона за заслуги перед Россией, а с другой - демонстрируют полнейшее равнодушие к полководцу, да и к судьбе России. ( « Но еще он (сочинитель) не докончил стихов, как громогласный дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!» - Все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов...».)

4) Александр I

В толстовском изображении в облике Александра I проступают черты высокомерия, завышенной самооценки, равнодушия к судьбе России и народа, двуличия, позерства и противной жеманной чувствительности. В нем нет ни простоты, ни добра, ни правды. И это проявилось в эпизодах смотра войск перед Аустерлицем и поведения Александра I накануне Бородино.

а) Смотр войск ( Т. 1,ч.З, гл.8) (повторение эпизода, рассмотренного на 3 уроке)

Если Кутузов устраивает смотр, чтобы оценить готовность солдат к сражению, их моральное и материальное состояние, то Александр I устраивает смотр ради собственного тщеславия: хочет почувствовать себя главнокомандующим большой, сильной, красивой армии (это поднимает самооценку, осуществляет честолюбивые мечты). Поэтому он требует одеть