Файл: Налоговая декларация в налоговом учете (Понятие, сущность и способы предоставления налоговой декларации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и способы предоставления налоговой декларации
1.1. Понятие и сущность налоговой декларации
1.2. Способы представления налоговых деклараций
Глава 2. Ошибки при подаче налоговых деклараций и ответственность за их непредставление
2.1. Возможные ошибки при подаче декларации в электронном виде
2.2. Ответственность за непредставление налоговой декларации
Глава 3. Тенденции развития налогового декларирования в условия реформирования законодательства
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Слово «декларация» происходит от латинского слова «declaratio» - заявление, объявление. В настоящее время в юридической науке под декларацией понимается заявление, порождающее определенные правовые последствия в публично-правовой сфере, прежде всего, для лица, его делающего, - декларанта, а также иных лиц. Во многих отраслях публичного права декларация – это документ, а декларирование – это правовая процедура, одно из прав и (или) одна из обязанностей субъекта.
Представление (как и непредставление) декларации уполномоченному лицу является юридическим фактом, поскольку приводит к изменению правового статуса декларанта. В случае, если декларирование рассматривается как обязанность, юридические последствия будет также иметь и факт неисполнения обязанности представления декларации.
Данные положения подтверждаются не только доктринальными толкованиями, но и нормами действующего российского законодательства.
Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика в письменной и электронной форме и переданное в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи с об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Цель курсовой работы – исследовать основные аспекты налоговой декларации в налоговом учете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие налоговой декларации и выявить ее сущность;
- изучить способы представления налоговых деклараций;
- исследовать возможные ошибки при подаче декларации в электронном виде;
- рассмотреть ответственность за непредставление налоговой декларации;
- выявить тенденции развития налогового декларирования в условия реформирования законодательства.
Объектом исследования курсовой работы является налоговый учет.
Предметом исследования курсовой работы является налоговая декларация.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды следующих ученых: Н.В. Арсеньевой, О.О. Буинцевой, О. О. Журавлевой, Э.С. Карпова, М.Н. Кобзарь, Ю.М. Лермонтова, И.В. Топоровой, Д.. Тютина, Н.В. Фирфаровой, А.Д. Шелкунова и других.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и библиографии.
В первой главе «Понятие, сущность и способы предоставления налоговой декларации» было определено понятие налоговой декларации, выявлена ее сущность, а также рассмотрены способы представления налоговых деклараций.
Во второй главе «Ошибки при подаче налоговых деклараций и ответственность за их непредставление» были исследованы возможные ошибки при подаче декларации в электронном виде, а также исследована ответственность за непредставление налоговой декларации.
В третьей главе «Тенденции развития налогового декларирования в условия реформирования законодательства» были исследованы тенденции развития налогового декларирования.
Глава 1. Понятие, сущность и способы предоставления налоговой декларации
1.1. Понятие и сущность налоговой декларации
Определение налоговой декларации закреплено в ст. 80 НК РФ: «письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога»[1].
Таким образом, налоговую декларацию можно рассматривать как разновидность документа, как источник налогово значимой информации, как существенный элемент правового механизма, позволяющий обеспечить исполнение одной из основных конституционных обязанностей – по уплате налогов и осуществить налоговый контроль.
Налоговое декларирование как процедура предоставления информации налогоплательщиком применяется в системе налогообложения достаточно давно. Процесс дифференциации в распределении налогового бремени привел к тому, что существовавшие системы налогообложения были достаточно сильно усложнены[2].
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае если налогоплательщик освобожден от обязанности по уплате определенных налогов в связи с применением специальных налоговых режимов, то и налоговые декларации (расчеты) по этим налогам в налоговый орган он не представляет.
Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию, форма и порядок заполнения которой утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России.
Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. Сроки представления деклараций по отдельным налогам устанавливаются соответствующими главами части второй НК РФ[3].
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом по установленной форме или формату, и обязан проставить по просьбе вышеназванных лиц на копии налоговой декларации (расчета) отметку о принятии и дату ее получения либо передать квитанцию о приеме в электронной форме.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
Если обнаруженные ошибки не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик не обязан, но вправе представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Также следует отметить, что налогоплательщик освобождается от ответственности в следующих случаях предоставления уточненной налоговой декларации[4]:
1) до истечения срока подачи налоговой декларации;
2) после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога при условии, что уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;
3) после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога при условии, что уточненная налоговая декларация представлена:
а) до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
б) после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
1.2. Способы представления налоговых деклараций
Существует два варианта представления налоговых деклараций:
- на бумажном носителе;
- в электронной форме[5].
Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.
Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).
Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.
Для сдачи отчетности необязательно лично приходить в ИФНС, можно направить ее по почте.
Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.
При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.
Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.
ТКС – это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.
Преимущества данного способа представления:
- нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат);
- не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях;
- сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности);
- оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде);
- гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки);
- защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами;
- возможность получения в электронном виде справки о состоянии расчетов с бюджетом, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы[6].
Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт: https://www.nalog.ru.
В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:
- если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
- если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек;
- если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 01.01.2014 данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость)[7].
Таким образом, налоговая декларация – это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога, подлежащего уплате, и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.