Файл: Налоговая декларация в налоговом учете (Понятие, сущность и способы предоставления налоговой декларации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления Письма от 30.09.2014 № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В Письме Минфина России от 14.08.2015 № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере – 1000 руб.[15]

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий, в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа. В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 разъяснено, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т.е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода[16].

Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов – налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В Письме ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов – налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ[17].


При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации. Статьей 119.1 НК РФ установлено, что несоблюдение установленного порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.[18]

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления.

Как разъяснено в Письме ФНС России от 11.04.2014 № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в Письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.2014 № 24-15/022540.

Таким образом, согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.


Глава 3. Тенденции развития налогового декларирования в условия реформирования законодательства

В современных условиях государство располагает разнообразными источниками финансовых ресурсов, однако налоги доминируют среди этих источников по своему значению и объему поступлений. Значимость налоговых отношений для общества и государства требует определенного регулятора, каковым является право.

Статья 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г., гласит: «Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем»[19].

В ст. 20 «Контроль за уплатой налогов» вышеуказанного международного документа говорится:

«1. Высший контрольный орган должен быть уполномочен проверять уплату налогов до максимально возможной степени и в ходе проверки просматривать личные досье об уплате налогов.

2. Контроль уплаты налогов в основном связан с проверкой ее законности и правильности. Однако, проверяя соблюдение закона о налогах, высший контрольный орган должен также изучать экономическую эффективность и организацию работы налоговых служб и исполнение плана поступления доходов и, если это необходимо, должен внести предложения по совершенствованию соответствующего законодательства»[20].

Назревшие важнейшие проблемы налогового администрирования применительно к России заключаются в следующем:

  • необходимость становления налогового контроля как самостоятельного института, определение границы между финансовым и налоговым контролем;
  • создание единой, цельной методологической базы проведения налогового контроля;
  • разграничение «зон ответственности» налоговых, финансовых и правоохранительных органов, налоговой полиции;
  • повышение уровня организационного, методического и материально-технического обеспечения субъектов налогового контроля;
  • снижение бюджетных ассигнований на содержание налоговой системы РФ и др.

Мировой опыт показывает, что эффективный налоговый контроль и создание благоприятных условий для взаимодействия участников налоговых отношений являются основными направлениями решения проблемы уклонения от налогообложения.

По мнению И.В. Топоровой, основные направления совершенствования налогового контроля в Российской Федерации должны включать: совершенствование правовой основы налогового администрирования, информационной базы, форм и методов работы налоговых органов с налогоплательщиками; улучшение взаимодействия налоговых органов и других государственных служб и т. д.[21]

Субинститут налоговой декларации выступает составным элементом налоговой системы большинства развитых стран, в том числе в России. В настоящее время можно говорить о существовании общемировых тенденций в развитии данного инструмента налогового контроля.

Исходя из понимания налоговой декларации, представленного в отечественном налоговом законодательстве (ст. 80 Налогового кодекса РФ), налоговую декларацию можно рассматривать в нескольких аспектах: а) как разновидность документа; б) как источник налоговозначимой информации; в) как существенный элемент правового механизма, позволяющий обеспечить исполнение одной из основных конституционных обязанностей – уплату налогов и осуществление налогового контроля.

Действующим законодательством РФ предусматриваются несколько способов представления декларации, что в целом соответствует международной практике: 1) представление налоговой декларации (лично, через представителя, путем направления в виде почтового отправления с описью вложения или передачи по телекоммуникационным каналам связи); 2) представление документов путем формирования с помощью системы электронного декларирования в режиме on-line (режиме реального времени).

Расширение разнообразия форм и способов подачи налоговых деклараций характерно не только для российской практики. Например, в ст. 26 Закона Китайской Народной Республики «Об управлении взиманием налогов» предусматривается возможность представления налоговой декларации по почте и иным способом. Представление декларации по телекоммуникационным каналам связи предусматривается также в законодательстве США и ряда западноевропейских государств[22].

В современных условиях для определенных категорий налогоплательщиков законодатель может устанавливать обязательность представления налоговой декларации определенным способом. Например, в России для крупнейших налогоплательщиков представление деклараций в электронном виде является обязательным[23]. Государства-члены Евросоюза также имеют право не только определять основания для применения телекоммуникационных каналов связи для представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (НДС) плательщиками этого налога, но и предусматривать случаи обязательного их представления таким способом.


Таким образом, общемировая тенденция – постепенный перевод налогоплательщиков на представление налоговой документации, в т. ч. налоговых деклараций, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Специалисты отмечают следующие преимущества данного способа подачи деклараций:

  • оперативность налогового администрирования, в т. ч. в части осуществления возврата переплаченных налогов и информирования налогоплательщиков о состоянии налоговых платежей;
  • возможность автоматического контроля правильности заполнения деклараций;
  • организация хранения в электронном виде больших объемов деклараций за различные периоды времени и организация удобного доступа к ним сотрудников налоговых и иных контролирующих органов;
  • обеспечение возможности автоматического сопоставления данных, представленных различными налогоплательщиками и иными лицами на предмет выявления недостоверных сведений;
  • сокращение затрат на процедуры декларирования субъектами предпринимательской деятельности;
  • сокращение затрат на подготовку аналитических отчетов, в т. ч. с целью выявления признаков недобросовестного поведения налогоплательщиков и плательщиков сборов[24].

Существуют и «слабые места» в использовании системы электронного декларирования. В их числе следует отметить следующие: проблему идентификации налогоплательщиков; опасность взлома компьютерных баз данных и архивов получателей деклараций и их возможное последующее распространение (в т. ч. в частично искаженном виде); возможности для подделки документов, традиционно подтверждающих сообщенные в декларации сведения, и документов, подтверждающих факт исполнения налоговой обязанности.

Кроме того, применительно к отдельным государствам существует и другая проблема, связанная с технической поддержкой новых технологий декларирования. Имеют место неоснащенность населенных пунктов современными телекоммуникационными средствами связи и недостаток знаний и опыта налогоплательщиков в сфере электронного декларирования.

В силу усложнившегося налогового законодательства во многих развитых странах налогоплательщики прибегают к услугам третьих лиц при заполнении налоговой декларации. Так, в США более 60 % налоговых деклараций подготавливаются на платной основе7 . Аналогичная практика имеет место в России и европейских странах. Вопросы, связанные с распределением ответственности за несвоевременное представление информации и (или) за ее недостоверность в этом случае решаются по-разному и в определенной части требуют отдельного международного регулирования.