Файл: Учебник Под общей редакцией д т. н., профессора Е. А. Мешалкина Москва 2003 удк ббк г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1799

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
работы блока очистки и осушки (по времени или по количеству запол-

307

ненных баллонов) с целью предотвращения проскока вредных примесей.

Время работы фильтрующего устройства и количество наполненных баллонов фиксируется в журнале учета работы фильтра очистки воздуха.

Качество воздуха необходимо проверять:

перед началом эксплуатации компрессорных установок и фильтров очистки и осушки воздуха;

после ремонта компрессора;

после замены компонентов фильтра;

при жалобах на качество воздуха со стороны газодымозащитников.

Примечание. Запрещается допускать к эксплуатации компрессорные установки без лабораторного анализа воздуха.

Контроль качества воздуха на отсутствие вредных примесей должен проводиться местными санитарно-эпидемиологическими станциями, промышленно-санитарными лабораториями предприятий и др. с оформ­лением соответствующего заключения (сертификата).

Пробы воздуха, предназначенного для анализа, отбираются из шту­цера компрессора после фильтров.

При обнаружении в сжатом воздухе вредных примесей, содержа­ние которых превышает указанные значения, необходимо выяснить и устранить причину неисправности, после чего провести анализ воздуха.

При наполнении новых воздушных баллонов или при отсутствии в поступивших для наполнения баллонах остаточного давления воздуха, их промывают воздухом. Для этого каждый баллон наполняется воздухом до давления 4-5 МПа, затем воздух выпускается. После чего баллон считается пригодным для наполнения его до рабочего давления.

При получении транспортных баллонов с воздухом, качество воз­духа должно подтверждаться соответствующим документом предприятия, которое произвело наполнение баллонов.

Запрещается наполнение малолитражных баллонов дыхательных аппаратов и транспортных баллонов неочищенным техническим воздухом.

Наполнение баллонов дыхательных аппаратов может осуществля­ться непосредственно на пожарах с использованием компрессорной уста­новки УКС-400В или иного компрессорного оборудования, установленного на передвижных базах ГДЗС.


Остаточное давление в транспортном баллоне с воздухом должно быть не менее 0,5 МПа.

Учет наполненных воздухом малолитражных и транспортных бал­лонов ведется в журнале учета наполнения баллонов воздухом (табл. 11.9).

Таблица 11.9


Журнал учета наполнения баллонов воздухом

Начат

Окончен

Транспортный баллон

Номер

Дата получения баллона

Наименование предприятия и его товарный знак

Номер партии

Номер баллона

Объемная доля кислорода, %

наполненного баллона

1

2

3

4

5

6

308

Окончание табл. 11.9

Вместимость баллона, л

Давление, МПа

Дата наполне­ния баллона

Ф.И.О. лица, напол­нявшего баллон

В какое подразделе­ние выдан баллон

Подпись лица, полу­чившего баллон

7

8

9

10

11

12

При эксплуатации баллонов дыхательных аппаратов, с ограничен­ным количеством циклов нагружения, требуется вести учет циклов на­полнения баллонов воздухом. Для этого на каждый баллон, в соответст­вии с паспортом, заводится формуляр по учету количества циклов напол­нения баллонов (табл. 11.10).

Таблица 11.10

Формуляр по учету количества циклов наполнения баллона
Баллон

(марка баллона)

Заводской номер

Дата изготовления_

{месяц и год)



№п/п

Дата

Давление наполнения баллона, МПа

Подпись, лица наполнявшего баллон

1

2

3

4













11.3.4.2. Требования безопасности при эксплуатации компрессорных установок и баллонов

При эксплуатации компрессорных установок для наполнения кис­лородом (воздухом) баллонов СИЗОД необходимо руководствоваться тре­бованиями Правил охраны труда в подразделениях ГПС, "Правил уст­ройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденных Госгортехнадзором инструкций по эксплуатации компрес­сорных установок и СИЗОД, а также настоящим наставлением по ГДЗС.

К обслуживанию компрессорных установок допускаются старшие мастера (мастера) ГДЗС и лица их замещающие после прохождения обу­чения по программе ГУГПС МЧС России, согласованной с Госгортехнад­зором России. Допуск оформляется приказом органа управления ГПС.

При работе с дожимающими кислородными компрессорами запре­щается использовать их для попеременной перекачки воздуха и кислорода.

После пребывания людей в помещении, обогащенном кислородом, запрещается в течении 20-30 минут подходить к открытому источнику огня, электрическим нагревательным приборам, курить.

При работе с компрессорами не допускается:

производить ремонт работающих компрессоров;

устранять неисправности систем, находящихся под давлением;

проводить ремонтные работы без принятия мер, предотвращающих ошибочное включение компрессора в работу;

выполнять работы, связанные с обслуживанием и ремонтом компре­ссоров и кислородных баллонов, в промасленной одежде. Приступать к работе можно только с вымытыми мылом руками и обезжиренным инст­рументом;

309


наполнять баллоны кислородом (воздухом) выше рабочего давления.

Проверка компрессора на герметичность проводится комиссионно после его монтажа в соответствии с техническим описанием и руководст­вом по эксплуатации. После проверки составляется акт приемки в экс­плуатацию в порядке, определяемом органом управления ГПС.

Если при работе компрессора появляются стуки, удары, характер­ный шум, вибрация, нагрев подшипников, выход из строя измеритель­ных приборов, утечка воздуха (кислорода) и т.д., необходимо немедлен­но приостановить работу и устранить неисправности.

Примечание. В случае выхода из строя компрессора по вине предприятия-изготовителя, в период действия его гарантийных обязательств, на предприятие-изготовитель и в ГУГПС МЧС России направляется рекламация.

Баллоны, наполняемые кислородом (воздухом), должны прочно крепиться к раздаточным рампам компрессоров.

Запрещается наполнять кислородом (воздухом) баллоны в случаях, когда:

истек назначенный срок службы;

просрочен срок очередного освидетельствования;

выработан ресурс наполнения (циклов нагружения) баллона;

поврежден корпус баллона (сильная коррозия, вмятины, вздутия, раковины или риски);

неисправны вентили (повреждена резьба штуцера, изогнут или поломан шточок, кольцевые вмятины во фторопластовой вставке клапана, утечка кислорода (воздуха) через клапан и сальниковую гайку, затруднен поворот маховичка вентиля);

отсутствует надлежащая окраска или надписи;

отсутствует избыточное давление кислорода (воздуха);

отсутствуют установленные клейма.

Прием базами ГДЗС наполненных кислородом (воздухом) транс­портных баллонов и их эксплуатация не допускаются в случаях, если:

истек срок их периодического освидетельствования;

окраска и надписи не соответствуют предъявляемым требованиям;

отсутствует паспорт с указанием влажности воздуха (для баллонов с воздухом);

неисправны вентили;

повреждены, косо или слабо насажены башмаки.

При истечении срока годности медицинский кислород, содержа­щийся в транспортных и малолитражных баллонах, должен быть выпущен в окружающую среду вне помещений. При этом необходимо:

установить скорость истечения кислорода такой, чтобы избежать
обмерзания вентиля;

обеспечить свободное пространство перед входным отверстием штуцера вентиля не менее 2 м;

исключить возможность наличия вблизи сброса кислорода открытого огня, нагревательных приборов и легковоспламеняющихся веществ.

310

12. АВТОМОБИЛИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ

СЛУЖБЫ

12.1. Назначение, устройство и тактико-технические характеристики автомобилей газодымозащитной службы (АГ)

12.1.1. Общий обзор и технические характеристики АГ

Для обеспечения эффективной борьбы с дымом и газами при туше­нии пожаров на важных объектах химической, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, судоремонтных и судостроительных заводах и др. в гарнизонах пожарной охраны создаются отделения ГДЗС на специальных автомобилях АГ.

Количество автомобилей ГДЗС, вводимых в штаты подразделений ВПО, определяется в зависимости от числа жителей в городе (табл. 12.1).

Таблица 12.1




Число жителей в городе, тыс. чел.

350-700

700-1250

1250-2000

Св. 2000

Кол-во АГ

1

2

3

4

При введении таких автомобилей в штаты ВПО городов необхо­димо предусматривать 50%-ный резерв.

В соответствии с ГОСТ 12.2.047 (п. 23) пожарным газодымозащитным автомобилем называется пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности. Он предназначен (НПБ 194, п. 2.1) для:

а) доставки к месту пожара (аварии) личного состава газодымоза­
щитной службы (ГДЗС), средств индивидуальной защиты органов дыха­
ния и зрения (СИЗОД), пожарно-технического вооружения (ПТВ);

б) развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста ГДЗС;

в) освещения места пожара (аварии);

г) обеспечения электроэнергией на пожаре (аварии) вывозимого
электрооборудования — электроинструмента, дымососов, прожекторов и
Др.

Использование специализированных отделений ГДЗС позволяет