Файл: Учебник Под общей редакцией д т. н., профессора Е. А. Мешалкина Москва 2003 удк ббк г.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1799
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
работы блока очистки и осушки (по времени или по количеству запол-
307
ненных баллонов) с целью предотвращения проскока вредных примесей.
Время работы фильтрующего устройства и количество наполненных баллонов фиксируется в журнале учета работы фильтра очистки воздуха.
Качество воздуха необходимо проверять:
перед началом эксплуатации компрессорных установок и фильтров очистки и осушки воздуха;
после ремонта компрессора;
после замены компонентов фильтра;
при жалобах на качество воздуха со стороны газодымозащитников.
Примечание. Запрещается допускать к эксплуатации компрессорные установки без лабораторного анализа воздуха.
Контроль качества воздуха на отсутствие вредных примесей должен проводиться местными санитарно-эпидемиологическими станциями, промышленно-санитарными лабораториями предприятий и др. с оформлением соответствующего заключения (сертификата).
Пробы воздуха, предназначенного для анализа, отбираются из штуцера компрессора после фильтров.
При обнаружении в сжатом воздухе вредных примесей, содержание которых превышает указанные значения, необходимо выяснить и устранить причину неисправности, после чего провести анализ воздуха.
При наполнении новых воздушных баллонов или при отсутствии в поступивших для наполнения баллонах остаточного давления воздуха, их промывают воздухом. Для этого каждый баллон наполняется воздухом до давления 4-5 МПа, затем воздух выпускается. После чего баллон считается пригодным для наполнения его до рабочего давления.
При получении транспортных баллонов с воздухом, качество воздуха должно подтверждаться соответствующим документом предприятия, которое произвело наполнение баллонов.
Запрещается наполнение малолитражных баллонов дыхательных аппаратов и транспортных баллонов неочищенным техническим воздухом.
Наполнение баллонов дыхательных аппаратов может осуществляться непосредственно на пожарах с использованием компрессорной установки УКС-400В или иного компрессорного оборудования, установленного на передвижных базах ГДЗС.
Остаточное давление в транспортном баллоне с воздухом должно быть не менее 0,5 МПа.
Учет наполненных воздухом малолитражных и транспортных баллонов ведется в журнале учета наполнения баллонов воздухом (табл. 11.9).
Таблица 11.9
Журнал учета наполнения баллонов воздухом
Начат
308
Окончание табл. 11.9
При эксплуатации баллонов дыхательных аппаратов, с ограниченным количеством циклов нагружения, требуется вести учет циклов наполнения баллонов воздухом. Для этого на каждый баллон, в соответствии с паспортом, заводится формуляр по учету количества циклов наполнения баллонов (табл. 11.10).
Таблица 11.10
Формуляр по учету количества циклов наполнения баллона
Баллон
(марка баллона)
Заводской номер
Дата изготовления_
{месяц и год)
11.3.4.2. Требования безопасности при эксплуатации компрессорных установок и баллонов
При эксплуатации компрессорных установок для наполнения кислородом (воздухом) баллонов СИЗОД необходимо руководствоваться требованиями Правил охраны труда в подразделениях ГПС, "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденных Госгортехнадзором инструкций по эксплуатации компрессорных установок и СИЗОД, а также настоящим наставлением по ГДЗС.
К обслуживанию компрессорных установок допускаются старшие мастера (мастера) ГДЗС и лица их замещающие после прохождения обучения по программе ГУГПС МЧС России, согласованной с Госгортехнадзором России. Допуск оформляется приказом органа управления ГПС.
При работе с дожимающими кислородными компрессорами запрещается использовать их для попеременной перекачки воздуха и кислорода.
После пребывания людей в помещении, обогащенном кислородом, запрещается в течении 20-30 минут подходить к открытому источнику огня, электрическим нагревательным приборам, курить.
При работе с компрессорами не допускается:
производить ремонт работающих компрессоров;
устранять неисправности систем, находящихся под давлением;
проводить ремонтные работы без принятия мер, предотвращающих ошибочное включение компрессора в работу;
выполнять работы, связанные с обслуживанием и ремонтом компрессоров и кислородных баллонов, в промасленной одежде. Приступать к работе можно только с вымытыми мылом руками и обезжиренным инструментом;
309
наполнять баллоны кислородом (воздухом) выше рабочего давления.
Проверка компрессора на герметичность проводится комиссионно после его монтажа в соответствии с техническим описанием и руководством по эксплуатации. После проверки составляется акт приемки в эксплуатацию в порядке, определяемом органом управления ГПС.
Если при работе компрессора появляются стуки, удары, характерный шум, вибрация, нагрев подшипников, выход из строя измерительных приборов, утечка воздуха (кислорода) и т.д., необходимо немедленно приостановить работу и устранить неисправности.
Примечание. В случае выхода из строя компрессора по вине предприятия-изготовителя, в период действия его гарантийных обязательств, на предприятие-изготовитель и в ГУГПС МЧС России направляется рекламация.
Баллоны, наполняемые кислородом (воздухом), должны прочно крепиться к раздаточным рампам компрессоров.
Запрещается наполнять кислородом (воздухом) баллоны в случаях, когда:
истек назначенный срок службы;
просрочен срок очередного освидетельствования;
выработан ресурс наполнения (циклов нагружения) баллона;
поврежден корпус баллона (сильная коррозия, вмятины, вздутия, раковины или риски);
неисправны вентили (повреждена резьба штуцера, изогнут или поломан шточок, кольцевые вмятины во фторопластовой вставке клапана, утечка кислорода (воздуха) через клапан и сальниковую гайку, затруднен поворот маховичка вентиля);
отсутствует надлежащая окраска или надписи;
отсутствует избыточное давление кислорода (воздуха);
отсутствуют установленные клейма.
Прием базами ГДЗС наполненных кислородом (воздухом) транспортных баллонов и их эксплуатация не допускаются в случаях, если:
истек срок их периодического освидетельствования;
окраска и надписи не соответствуют предъявляемым требованиям;
отсутствует паспорт с указанием влажности воздуха (для баллонов с воздухом);
неисправны вентили;
повреждены, косо или слабо насажены башмаки.
При истечении срока годности медицинский кислород, содержащийся в транспортных и малолитражных баллонах, должен быть выпущен в окружающую среду вне помещений. При этом необходимо:
установить скорость истечения кислорода такой, чтобы избежать
обмерзания вентиля;
обеспечить свободное пространство перед входным отверстием штуцера вентиля не менее 2 м;
исключить возможность наличия вблизи сброса кислорода открытого огня, нагревательных приборов и легковоспламеняющихся веществ.
310
12. АВТОМОБИЛИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ
СЛУЖБЫ
12.1. Назначение, устройство и тактико-технические характеристики автомобилей газодымозащитной службы (АГ)
12.1.1. Общий обзор и технические характеристики АГ
Для обеспечения эффективной борьбы с дымом и газами при тушении пожаров на важных объектах химической, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, судоремонтных и судостроительных заводах и др. в гарнизонах пожарной охраны создаются отделения ГДЗС на специальных автомобилях АГ.
Количество автомобилей ГДЗС, вводимых в штаты подразделений ВПО, определяется в зависимости от числа жителей в городе (табл. 12.1).
Таблица 12.1
При введении таких автомобилей в штаты ВПО городов необходимо предусматривать 50%-ный резерв.
В соответствии с ГОСТ 12.2.047 (п. 23) пожарным газодымозащитным автомобилем называется пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности. Он предназначен (НПБ 194, п. 2.1) для:
а) доставки к месту пожара (аварии) личного состава газодымоза
щитной службы (ГДЗС), средств индивидуальной защиты органов дыха
ния и зрения (СИЗОД), пожарно-технического вооружения (ПТВ);
б) развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста ГДЗС;
в) освещения места пожара (аварии);
г) обеспечения электроэнергией на пожаре (аварии) вывозимого
электрооборудования — электроинструмента, дымососов, прожекторов и
Др.
Использование специализированных отделений ГДЗС позволяет
307
ненных баллонов) с целью предотвращения проскока вредных примесей.
Время работы фильтрующего устройства и количество наполненных баллонов фиксируется в журнале учета работы фильтра очистки воздуха.
Качество воздуха необходимо проверять:
перед началом эксплуатации компрессорных установок и фильтров очистки и осушки воздуха;
после ремонта компрессора;
после замены компонентов фильтра;
при жалобах на качество воздуха со стороны газодымозащитников.
Примечание. Запрещается допускать к эксплуатации компрессорные установки без лабораторного анализа воздуха.
Контроль качества воздуха на отсутствие вредных примесей должен проводиться местными санитарно-эпидемиологическими станциями, промышленно-санитарными лабораториями предприятий и др. с оформлением соответствующего заключения (сертификата).
Пробы воздуха, предназначенного для анализа, отбираются из штуцера компрессора после фильтров.
При обнаружении в сжатом воздухе вредных примесей, содержание которых превышает указанные значения, необходимо выяснить и устранить причину неисправности, после чего провести анализ воздуха.
При наполнении новых воздушных баллонов или при отсутствии в поступивших для наполнения баллонах остаточного давления воздуха, их промывают воздухом. Для этого каждый баллон наполняется воздухом до давления 4-5 МПа, затем воздух выпускается. После чего баллон считается пригодным для наполнения его до рабочего давления.
При получении транспортных баллонов с воздухом, качество воздуха должно подтверждаться соответствующим документом предприятия, которое произвело наполнение баллонов.
Запрещается наполнение малолитражных баллонов дыхательных аппаратов и транспортных баллонов неочищенным техническим воздухом.
Наполнение баллонов дыхательных аппаратов может осуществляться непосредственно на пожарах с использованием компрессорной установки УКС-400В или иного компрессорного оборудования, установленного на передвижных базах ГДЗС.
Остаточное давление в транспортном баллоне с воздухом должно быть не менее 0,5 МПа.
Учет наполненных воздухом малолитражных и транспортных баллонов ведется в журнале учета наполнения баллонов воздухом (табл. 11.9).
Таблица 11.9
Журнал учета наполнения баллонов воздухом
Начат
Окончен | |||||
Транспортный баллон | Номер | ||||
Дата получения баллона | Наименование предприятия и его товарный знак | Номер партии | Номер баллона | Объемная доля кислорода, % | наполненного баллона |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
308
Окончание табл. 11.9
Вместимость баллона, л | Давление, МПа | Дата наполнения баллона | Ф.И.О. лица, наполнявшего баллон | В какое подразделение выдан баллон | Подпись лица, получившего баллон |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
При эксплуатации баллонов дыхательных аппаратов, с ограниченным количеством циклов нагружения, требуется вести учет циклов наполнения баллонов воздухом. Для этого на каждый баллон, в соответствии с паспортом, заводится формуляр по учету количества циклов наполнения баллонов (табл. 11.10).
Таблица 11.10
Формуляр по учету количества циклов наполнения баллона
Баллон
(марка баллона)
Заводской номер
Дата изготовления_
{месяц и год)
№п/п | Дата | Давление наполнения баллона, МПа | Подпись, лица наполнявшего баллон |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
11.3.4.2. Требования безопасности при эксплуатации компрессорных установок и баллонов
При эксплуатации компрессорных установок для наполнения кислородом (воздухом) баллонов СИЗОД необходимо руководствоваться требованиями Правил охраны труда в подразделениях ГПС, "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденных Госгортехнадзором инструкций по эксплуатации компрессорных установок и СИЗОД, а также настоящим наставлением по ГДЗС.
К обслуживанию компрессорных установок допускаются старшие мастера (мастера) ГДЗС и лица их замещающие после прохождения обучения по программе ГУГПС МЧС России, согласованной с Госгортехнадзором России. Допуск оформляется приказом органа управления ГПС.
При работе с дожимающими кислородными компрессорами запрещается использовать их для попеременной перекачки воздуха и кислорода.
После пребывания людей в помещении, обогащенном кислородом, запрещается в течении 20-30 минут подходить к открытому источнику огня, электрическим нагревательным приборам, курить.
При работе с компрессорами не допускается:
производить ремонт работающих компрессоров;
устранять неисправности систем, находящихся под давлением;
проводить ремонтные работы без принятия мер, предотвращающих ошибочное включение компрессора в работу;
выполнять работы, связанные с обслуживанием и ремонтом компрессоров и кислородных баллонов, в промасленной одежде. Приступать к работе можно только с вымытыми мылом руками и обезжиренным инструментом;
309
наполнять баллоны кислородом (воздухом) выше рабочего давления.
Проверка компрессора на герметичность проводится комиссионно после его монтажа в соответствии с техническим описанием и руководством по эксплуатации. После проверки составляется акт приемки в эксплуатацию в порядке, определяемом органом управления ГПС.
Если при работе компрессора появляются стуки, удары, характерный шум, вибрация, нагрев подшипников, выход из строя измерительных приборов, утечка воздуха (кислорода) и т.д., необходимо немедленно приостановить работу и устранить неисправности.
Примечание. В случае выхода из строя компрессора по вине предприятия-изготовителя, в период действия его гарантийных обязательств, на предприятие-изготовитель и в ГУГПС МЧС России направляется рекламация.
Баллоны, наполняемые кислородом (воздухом), должны прочно крепиться к раздаточным рампам компрессоров.
Запрещается наполнять кислородом (воздухом) баллоны в случаях, когда:
истек назначенный срок службы;
просрочен срок очередного освидетельствования;
выработан ресурс наполнения (циклов нагружения) баллона;
поврежден корпус баллона (сильная коррозия, вмятины, вздутия, раковины или риски);
неисправны вентили (повреждена резьба штуцера, изогнут или поломан шточок, кольцевые вмятины во фторопластовой вставке клапана, утечка кислорода (воздуха) через клапан и сальниковую гайку, затруднен поворот маховичка вентиля);
отсутствует надлежащая окраска или надписи;
отсутствует избыточное давление кислорода (воздуха);
отсутствуют установленные клейма.
Прием базами ГДЗС наполненных кислородом (воздухом) транспортных баллонов и их эксплуатация не допускаются в случаях, если:
истек срок их периодического освидетельствования;
окраска и надписи не соответствуют предъявляемым требованиям;
отсутствует паспорт с указанием влажности воздуха (для баллонов с воздухом);
неисправны вентили;
повреждены, косо или слабо насажены башмаки.
При истечении срока годности медицинский кислород, содержащийся в транспортных и малолитражных баллонах, должен быть выпущен в окружающую среду вне помещений. При этом необходимо:
установить скорость истечения кислорода такой, чтобы избежать
обмерзания вентиля;
обеспечить свободное пространство перед входным отверстием штуцера вентиля не менее 2 м;
исключить возможность наличия вблизи сброса кислорода открытого огня, нагревательных приборов и легковоспламеняющихся веществ.
310
12. АВТОМОБИЛИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ
СЛУЖБЫ
12.1. Назначение, устройство и тактико-технические характеристики автомобилей газодымозащитной службы (АГ)
12.1.1. Общий обзор и технические характеристики АГ
Для обеспечения эффективной борьбы с дымом и газами при тушении пожаров на важных объектах химической, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, судоремонтных и судостроительных заводах и др. в гарнизонах пожарной охраны создаются отделения ГДЗС на специальных автомобилях АГ.
Количество автомобилей ГДЗС, вводимых в штаты подразделений ВПО, определяется в зависимости от числа жителей в городе (табл. 12.1).
Таблица 12.1
| Число жителей в городе, тыс. чел. | |||
350-700 | 700-1250 | 1250-2000 | Св. 2000 | |
Кол-во АГ | 1 | 2 | 3 | 4 |
При введении таких автомобилей в штаты ВПО городов необходимо предусматривать 50%-ный резерв.
В соответствии с ГОСТ 12.2.047 (п. 23) пожарным газодымозащитным автомобилем называется пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности. Он предназначен (НПБ 194, п. 2.1) для:
а) доставки к месту пожара (аварии) личного состава газодымоза
щитной службы (ГДЗС), средств индивидуальной защиты органов дыха
ния и зрения (СИЗОД), пожарно-технического вооружения (ПТВ);
б) развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста ГДЗС;
в) освещения места пожара (аварии);
г) обеспечения электроэнергией на пожаре (аварии) вывозимого
электрооборудования — электроинструмента, дымососов, прожекторов и
Др.
Использование специализированных отделений ГДЗС позволяет